Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » ««Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе "Школа -2100" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
««Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе "Школа -2100" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Методическая разработка.
Тема: «Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа -2100» ». При переходе обучения детей из системы Занкова к программе «Школа – 2100», я столкнулась с проблемой, где большинство уроков построены с учётом использования проблемно – диалогической технологии. Я заинтересовалась этой технологией и изучи-ла её. Изучив литературу по проблемно – диалогической технологии, я пришла к вы-воду, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика на-чальных классов основана на формировании умений и навыков, и уходит на это очень много времени, а это репродуктивные этапы урока. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что–то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и на-правляет их мышление. И научить этому, можно только начиная с начальной школы. В своей практике любой учитель, в том числе и я, старается использовать любые методы, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели. Я считаю, что про-блемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности ученика и воспи-тывает активность личности. Почему же проблемный диалог даёт более прочные знания? 1. Постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается прак-тически весь класс, отсюда следует, что этот метод мотивирует учеников к ус-воению нового материала. 2. Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Можно сделать вывод: проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса. Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Он ак-тивно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление и особенно речь. Проблемный диалог воспитывает активную личность, так как для диалога с учи-телем ученику нужны и смелость и решительность. Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия зна-ний. При подготовке проблемного урока учебную проблему можно поставить тремя методами: 1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. 2. Подводящий к теме диалог. 3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Коренное отличие всех этих методов в той мыслительной работе, которую вы-полняют ученики, и, следовательно, в развивающем эффекте. При выходе из проблем-ной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать про-блему, т. е. осуществить подлинно творческие действия. В результате развиваются творческие способности, конечно, речь. Подводящий диалог активно задействует логи-ческое мышление учащихся, а также и речь. При сообщении темы с мотивирующим приёмом ученики и не думают, и не говорят, поэтому развивающий эффект здесь отсут-ствует. Но в то же время у всех трёх способов есть и принципиальное сходство: каждый завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на во-прос, который поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой их умело, заинтриговал учитель. Любым из трёх путей педагог вызывает у школьников интерес к тому новому материалу, который предстоит изучить сегодня. Таким образом, все эти три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию учащихся. Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы: I. Побуждающий диалог. Этот метод постановки учебной проблемы требует от учителя последователь-ного осуществления следующих действий: • Создание проблемной ситуации; • Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; • Побуждения к формулированию учебной проблемы; • Принятия предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы. Математика. Тема: «Величины. Объём. Литр». Учитель Ученики На доске карточки с опорными словами: весы длина сантиметр величина масса килограмм линейка объём - Разбейте слова на группы. - Докажите свой выбор. - Почему слово «объём» не отнесли ни в ка-кую группу? - Какова же тема урока? величина длина масса линейка весы сантиметр килограмм - Величина длины измеряется ли-нейкой, единица измерения санти-метр. - Величина массы измеряется с по-мощью весов, единица измерения килограмм. - Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает. - Объём и его единицы измерения. Математика. Тема: «Табличное вычитание с переходом через десяток». Учитель Ученики - Прочитайте выражения, записанные на дос-ке: 9+3 8+2 10+2 16-7 - Найдите значения этих выражений. - Все смогли выполнить это задание или у ко-го-то возникли затруднения? Где возникли затруднения? - Почему у вас возникли затруднения? - Как вы думаете, а какая будет тема урока? Дети читают хором. Дети сталкиваются с проблемой вы-читания чисел с переходом через де-сяток. - Не смогли найти значение послед-него выражения. - Раз кругов и треугольников поровну, а квадратов и треугольников не поровну, значит квадратов и кругов не поровну. - Сравнение группы предметов. Математика . Тема: «Числовой отрезок». На доске учитель чертит прямую и рассказывает детям о том, как строится число-вой отрезок. Рассматриваем, как изменяются числа при движении по числовому от-резку. Учитель Ученики - Вова искал значение выражения 1+1. От какого числа начинаем движение? - Назовите число к которому мы при-шли. - Как изменилось число? - Записываем числовое выражение 1+1=2 - Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Дети пальчиком показывают движе-ние по числовому отрезку в книге. Называют число 2. - Увеличилось на 1. - Считать с помощью числового от-резка. Я и мир вокруг. Тема: «Путешествие Колобка». Учитель Ученики - Что у меня в руке? - Всегда ли она была булочкой? - А вы знаете, что наша булочка похожа на сказочного героя. Какого? Почему? -Какова тема урока? - Булочка. - Нет, она была тестом, мукой, пшени-цей. - Колобка. Он был тестом, мукой, пшеницей и бу-лочка путешественница, как и Колобок. - Путешествие булочки. Полезные привычки. Тема: «Множество решений». Класс делится на группы, каждой группе раздаются предметы (шишка, газета, ка-тушка, пластиковая бутылка, коробка из – под конфет) и даётся задание: • Что можно сделать из этого предмета? После обсуждения выслушиваются варианты ответов групп. Учитель Ученики - Сколько вариантов решения этой про-блемы у вас было? - Почему вы не выбрали только один? -Какова тема урока? - Много вариантов. - Тяжело было выбрать, все варианты были интересными и не хотели никого обидеть. - Множество решений. III. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сооб-щает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использо-вать приём «яркое пятно», которое состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. Математика. Тема: «Число три. Цифра 3». Учитель: В далёкие времена люди с большим трудом научились считать: сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что–то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом 2, обозначало «всё». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, совершенст-вом, счастливым числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня, мы с вами тоже познакомимся с новым числом – три. Обучение грамоте. Тема: «Из чего сделаны слова?» На доске запись слов: РЯБИНА МАК ТРАВА СТОЛ Дети читают хором. Учитель Ученики - Какое слово будет «лишним»? Почему? - Кто сделал стол? - Из чего сделан стол? - Как вы думаете, из чего сделаны слова? Хотите узнать? - Сегодня, мы постараемся ответить на этот вопрос и узнаем из его сделаны сло-ва? - СТОЛ. Все слова – это «живая» природа, а стол – «неживая» природа. - Человек. - Стол сделан из дерева. - Не знаем. - Хотим узнать. Второй приём – «актуальность» - связан с пониманием практической значимости зна-ний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни. Математика. Тема: «Числа от 1 до 20». Учитель: На доске представлен числовой ряд, прочитайте его: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Как вы думаете, хватит ли этих чисел, чтобы определить страницу в учеб-нике, а записать сегодняшнее число? Ученики: Нет. Нам нужны ещё числа. Учитель: Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься сегодня на уроке? Ученики: Будем знакомиться с новыми числами. Русский язык. Тема: «Перенос слов». Учитель Ученики - Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? - Как вы думаете, переносить слова с од-ной строки на другую нужно по правилам или так, как захотите? - Сегодня вы узнаете правила переноса и потренируетесь в переносе слов. - Мы перенесём это слово. - Должны быть правила по которым надо переносить слова? Обучение грамоте. Тема: «Ударение». Учитель Ученики У меня на доске две схемы, чем они отли-чаются и чем они сходны? - Я сейчас озвучу эти схемы: Маша Денис - Можно ли по схеме догадаться, где слово «Маша», а где слово «Денис»? - Чем отличаются в произношении эти слова? - Так можно ли не умея, записывать буквы, различать схемы слов? - Мы сегодня познакомимся со значением нового слова «ударение» и узнаем для че-го оно нам нужно. - Сходство: два слога, в каждом слоге есть гласная. Ничем не отличаются. - Нет нельзя, потому что схемы похо-жи. - Одну часть в слове вы тянули доль-ше. - Да. Таким образом, готовя уроки, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплотить это на своих уроках. Я считаю, что проблемное обучения – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьёз и надолго. Поэтому овладевать этой технологией я буду ещё глубже. Авторские права: Новак Надежда Анатольевна Пожалуйста, оцените конспект - ««Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе "Школа -2100": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13590 |
Конспект прислал: novak- nadezhda 26 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||