");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Мастер-класс "Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Мастер-класс "Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Новый Оскол Белгородской области











МАСТЕР – КЛАСС


«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
на примере работы объединения «Пластика бумаги»




Подготовила:
Попова Н.А.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2 с УИОП»
г. Новый Оскол








Новый Оскол
2012


Мастер – класс
Тема: «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС»

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально–экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к обучению школьников. Традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место компетентностному подходу. Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые образовательные технологии. Они и находят своё отражение в образовательных стандартах второго поколения. Одна из таких технологий – технология проблемно–диалогического обучения.

Автор этой технологии Мельникова Елена Леонидовна. Вот что она говорит о разработанной ею технологии: «Проблемный диалог – главное дело моей жизни. Это два десятка лет исследований, сотни лекций по всей стране, тысячи открытых уроков и конспектов. В живом контакте с учительством наращивались крупные блоки технологии и оттачивались мелкие ее детали. Сегодня проблемный диалог широко шагает по стране, находит новых сторонников и несет свой позитив всем: и тем, кого обучают, и тем, кто обучает».
Данная технология применяется на уроках открытия новых знаний. Но если разобраться, то каждое занятие во внеурочной деятельности – это и есть открытие чего-то нового.
Нельзя сказать, что к использованию этой технологии я пришла, только начав работать по апробации ФГОС в нашей школе. До того момента, я использовала её в учебной деятельности, в том числе и на уроках технологии.
Что поспособствовало, моему выбору именно этой формы обучения. Мне, можно сказать, в своё время посчастливилось работать по программе Л.В. Занкова. И проходя курсы повышения квалификации, я познакомилась с Татьяной Николаевной Просняковой. Мне очень понравился её подход к проведению уроков технологии. Она сказала, что не надо детям показывать образец изделия. Сначала мною это было принято в штыки. Но позже я поняла, что готовое изделие лишает детей самостоятельной творческой активности. Вот здесь и стал вопрос, а как детям донести идею изделия. На помощь пришла проблемно-диалоговая технология, сразу разрешившая все вопросы.

Сегодня я хочу показать возможности использования проблемно-диалогической технологии во внеурочной деятельности для активизации мыслительной деятельности учащихся и развития творческого мышления в процессе занятий в объединении «Пластика бумаги».
Для начала хотелось бы коротко познакомить вас с тем, что представляет собой, данная технология.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких занятиях ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:
- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;
- отсутствие внимания учителя к ребёнку;
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
- неумение учителя быть хорошим слушателем.
В начале занятия учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию. Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему.
В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы, чаще используя практические методы работы. Выполняя практическую работу, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Данная форма построения занятия вызывает у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы занятия, показу образца и получению чёткой инструкции по его выполнению, не всегда понятной каждому ребёнку. Чаще данная форма построения занятия приводит к неуспеху, разочарованию, потере интереса. А внеурочная деятельность не может быть построена на отсутствии интереса.
Приведу пример одного из занятий с применением проблемно-диалоговой технологии.

Тема занятия: Конструирование из бумаги. Волшебные полоски.
Занятие проводилось во 2 классе.
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Занятие было построено как путешествие в волшебную страну Фантазия.

Занятие начинается со вступительной беседы, в содержании которой закладывается материал, необходимый для дальнейшего построения занятия. Происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, создание ситуации заинтересованности – интриги.
 Ребята, сегодня на занятии я вам предлагаю совершить путешествие в страну…. Ой, ребята, я кажется, забыла как эта страна называется. Сейчас, сейчас, у меня где-то здесь на листке было записано название этой страны.
 Не может быть! Представляете, когда я готовилась к нашему занятию, делала для вас образцы, я случайно разрезала лист с названием страны. Остались только полоски с буквами. Поможете мне собрать из обрезков слово?
 Ну, конечно! Страна называется ФАНТАЗИЯ!
 А приходилось ли вам, когда-нибудь бывать в этой стране? Что вы там делали?
 Вы знаете, я скажу вам по секрету, я тоже часто путешествую в эту страну, особенно, перед тем как прийти к вам на занятие. На прошлой неделе, я там побывала несколько раз и собрала много фантазий, которые спрятаны в этой замечательной коробочке. Но в неё мы с вами заглянем позже, а пока мы с вами продолжим учиться превращать обычные листы бумаги в различные предметы.
Следующий этап постановки проблемы и поиска её решения. На этом этапе актуализируются, ранее полученные знания и жизненный опыт учащихся и в подводящем диалоге дети подходят к проблеме занятия и впоследствии к поиску её решения.
 Сегодня на занятии мы с вами продолжим совершать превращения плоского листа бумаги в различные предметы.

 Посмотрите, что я держу в руках? (Шар, круг)

 Кто же ребята прав? (Объясняют каждое понятие)
 Скажите, в какой предмет мы будем сегодня учиться превращать наш лист бумаги? (В шар).
 Расскажите, как бы вы выполнили это превращение? (Рассматриваются варианты учащихся).
 Сейчас мы с вами проверим, кто из вас был самым внимательным в начале занятия. Какие детали я готовила к сегодняшнему занятию? (Полоски).
 Откуда появились полоски бумаги? (Разрезали лист на полосы).
 Как думаете, для чего? (Чтобы сделать из них шар).
 Закройте сейчас глазки, и попробуйте слетать в свою страну ФАНТАЗИЮ и поискать там ответ на вопрос «Как сделать шар из полосок бумаги?»
 Есть ли результат?
 Попробуйте выстроить последовательность действий при сборке шара.
 Я помогу вам, но если вдруг на каком-то этапе работы вы сможете догадаться, как завершить превращение в шар, поднимите руку. (Если есть необходимость)
После построения цепочки действий, дети самостоятельно собирают шар из полосок бумаги.
Следующий этап творческой деятельности учащихся, на котором учитель использует побуждающий диалог, предлагая продолжить самостоятельно превращение изделия.
 Мы с вами закончили превращение листа бумаги в шар, но это не всё. Помните мою коробочку из страны ФАНТАЗИИ?
 Собрав из полосок дома вот такой замечательных шарик, я подумала, а где я могу его применить? Я нашла много ответов на этот вопрос и все они здесь, в коробочке моих фантазий. Но прежде чем вам их показать, я хочу, чтобы вы тоже подумали над этим вопросом. Где можно использовать полученные вами шары, во что их можно превратить?
 Закройте глаза, сосредоточьтесь, пофантазируйте.
 Откройте нам ваши фантазии. (Дети рассказывают о своих вариантах декорирования изделия).
 Сейчас превратите ваши шарики, в то, что вам подсказывает фантазия. Для этого на столе есть полоски бумаги, которые вы тоже можете использовать.

 Вот и пришла пора открыть мне свою коробочку фантазий. Я тоже этим с вами с удовольствием поделюсь!

Надеюсь, что мой опыт пригодится и вам в вашей работе.
Благодарю за внимание!

Источники:
http://www.school2100.ru
http://nachalka1-4.ucoz.ru.
http://pdo-mel.ru/





Пожалуйста, оцените конспект - Мастер-класс "Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Оформление и содержание портфолио учителя
  • Конспект урока по математике:"Табличное умножение и деление. Умножение чис ...
  • использование проблемого обучения при реализации ФГОС
  • Информатика 3 класс
  • Упражнение в распознавании слов
  • Конспект урока "Числа 1 и 2. Цифра 2. Письмо цифры 2."
  • Конспект урока по технологии:Тема: «Сундучок СанбоО»
  • Конспект внеклассного мероприятия по информатике : "ПервоЛого"
  • Конспект урока по окружающему миру:" Наша страна Россиия" 1 класс
  • Анализ программы обучения грамоте и правописанию


  • 5990
    Конспект прислал: 21031976 18 ноября 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата