Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Программа организации процесса адаптации первоклассника |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Программа организации процесса адаптации первоклассника |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ в МОУ СОШ №1 г.Североуральска Свердловской области Составитель: Пронина Светлана Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Североуральска Свердловской области, (1 квалификационная категория) 2008 г. Адаптация первоклассников ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ВВЕДЕНИЕ Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: • сохранение физического, психического и социального здоровья детей; • установление контакта с учащимися, с учителем; • формирование адекватного поведения; • овладение навыками учебной деятельности. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников. Между 6-ю и 7-ю годами наступает новый уровень социального развития ребёнка. Он пытается выйти за рамки дошкольного возраста. На этой стадии характерна доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка, поэтому работа с будущими первоклассниками начинается именно со знакомство с семьёй. Это происходит задолго до того, как ребёнок станет первоклассником. 1. Работа администрации и учителей МОУ СОШ №1 начинается с проведения родительских собраний в детских садах № 23, 14, 36, 4. «Школа – дом – одна семья» - это организационное собрание для родителей будущих первоклассников (проводится в ноябре – декабре за год до посещения ребёнком школы). Цель собрания: познакомить родителей с психолого-педагогическими условиями школы, с материально-технической базой, с особенностями организации учебно-воспитательного процесса, традициями МОУ СОШ №1. 2. В январе начинается запись будущих первоклассников в школу (разработано положение о порядке приёма граждан в первый класс) 3. В мае проводятся первое классное собрание: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель собрания: познакомить родителей будущих первоклассников с классной комнатой, со зданием школы, с классным руководителем, с друг другом. Помочь родителям в подготовке ребёнка к будущей школьной жизни и новому социальному статусу: ученика. 4. В июне по желанию родителей и детей будущие первоклассники могут посещать лагерь дневного пребывания при МОУ СОШ №1, что помогает создать предпосылки к дальнейшей успешной адаптации ребёнка. 5. В конце августа проводится родительское собрание: «Трудности адаптации. Знакомство особенностями организации учебно-воспитательного процесса в первых классах» В течение года проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации специалистами МОУ СОШ №1 по вопросам адаптации. Деятельность педагогического коллектива школы № 1 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий: I. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды. II. Организация оздоровительно-профилактической работы. III. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. IV. Организация внеучебной жизни первоклассников. V. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества. VI. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению. Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития: 1. Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей действительности) 2. Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке. 3. Овладение посильными приёмами самостоятельной работы. 4. Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи. 5. Формирование нравственных и эстетических представлений. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. 1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников и его особенности. С целью избежать неравномерности распределения учебного и каникулярного времени, учитывая физический принцип чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников для сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года введён оптимальный годовой календарный график. Учебный год разбит на 5 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 2 периода. Второе полугодие разбито на 3 периода обучения (введены дополнительные каникулы в феврале). Учебный год первоклассников составляет 32 учебные недели. Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании». 2. Требования к организации учебно-воспитательного процесса: 1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов. 2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка - не более четырёх уроков 3. Первая неделя сентября - адаптационная, т.е. не проводятся занятия , Проводится работа по курсу «Введение в школьную жизнь», занятия строятся в виде познавательно-развлекательный мероприятий, с использованием дидактических и спортивных игр на воздухе. 4. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими и дидактическими играми с двигательной направленностью. 5. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). 6. 35-минутный урок в течение всего учебного года с обязательным проведением не менее двух физминуток по 1.5- 2 минуты каждая. Физминутки рекомендуется проводить на 10-20 минутах уроков. • задания разной степени трудности; • специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу; • предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. 1. Организация групп продленного дня. 2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей. 3. Организация экскурсии детей с городскими учреждениями дополнительного образования: «Дом творчества», ДК «Современник», ДЮСШ и др. с целью занять детей во внеучебное время, руководствуясь интересами детей. 4. Организация экскурсии детей в городской краеведческий музей, городские библиотеки с целью знакомства с информационным пространством города. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА. Работа методических объединений периода детства по обеспечению преемственности в развитии детей. 1. Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах, круглые столы с воспитателями, логопедами, психологами детских садов. 2. Взаимодействие с родителями первоклассников: • изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года; • ведение социального паспорта класса классным руководителем; • ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка; • из школы; коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания (разработана тематика родительских собраний и консультаций для первоклассников ПРИЛОЖЕНИЕ №2) • организация встреч со школьным психологом; • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе, создание классного актива, работа родительского комитета. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа имеет более длительный период адаптации, третья группа - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие: • адекватную самооценку своего положения ребенком; • правильные методы воспитания в семье; • отсутствие в семье конфликтных ситуаций; • благоприятный статус в группе сверстников и т.д. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие: • неправильные методы воспитания в семье; • функциональную неготовность к обучению в школе; • неудовлетворенность в общении со взрослыми; • неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения. При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта - развития ребёнка (передаётся детскими садами), в которой желательно отразить 4 уровня готовности к обучению по следующим параметрам: Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения (по Овчаровой Р.В.) 1. Психологическая и социальная готовность к школе: а) желание учиться в школе; б) учебная мотивация; в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию; г) организованность поведения. 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: а) фонематический слух, артикуляционный аппарат; б) мелкие мышцы руки; в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов кость; г) координация в системе «глаз - рука»; д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров). 3. Развитие познавательной деятельности: а) кругозор; б) развитие речи; в) развитие познавательной активности, самостоятельности; г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей); д) произвольность деятельности; е) контроль деятельности; ж) темп деятельности. 4. Состояние здоровья. Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а, следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения. Такими показателями являются: • способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности); • способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец); • способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память); • способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать; • словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха). Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его. Психологическое исследование процесса адаптации ребёнка в школе проводит школьный психолог в середине октября. С результатами исследования знакомит классного руководителя и родителей даёт рекомендации, консультации по коррекции признаков дезадаптации (разработана карта адаптации первоклассника ПРИЛОЖЕНИЕ №3). Педагоги используют следующие способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению: • рисунки на тему «Что мне нравится в школе»; • анкетирование родителей • карта адаптации первоклассника (заполняется в середине октябре - конце первой четверти педагогами, с учётом наблюдений психолога, логопеда, медицинского работника) тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с целью выделения учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников; • минутки рефлексии в конце урока. Планируемый результат работы по данной программе адаптации: 1. Отказывается ходить в школу. 2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию. 3. Отказывается выполнять задания. 4. Нестарательный, равнодушный к неудачам. 5. Негативно относится к неудачам, плачет. 6. «Присутствует» на уроке. 7. Нуждается в помощи и контроле. 8. Медленно включается в учебный процесс. 9. Наблюдается падение успеваемости. 10. Неаккуратный, несобранный, расхлябанный. К общению с ровесниками, учителями. 1.Агрессивный к детям (кричит, угрожает, жалуется учителю) 2. Ссорится, обзывает детей. 3. Кусается, царапается. 4. Отказывается от общения с детьми. 5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству. 6. Требует особого внимания к себе. 7. Избегает общения с учителем. 8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание. 9. Ни с кем не здоровается. 10.Создаёт конфликтные ситуации. Приложение №2. Примерная тематика бесед с родителями о здоровье детей. 1 класс. 1. Каков он здоровый ребёнок? Ведение дневника Здоровья первоклассника. Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов. 2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Трудности адаптации первоклассника. 3. Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья. 4. Основные принципы режима для младших школьников. Личная гигиена в режиме дня. 5. Гигиена питания. 6. Профилактика уличного травматизма. Безопасный путь в школу. 2 класс. 1. Гигиенические требования к организации учебной работы школьников в домашних условиях. 2. Поощрение и наказание в семье. 3. Состав пищи и рациональное питание младших школьников. 4. От чего зависит работоспособность младших школьников. 5. Об утомляемости младших школьников. 6. Воспитание правильной осанки. Роль корригирующей гимнастики в лечении нарушений осанки. 7. Здоровье наших детей. Полезные советы на каждый день. 8. Досуг наших детей: телевизор, компьютер. 3 класс. 1. Физическое воспитание детей в семье ( утренняя гимнастика, игры, прогулки, экскурсии, походы) 2. Предупреждение близорукости у младших школьников. 3. Режим просмотра передач для младших школьников. 4. Здоровые и вредные привычки. 5. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. 6. Растить детей закалёнными. Правила поведения детей на свежем воздухе, на воде. 4 класс. 1. Роль семьи в предупреждении неврозов у детей. 2. Профилактика бытового и уличного травматизма. 3. Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение. 4. Причины и последствия детской агрессии. Ребёнок становится трудным… 5. Как уберечь ребёнка от насилия. Авторские права: Пронина С.М. Пожалуйста, оцените конспект - Программа организации процесса адаптации первоклассника: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9218 |
Конспект прислал: and2633 22 июня 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||