Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Типы уроков и их структура. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Типы уроков и их структура. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Типы уроков и их структура.
Процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков включают в себя восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья могут выступать на уроке в различных сочетаниях и определяют его разнообразное построение. Различная комбинация основных звеньев процесса усвоения знаний на уроке зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся, а также особенностей данного класса как коллектива. Так, например, введение значительного теоретического материала содержания образования начальной школы уже сейчас изменяется соотношение во времени объяснения учителя и самостоятельных занятий учащихся, что неизбежно влечет за собой изменения в построении урока. Структура урока меняется также в зависимости от характера основной его цели, определяющей соотношение различных звеньев учебной работы на уроке (сообщение новых знаний, их закрепление, упражнения учащихся), место их значения того или иного вида деятельности и их сочетания. Решающее влияние оказывают на построение урока возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки к самостоятельным занятиям. На первых парах обучения, когда учащиеся не научились еще длительное время концентрировать свое внимание на том или ином виде деятельности, учителю приходится чаще менять виды занятий. С возрастом учащиеся, с накоплением учебных умений и навыков меняется соотношение работы под руководством учителя и самостоятельных занятий учащихся на уроке. Учителю приходится считаться с особенностями класса как коллектива, его организованностью. Известно, например, что значительное место в проведении урока в начальной школе занимают игровые упражнения. Но если учитель не учтет при подборе игр особенностей класса, то вместо разрядки и восстановления работоспособности учащихся игра может привести к нарушению распорядка урока. Все это убеждает в том, что уроки не могут быть однотипными. Вопрос о типах уроков не является в дидактике до конца решенным. Спор ведется главным образом о принципе классификации уроков. Авторы различных пособий предлагают положить в основу классификации урока учебную цель, метод его проведения или составные звенья процесса обучения. В зависимости от этого предлагаются различные типы уроков. Наиболее принятой является классификация Б.П.Есипова. Он предложил, исходя из основной дидактической цели урока, а также место отдельного в системе уроков, наметить следующие типы уроков: I. Комбинированный урок. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. II. Урок сообщения новых знаний. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8. (основной – 5 этап) III. Урок повторения. 1, 3, 2, 4, 6, 8. (основной – 3 этап) IV. Урок закрепления. 1, 4, 7, 8. (основной – 7 этап) V. Урок проверки и оценки знаний. 1, 4, 3, 6, 8. VI. Урок обобщения и систематизации знаний. 1, 4, 3, 6, 8. Этапы урока: 1 – организационный этап; 2 – этап проверки домашнего задания; 3 – этап всесторонней проверки знаний; 4 – этап подготовки учащихся к усвоению нового материала; 5 – этап усвоения новых знаний; 6 – этап проверки понимания учащимися нового материала; 7 – этап закрепления нового материала; 8 – этап информации о домашнем задании; 3.Характеристика этапов урока. I этап – Организационный. 1) Дидактическая задача этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологически настроить учащихся на предстоящее занятие. 2) Содержание этапа: а) приветствие (выражение взаимного уважения); б) определение присутствующих (проявление интереса к учащимся); в) проверка готовности к уроку учащихся; г) организация внимания. 3) Показатели выполнения организационного момента: а) быстрое включение в деловой ритм; б) полная готовность класса и оборудования к уроку. 4) Условия получения положительного результата: а) требовательность, сдержанность учителя; б) Отсутствие многословия, ярко выраженная направленность педагога. II этап – проверки домашнего задания. 1) Дидактическая задача этапа – установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания всем классом; устранить обнаруженные пробелы в знаниях; совершенствовать знания и умения в ходе проверки. 2) Содержание этапа: а) выявление выполнения домашнего задания всем классом; б) выявление уровня знаний заданного на дом материала; в) определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления; г) ликвидация обнаруженных недочетов. 3) Показатели выполнения домашнего задания: а) выявление учителем за короткое время уровня знаний у большинства учащихся по заданному материалу; б) осуществление в ходе проверки актуализации и коррекции опорных знаний; в) ликвидация причин обнаруженных недостатков; г) степень выявления качества знаний материала, изученного дома. 4) Условия достижения положительного результата: а) оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; б) использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся. III этап – всесторонней проверки знаний. 1) Дидактическая задача – глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными примерами учения и самообразования. 2) Содержание этапа: а) проверка различными методами объема и качества усвоения материала; б) проверка образа мышления учащихся; в) проверка сформированности обще-учебных умений и навыков; г) комментирование ответов учащихся; д) оценка знаний, умений учащихся. 3) Показатели выполнения домашнего задания: а) проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также глубины, осознанности умения использовать на практике; б) активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. 4)Условия достижения положительных результатов: а) использование самых различных методов проверки; б) практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, осознанности знаний; в) создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний; г) привлечение специальными заданиями всех учащихся к активному слушанию ответов; д) создание атмосферы значительности, серьезности работы; е) поощрение ответов и замечаний с мест; ж) обоснование оценки ответа. IV этап – подготовки учащихся к усвоению нового материала. 1)Дидактическая задача этапа – организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. 2)Содержание этапа: а) сообщение темы, цели и задачи в изучении нового материала; б) показ практической значимости изучения нового материала; в) постановка перед учащимися учебных проблем. 3)Условия достижения положительного результата: а) предварительное обдумывание учителем формулировки целей, задач, практической значимости для учащихся нового материала; б) умение учителя четко и однозначно определять образовательную цель урока для учащихся; в) вариативность сообщения цели урока. 4)Показатели выполнения домашнего задания: а) активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; б) эффективность восприятия и осмысления нового материала; в) понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. V этап – усвоения новых знаний. 1)Дидактические задачи этапа: а) дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее вопроса; б) добиться от учащихся осознания обобщения новых знаний; в) на основе приобретенных знаний вырабатываются умения. 2)Содержание этапа: а) организация внимания; б) сообщение учителем нового материала; в) формирование понятий; г) работа по развитию мышления, памяти, воображения. 3)Показатели: а) качество ответов учащихся; б) активность учащихся. 4)Условия достижения положительного результата: а) использование приемов непроизвольного восприятия; б) точное, четкое определение существенных признаков изучаемых объектов; в) использование наглядности; г) запись плана, конспектов и т.д. VI этап – проверки понимания учащимися нового материала. 1)Дидактическая задача – установление осознания учащихся связей и отношений между фактами, новыми понятиями, устранение пробелов в понимании материала. 2)Содержание этапа: а) проверка учителем глубины осмысления нового материала; б) проверка понимания учащимися сущности нового материала. 3)Показатели в выполнении домашнего задания: а) учитель спрашивает средних и слабых учащихся; б) по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании нового материала; в) основной критерий в решении домашнего задания – выяснение уровня осознанности нового материала у средних и слабых учащихся. 4)Условия достижения положительного результата: а) использование учителем вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельности; б) создание стандартных ситуаций, использование знаний; в) обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти более рациональное решение; г) определение по качеству дополнительных ответов масштабов пробелов в понимании нового материала. VII этап – закрепления нового материала. 1)Дидактическая задача этапа – закрепить в памяти учащихся те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 2)Содержание этапа: а) закрепление новых знаний и умений; б) закрепление методики изучения вопроса; в) закрепление методики предстоящего ответа ученика для очередной проверки знаний. 3)Показатели выполнения домашнего задания: а) умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами, идеями; б) учение воспроизводить основные идеи нового материала; в) умение выделять существенные признаки ведущих понятий; г) активность учащихся. 4)Условия: а) не только припоминать, но и апеллировать знаниями, решить теоретические и практические задачи; б) использовать разнообразные приемы закрепления знаний. VIII этап – информации о домашнем задании. 1)Дидактическая задача этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику выполнения, подвести итоги урока. 2)Содержание: а) информация о домашнем задании; б) проверка понимания содержания работы; в) подведения итогов работы. 3)Показатели: Правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися. 4)Условия достижения положительного результата: а) обязательное проведение этого этапа урока в границе урока; б) умение в кратких и сжатых методических указаниях дать учащимся методику его выполнения; в) домашнее задание должно предусматривать углубление, закрепление и применение знаний; г) объем домашнего задания должен составлять 1/3 или ½ содержания урока. Пожалуйста, оцените конспект - Типы уроков и их структура.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7172 |
Конспект прислал: Калашникова 12 марта 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||