");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Метод проектов в школе


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Метод проектов в школе


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Глава первая- Общие представления о методе проектов.

1.ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы была выбрана в связи с широким вне¬дрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, т.к происходит постепенная компьюте¬ризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскры¬тии данной темы мы постараемся показать возможности использования ком¬пьютерной техники в обучении.
В данной курсовой работе преследуются следующие цели:
1.Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя физики.
2. Разработать метод проектов по физике на тему “Современные источники света”
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя физики.
2. Рассмотреть телекоммуникационный проект и его использование в учебном процессе;
2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя физики в школе.
Объектом исследования данной курсовой работы является использование информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования – использование метода проектов в деятельности учителя.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы,
- педагогическая апробация.
В первой главе даны понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, их использование в учебном процессе.

Во второй главе дается подробная поэтапная разработка проекта по физике на тему «Современные источники света».
Курсовая работа представлена в следующем объеме: основное со¬держание описано на 45 страницах, включающее 8 рисунков и 5 таблиц; при¬ложения приводятся на 12 листах; в качестве дополнительных материалов представлены разработанные презентации, буклеты и компьютерная модель на компакт-диске.

2.ЧТО ТАКОЕ МЕТОД ПРОЕКТОВ?

Уважаемые коллеги!

Здесь скрыта важная часть конспекта.
Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином.

Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты.



2.1.Немного об истории метода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

2.2.Понятие «Метод проектов»
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз¬вития креативности и одновременно формирования определенных личност¬ных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо¬культурной среде.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплоще¬ние комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необ¬ходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строить¬ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре¬бенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла¬нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:
а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс¬шие ступени.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо¬ментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро¬ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз¬решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само¬стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо¬ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити¬ческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель¬ность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
Ме¬тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри¬вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех¬нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи¬ческий результат, готовый к применению.
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
• монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;
• межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких пред¬метов, например, информатика, экономика;
• надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выпол¬няется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и те¬кущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

3.Основные требования к использованию метода проектов.
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле¬мы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической про¬блемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, рас¬крывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предпола¬гаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной про¬блемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, со¬вместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием по¬этапных результатов).
7.Использование исследовательских методов :
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле¬дования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круг¬лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про¬смотров, т.д.).
Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабаты¬вать данные, не владея определенными методами различных видов творче¬ской деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие ус¬пешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и тех¬нологией самого проектного метода.
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследова¬тельских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготови¬тельный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выде¬лить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым по¬требует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и форми¬рования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по сте¬пени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь воз¬можность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной дея¬тельности.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и кон¬кретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, конста¬тацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших мето¬дических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к ка¬честву проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами орга¬нов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В треть¬их, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Та¬ким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

3.1.Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль незави¬симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа¬гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон¬сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож¬но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь¬ников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль¬тернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про¬ектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно про¬демонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в дея¬тельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.
Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся пока¬зывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощ¬ника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс приме¬нения имеющихся знаний.

3.2.Роль учащихся в выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участ¬никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк¬тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно¬сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ¬ходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи¬тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем за¬щиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея¬тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель¬ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач¬но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю¬щего мира и себя в этом мире.

3.3.Оценка выполненного проекта
Как отмечает Чечель З.И., на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, ко¬торые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два ре¬зультата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирова¬ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собст¬венной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто оста¬ется вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам про¬ект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.
Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оце¬нивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует исполь¬зовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педаго¬гом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина.
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:
85 - 100 баллов - «11»;
70 - 85 баллов - «8»;
50 - 70 баллов - «5»;
менее 50 баллов - «2».
Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повто¬рить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопус¬тимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необхо¬димо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?
Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования про¬водить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать дру¬гие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элемен¬тами самостоятельного познания и получения информации.

4.Телекоммуникационный проект и его использование в учебном процессе
Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Теле¬коммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочислен¬ные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организо¬ванная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать бо¬лее высокий педагогический результат. Наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся раз¬ных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятель¬ности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

4.1.Общая характеристика телекоммуникационного проекта
Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая об¬щую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде все¬го, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметные. Решение про¬блемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегриро¬ванного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно междуна¬родном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предпо¬лагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлече¬ния свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как оп¬ределить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с при¬влечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях,
когда в ходе их выполнения:
• предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, со¬циальным, т.д., явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
• предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;
• предусматривается сравнительное изучение эффективности использо¬вания одного и того же или разных (альтернативных) способов реше¬ния одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффектив¬ного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа реше¬ния проблемы;
• предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то ра¬боты, будь то чисто практическая работа (выведение нового сорта рас¬тения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложе¬ний по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.);
• предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.
Организация телекоммуникационных проектов требует специ¬альной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и уча¬щихся.

От учителя требуется:
• умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи¬мые темы проектов;
• умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
• переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по сво¬ему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея¬тельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, группо¬вых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поиско¬вого, творческого плана;
• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
• если речь идет о международном проекте - практическое владение язы¬ком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее исто¬рии;
• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, теле¬коммуникационной технологией, пользованием базой данных, принте¬ром).

От учащихся требуется:
• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вво¬дить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользо¬вание компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электрон¬ных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
• владение коммуникативными навыками;
• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, со¬держащихся в телекоммуникационном проекте;
• в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.
Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникаци¬онной технологии:
• умение войти в сеть;
• умение составить и отправить по сети письмо;
• умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;
• структурировать полученные письма в специальной директории;
• ходить в электронные конференции, размещать там собственную ин¬формацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конфе¬ренциях информацию;
• входить в Интернет и пользоваться ее услугами.
Как видно из сказанного, требования к участникам совместного проек¬та достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми "правилами хорошего тона", без чего групповая работа да еще с партнерами, находящи¬мися на расстоянии, просто невозможна. К ним следует отнести, прежде все¬го:
• доброжелательность при всех обстоятельствах;
• обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
• взаимопомощь в работе;
• тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, ес¬ли она носит характер научного исследования;
• полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

4.2. Типология учебных телекоммуникационных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи¬ческим признакам можно отнести:
1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при¬ключенческий и т.д.
2.Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, язы¬ковые, культурологические (страноведческие), географические, исто¬рические, музыкальные.
3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, группо¬вые);
5.По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы про¬ектов:
• Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо проду¬манной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре¬зультатов;
• Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совмест¬ной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);
• Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участ¬ники принимают на себя определенные роли, обусловленные характе¬ром и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отно¬шения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Резуль¬таты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут выри¬совываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;
• Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предна¬значенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
• Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников про¬екта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газе¬та, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа дейст¬вий, проект закона, справочный материал, т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного про¬дукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных ре¬зультатов и возможных способов их внедрения в практику.

По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:
• литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные ти¬пы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе на¬писать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в га¬зету, альманах, стихи и т.д.;
• естественно - научные проекты чаще всего бывают исследователь¬скими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой , т.д., т.д.);
• экологические проекты так же, требуют привлечения исследователь¬ских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние жи¬вотные в городе и т.д.);
• языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, по¬скольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;
• культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоя¬щие соревнования любимых команд (или своих собственных); методи¬ки тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;
• исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие со¬бытий политических, социальных, анализировать какие-то историче¬ские события, факты;
• музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музы¬кой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжитель¬ность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоя¬тельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по на¬званным выше признакам.
В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используется исследовательский метод, и поэтому остановимся на характеристике этого метода.
Исследовательский метод или метод исследовательских проектов ос¬нован на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучно¬го методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах пред¬стоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение про¬цедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обра¬ботка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отче¬та и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он пре¬вращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из¬меняется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и рабо¬ту учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащих¬ся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуни¬кационных проектов появляется возможность разработки проектов по кон¬кретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных про¬ектов, поскольку, как уже говорилось, чисто" математические" или "биоло¬гические" проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.
В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, кото¬рые и явились типологическими признаками: практическое овладение язы¬ком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуни¬кативная природа общения.
В соответствии с указанными признаками можно предложить следую¬щую типологию телекоммуникационных проектов по иностранным языкам:
1.Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материа¬лом, формирование определенных речевых навыков и умений.
2. Лингвистические проекты, направленные на:
• изучение языковых особенностей;
• изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.);
• изучение фольклора.
3. Филологические проекты, направлены на изучение:
• этимологии слов,
• литературные исследования,
• исследование историко-фольклорных проблем.

Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие язы¬ковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с це¬лью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, эконо¬микой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусст¬вом, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т.д. С точки зрения содержания, культурологические проекты могут быть:
1. Историко-географические, посвященные:
• истории страны, города, местности,
• географии страны, города, местности.
2. Этнографические, нацеленные на изучение:
• традиций и быта народов,
• народного творчества,
• этнического состава народа, проживающего на данной территории,
• национальных особенностей культуры разных народов и т.д.
3. Политические, цель которых ознакомление:
• с государственным устройством стран,
• с политическими партиями и общественными организациями,
• со средствами массовой информации и их влиянием на госу¬дарственную политику,
• с законодательством страны и т.д.
4. Экономические, посвященные проблемам:
• финансовой и денежной системы,
• налогообложения,
• инфляции и т.д.
Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на ино¬странном, в большинстве своем, английском языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку они создают условия для реальной язы¬ковой среды, на базе которой формируется потребность общения на ино¬странном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологиче¬ские (страноведческие) проекты.
Глава вторая- Использование проектной технологии в школе.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
• развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• самостоятельно конструировать свои знания;
• интегрировать знания из различных областей наук;
• критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
2.1.Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:
• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь.
Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
2.2.Этапы работы над проектом.
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовительный этап
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)
б) определение количества участников проекта, состава группы Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Планирование работы
а) определение источников информации
б) планирование способов сбора и анализа информации
в) планирование итогового
продукта (формы представления результата)
Продукт:
– отчет (устный,
письменный, устный с демонстрацией материалов)
– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.
г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов
д) распределение обязанностей среди членов команды Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы:
интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. Проводят исследования, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
Результаты или выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует
Представление готового продукта
Представление разнообразных форм результата работы. Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Оценка процесса и результатов работы
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:
• Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?
• Как правильно организовать деятельность учеников?
• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?
С информационным проектом “Химия и здоровье человека” с учениками 9 класса я приняла участие в окружной панораме “Мысли и дела”.
Проект направлен на сбор информации о воздействии химического фактора на окружающую среду и здоровье человека, анализ этой проблемы и обобщение фактов, собранных по этой теме.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск, жаркие споры – каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.
Цель этого проекта:
• изучить воздействие химического фактора на окружающую среду и здоровье человека;
• установить причинно–следственные связи между воздействием исследуемых факторов и состоянием здоровья отдельного человека;
• изучение научных основ гигиенического нормирования факторов окружающей среды – установление предельно допустимых концентраций химических веществ;
• расширение и углубление токсикологической характеристики вредных химических факторов производственной среды;
• воспитание активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.
Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
В этом году наша школа участвует в мониторинге окружающей среды в рамках проекта “Образование и устойчивое развитие в школе”. Каждую неделю ученики 9–11 классов под моим руководством исследуют химический состав воды в Москва–реке и реке Лихоборка по определенной методике.
Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.


Вместо заключения.
В данной главе были рассмотрены такие вопросы как, метод проектов, телекоммуникационные проекты и их использование в учебном процессе.
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче¬ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про¬шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно¬сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче¬ние. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти¬ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче¬ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас¬крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, не смотря на все плюсы, данного метода в современной школе он не очень распростра¬нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь¬зуют его на факультативных занятиях либо в экспериментальных классах.
Разновидностью метода проектов является телекоммуникационный проект, который в свою очередь позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и учит ребят общаться с людьми из других регионов, стран, помогает изучать историю, язык, культуру других народов. Для использования телекоммуникационных проектов в учебном процессе необ¬ходимо, чтобы в школе имелся компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами, которые подключены не только в городскую, региональную сеть (если она существует), но и к глобальной сети Internet. Как видно требования к технике, на которой будут реализовываться телекоммуникационные проекты очень высокие и не каждая школа удовлетворяет дан¬ным требованиям. Поэтому этот тип проектов в учебном процессе современ¬ной школы встречается еще реже.


Авторские права: http://www.referat-911.ru/referat/pedagogics/2_object811.html


Пожалуйста, оцените конспект - Метод проектов в школе:
  • 51
 (голосов: 4)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • метод проектов
  • Организация проектной денятельности в начальной школе
  • Проектная деятельность в начальных классах.
  • Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
  • Новые подходы в организации педагогической деятельности учителей начальных ...
  • Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направле ...
  • Пояснительная записка по научно-практической деятельности, 4 класс.
  • Банк тем творческо-технологических проектов
  • ВОЗМОЖЕН ЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
  • Коллективный проект во внеклассной работе "День медведя"


  • 14516
    Конспект прислал: gubrienko-e 19 марта 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата