Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » ОРК и Светская этика » Конспект урока по теме "Что такое светская этика " |
Конспект урока по теме "Что такое светская этика " |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
УРОК 3
«Чужим умом не проживешь» пословица Тема урока: Мораль и культура Цели урока: 1. Понимание значения морали, культуры. Знание основных норм 2 .Развитие потребности поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие 3. Нравственное развитие и воспитание Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, просмотр слайд – презентации и выполнение заданий, индивидуальные задания с выбором правильного ответа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: мораль, культура, моральные нормы. Ход урока: ОРГ. момент Я спешу сказать вам – здравствуйте! Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам – благости! Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – Радости! Удач, успехов и везенья! Чтоб пожелать всем на уроке Прекраснейшего настроения. Обсуждение ре-зультатов выпол-нения домашнего задания. - Кому из родителей, ты рассказывал о том, что узнал на уроке? - Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?» - Подбери и запиши несколько пословиц, которые со-держат мораль, т.е. правила нравственности. 3. Повторение пройденного: -Посмотрите отрывок из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» -О каком понятии идёт речь в данном стихотворении? (просмотр мультфильма) -О каком понятии идёт речь в данном стихотворении? -Что такое этика? Прослушивание басни Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягнёнок» -Прослушайте басню Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягнёнок» и постарайтесь выделить новое этическое понятие. Прослушивание аудиозаписи басни И.Крылова «Волк и ягнёнок» - Чему учит эта басня? -Как в басне называется поучение? (мораль) -В этике тоже есть понятие мораль. -Что, по-вашему, мнению означает слово мораль? Мораль – (лат.-нравственный)- Привычки, обычаи , правила поведения Иллюстративный ряд. Всегда ли существовала мораль? Ответьте на вопрос, глядя на иллюстративный ряд. (Иллюстративный ряд- первобытное общество, Древний мир, Средневековье, Новое время, современный мир) -Почему возникла мораль, определенные правила, обы-чаи? С развитием речи и формированием простых правил общения возникла мораль. В каждом обществе была своя мораль. 4. Запись в тетрадь темы урока. Обсужде-ние с учащимися темы урока - Как вы понимаете тему урока? Что означает слово культура? Как это слово соотносится со значением слова мораль? 5. Выступление учи-теля. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникнове-ния культуры и мора-ли. План выступления: Что означает слово «культура». Чем отличается природа от культуры? Материальная культура Духовная культура Понятие морали Как возникла мораль? 6. Комментированное чтение статьи из посо-бия для учащихся 7 Рассказ учителя о моральных нормах Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого. Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя. Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу. Ещё говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?». Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает мо-ральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают. Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью. Другая моральная норма гласит: «Не завидуй». Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать? Отсюда и моральная ответственность, поскольку защитник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми. А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери». В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту. Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело, и даже близких. И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источни-ков преступлений. Из – за неё крадут, подделывают документы и даже деньги, обманывают поку-пателей , и даже убивают. Жадность можно сравнить с бо-лезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах: жаден, как волк, а труслив, как заяц; жадное брюхо ест по ухо; жадный сам себе покою не даёт. Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям. Какие ещё моральные нормы вы знаете? Сформулируйте правила, которые смогут улучшить жизнь людей на Земле. ТЕСТ Как я понимаю моральные нормы ? Выбери правильный ответ 1. Какое наказание за обман покупателей вы бы устано-вили для провинившегося продавца: а) отпустить с миром ; б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму; в) отрубить руки. 2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка, да и простила. 9. Проверка выпол-нения работы. 10. Обобщение зна-ний, рефлексия. Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке? 11. Домашнее зада-ние 1.Сформулируйте правила, которые смогут улучшить жизнь людей на Земле. 2. Вместе с родителями составьте свод (перечень) мо-ральных норм (правил), принятых в вашей семье. Народная мудрость Лучше глаза лишиться, чем доброго имени. Лучше по миру соби-рать, чем чужое брать. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше молчать, нежели врать. Завистливому и свой хлеб не сладок. Объясните смысл каждой пословицы. Какие моральные нормы вы можете соста-вить. Валентина Осеева ЧТО ЛЕГЧЕ? Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: - Попадет нам дома! Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. - А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь: лесной сторож идет. - Нет, - говорит, - в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь - вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем по-винился. Поворчала на него тетка, да и простила. - Почему первый и второй мальчики не смогли сказать правды? - Почему трудно сказать правду? Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы не сразу говорили правду? К чему это приводило? От чего растет лень? На свете кроха лень жила, Весь день зевала и спала, И все дела вокруг стояли И от безделья тосковали. Но вдруг беда произошла – Лень незаметно подросла, Размером с гору она стала, И жизнь вокруг нее пропала. Притча «Берегитесь лени» Рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множества дел». Протер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце. - Кто ты? – спросил человек. Существо зевнуло в ответ и умильно попросило: - Человек, пожалуйста, давай поспит еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька. - Минуточку можно, - пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку. Снова проснулся человек через час. Взглянул на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек встать, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. Существо протерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало: - Куда спешишь, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь еще можно поспать. - Кто ты? – удивился человек. Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилась на подушку. Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако. - Кто ты? – закричал человек. - Не узнал! Ты сам меня вырастил. Я твоя Лень, - захохотало существо и добавило: - Мы сегодня славно провели время! - Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, - возразил человек. - Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, - радостно предложила Лень. - У меня же дела, - не согласился человек. - У тебя нет никаких дел, - засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь. Вопросы и задания: 6. Как вы думаете, почему маленькая лень выросла и стала размером с гору. 7. Часто ли вы ленитесь? 8. Как бы вы на месте героя притчи прогнали бы лень? 9. Придумайте смешной рецепт от лени. Нарисуйте лень из притчи. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по теме "Что такое светская этика ": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
12752 |
Конспект прислал: Ksenil 13 февраля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||