Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Создание условий для формирования мотивации к учению |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Создание условий для формирования мотивации к учению |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Введение
Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». И все учителя прекрасно знают, что если школьник относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознает потребности к ним, то его нельзя успешно учить. Поэтому перед школой, а конкретно перед учителем, стоит важнейшая задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Какие же педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Этому способствуют все средства совершенствования учебного процесса: - это и обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, модернизация структуры урока; - это и распространение методов проблемно-развивающего обучения; - это расширение форм самостоятельной работы; - это активизация учебной деятельности школьников на уроке. 1. Обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, модернизация структуры урока. a) Обновление содержания, совершенствование методов обучения. Итак, как же заинтересовать и увлечь ребят? Конечно же, первым делом обновить содержание образования. Программа начального образования «Школа России» известна всем: как родителям, так и детям. Ведь программа, подходы к обучению и его содержание на практике не изменялись многие годы. Проанализировав содержание программы «Начальная школа 21 в», мы пришли к выводу, что данный УМК может являться надежной платформой, для формирования мотивации обучения. И именно поэтому с 2006 года наша школа перешла на обучение по данному комплекту. Каково же было удивление наших первоклассников и их родителей, когда 1 сентября на своих партах увидели незнакомые яркие учебники и тетради. Но каково было большее удивление, когда все ребята, даже хорошо подготовленные, в первые дни обучения поняли, что многое из того, что представлено в учебниках, им не знакомо. Но это был не новый материал – новым было то, как этот материал подан. Например, состав чисел до 10 мы изучаем не при помощи «зубрешки», а используя фишки и ладони. Каждый ученик раскладывает нужное число фишек в две ладошки (разными способами). Тем самым получает знания практическим путем, так сказать «через руки». Если в какой-то момент ребенок подзабыл состав числа, то с легкостью может его вспомнить, отсчитав нужное количество фишек, а затем разложив их по своим рукам. Всем ребятам кажется, что в это время они просто играют в игру «Угадай, сколько фишек в моих ладошках». А для запоминания состава числа в пределах 10, знаний таблицы сложения и вычитания предлагается поиграть, в «Чудо-машину», по правилам которой каждый из ребят становится Самоделкиным. Тему «Ориентирование в пространстве: право, лево, верх, низ» изучают в тот момент, когда совершают «путешествие вместе с клеточкой» Для развития мелкой моторики выполняем задания «Нарисуй такой же предмет, не отрывая карандаша от бумаги». В обучении используются все возможные дополнительные средства обучения: танграм, колумбово яйцо, фишки, сигнальные карточки, веера. По моему мнению, всё вышеперечисленное для ученика ново, неизведанно, не как у всех, поэтому интересно и увлекательно, и тем самым совершенно меняет позицию ребенка как ученика и формирует у него учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к учению. b) Укрепление межпредметных связей, модернизация структуры урока. Работая по программе «Начальная школа 21 в», имеешь большие возможности изменить не только подходы в обучении, но и модернизировать структуру урока и укрепить межпредметные связи. Межпредметные связи выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. На их основе строятся интегрированные уроки. По программе предусмотрены такие интегрированные курсы как «Грамота», «Чтение и письмо», «Окружающий мир». Но учебный материал УМК позволяет интегрировать и другие предметы: русский язык – чтение – окружающий мир, чтение – изобразительное искусство, математика – трудовое обучение и т.д. Для наглядности приведу пример из практики. Занятия по курсу «Чтение и письмо» в IV четверти первого класса начинаются с изучения предложений по цели высказывания. На данную тему отводится 2 часа. Второй час – закрепление я провела, интегрируя чтение, письмо, окружающий мир. На этом уроке дети на новом незнакомом тексте видели изменения, происходящие в природе, отмечали особенности данного периода весны, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и узнавали новый. Причем на протяжении всего урока учащиеся работали с художественным произведением, проводили параллельные линии между художественным и реальным миром, делились своими мнениями о весне. После этого учащиеся составляли повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о весне. Лучшие записывались на доске и в тетрадях. Урок прошёл живо и интересно, организованно, участвовали в нём все, учащиеся быстро повторяли материал о предложении. При проведении подобных интегрированных уроков учащиеся заряжаются не только положительными эмоциями, но и получают не малый багаж знаний. Таким образом, можно смело сделать вывод, что интеграция, является немаловажным условием по формированию мотивации обучения. Но порой бывает, что провести интеграцию невозможно. В этом случае создать условия формирования мотивации учения позволит иной подход к структуре урока. Так, в программе «Начальная школа 21 в» расширена номенклатура учебных предметов – введены «Литературное слушание» - где дети только слушают, воспринимают художественную речь, учатся работать с текстом, выполняют творческие задания. «Уроки творчества» - учащиеся развивают коммуникативные навыки, творчество, становятся более раскрепощенными. Но не обязательно вводить новые предметы или менять всю структуру урока, достаточно провести по-иному один, два этапа урока. Например, можно вести «Информационную минутку», где ребята сообщают, а затем обсуждают новости из жизни страны, города или известных людей. А при объяснении нового материала по окружающему миру, первичные научные сведения получать не из научной статьи учебника, а при чтении и анализе художественных текстов. А вот всеми нелюбимый этап пересказывания можно заменить «художественным» пересказом: ученик пересказывает, лучше сказать, рассказывает произведение от лица одного из героев. Такие небольшие новшества увлекают ребят, тянут за собой в мир научных знаний. 2. Активизация учебной деятельности школьников на уроке. Важнейшим звеном формирования интереса к учению, являются новые научные знания о мире. Чтобы учебный материал заинтересовал учеников, он обязательно должен быть новым, должен заставить удивляться. Как же заинтриговать ребят? Для этого достаточно одной фразы: Например, в конце читаемого отрывка сказать «А что было дальше, вы узнаете завтра», при изучении темы «Царства природы» вскользь произнести, что грибы – не растения. Подобный подход, уверяю вас, обеспечит долговременное запоминание изученного материала. Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Какие только способы не придумает учитель, чтобы дети увлеченно работали с этими словами. А между тем есть методы, которые привлекают детей к изучению слов с трудными написаниями. Словарная работа в моем классе всегда проходит с большим интересом и в занимательной форме: а) это и использовании эйдетики – выполнение рисунков на буквах, которые вызывают трудность б) и придумывание созвучных фраз, в которых одно из слов является подсказкой для написания словарного слова. в) это и распределение словарных слов на группы, сочинение предложений (чаще текста) с данными словами. Метод поисковой деятельности очень часто используется мною и на уроках «Окружающего мира», где чаще всего применяется проектная деятельность. Как мы видим, познавательный интерес положительно влияет не только на процесс, но и на результат деятельности. Отсюда и повышение качества знаний учащихся. Но обязательно важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий сегодня, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. 4. Расширение форм самостоятельной работы на уроке. Технология дифференцированного обучения. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе школьник должен находить привлекательные стороны. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся. Как ребенка научить работать самостоятельно? По УМК предусмотрено дифференцированное обучение. Но дифференциация не в традиционном понятии – «натаскивание» слабого ученика в решении конкретной учебной задачи, а дифференциация как восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности, в устранении причины возникшей трудности. Организация дифференцированного контроля предоставляет ученикам право выбора уровня сложности задания или работы, а учителю выбирать наиболее подходящую форму оценки знаний и умений учащихся. Например, во время самостоятельной работы по теме «Площадь фигуры» «сильным» ученикам даю задания повышенной трудности: Начерти прямоугольник, раздели фигуру на квадраты, вычисли площадь. S = 3 • 2 = 6 см2 Ученикам, которые испытывают трудность в усвоении учебного материала, предлагаю упрощенное задание: Посчитай и запиши, чему равна площадь изображенной фигуры. При изучении по русскому языку темы «Различаем разделительные ь и ъ» на этапе закрепления фронтально работаю с учениками, испытывающими трудность, выполняя следующее упражнение: Вставь ь или ъ разделительные знаки. Крыл…я, с…ел, мурав..и, брат..я, под…езд, в..езд. «Сильные» ребята в это время выполняют упражнение подобного же рода, но предлагаются слова, в которых пишется только ь разделительный знак. Проанализировав все слова, ребята должны прийти к выводу, что задание предложено неточно, с целью их запутывания, так как слов с ъ разделительным знаком в упражнении нет. Дифференциация контроля поддерживает достаточно высокий общий уровень обучения, исключает ситуации, когда «сильным» ученикам скучно выполнять легкие задания, обеспечивает своевременную помощь детям, испытывающим трудности в обучении (они всегда могут получить и выполнить задание, соответствующее их возможностям на момент проверки). Подобного рода дифференцированная работа создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости: еще вчера он был «средним», а теперь уже приближается к прочным хорошистам и скоро догонит отличников. Заключение Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: придерживаясь подобной системы работы, можно достигнуть того, что учащиеся не будут испытывать стресс при слове «школа», а будут стремиться каждый день в школу, чтобы чего-то достичь. Пусть не всегда удачно, пусть не всегда легко и быстро, но зато с удовольствием. И завершить свое выступление я хотела бы словами Толстого и Виноградовой: “Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно”. «Необходимо, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения». Авторские права: Стрельникова Надежда Павловна Пожалуйста, оцените конспект - Создание условий для формирования мотивации к учению: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3245 |
Конспект прислал: Стрельникова 31 января 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||