Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Введение
Актуальность. Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Новые специальные запросы определяют, выпускника в широком смысле этого понятия: • конкурентноспособность; • компетентность; • мобильность; • способность нести ответственность. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некоторой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало, сейчас надо быть мобильным, коммуникабельным, самостоятельным, уметь быстро решать проблемы, делать выбор и отвечать за него, с готовностью осваивать новые знания. Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней. ФГОС определяет новую парадигму образования, которая характеризуется смещением от знаниево- ориентированного к компетентностному подходу, определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов. Таким образом, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Сегодня школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому на первом плане у учителя стоит задача по формированию и развитию у ребёнка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, процесс обучения для него должен стать привлекательным, приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет мотивации к учению. Актуальность темы мотивации обучения обусловлена обновлением содержания образования, применением системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, социальных компетентностей. Эти позиции позволили мне сформулировать тему моей работы: «Мотивация как один из аспектов системно- деятельностного подхода к обучению младших школьников». Проблема: Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования в учебной деятельности. Цель: определить педагогические пути создания условий для формирования положительной мотивации к учебной и внеучебной деятельности младшего школьника, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье ученика, а также существенно повышается качество обученности. Задачи: 1) Изучение и применение в своей деятельности приемов и методов, способствующих повышению учебной мотивации, самореализации личности ребёнка. 2) развитие творческого потенциала учащихся. 3) создание условий для повышения качества обученности, воспитанности школьников. Раздел I. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции». В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие «как знать», а не через «что знать», как условие, обеспечивающее цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Считаю, что условием для обеспечения успешного саморазвития личности ученика является использование в практике системно- деятельностного подхода, который предполагает личностное и познавательное развитие обучающегося. Что же означает деятельностный подход? • Создание условий для осуществления ребенком собственной учебной деятельности. • Формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Собственная учебная деятельность - важная составляющая системно- деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования творческих способностей и личностных качеств. Вне деятельности нет личности. Какова деятельность, такова и личность Отсюда следует, что системно - деятельностный подход обеспечит требования ФГОС к процессу обучения: научить учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями, которые помогут школьнику овладеть способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Этот способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности»,- вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим. Деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения (т. е. того, кто учится, а не того, кого учат). Такой подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу. Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении: пересмотр схемы и требований к традиционному уроку; изменение психологических условий обучения; создание психологической комфортности на уроке; возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса; вера в каждого ребенка; максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе. Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность. Поисково - исследовательская деятельность повышает коммуникативные, творческие и интеллектуальные способности, является средством самореализации личности Одним из способов, повышающих мотивацию учебной деятельности, обеспечивающих эффективность урока и формирующих деятельностные способности ребенка является использование ИКТ: игры, медиапрезентации, электронные тренажеры, энциклопедии, ресурс сети Интернет и т.д.. Формированию учебной мотивации учащихся способствует также внеурочная работа, проводимая в нашей школе, различные формы работы, доказавшие свою эффективность: музейные и библиотечные уроки, кружки по интересам, олимпиады, интеллектуальные игры, экскурсии, праздники с родителями. Сложность работы в нашей школе заключается в том, что в школе обучаются дети с разным уровнем восприятия учебного материала, способностью к учебной деятельности в связи с разными диагнозами болезни. У детей с задержкой психического развития, ОНР состояние мотивационной сферы снижено, следует отметить их любознательность и, в то же время, отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра с её элементарными детскими формами, позиция школьника ими поздно осознаётся и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла. Учитывая ослабленность мотивационной сферы таких детей, учитель должен понимать, что одна из магистральных педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка – большая победа учителя. Дети любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает успеха, хоть и небольшого: нашел необычное решение, высказал интересную мысль. Оценка деятельности учащихся должны рассматриваться в динамике относительно предыдущих достижений ребенка, проявляющихся в осуществлении какой-либо деятельности, в конкретных проблемных ситуациях. Приемы и виды оценки учащихся могут быть самыми разнообразными: сравнение результата деятельности ученика с его предыдущим, дифференцированные отметки, поощрение учащихся: мимические и пантомимические, материализованные, словесные, деятельностные, ведение дневников успеха – портфолио. Обучение должно приносить радость, радость общения. Любой ребенок - личность, каждому есть чем гордиться, каждому почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению. Неоценимую помощь на формирование мотивации к учебной деятельности детей могут родители. Для формирования положительной мотивации к учению родителям можно опираться на следующие советы: 1. интересоваться делами, учёбой ребёнка; 2. помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; 3. объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; 4. чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше. Заключение Обобщая выше сказанное, можно сказать, что системно- деятельностный подход к обучению предполагает личностное и познавательное развитие обучающегося, формирование компетенций учащихся. Умело организованная учебная деятельность, тщательно подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения: 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех! Литература: 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. 2. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 47—59. 3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990 4. Матюхина М. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших школьников на уроке. — В сб.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. Волгоград, 1980, с. 105—114. 5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. Авторские права: Хабинова О.Р., учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 60 социальной адаптации детей- инвалидов" г. Улан-Удэ Пожалуйста, оцените конспект - Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1529 |
Конспект прислал: oktya1960 9 февраля 2014 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||