");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Введение
Актуальность.
Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Новые специальные запросы определяют, выпускника в широком смысле этого понятия:
• конкурентноспособность;
• компетентность;
• мобильность;
• способность нести ответственность.
Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некоторой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало, сейчас надо быть мобильным, коммуникабельным, самостоятельным, уметь быстро решать проблемы, делать выбор и отвечать за него, с готовностью осваивать новые знания.
Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней. ФГОС определяет новую парадигму образования, которая характеризуется смещением от знаниево- ориентированного к компетентностному подходу, определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов. Таким образом, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Сегодня школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому на первом плане у учителя стоит задача по формированию и развитию у ребёнка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, процесс обучения для него должен стать привлекательным, приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет мотивации к учению.
Актуальность темы мотивации обучения обусловлена обновлением содержания образования, применением системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, социальных компетентностей.
Эти позиции позволили мне сформулировать тему моей работы: «Мотивация как один из аспектов системно- деятельностного подхода к обучению младших школьников».
Проблема:
Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования в учебной деятельности.

Цель: определить педагогические пути создания условий для формирования положительной мотивации к учебной и внеучебной деятельности младшего школьника, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье ученика, а также существенно повышается качество обученности.

Задачи:

1) Изучение и применение в своей деятельности приемов и методов, способствующих повышению учебной мотивации, самореализации личности ребёнка.
2) развитие творческого потенциала учащихся.
3) создание условий для повышения качества обученности, воспитанности школьников.

Раздел I. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника
Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции».
В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие «как знать», а не через «что знать», как условие, обеспечивающее цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Считаю, что условием для обеспечения успешного саморазвития личности ученика является использование в практике системно- деятельностного подхода, который предполагает личностное и познавательное развитие обучающегося.
Что же означает деятельностный подход?

• Создание условий для осуществления ребенком собственной учебной деятельности.
• Формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

Собственная учебная деятельность - важная составляющая системно- деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования творческих способностей и личностных качеств. Вне деятельности нет личности. Какова деятельность, такова и личность
Отсюда следует, что системно - деятельностный подход обеспечит требования ФГОС к процессу обучения: научить учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями, которые помогут школьнику овладеть способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Этот способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности»,- вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим. Деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения (т. е. того, кто учится, а не того, кого учат). Такой подход к обучению предполагает:
 наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
 выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
 выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
 формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
 пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
 изменение психологических условий обучения;
 создание психологической комфортности на уроке;
 возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
 вера в каждого ребенка;
 максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 16100

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Поисково - исследовательская деятельность повышает коммуникативные, творческие и интеллектуальные способности, является средством самореализации личности
Одним из способов, повышающих мотивацию учебной деятельности, обеспечивающих эффективность урока и формирующих деятельностные способности ребенка является использование ИКТ: игры, медиапрезентации, электронные тренажеры, энциклопедии, ресурс сети Интернет и т.д..

Формированию учебной мотивации учащихся способствует также внеурочная работа, проводимая в нашей школе, различные формы работы, доказавшие свою эффективность: музейные и библиотечные уроки, кружки по интересам, олимпиады, интеллектуальные игры, экскурсии, праздники с родителями.
Сложность работы в нашей школе заключается в том, что в школе обучаются дети с разным уровнем восприятия учебного материала, способностью к учебной деятельности в связи с разными диагнозами болезни. У детей с задержкой психического развития, ОНР состояние мотивационной сферы снижено, следует отметить их любознательность и, в то же время, отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра с её элементарными детскими формами, позиция школьника ими поздно осознаётся и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла. Учитывая ослабленность мотивационной сферы таких детей, учитель должен понимать, что одна из магистральных педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка – большая победа учителя.
Дети любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает успеха, хоть и небольшого: нашел необычное решение, высказал интересную мысль. Оценка деятельности учащихся должны рассматриваться в динамике относительно предыдущих достижений ребенка, проявляющихся в осуществлении какой-либо деятельности, в конкретных проблемных ситуациях.
Приемы и виды оценки учащихся могут быть самыми разнообразными: сравнение результата деятельности ученика с его предыдущим, дифференцированные отметки, поощрение учащихся: мимические и пантомимические, материализованные, словесные, деятельностные, ведение дневников успеха – портфолио.
Обучение должно приносить радость, радость общения. Любой ребенок - личность, каждому есть чем гордиться, каждому почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.
Неоценимую помощь на формирование мотивации к учебной деятельности детей могут родители. Для формирования положительной мотивации к учению родителям можно опираться на следующие советы:
1. интересоваться делами, учёбой ребёнка;
2. помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
3. объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал;
4. чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Заключение
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что системно- деятельностный подход к обучению предполагает личностное и познавательное развитие обучающегося, формирование компетенций учащихся.
Умело организованная учебная деятельность, тщательно подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.
2. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 47—59.
3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения:
Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990
4. Матюхина М. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших школьников на уроке. — В сб.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. Волгоград, 1980, с. 105—114.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.


Авторские права: Хабинова О.Р., учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 60 социальной адаптации детей- инвалидов" г. Улан-Удэ


Пожалуйста, оцените конспект - Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Основная образовательная программа начального общего образования
  • Статья "Современные подходы вобучении младших школьников"
  • Проблемно-диалогическое обучение в рамках УМК "Школа 2100" Обоснование в ...
  • Создание условий для формирования мотивации к учению
  • Требования к современному уроку
  • Инновационные подходы к обучению в начальной школе.
  • Организация проектной денятельности в начальной школе
  • Творческое досье учителя начальных классов
  • использование проблемого обучения при реализации ФГОС
  • МО


  • 1882
    Конспект прислал: oktya1960 9 февраля 2014 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата