Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем., план., ознакомление с окруж. миром, 3 класс » Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Гармнония" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Гармнония" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Окружающий мир
3 класс УМК “Гармония» Пояснительная записка ОСНОВА: программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»). Автор – кандидат педагогических наук О.Т. Поглазова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2002 Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание». Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности. Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи: - продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления; - последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин; - воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе. В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям: - «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»; - «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»; - «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию». С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий. Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной. Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, атласа, набора контурных карт, тетради для контрольных работ. В 3 классе полученные в 1 и 2 классах знания о многообразии объектов окружающего мира дополняются представлениями об изменчивости окружающего мира, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях изменений в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Происходит знакомство со свойствами веществ, необходимых для всего живого на Земле, со свойствами воздуха, воды, почвы, с проблемами их загрязнения и очистки, с необходимостью бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают представление о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших предков. В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы: определение состава и свойства веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры; наблюдение за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире. Требования к уровню образованности обучающегося (3 класс) К концу 3 класса учащиеся должны: знать: основные сезонные явления в неживой и живой природе (ветер, дождь, град, гроза, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, оттепель, капель; листопад, сокодвижение, линька, спячка, гнездование, перелетные и оседлые птицы); наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, текучесть); понятия «тело», «вещество», «организм», «прошлое и настоящее», «исторический источник», «предки»; правила гигиены при работе с почвой, безопасного поведения в природе в разные сезоны, правила личной гигиены, здорового образа жизни; причины перехода воды в разные состояния, круговорота воды и веществ в природе; условия, необходимые для развития растений и животных, значение (функции) органов растения, последовательность развития цветкового растения; строение организма человека и функции его органов, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки; отличие деревни от города, старинного города от современного, труда крестьянина и ремесленника; уметь: характеризовать погодные явления в разные времена года; сезонные изменения в жизни растений и животных, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудий труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города; изменения, происходящие в жизнедеятельности человека с течением времени (в течение года, столетий); наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе; проводить простейшие фенологические наблюдения и вести дневник наблюдений; проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; определять пульс; наблюдать за развитием растения; пользоваться термометром, лупой, условными обозначениями предметов и явлений; выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины, негативные последствия деятельности человека; оценивать нравственно-эстетические нормы поведения в природе и обществе; видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей; осознать: значение Солнца, воздуха, воды, почвы для всего живого на Земле; значение растений и животных в природе и в жизни человека; необходимость знания правил безопасного поведения в природе; окружающий мир изменяется с течением времени; изменения, происходящие в природе, в жизни людей и общества, доступны наблюдению и изучению; изменение положения Солнца над горизонтом является причиной изменений в неживой природе, от которых, в свою очередь, зависят сезонные изменения в жизни растений, животных, человека; человек, изучая законы природы, преобразует ее, изобретает более совершенные приборы, устройства и орудия, облегчающие труд; деятельность человека может приводить к загрязнению воздуха, воды, почвы и снижению ее плодородия природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств и создания произведений искусства; необходимость и важность природоохранных мероприятий; быт и культура наших предков в прошлом зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время; земледелие, скотоводство, ремесла, образование претерпели ряд изменений со времен Древней Руси и до наших дней; опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но научиться жить в гармонии с природой. Сокращения, используемые в таблице Содержательные линии (НРК): ХК – художественная культура СПК – социально-правовая культура КЗ – культура здоровья ЭК – экологическая культура ИК – информационная культура Тип урока: ОНЗ - урок овладения новыми знаниями ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний КП – контрольно-проверочные уроки К – комбинированный урок Индивидуальная работа с учащимися 1. Отработка навыка чтения при работе с научной статьей. 2. Отработка умения делать выводы, обобщать. 3. Разноуровневые задания при проверке знаний учащихся. 4. Творческие задания. 5. Практические упражнения и наблюдения за объектами окружающего мира. 6. Работа со справочной литературой. №п/п Дата Учебно-тематическое планирование Требования федерального стандарта Минимум содержания образования НРК Педагогические условия Интеграция Контрольные параметры оценивания Содержательные линии Составляющие образованности П - И Д - К Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.) Как человек познает природу. Понимание связи неживой и живой природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды. Природа как важнейшее условие жизни человека. Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменение быта и культуры и др.). Наблюдения - источник знаний о природе и способ ее изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность в жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. ИК ЭК КЗ СПК ХК - познакомить с основными погодными явлениями (облачность, осадки, радуга, ветер); - познакомить с правилами работы с термометром; - познакомить с правилами ведения дневника наблюдений; - дать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе; Практическая работа, блиц – опрос 20. Вода и ее свойства 20. ФСУН Практическая работа, беседа, сообщения учеников 21. Очистка воды 21.ФСУН Практическая работа, проблемные вопросы, работа в парах 22. Превращения воды 22. ПЗЗ Практическая работа, работа со схемами, проблемные вопросы 23. Круговорот воды в природе 23. ФСУН Работа со стихотворением, моделирование, инд. работа с учебником 24. Почва ее состав и свойства 24. ФСУН Проблемный вопрос, моделирование, практическая работа, беседа 25. Обитатели почвы 25. ФСУН Беседа, кроссворд «Обитатели почвы», сообщения детей 26. Почва – кормилица 26. ФСУН Историческая справка, беседа, работа с иллюстрациями, поговорки и пословицы 27. Обобщающий урок 27. КП Проверочная работа (рабочая тетрадь №1, страницы 58 – 59) П.Р. – проверить уровень усвоения начальных знаний о строении вещества, о свойствах воздуха, воды, почвы, о процессах превращения воды, Проверить знание правил экологически грамотного поведения в быту, в природе. Зимние изменения в природе и в жизни человека (6 ч.) Понимание связи неживой и живой природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Праздники зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоемов. Зимние явления: изморозь, гололед, метель, оттепель. Опасность снежных заносов., гололедиц, оттепели для растений, животных, человека. Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой. Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи. ИК КЗ СПК ХК - вспомнить основные сезонные явления в неживой и живой природе зимой (иней, снегопад, метель, ледостав, спячка, линька и т.д.) - вспомнить сезонные изменения в жизни растений и животных; - познакомить с правилами безопасного поведения в природе зимой; - напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила; - сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками; - познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала; - дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область; - научить характеризовать погодные явления в зимний период; - учить выявлять и анализировать изменения в окружающем мире, их причины - учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей; - научить выполнять правила безопасного поведения в природе зимой; -научить соблюдать основные правила личной гигиены; -научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа; -научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой; 28. Экскурсия по городу 28. ОСЗ Наблюдение за погодными явлениями в нашей местности 29. Зимние явления 29. ФСУН Работа со стихотворением, беседа, загадки, практическая работа, сообщения детей 30. Растения зимой 30. ФСУН Беседа, загадки, моделирование опытов, проведенных самостоятельно дома 31. Зима в жизни животных 31. ФСУН Работа в парах, беседа, рассматривание иллюстраций, поговорки и пословицы, дополнительный материал (сообщения детей) 32. Зима в жизни наших предков 32. ОНЗ Ролевая игра по группам (каждая группа обыгрывает определенный фрагмент текста: стихотворение П. Вяземского, солнцеворот, колядование, гадание, помощники) 33. Январь – середина зимы 33. ПЗЗ Кроссворд «Календарь», беседа «Народный календарь», приметы январской погоды, сообщение детей, работа в парах (Собери примету) Организм человека и его здоровье (11 ч.) Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Роль знаний о своем организме. Здоровый образ жизни. Организм человека. Функции внешних и внутренних органов. Рождение и развитие человека. Основные части скелета и их назначение. Функции суставов и свойства костей. Скелета. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и ее роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Традиционная пища наших предков и ее изменение с течением времени. Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Как лечились наши предки. Нервная система и ее назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня и природы для сохранения и укрепления нервной системы. ИК КЗ СПК ХК - познакомить с понятием «организм»; - повторить правила личной гигиены, здорового образа жизни; - познакомить со строением организма человека и функциями его органов, профилактическими мерами предупреждения заболеваний, вредными и полезными привычками; - напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила; - сообщить о методах организации комфортных отношений с педагогом, родителями, сверстниками; - познакомить с особенностями бытового и семейного укладов, характерными для народов Урала; - дать базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов населяющих Свердловскую область; - научить распознавать строение организма человека и функции его органов, профилактические меры предупреждения заболеваний, вредные и полезные привычки; - научить определять пульс; - учить видеть в настоящем опыт предыдущих поколения людей; -научить соблюдать основные правила личной гигиены; -научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа; -научить составлять короткий рассказ о жизни на Урале в результате посещения музея, экскурсий и работы со дополнительной литературой; 34. Организм человека 34. ОНЗ Беседа, работа с иллюстрацией, работа с поговорками, мини КВН 35. Надежная опора и защита 35. ФСУН Проблемный вопрос, практические задания, беседа, крестословица «Отлично», мини – викторина 36. Мышцы и их назначение 36. ФСУН Практическая работа, беседа, кроссворд, дополнительный материал 37. Органы дыхания 37. ФСУН Беседа, работа в парах, мини КВН, сообщения детей. 38. Питание и органы пищеварения 38. ФСУН Проблемный вопрос, работа с моделями, воображаемое путешествие по пищеварительной системе, шутливый кроссворд, беседа 39. Кровь и кровообращение 39. ФСУН Проблемный вопрос, беседа, практическая работа (измерение пульса), разыгрывание сцен приемы у детского врача, мини КВН 40. Органы очистки организма 40. ФСУН Проблемный вопрос, практическая работа, беседа, мини КВН 41. Органы чувств 41. ФСУН -научить составлять короткий рассказ об особенностях жизни на Среднем Урале в результате посещения музея; -учить выражать свои переживания художественными средствами; -научить воспроизводить актуальные обычаи и традиции своей семьи, своего народа; 58. Что и как изучает история 58. ПЗЗ Работа с заголовком, проблемные ситуации, работа с иллюстрациями, самостоятельная работа с учебником, беседа 59. Природа в жизни наших предков 59. ФСУН Работа с заголовком, комментированное чтение, выполнение заданий в тетради (коллективное и в парах), самостоятельное чтение, беседа 60. Уклад жизни на Руси 60.ПЗЗ Эвристическая беседа, проблемные вопросы, работа с заголовком, самостоятельная работа с текстом, беседа 61. Жизнь на селе в старину 61. ФСУН Работа с иллюстрациями, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, мини КВН 62. Старинный город 62.ФСУН Создание проблемной ситуации, работа с иллюстрациями, комментированное чтение, работа в парах 63. Занятия горожан в старину 63. ФСУН Работа с подзаголовком, работа с иллюстрациями, беседа о ремеслах, самостоятельное чтение, беседа, дополнительные сведения 64. Торговое дело на Руси 64.ОНЗ Создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, работа в парах (рабочая тетрадь), беседа 65. Одежда наших предков 65. ПЗЗ Старинная загадка, работа с иллюстрациями, коллективная работа в тетрадях, беседа, сообщения детей 66. Учение на Руси 66. ПЗЗ Работа с иллюстрациями, сообщения детей, загадки, инсценирование 67. Обобщающий урок 67. ОСЗ Беседа, самостоятельная работа (рабочая тетрадь №2, страницы 58 – 59) С.Р. – выявить уровень сформированности знаний старинных предметов быта и орудий труда, занятий крестьян и ремесленников в прошлом 68. Экскурсия по городу 68. ОСЗ Экскурсия по окрестностям города, где сохранились старинные постройки, прогулки по историческому центру Авторские права: Шиляева Ольга Владимировна Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Гармнония": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6187 |
Конспект прислал: OOO098 30 июня 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||