Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, азбука, лит. чтение, 1 класс » Конспект урока « Остров Акубза » |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока « Остров Акубза » |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен тщательно продумать, как эффективно и доступно донести учебный материал до каждого ученика. Ребёнку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен.
При ознакомлении учащихся со звуками речи и их буквенным обозначением, автор программы по русскому языку Р. Н. Бунеев, использует звуковую модель. Звуковая модель имеет свой наглядный образ (человечек), и появляется на страницах «Азбуки» по мере изучения нового звука- буквы русского языка. Так модель гласного звука представлена в виде человечка красного цвета, модель согласного звука – человечка серого цвета с условной шапочкой на голове. Для лучшего запоминания характеристики согласного звука предполагается «одевание» человечков в шапочки двух видов (деление по признаку звонкости и глухости) и раскрашивание «ботиночек» в зелёный и синий цвет (обозначение мягкости и твёрдости звука в слове). Такая иллюстративная наглядность помогает первокласснику запоминать, воспроизводить полученную на уроке информацию о звуковом составе буквосочетаний и слов, позволяет осознанно осваивать первоначальные знания в области фонетики. Структура учебника «Азбука» не предполагает систематизации изучаемых единиц языка (звука-буквы) на страницах учебника. Авторами программы не предусмотрено оформление накопляемости изученных фонем, направленное на запоминание и осознание связи отношения звука и буквы, закономерности их функционирования в речи, понимание их фонематических отличий, особенностей произношения и написания. Ученикам бывает сложно, без наглядной опоры, обобщить и воспроизвести полученные на уроке новые знания, справиться с большим объёмом информации. Все это натолкнуло меня на мысль объединить звуковые модели в группы, создать своеобразную «ленту памяти». В младшем школьном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка, поэтому идею систематизации звуковых моделей я представила в виде проекта звукового острова. Так появилась дидактическая разработка одного из вариантов схемы-опоры на запоминание изучаемых единиц речи - фонем: «Остров Акубза». ( Читать справа налево « Азбука») Звуковые модели в моём проекте сгруппированы по общим фонематическим признакам. Сюжетная линия, сопровождает появление нового звука, даёт возможность долговременного запоминания основных признаков фонем. Дозированность сказочного сюжета вызывает у учащихся интерес, побуждает к диалогу, развивает речь и образное мышление. При работе с моделью острова у учащихся формируются умения осуществлять группировку, классификацию, аналитико-синтетические способности, осуществлять операции сравнения и сопоставления. Разрабатывая проект звукового острова, я руководствовалась принципами: а) компактность при большом объеме информации; б) многофункциональность (обучение, воспитание, развитие); в) традиционность классификации и использование общепризнанных звуковых обозначений; г) интерес, логика, развитие мышления, речи, воображения и фантазии. Созданная иллюстративная наглядность острова помогает мне разнообразить приёмы и формы работы на этапе введения новых знаний, избежать однотипности заданий и упражнений на уроках обобщения знаний, дифференцировать работу на этапе рефлексии, Уроки повторения изученного материала проводить в форме коммуникативного взаимодействия, как со всем классом, так и в группах. Сказочные истории, сопровождающие появление персонажей, способствуют развитию познавательных способностей ребёнка, воображения, формированию навыков грамотного написания слов и фонетическому анализу. Дети с удовольствием становятся участниками игры - путешествия по острову, с нетерпением ждут продолжения сказочных историй, усваивают фонетическую характеристику звука- буквы (фонему), фантазируют. Наглядный образ острова представлен в виде карты с нанесёнными на ней природными объектами: горы, лес, озер, островки. Каждый объект – символическое изображение зоны, где звуки группируются по общим фонематическим признакам. Зона глухих согласных - глухой лес. Зона звонких согласных - горы и гора «Звонака». Зона парных согласных - 2 корабля, подплывающих с разных сторон к острову. 1 корабль - звонкие парные согласные 2 корабль - глухие парные согласные Два корабля - есть пара, удобство запоминания парных согласных. Гласные расселились на осколках острова. ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Особое место в нашей письменной речи занимают знаки: Ъ и Ь. Эти буквы не имеют звуковых характеристик, но значимы для правописания слов, поэтому, создав ассоциативную связь с молчаливыми обитателями воды – рыбами, на острове существует озеро «Безмолвия» - дом букв Ъ и Ь знаков. Расселение звуков, основано на приёме « незавершённого действия», сопровождается созданными мною сказочными историями, в основе которых лежит метафора и которые должны уложиться в душе ребёнка, стимулировать его способности и активность. ЙОТИРОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Поясню работу с данным пособием, на конкретных примерах. Карта острова красочная, занимает большое стеновое пространство и не заметить её ребёнку невозможно. Появление карты острова происходит в предложенном учителем варианте отрывка сказки об островке. В далёком-далёком краю, на границе сказочного мира, жил маленький безымянный Островок. Он был очень красивым, но одиноким и грустным. Тоска и грусть хозяйничали на острове и постоянно плачущий дождь надоедал своей монотонностью. Скучали деревья, горы, лес и озеро, по берегам заросшее камышом. ( см. приложение ) На первых уроках обучения грамоте дети знакомятся с общим понятием - звук, и на этом этапе выделяются две группы звуков: неречевые и речевые. С этого момента начинается сказочный сюжет, который сопровождается появлением на острове животных, издающих различные звуки. В одно прекрасное солнечное утро наш герой, в привычном шуме, живущих по соседству звуков, услышал цоканье, стрекотание, пыхтение, шипение, звон. Всё это пугало и радовало одновременно. Сомнений не было: на острове поселились животные. ( см. приложение ) Дети с увлечением подражают героям историй: мычат, фыркают, сопят. В такой форме первое понятие-звук легко и быстро усваивается. Продолжается работа по формированию языковой и речевой компетенции учащихся: работа по подбору тематических групп слов, деление слов на слоги, выделение ударного звука, а также работа по составлению предложений, тематических текстов и рассказов о животных. На этапе изучения гласных сюжет сказки позволяет детям пронаблюдать и выделить существенные признаки этой группы звуков. … остров различил в шуме волн поющие звуки. Звуки перекликались, пели поодиночке и хором, от этого становилось весело и радостно. Звуки были разными, сливаясь все вместе, они звучали песней над водной гладью океана. Звуки были голосистыми, мелодичными, дружными. Их красные рубашечки, словно маячки, привлекали к себе внимание. ( см. приложение ) Аналогичная работа ведётся по ознакомлению учащихся с группой звуков: глухие согласные. …посетители постоянно кивали головой, словно соглашались с дружным голосистым народом -Гласными. По этой причине он назвал их СОГЛАСНЫЕ. Звуки говорили на странном языке, шумели. Язык напомнил Островку рычание, фырчание, шипение и гиканье животных После изучения блока согласных на уроках возможна работа по применению модели острова в других видах учебной деятельности: сопоставлении, классификации, в различных дидактических играх со словом, а главное при проведении звукобуквенного анализа слова. Легко ориентируясь по карте острова, первоклассники с интересом выполняют транскрипции слова, безошибочно, в дальнейшем, звукобуквенный анализ слова. Думаю, что учителям, работающим в начальной школе по программе обучения «Школа 2100» будет интересен мой подход к систематизации и изучению звуков родного языка. Дидактическая разработка может так же использоваться и в параллельных системах обучения. Приложение Маленькие истории из жизни острова. История первая. - 1 - В далёком-далёком краю, на границе сказочного мира, жил маленький безымянный Островок. Он был очень красивым, но одиноким и грустным. Тоска и грусть хозяйничали на острове и постоянно плачущий дождь надоедал своей монотонностью. Скучали деревья, горы, лес и озеро, по берегам заросшее камышом. У Острова была голубая мечта. Он мечтал иметь друзей и ИМЯ, С некоторых пор Островок стал слышать посторонние незнакомые звуки. По утрам он пробуждался oт плеска волн, ласкающих каменистый берег. Шорох ветвей в полуденный зной напоминал о молодом шалуне-ветерке, по пути, заглянувшему к соседу, но давно покинувшему эти края. На закате последний солнечный луч, прощаясь, пригревал макушку горы. Постукивание раковин и шум водопада на миг отвлекали островок от грустных мыслей, но скука и тоска не покидали нашего героя. Вероятно, так бы и прожил свою долгую и скучную жизнь наш маленький друг, если бы одно невероятное происшествие. В одно прекрасное солнечное утро наш герой, в привычном шуме, живущих по соседству звуков, услышал цоканье, стрекотание, пыхтение, шипение, звон. Всё это пугало и радовало одновременно. Сомнений не было: на острове поселились животные. Радость, желание познакомиться и поделиться своей мечтой с новосёлами предавали Островку уверенность и решимость. История вторая. – 2 - Как только солнце осветило верхушки гор, пробудив всё население островка ,наш герой разглядел в зарослях новых друзей. Он попытался заговорить с ними, поприветствовать их появление на его земле, но... СЛОН замотал головой и протрубил что-то в ответ, БЕГЕМОТ зафырчал и спрятал голову под воду, КРОКОДИЛ лязгнул зубами и сердито посмотрел на заросли прибрежной травы. Звери не разговаривали, они издавали всевозможные звуки, но Островок понять их не мог. Разочарование, от недавно поселившейся в его душе надежды, больно отозвалось в душе. Его мечте не суждено сбыться, ведь только звуки РЕЧИ способны объединяться и передавать мысли другим собеседникам. Наш герой не мог знать, что случится с ним в ближайшие часы и поэтому, грустный и разочарованный, Островок задремал. Вечером следующего дня, когда солнце садилось за горизонт и последний солнечный луч, прощаясь, пригревал макушку горы, маленький остров различил в шуме волн поющие звуки. Они радовали слух, казались родными. Звуки перекликались, пели поодиночке и хором, от этого становилось весело и радостно. Звуки были разными, сливаясь все вместе, они звучали песней над водной гладью океана. Звуки были голосистыми, мелодичными, дружными. Островок назвал их ГЛАСНЫЕ. Их красные рубашечки, словно маячки, привлекали к себе внимание. - У меня будут друзья, - подумал Островок и улыбнулся. Гласные приветствовали своего друга, громко вопили и кричали. В их воплях было невозможно разобрать ни слова. Островок пытался объясниться с гласными, но его слова так и не были услышаны. С плохим настроением наш герой уснул. История третья. – 3 - Утром следующего дня солнечные зайчики забегали по склонам горы и разбудили спящий остров. В тумане рассветной зари просматривались очертания кораблей. Гласные суматошно забегали по островку. Они кричали, голосили, махали руками, словно приветствовали своих давних друзей. К берегу пришвартовались два парусных судна, на палубах деловито расхаживали человечки, совсем не похожие на гласных. Они были одеты в серебряные камзолы, голову прикрывали золотые шляпки-колокольчики и шляпки «канатье». Разного цвета ботиночки завершали наряд. Посетители постоянно кивали головой, словно соглашались с дружным голосистым народом -Гласными. По этой причине он назвал их СОГЛАСНЫЕ. Звуки говорили на странном языке, шумели. Язык напомнил Островку рычание, фырчание, шипение и гиканье животных. Островку стало немного не по себе от неуверенности, с которой человечки высадились на берег. Затаив дыхание, он продолжал наблюдение, думая о том, что с приходом новых звуков в его жизни могут произойти перемены. Какими они будут? Не придут ли с этими незнакомыми звуками в его жизнь неприятности? К счастью, этого не произойдёт! История четвёртая. – 4 - Человечки в серебристых камзолах оказались милыми и добродушными. Они разделились на две группы и разошлись в противоположные стороны. Группа в шляпках-колокольчиках двигалась быстро и легко, путники шутили и подзадоривали друг друга. Их звонкие голоса эхом передразнивали горы. - Вот бы мне таких друзей! - мечтательно произнёс Островок, - с ними весело и интересно. « Колокольчики» остановились у подножия гор и разбили лагерь. Самые смелые отважно стали взбираться по отвесным склонам горы и, взобравшись на вершину, звонко приветствовали своих друзей. Звук голосов эхом отозвался в горном ущелье, смех слился с шумом водопада и пением ветра. Звонкие Согласные ликовали, Покорив гору, герои назвали её « Звонака», в честь своей победы. Островку была очень симпатична эта компания. Он совершенно забыл про человечков в шляпках «канатье», больше походивших на перевёрнутую кастрюльку. Передвигаясь по острову тихо и медленно, перешептываясь друг с другом, эти тихони подходили к лесу. Вслушиваясь в разговор человечков, можно было слышать шипение пузырьков в стакане с «кока - колой», пыхтение паровоза, свист закипающего чайника. Человечки очень походили на покорителей гор, но их голоса были глухими и неясными. Группа вошла в лес. Глухой стеной лес скрыл путников от посторонних глаз. Островок пытался предостеречь путешественников о возможных опасностях, но они остались глухи к предостережениям. Глухие согласные, подумал Островок и не стал преследовать человечков. История пятая. - 5 - Время шло своим чередом. Наш островок привыкал к дружным звукам. Их затеи, игры, забавляли и развлекали островок. Солнце щедро посылало на землю свои лучи, казалось, что даже рыбкам в прибрежных волнах было жарко. Океан ласкал берег, пара кораблей покачивалась на волнах. Звери отдыхали в тени деревьев. Маленькие голосистые гласные, скинув красные рубашечки, устроили грандиозное купание у берега. Гласные кричали, пели, олю-лю-кали на разные голоса, когда заметили появившихся на берегу серебряных человечков. Гласные и Согласные звуки стали знакомиться. Пожимая друг другу руки, звуки сливались в слова, меняясь местами, слова обретали смысл. Ветер переносил звуки с места на место. Островок наблюдал за происходящим, вокруг стали отчётливо слышаться слова и фразы. Звуки так расшумелись, что забыли о том, что находятся в гостях. Они шалили, менялись местами и... вдруг, откуда-то из общего шума, Островку послышалось ИМЯ. Ветер подхватил слово и понёс его через леса и горы, бухты и заливы. «Акубза», - повторил имя Островок. «Акубза» - АЗБУКА - загадка, которую открыли для него звуки. Самое прекрасное имя, о котором только мог мечтать Островок. Имя очень подходило нашему герою. Его можно было петь и произносить, кричать и шептать. Островок был признателен своим гостям за подарок. В знак благодарности Островок предложил звукам остаться жить на его острове. С тех пор все звуки дружно живут на острове, а к нам приходят в гости с книгой под названием « Азбука ». Подружитесь с ними, друзья! Дружба способна творить чудеса! Дружбой дорожить умейте, и она будет вам хорошим подспорьем в жизни. Авторские права: Зинченко Юлия Ивановна, http://collection.edu.ru/attach/17/10551.doc Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока « Остров Акубза »: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2617 |
Конспект прислал: Assol0205 7 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||