Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 2 класс » Конспект урока литературного чтения. Тема урока. "Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения. Тема урока. "Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект урока литературного чтения, 2 класс
УМК «Школа России» Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Цели урока. 1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». 2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников. 3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). 4)Совершенствование навыков чтения, развития речи. 5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.). № Ход урока Анализ урока I. II. III. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) IV. 1) 2) 3) 4) V. 1) 2) 3) VI. VII VIII Организация класса. Постановка темы и цели урока. -Ребята, внимательно посмотрите на доску. Это шифровка, рядом дан ключ, который поможет вам в ее разгадке. Подумайте и скажите, что здесь зашифровано? ( На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ VOVOVO … ) Ответы уч-ся: «На доске зашифровано имя, отчество и фамилия писателя – Лев Николаевич Толстой». -Правильно, здесь зашифровано имя, отчество и фамилия великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Ответы уч-ся: «Мы будем читать произведения Л.Н.Толстого». -Сегодня мы познакомимся с басней «Старый дед и внучек». -А что такое басня? Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль». -Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся. -Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы: (открываю записи на доске) Я почувствовал … Я задумался … Я понял… Изучение нового материала. Рассказ о Л.Н.Толстом с использованием мультимедийной презентации. -Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на мои вопросы. Слайд 1. На экране вопросы: 1) Где жил Л.Н.Толстой? 2) Каким он был человеком? 3) Как Толстой помогал детям из бедных семей? 4) О чем он писал в своих рассказах для детей? -Прочитайте вопросы про себя. -Прочитайте вопросы вслух по цепочке. Слайд 2,3. -Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых. Слайд 4,5. -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. Слайд 6. -Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. Слайд 7. -В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Слайд 2. -В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом. Проверка восприятия материала. Слайд 1 (с вопросами). -Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ. Ответы уч-ся: « Где жил Л.Н.Толстой? Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне». -Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ. Ответы уч –ся: «Каким он был человеком? Он был трудолюбивым, добрым умным человеком». -Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ. Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей? Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» . -Прочитайте последний вопрос,ответьте на него. Ответы уч-ся: «О чем он писал в своих рассказах для детей? В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии». -Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы. Актуализация знаний учащихся. -Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания Слайд 8 . 1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. 2.Вся семья вместе, и душа на месте. 3.Нет лучше дружка, чем родная матушка. -Посмотрите на экран. У кого не так? -Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут». -Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете? Ответы уч – ся: «Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься». -Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл. Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.» -Какой темой объединены эти пословицы? Ответы уч-ся: «Все три пословицы о семье». Физкультминутка. Дружно маме помогаем- Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полоскаем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. Словарная работа. -Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется. Дома Лаврентьева Диана нашла это слово в «Толковом словаре» и приготовилась объяснить нам его значение. ЛОХАНКА (Карточка со словом вывешивается на доску) Ответ Дианы: «Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости». Первичное восприятие текста. Рефлексия. -Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске. Я почувствовал … Я задумался … Проверка первичного восприятия текста. -Продолжи первое предложение, написанное на доске. Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко». -Продолжи второе предложение. Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.» -Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас. Структурный анализ текста. Чтение басни про себя. -Прочитайте басню про себя и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить? Чтение басни вслух по цепочке. Чтение и анализ I части. - На сколько частей можно разделить басню?Докажи. Ответы уч-ся: «Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей». -Прочитайте первую часть басни. -Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? Ответы уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой». -Что случилось во время обеда за печкой? Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее». -А почему дед уронил и разбил чашку? Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел». -Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке». -Правильно ли поступила невестка? Почему? Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку». Чтение и анализ II части. -Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни. -Зачем Миша делал лохань? Ответы уч-ся: «Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми». -Прочитай, почему родители Миши заплакали? Ответы уч-ся: «Им стало стыдно за то, что они так обижали старика». - Как после этой истории стали относиться к дедушке? Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним». Логический анализ текста. Определение поучения басни. -Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит? Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям». -Какова идея этого произведения? Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя». Определение актуальности басни «Старый дед и внучек» -Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время? -Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь? -В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию. Выбор пословицы для определения идеи басни. Слайд 8. 1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. 2.Вся семья вместе, и душа на месте. 3.Нет лучше дружка, чем родная матушка. -Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек». (Дети показывают №1). -Молодцы, ребята, я согласна с вашим выбором. Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого. -Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор? Ответы уч-ся: « И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей». -Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие? Ответы уч-ся: «В басне Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме». -Что в них общего? Ответы уч-ся: «Все эти басни поучительные». Итог урока. Рефлексия. -С каким произведением познакомились на уроке? -Кто автор? -Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает? -Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка. Я понял … - Продолжите это предложение. Ответы детей: «Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу». Домашнее задание. Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту. Творческое задание: написать рассказ о своей семье; о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения. Тема урока. "Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7156 |
Конспект прислал: Сидора 21 ноября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||