Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, математика, 2 класс » Обобщение знаний о геометрическиъх фигурах. свойство квадрата. Свойство сторон прямоугольника. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Обобщение знаний о геометрическиъх фигурах. свойство квадрата. Свойство сторон прямоугольника. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ТЕМА: Обобщение знаний о геометрических фигурах.
Свойства квадрата. Свойства сторон прямоугольника. Цели урока: I. Обобщить, уточнить и расширить знания о геометрических фигурах: выявить существенные свойства прямоугольника и квадрата, сформировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств; совершенствовать практические умения и навыки в построении геометрических фигур; II. Развивать восприятие, наблюдательность, пространственные представления, умение выделить главный признак, классифицировать, обобщать. III. Способствовать воспитанию культуры речи, настойчивости в учёбе, воспитывать внимательность, активность, формировать умение слушать и слышать друг друга. Оборудование: набор плоских геометрических фигур разного цвета у учителя и учащихся, линейки, угольники, верёвочка, фланелеграф, карта путешествия, проектор, ноутбук, презентация Microsoft Power Point. Ход урока (слайд 1) I. Организационный момент - Ребята, сейчас у нас урок математики. На уроке мы будем, как всегда, думать, узнавать что-то новое, обобщать, сотрудничать, для этого вам надо быть внимательными, организованными, сообразительными, уметь слушать друг друга. ( В тетради записать число, классная работа) II. Актуализация знаний – В огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием ГЕОМЕТРИЯ (слайд 2) (Запись в тетради: Страна Геометрия. «ГЕО» - земля, «МЕТРИЯ» - измерение. Наука эта появилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов). Эту страну населяют не числа. Там живут по своим правилам и законам различные линии и фигуры, плоские и объёмные. Сегодня, путешествуя по стране Геометрии, мы посетим города, в которых живут плоские фигуры и различные линии, отрезки, которые располагаются на плоскости. (слайд 3) (на доске – карта путешествия) Вот названия городов, в которых мы побываем во время нашего путешествия: Линии, Круги, Треугольники, Четырёхугольники. Учитель предлагает ученику карточку с изображением геометрической фигуры: надо опреде-лить, к какому городу относится данная фигура, и прикрепить её на доске под названием города. Таким образом, появляются не только названия, но и наглядные обозначения каждого города.) III. Повторение и обобщение– -Итак, в путь. Дорога дальняя, на чём же мы отправимся? Что там мчится и шипит И колёсами стучит: Чу-чу-чу – чу-чу-чу Я по рельсам стучу. (поезд) Первый город, который мы посетим, называется Линии (слайд 4, анимация). – Я хочу вам что-то показать (чертит прямую). Как называется такая линия? А как вы думаете, сколько прямых можно провести через одну точку? Попробуйте это сделать на листе бумаги и вы узнаете, кто прав (сколько угодно много). – А сколько прямых можно провести через две точки? Посмотрим, кто прав. Поставьте на листе две точки и соедините их по линейке. В чём убедились? Есть ли у прямой начало и конец? (нет, её можно с двух сторон продолжать бесконечно). Ну, а если от верёвочки отрезать кусок, то получится отрезок. У него есть и начало, и конец. Начертите отрезок длиной 5 см. – А я хочу спросить, знаете ли вы, что такое ЛУЧ? (у луча есть начало, но нет конца). Начертите три луча, которые начинались бы в одной точке. – А если верёвочку не натягивать, какая получится линия? (кривая). Сколько кривых линий можно провести через две точки? (сколько угодно). (показ) – Позвольте вам показать ещё один вид линий (рисует на доске ломаную). Как называется такая линия? Из чего она состоит? (из отрезков) Сколько отрезков в этой линии? Начертите в тетради с помощью линейки ломаную линию, состоящую из четырёх отрезков. -Чем отличаются эти линии? (замкнутую ломаную и незамкнутую) IV. Познакомившись с различными линиями, отрезками, лучом, мы отправляемся дальше. Загудел паровоз И вагончик повёз: Чу-чу-чу – чу-чу-чу Далеко вас укачу. Мы попадём в особый город. Жителей этого города можно найти в часах, в машине, в тарелке. Солнце и луна тоже из этого города. Кто же эти жители? (КРУГИ) (слайд 5). Но чтобы круг получился ровный, нужен особый инструмент – циркуль. Я на доске покажу…, а вы немножечко потерпите: с циркулем мы начнём работу в 3 классе. – Что можно получить из круга? (солнце, тарелка, колобок, часы, колесо, …). Возьмите у себя в наборе круги и составьте любую фигуру. V. Едем дальше. Перед нами город… а вот название вы определите сами. Послушайте загадку. Три стороны и три угла. И столько же вершин. И трижды трудные дела Мы трижды совершим. – (слайд 6).Этот город называется ТРЕУГОЛЬНИКИ. Если вы были внимательны, то, наверное, догадались, что треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии (показ). Получается как в загадке: три стороны, три угла, три вершины. – Посмотрите на жёлтые треугольники, которые лежат у вас на партах. Какие у них углы? Найдите прямой угол. Это прямоугольный треугольник. Постройте у себя в тетради любой треугольник (ученик на доске). – Возьмите в наборе треугольники и постройте любую фигуру. VI. Сообщение нового. Из замечательного города Треугольники мы отправляемся дальше. Торопится поезд, Колёса стучат. А в поезде этом Ребята сидят. (слайд 7). Город ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ большой, там много улиц. Идём по первой улице. – Прошу узнать, как называются жители нашей улицы: у них 4 стороны, 4 угла, все углы прямые. (показывает несколько разных по размеру, соотношению длины и ширины прямоугольни-ков). (ПРЯМОУГОЛЬНИКИ). –Давайте мы исследуем наши фигуры. - Сколько сторон у прямоугольника? Д: Четыре. Стороны, которые лежат одна против другой, называются противоположными. У: Покажите их. Один ученик у доски показывает. – Давайте измерим их длину. Что скажете? Д: Они равны. У: Измерьте другие стороны. Д: И они равны. У: Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника. Д: Противоположные стороны прямоугольника равны. У: В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга. А если прямоугольник начерчен на доске? (тесёмкой: наложить тесёмку на сторону прямоугольника, пальчиками зафиксировать её длину и наложить на противоположную сторону). Возьмите белые прямоугольники и сравните противоположные стороны. (Учитель показывает, дети выполняют.) – В чём сейчас убедились? Д: Противоположные стороны равны. У: Вот какая это интересная фигура – прямоугольник. Практическая работа –А теперь давайте попробуем начертить прямоугольник в тетради. Как можно легко его начертить? (по клеточкам, т.к. клеточки – это тоже прямоугольники). Давайте начертим прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Почему я даю только 2 измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны? (Дети чертят самостоятельно, учитель проверяет.) – Молодцы, всё начертили верно. А теперь давайте обозначим противоположные стороны. Найдите периметр фигуры (слайд 9) Где в классе вы видите прямоугольники? (глазами обвести класс). VII. Мы на второй улице. Идём дальше. И я хочу проверить, как вы знаете ПДД. Поиграем в игру «Светофор». Я буду вам показывать сигналы, а вы должны выполнять движения. Красный свет – стоять, зелёный – шагать на месте, жёлтый – хлопать в ладоши. У прямоугольника есть родственник – особо важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей её форма служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!» – Как же тебя зовут, брат? – спрашивали встречные. – А зовут меня просто … Назовите эту фигуру, ребята! Д: Квадрат.(слайд 10) У: А как вы узнали? Д: Стороны равны, углы прямые. С этой фигурой вы постоянно встречаетесь на уроках математики. Где у вас находится множество маленьких квадратиков? (это клеточки в тетради). VIII. - Вот теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка эта необычная, а геометрическая. На-зывается “Родственники”. (слайды 11 – 15) Слушайте. -Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, т. к. при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. А имела фигура такой вид и кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: “Посмотрите какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете! Я могу быть большим и маленьким, только красота мо-ей фигуры от этого не уменьшится. - Как же зовут тебя? – спрашивали встречные. - А зовут меня… (Квадрат) - Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И квадрат решил поискать родственников. - “Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож”. - Однажды встречает он на пути такую фигуру. Стал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда: - Как зовут тебя? - Меня зовут…(Прямоугольник) - А мы не родственники с тобой? - Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по отношению моих смежных сто-рон я могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре сходных признака, то мы с тобой из одного рода и у нас имеется общее название. - Стали они искать и нашли у себя 4 признака сходства. Какие это признаки, какое общее название у этих фигур? (обсуждение группами по рядам) (4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны, Прямоугольники). - Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе и по белу свету шагать. – Итак, прямоугольники, квадраты – постоянные спутники нашей жизни. Они близкие родственники (4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны рав-ны), и у них фамилия может быть одна и та же – Прямоугольники. IX. Зарядка для глаз (слайды 17-19) X. Обобщение Итак, давайте обобщим. (слайд 20) Прямоугольник • 4 угла; • все углы прямые; • 4 стороны; • противоположные стороны равны; • большая сторона – длина • меньшая сторона - ширина Квадрат • 4 угла • Все углы прямые • 4 стороны • все стороны равны XI. А сейчас я хочу убедиться, что вы были внимательными и усвоили то, о чем мы говорили. Я задаю вопросы, а вы отвечаете по рядам. 1) Верно ли, что если фигура имеет 4 угла, 4 стороны, 4 вершины, то ее можно назвать четырех-угольником? (Да) 2) Является ли прямоугольник одним из видов четырехугольников? (Да) 3) Учительница предложила Саше начертить прямоугольник, а Саша начертил квадрат. Правильно ли Саша выполнил задание? (да) 4) Правильно ли, что квадрат можно назвать прямоугольником и четырехугольником? (Да) 5) Вова начертил квадрат, но Миша сказал, что это прямоугольник. Не ошибся ли Вова? (нет) 6) Верно ли, что противоположные стороны прямоугольника не равны? (Нет) XII. Самостоятельная практическая работа а) Работа с карточкой Задание. 1) Обведите замкнутой линией все прямоугольники на чертеже.(слайд 21) 2) Обведите замкнутой линией все квадраты на чертеже. - Что вы заметили? (Что квадраты находятся внутри множества прямоугольников). Почему? (Это то-же прямоугольник) б) В тетрадях на печатной основе, с.13, задание 35 ( раскрась все прямоугольники) в) Постройте из палочек три квадрата. (слайд 22) Сколько палочек надо убрать, чтобы не осталось ни одного квадрата? г) У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. Надо соединить фигуры так, чтобы полу-чились прямоугольники. Вы сейчас поработаете дружно в парах. Кто справится, тихо встанет возле своей парты. XIII. Наше путешествие продолжается. Сейчас мы попадём на улицу, где живут вот такие фигуры. (слайд 23) Назовите фигуры, которые вы видите. Д: Четырёхугольники. У: Чем они отличаются от прямоугольника? Д: Углы не прямые. Это ромб, параллелограмм и трапеция. С ними вы познакомитесь в старших классах. XIV. Игра – В завершение нашего путешествия приглашаю на игру представителей всех городов (показывает на фланелеграфе набор различных геометрических фигур разного цвета и размера). (Игра проходит в несколько туров. Каждый участник 5с смотрит на расставленные у доски фигуры, затем отворачивается. В это время учитель убирает или переставляет одну из фигур на другое место. Игрок должен сказать, какую фигуру убрали или переставили.) XV. Итог урока. Вот и закончилось наше путешествие в страну Геометрию. Возвращаемся домой. Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро в школу мы приедем, Там и сможем отдохнуть. Урок закончен, ребята, но вам ещё не раз предстоит побывать в этой замечательной стране ГЕОМЕТРИИ, чтобы сделать немало удивительных открытий. Рефлексия. - Давайте подведём итог ( слайд24). -Поднимите руку те, кому понравилось наше путешествие.. - Что открыли нового для себя? - Как вы думаете, а зачем мы всё это учили? Где эти знания могут пригодиться? XVI. Домашнее задание: (слайд 25) Найти периметр своей комнаты; составить из различных геометрических фигур сюжетную картинку в виде апплика-ции. XVII. Оценки за урок Спасибо, вы хорошо потрудились (слайд 26). Авторские права: Тарасова Татьяна Михайловна Пожалуйста, оцените конспект - Обобщение знаний о геометрическиъх фигурах. свойство квадрата. Свойство сторон прямоугольника.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4252 |
Конспект прислал: tanyatebin 22 августа 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||