");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспект урока по русскому языку 2 класс:«Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока по русскому языку 2 класс:«Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».

Цели: 1) осознать и правильно писать слова - названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук; умение распределять слова по родам, 2) развитие орфографической зоркости, фонематического слуха; умений рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ, работать по таблице, 3) воспитание интереса к изучаемому материалу; желания как можно больше знать, грамотному письму.

Оборудование: словари «Толковый словарь», «Обратный словарь», картины, скороговорки, карточки со словами на изучаемую орфограмму.

Ход урока.
1. Вводная часть. Работа над скороговорками.
В роще щебечут стрижи и чижи.
В шалаше шесть шалунов.
Быстрое чтение по рядам и по отдельности.
-Каких звуков встречается больше? (шипящих)
-Расскажите все, что вы знаете об этих звуках.
Запись скороговорок.
2. Работа над новым материалом.
а) Повторение японских сказок, изученных на уроках литературного чтения.
-Ребята, вспомните, пожалуйста, японские сказки о барсуках. Что вы скажете о них? (Они оба поэты, первый барсук ценил красоту, а второй – создавал её.)
А этот барсук (показ картины барсука) любил рисовать после чтения стихотворений и прогулки в лунную ночь.
-А как же называются стихи из трех строчек? (хокку)
Однажды барсук гулял в лунную ночь и читал хокку «Исса».
Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен.
Увидел ежа, залюбовался им и захотел его нарисовать. Посмотрите, вот какая картина у него получилась.

камыш
ландыш
шалаш
ёж


Внимательно посмотрите на картину, кто же был приглашен на праздник?
На праздник были приглашены все слова-названия предметов с основой на шипящий звук. Запишем эти слова столбиком.
Гуляя, он увидел мышь и залюбовался им. Её тоже нарисовал. Рассмотрите
картину и найдите слова- названия предметов с основой на шипящий звук. Запишем эти слова столбиком.

мышь
печь
ночь
тишь





Дети сами заметили, что в первом столбике слова пишутся без Ь, а во втором столбике – с Ь.А почему, как вы думаете? Ребята сами сделали вывод: в словах – названиях предметов женского рода с шипящим звуком на конце пишется Ь, а в словах – названиях предметов мужского рода с шипящим звуком на конце Ь не пишется.
Барсук этот не только любит рисовать, но и сочиняет сказки не простые, а грамматические. Послушайте сказку «Мягкий знак ищет слова». (Из книги В.В. Волиной «Русский язык в стихах, рассказах и сказках»).
«Как-то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда все утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошел он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрел он к словам женского рода. Идет и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
Захотелось как-то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошел он по тропинке и встретил ежа.
- Давай дружить, - предложил Мягкий Знак.
Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубочек.
Обиделся Мягкий Знак и ушел от ежа.
Идет он и плачет. Вдруг видит6 у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.
Мягкий Знак так ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в словах - названий предметов женского рода с шипящим на конце».
Посмотрите на картину, как подружились Мягкий знак и ёж.



б) Работа по обратному словарю. Откройте словарь с шипящими Ж, Ш. Щ. Ч.
Чтение по «цепочке» этих слов, определение рода. Вывод: все эти слова – названия предмета мужского рода с шипящим на конце.
А что вы скажете о словах – названиях предметов с ЖЬ, ШЬ, ЧЬ, ЩЬ на конце. (Все эти слова женского рода.)
Запишите в каждый столбик по 3 слова, можете воспользоваться обратным словарем. (Опрос 2-3 учеников.)
3. Словарный диктант.
Запись у доски с полным разбором каждого слова.
Морж, силач, рожь, дочь, малыш, помощь, вещь, плащ, тушь, калач.
4. Работа над предложением, запись с комментированием.
Посадила бабка в печь пирожки с капустой печь.
-Что вы скажете об этом предложении? Что интересного заметили? ( Здесь 2 слова печь, но они разные слова: одно слово отвечает на вопрос ЧТО? – это слово – название предмета, а другое – на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Найдите основу предложения и подчеркните.
5. Итог. Что нового о работе Мягкого Знака вы узнали?
- А сейчас мы узнаем, как усвоили написания слов – названий предметов с основой на шипящий звук. Игра «Не подведи свой ряд!» Каждый из вас по очереди выходит к доске и дописывает слово.
Ч или ЧЬ Ш или ШЬ Щ или ЩЬ
пла… шала…. бор…
пе… глу… пла…
труба… мар… ве…
мело… ер… кле…
ре… фини… ово…
мя… бро… помо…
вра… ланды… ле…
но… ти… мо…
6. Домашнее задание: 1) Упражнение 60 с.49 в Тетради для самостоятельной работы 2*) Нарисовать картинный диктант на изучаемую орфограмму или написать рассказ, сказку.



Список используемой литературы:
По УМК «Перспективная начальная школа»
Л., Чуракова Н.А., Русский язык 2 класс:.М. Академикнига / Учебник,
Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О. В., Тетрадь для самостоятельной работы, №1,
Чуракова Н.А., Байкова Т.А.,. Малаховская О. В., Русский язык, 2 класс: Методическое пособие. 2006 год


Авторские права: Муртазина Венера Мустафовна


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по русскому языку 2 класс:«Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»:
  • 17
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Тема: «Правописание мягкого знака у существительных с шипящим на конце»
  • Конспект урока: « Имена существительные с шипящим звуком на конце»
  • Урок русского языка во 2 классе. «Имя существительное с шипящими на конце» ...
  • Тест по теме "Имя существительное" 3 класс
  • Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
  • Конспект урока русского языка в 4 классе. "Мягкий знак на конце имён суще ...
  • Конспект урока "имена существительные с шипящим звуком на конце" 3 класс
  • Конспект урока русского языка:"Имя существительное.",3класс
  • Конспект урока русского языка, 3 класс: "Мягкий знак на конце существитель ...
  • Мягкий знак на конце существительных после шипящих.


  • 5922
    Конспект прислал: arenev7 8 апреля 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата