Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспект урока по русскому языку 2 класс:«Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока по русскому языку 2 класс:«Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».
Цели: 1) осознать и правильно писать слова - названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук; умение распределять слова по родам, 2) развитие орфографической зоркости, фонематического слуха; умений рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ, работать по таблице, 3) воспитание интереса к изучаемому материалу; желания как можно больше знать, грамотному письму. Оборудование: словари «Толковый словарь», «Обратный словарь», картины, скороговорки, карточки со словами на изучаемую орфограмму. Ход урока. 1. Вводная часть. Работа над скороговорками. В роще щебечут стрижи и чижи. В шалаше шесть шалунов. Быстрое чтение по рядам и по отдельности. -Каких звуков встречается больше? (шипящих) -Расскажите все, что вы знаете об этих звуках. Запись скороговорок. 2. Работа над новым материалом. а) Повторение японских сказок, изученных на уроках литературного чтения. -Ребята, вспомните, пожалуйста, японские сказки о барсуках. Что вы скажете о них? (Они оба поэты, первый барсук ценил красоту, а второй – создавал её.) А этот барсук (показ картины барсука) любил рисовать после чтения стихотворений и прогулки в лунную ночь. -А как же называются стихи из трех строчек? (хокку) Однажды барсук гулял в лунную ночь и читал хокку «Исса». Вот выплыла луна И самый мелкий кустик На праздник приглашен. Увидел ежа, залюбовался им и захотел его нарисовать. Посмотрите, вот какая картина у него получилась. камыш ландыш шалаш ёж Внимательно посмотрите на картину, кто же был приглашен на праздник? На праздник были приглашены все слова-названия предметов с основой на шипящий звук. Запишем эти слова столбиком. Гуляя, он увидел мышь и залюбовался им. Её тоже нарисовал. Рассмотрите картину и найдите слова- названия предметов с основой на шипящий звук. Запишем эти слова столбиком. мышь печь ночь тишь Дети сами заметили, что в первом столбике слова пишутся без Ь, а во втором столбике – с Ь.А почему, как вы думаете? Ребята сами сделали вывод: в словах – названиях предметов женского рода с шипящим звуком на конце пишется Ь, а в словах – названиях предметов мужского рода с шипящим звуком на конце Ь не пишется. Барсук этот не только любит рисовать, но и сочиняет сказки не простые, а грамматические. Послушайте сказку «Мягкий знак ищет слова». (Из книги В.В. Волиной «Русский язык в стихах, рассказах и сказках»). «Как-то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда все утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошел он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак. Побрел он к словам женского рода. Идет и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе. Захотелось как-то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошел он по тропинке и встретил ежа. - Давай дружить, - предложил Мягкий Знак. Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубочек. Обиделся Мягкий Знак и ушел от ежа. Идет он и плачет. Вдруг видит6 у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить. Мягкий Знак так ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в словах - названий предметов женского рода с шипящим на конце». Посмотрите на картину, как подружились Мягкий знак и ёж. б) Работа по обратному словарю. Откройте словарь с шипящими Ж, Ш. Щ. Ч. Чтение по «цепочке» этих слов, определение рода. Вывод: все эти слова – названия предмета мужского рода с шипящим на конце. А что вы скажете о словах – названиях предметов с ЖЬ, ШЬ, ЧЬ, ЩЬ на конце. (Все эти слова женского рода.) Запишите в каждый столбик по 3 слова, можете воспользоваться обратным словарем. (Опрос 2-3 учеников.) 3. Словарный диктант. Запись у доски с полным разбором каждого слова. Морж, силач, рожь, дочь, малыш, помощь, вещь, плащ, тушь, калач. 4. Работа над предложением, запись с комментированием. Посадила бабка в печь пирожки с капустой печь. -Что вы скажете об этом предложении? Что интересного заметили? ( Здесь 2 слова печь, но они разные слова: одно слово отвечает на вопрос ЧТО? – это слово – название предмета, а другое – на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Найдите основу предложения и подчеркните. 5. Итог. Что нового о работе Мягкого Знака вы узнали? - А сейчас мы узнаем, как усвоили написания слов – названий предметов с основой на шипящий звук. Игра «Не подведи свой ряд!» Каждый из вас по очереди выходит к доске и дописывает слово. Ч или ЧЬ Ш или ШЬ Щ или ЩЬ пла… шала…. бор… пе… глу… пла… труба… мар… ве… мело… ер… кле… ре… фини… ово… мя… бро… помо… вра… ланды… ле… но… ти… мо… 6. Домашнее задание: 1) Упражнение 60 с.49 в Тетради для самостоятельной работы 2*) Нарисовать картинный диктант на изучаемую орфограмму или написать рассказ, сказку. Список используемой литературы: По УМК «Перспективная начальная школа» Л., Чуракова Н.А., Русский язык 2 класс:.М. Академикнига / Учебник, Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О. В., Тетрадь для самостоятельной работы, №1, Чуракова Н.А., Байкова Т.А.,. Малаховская О. В., Русский язык, 2 класс: Методическое пособие. 2006 год Авторские права: Муртазина Венера Мустафовна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по русскому языку 2 класс:«Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5746 |
Конспект прислал: arenev7 8 апреля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||