Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов». |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов». |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №20 План-конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов». Учитель начальных классов Дундина Лариса Владимировна Рыбинск 2010 г. Тема урока: Объясняем происхождение слов. Цели: Формировать знания о происхождении слов в русском языке. Учить работать с толковым, этимологическим, словообразовательными словарями. Закреплять знания о ранее изученных орфограммах. Развивать речь, мыслительную деятельность. Расширять кругозор. Прививать любовь и уважение к национальной культуре русского народа, русскому языку. Ход урока. I Организация. - Ну-ка, проверь, дружок, готов ли ты начать урок? - Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка Все ли правильно сидят Все ль внимательно глядят? Постарайтесь все понять Учитесь тайны раскрывать! -Нам предстоит сегодня открыть тайны происхождения слов. II Словарно — орфографическая работа На доске написаны слова: напишите их в тетради, решив орфографические задачи. в_низ, к_ртоф_ль, _дин_а_цать, вид_ть, ч_рнил?ница - Что вы можете рассказать об этих словах? (во всех словах присутствуют орфограммы, среди которых есть проверяемые и непроверяемые. Это словарные слова.) А что вы знаете о каждом слове в отдельности? (рассказывают о слове как о части речи, называют орфографические правила, связанные с написанием каждого слова) Объясните лексическое значение каждого слова? III Работа по теме. 1. Введение в проблему. -Какое слово вам мало знакомо? -Вот и авторы учебника в упр. 534 спрашивают, знакомо ли вам это слово? -Может вы читали о том, что оно означает в книжках, видели в музее, слышали что-то о нем из рассказов бабушек и дедушек? 2. Работа в ТПО -Откройте ТПО, прочитайте в нем текст упр. 534 и подумайте, почему слово «чернильница» мы почти не употребляем в речи? -читать вслух (чтение 30 сек.) -Можете ли объяснить, почему слово «чернильница», можно сказать, не знакомо вам? -К чему обратимся за помощью, чтобы подтвердить сказанное, т. е. узнать лексическое значение этого слова? (к толковому словарю) 3. Работа с толковым словарем. (толкование слова в словаре Ожегова) 4. Вывод. -Итак, что мы выяснили, в разряд каких слов отнесено слово «чернильница» и каково его лексическое значение? (это слово относится к словам — архаизмам, устаревают слова, называющие предметы, вышедшие из употребления) 5. Продолжение работы в ТПО. - Ну, а что думает автор данного текста об архаизме «чернильница»? -Прочитайте. ( В моей голове не укладывалось...) -Обратите внимание на эту подчеркнутую фразу. -Как вы понимаете ее значение? (этот фразеологический оборот означает, что «автор не понимал»...) -Запишите на оставленной строке новую фразу. -Чем эта фраза является для фразеологического оборота? (синонимом) -Что такое синонимы? (слова, близкие по значению с другими словами) -Прочитайте записанную вами фразу. (читают) -Предложение или словосочетание вы записали? -Докажите. (есть грамматическая основа подлежащее, выраженное местоимением, и сказуемое, выраженное глаголом) -В какой форме употреблен глагол «не понимал»? (в прош.вр., ед.ч.,м.р., сов.в.) -Выпишите в тетрадь другие глаголы, встретившиеся в тексте. -Укажите их признаки любит (наст.вр., ед.ч., 3л., II спр.), собирает (наст.вр., ед.ч., 3л., I спр.), обнаружил (прош.вр.,ед.ч.,м.р.), покинула (прош.вр., ед.ч., ж.р.), перешло (прош.вр.,ед.ч., ср.р.) Фронтальная проверка. (указывание признаков глагола) -Какие глаголы выписали? -Какие признаки указали? -Почему у одних глаголов вы определили род, а у других лицо? (работа с памятками) -Как назовете их окончания? -Какие гласные написали в личных окончаниях? ( «и» в глаг. «любит» - II спр.; «е» в глаг. «собирает» - I спр.) Физминутка. Мы бежали, мы спешили, потому что быстро жили. И поели на бегу и попили на скаку. -Вот в таком бешеном ритме мы живем, поэтому все время пополняется наш русский язык новыми словами, а устаревшие постепенно уходят из употребления. -Но вернемся снова к нашему слову и почерпнем о нем сведения в учебнике в упр.535. Работа с учебником. -Прочитайте текст. (читает вслух ученик) -О чем вы узнали, читая текст? *** -Сейчас вам предстоит списать те предложения, которые являются ответами на следующие вопросы: 1. Что такое чернильница? 2. Как писали пером? 3. Какими были чернила? -Встретившиеся в тексте однокоренные слова выписать и показать их строение (с-с) Выборочное списывание, разбор по составу 1. Взаимопроверка, работа в парах; 2. Проверка у доски. -В какой из групп записаны однокоренные слова? Докажите. Чернила письме перьями чернильница писали перья перо -Покажите, как сделали разбор по составу (с-с) памятка стр.127 учебн.(в родственных словах «письме», «писали» указать только корень) -Есть ребята, которые по-другому выделили корень? (см. в словообразоват. словаре) -Почему слово «черный» не включили в группу родственных слов? -Найдем подтверждение в этимологическом словаре. Работа с этимологическим словарем. Черный → чернила → чернильница Вывод: Что выяснили, работая со словарем? (Поначалу все чернила были только черного цвета, это потом их стали делать цветными, поэтому и слово «чернила» образовалось от слова «черный», но в словах «чернила» и «чернильница» образовался корень «черниль», «чернил».) -Ребята, посмотрите, изменяется ли в тексте форма слова «чернила»? -В какой форме употреблено это слово? ( только в форме множ.ч.) -Ну, а что сообщают авторы учебника, вы узнаете на стр.74. -Назовите еще слова, которые употребляются только во множ.числе? (ножницы, ясли, лапти, шорты) *** -А теперь внимание, входит музыка в наш дом — музыка предметов старины. -Ребята, вы знаете, что в нашей школе есть музей русского быта. И мы обязательно посетим его. Это поможет нам в изучении темы. А на этот урок мы принесли несколько интересных экспонатов: *чернильница *перья *коромысло *прялка *швейка Подготовленные дети-экскурсоводы рассказывают о каждом предмете. -Являются ли устаревшими слова, называющие эти предметы? Итог урока. -Какие тайны мы открыли сегодня на уроке? Оценивание детей. Д/з. Упр. 536 Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов».: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3596 |
Конспект прислал: amethyst 31 октября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||