Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть вк видео

Официальный сайт mixzona 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов».


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов».


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №20






План-конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов».



















Учитель начальных классов
Дундина Лариса Владимировна


Рыбинск 2010 г.
Тема урока: Объясняем происхождение слов.

Цели: Формировать знания о происхождении слов в русском языке.
Учить работать с толковым, этимологическим, словообразовательными словарями. Закреплять знания о ранее изученных орфограммах. Развивать речь, мыслительную деятельность. Расширять кругозор. Прививать любовь и уважение к национальной культуре русского народа, русскому языку.

Ход урока.
I Организация.
- Ну-ка, проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
- Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят?
Постарайтесь все понять
Учитесь тайны раскрывать!

-Нам предстоит сегодня открыть тайны происхождения слов.

II Словарно — орфографическая работа
 На доске написаны слова: напишите их в тетради, решив орфографические задачи.

в_низ, к_ртоф_ль, _дин_а_цать, вид_ть, ч_рнил?ница


- Что вы можете рассказать об этих словах?
(во всех словах присутствуют орфограммы, среди которых есть проверяемые и непроверяемые. Это словарные слова.)

 А что вы знаете о каждом слове в отдельности?
(рассказывают о слове как о части речи, называют орфографические правила, связанные с написанием каждого слова)
 Объясните лексическое значение каждого слова?

III Работа по теме.
1. Введение в проблему.
-Какое слово вам мало знакомо?
-Вот и авторы учебника в упр. 534 спрашивают, знакомо ли вам это слово?
-Может вы читали о том, что оно означает в книжках, видели в музее, слышали что-то о нем из рассказов бабушек и дедушек?


2. Работа в ТПО
-Откройте ТПО, прочитайте в нем текст упр. 534 и подумайте, почему слово «чернильница» мы почти не употребляем в речи?
-читать вслух (чтение 30 сек.)
-Можете ли объяснить, почему слово «чернильница», можно сказать, не знакомо вам?
-К чему обратимся за помощью, чтобы подтвердить сказанное, т. е. узнать лексическое значение этого слова?
(к толковому словарю)

3. Работа с толковым словарем.
(толкование слова в словаре Ожегова)
4. Вывод.
-Итак, что мы выяснили, в разряд каких слов отнесено слово «чернильница» и каково его лексическое значение?
(это слово относится к словам — архаизмам, устаревают слова, называющие предметы, вышедшие из употребления)
5. Продолжение работы в ТПО.
- Ну, а что думает автор данного текста об архаизме «чернильница»?
-Прочитайте.
( В моей голове не укладывалось...)
-Обратите внимание на эту подчеркнутую фразу.
-Как вы понимаете ее значение?
(этот фразеологический оборот означает, что «автор не понимал»...)
-Запишите на оставленной строке новую фразу.
-Чем эта фраза является для фразеологического оборота?
(синонимом)
-Что такое синонимы?
(слова, близкие по значению с другими словами)
-Прочитайте записанную вами фразу.
(читают)
-Предложение или словосочетание вы записали?
-Докажите.
(есть грамматическая основа подлежащее, выраженное местоимением, и сказуемое, выраженное глаголом)
-В какой форме употреблен глагол «не понимал»? (в прош.вр., ед.ч.,м.р., сов.в.)
-Выпишите в тетрадь другие глаголы, встретившиеся в тексте.
-Укажите их признаки
любит (наст.вр., ед.ч., 3л., II спр.), собирает (наст.вр., ед.ч., 3л., I спр.),
обнаружил (прош.вр.,ед.ч.,м.р.), покинула (прош.вр., ед.ч., ж.р.), перешло (прош.вр.,ед.ч., ср.р.)

Фронтальная проверка. (указывание признаков глагола)
-Какие глаголы выписали?
-Какие признаки указали?
-Почему у одних глаголов вы определили род, а у других лицо?
(работа с памятками)
-Как назовете их окончания?
-Какие гласные написали в личных окончаниях?
( «и» в глаг. «любит» - II спр.;
«е» в глаг. «собирает» - I спр.)

Физминутка.
Мы бежали, мы спешили, потому что быстро жили.
И поели на бегу и попили на скаку.

-Вот в таком бешеном ритме мы живем, поэтому все время пополняется наш русский язык новыми словами, а устаревшие постепенно уходят из употребления.

-Но вернемся снова к нашему слову и почерпнем о нем сведения в учебнике в упр.535.

Работа с учебником.

-Прочитайте текст.
(читает вслух ученик)
-О чем вы узнали, читая текст?
***
-Сейчас вам предстоит списать те предложения, которые являются ответами на следующие вопросы:
1. Что такое чернильница?
2. Как писали пером?
3. Какими были чернила?
-Встретившиеся в тексте однокоренные слова выписать и показать их строение (с-с)
Выборочное списывание, разбор по составу
1. Взаимопроверка, работа в парах;

2. Проверка у доски.

-В какой из групп записаны однокоренные слова? Докажите.
Чернила письме перьями

чернильница писали перья

перо

-Покажите, как сделали разбор по составу (с-с)
памятка стр.127 учебн.(в родственных словах «письме», «писали» указать только корень)
-Есть ребята, которые по-другому выделили корень?
(см. в словообразоват. словаре)

-Почему слово «черный» не включили в группу родственных слов?
-Найдем подтверждение в этимологическом словаре.

Работа с этимологическим словарем.

Черный → чернила → чернильница

Вывод: Что выяснили, работая со словарем?
(Поначалу все чернила были только черного цвета, это потом их стали делать цветными, поэтому и слово «чернила» образовалось от слова «черный», но в словах «чернила» и «чернильница» образовался корень «черниль», «чернил».)

-Ребята, посмотрите, изменяется ли в тексте форма слова «чернила»?
-В какой форме употреблено это слово?
( только в форме множ.ч.)
-Ну, а что сообщают авторы учебника, вы узнаете на стр.74.
-Назовите еще слова, которые употребляются только во множ.числе?
(ножницы, ясли, лапти, шорты)

***

-А теперь внимание, входит музыка в наш дом — музыка предметов старины.

-Ребята, вы знаете, что в нашей школе есть музей русского быта. И мы обязательно посетим его. Это поможет нам в изучении темы. А на этот урок мы принесли несколько интересных экспонатов:
*чернильница
*перья
*коромысло
*прялка
*швейка
Подготовленные дети-экскурсоводы рассказывают о каждом предмете.
-Являются ли устаревшими слова, называющие эти предметы?

Итог урока.
-Какие тайны мы открыли сегодня на уроке?

Оценивание детей.
Д/з. Упр. 536





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: « Объясняем происхождение слов».:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: amethyst 31 октября 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн