Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня "Белка и волк". Сказка "Два брата" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня "Белка и волк". Сказка "Два брата" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по литературному чтению (3 класс). на тему: «Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк». Цели и задачи. Тип урока: урок изучения нового материала. Задачи: 1) образовательная. Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, изученным в 1,2 классах. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки. Обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль. 2) воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев. 3) развивающая. Развивать речь, память, логическое мышление. Оборудование: магнитола, аудиокнига с произведениями Л.Н. Толстого, портрет Л.Н. Толстого, фотографии писателя, его семьи в разные периоды жизни, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2008 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2008 г. Ход урока. 1. Оргмомент (1 мин). - Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах. 2. Повторение пройденного материала (3 мин). Игра «Вспомни и назови». Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения. 1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.) 2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»). 3) Мышка сказала: - Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь») 3. Объяснение нового материала. Рассказ о писателе (3 мин). В двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы есть небольшая дворянская усадьба, которая известна во всем мире. Это Ясная Поляна, где родился, жил и работал великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Толстой родился 26 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, подполковник в отставке в 1922 г. женился на княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые Волконская принесла в приданое мужу, было имение Ясная Поляна. Имение отличалось живописным местоположением. Вплотную подходил дремучий лес. В этом лесу, на поляне, ясным пятном выделявшейся в солнечные дни на темной зелени леса (отсюда и название Ясная Поляна) была построена усадьба. А прямо пред ней, за воротами парка, начиналась деревня с крестьянскими избами, дальше поля, овраги и снова деревни. Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Лев Николаевич, была одна сторона, оказавшая огромное влияние на формирование будущего писателя. Это - близость ребенка к природе и простому народу. Много времени маленький Лева и его три брата проводили на природе – в лесу, в парке. Там они играли, бродили в густых аллеях парка, отыскивая волшебную «зеленую палочку», которая откроет людям секрет всеобщего счастья. Вырастая в такой непосредственной близости к природе, Толстой уже ребенком привыкал чутко примечать все краски и изменения. Эту русскую природу он полюбил на всю жизнь. С детства наблюдательный мальчик незаметно набирался впечатлений от деревенской жизни, узнавал жизнь крестьян, их обычаи, взгляды, песни, язык. В 1837 г. семья Толстых переезжает в Москву. В этом же году умирает отец граф Николай Ильич Толстой (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу о детях берут на себя сестры отца, в частности Юшкова, жена губернатора Казани. Тринадцатилетний Лева переезжает в Казань. В Казани он учится в университете. После университета Толстой поступает на военную службу. Он участвует в военных действиях на Кавказе, в Крыму, демонстрирую чудеса храбрости (позже он напишет «Севастопольские рассказы»). В 1856 г. Лев Николаевич выходит в отставку. В этом же году издаются его повести «Детство», «Отрочество», «Юность», в которых писатель отразил впечатления детства. Главный герой – мальчик Николенька Иртеньев очень похож на самого Толстого. Лев Николаевич много путешествовал за границей. Был во Франции, Швейцарии, Германии, Италии. В 1857 г. он возвращается в свое имение Ясная Поляна, где в 1859 г. открывает первую школу для крестьянских детей. Он сам работает там учителем. Начав учить детей, Лев Николаевич столкнулся с тем, что нет книг для детского чтения. Он поставил перед собой задачу создать эти книги. Для обучения крестьянских детей он написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя собственно азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Произведения Толстого для детей отличаются близостью к русскому фольклору (обработка рус. народ. сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка» и др., включены пословицы и поговорки), знакомят нас с жизнью людей и природы, воспитывают художественный вкус, обучают родному языку, они просты, понятны, решают нравственные задачи. Большую часть жизни Лев Николаевич прожил в своем имении Ясной Поляне. Там он вел простую жизнь: возил на санках воду, колол дрова, косил траву. До старости он сохранил замечательную физическую форму. Достаточно указать, что в 75 лет он ездил на велосипеде, а в 80 ездил верхом на лошади. 28 октября 1910 г. Толстой вместе с другом врачом Маковицким поехал путешествовать. Но здоровье 82-летнего писателя не выдержало поездки. В пути он простудился, заболел воспалением легких и 7 ноября 1910 г. Лев Николаевич умер на железнодорожной станции Астапово (теперь станция названа «Лев Толстой»). Похоронили Толстого, по его желанию в Ясной Поляне. Там в глуши парка, приблизительно в одном километре от усадьбы на краю оврага, есть одинокая скромная могила, где похоронен великий русский писатель. Он остался здесь наедине с русской природой, которую так любил и так гениально описывал. В Москве Л.Н. Толстому поставили памятник. В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения Льва Николаевича. Вопросы по биографии Л.Н Толстого 1. В каком году родился Лев Николаевич Толстой? (1828 г.) 2. В каком имении родился, вырос и прожил большую часть жизни писатель? (Ясная Поляна) 3. Какую книгу для детского чтения написал Толстой? («Азбука») - Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями из «Азбуки» Л.Н. Толстого сказкой «Два брата» и прозаической басней «Белка и волк». Работа со сказкой «Два брата» Прослушивание аудиокниги со сказкой «Два брата» (3 мин). Выполнение заданий в учебнике (с. 110) (2 мин): - Что такое сказка? (Сказка – рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. Если у сказок есть автор, такие сказки называют литературными или авторскими.) - Каких авторов сказок вы знаете? (А.С. Пушкин, К.И. Чуковский) - Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей). - Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие? (Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало). Чтение сказки обучающимися (6 мин). Физминутка (1 мин). Деление текста на части и составление плана сказки (учитель пишет план на доске). (4 мин) План. 1. Братья и их семьи. 2. Сбор урожая. 3. Чудеса с зерном. 4. Удивление братьев. 5. Крепкая братская любовь. Выбор пословицы, которая выражает основную мысль сказки (2 мин). Учитель читает пословицы. Друг познается в беде. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Горька работа да сладок хлеб. Добро творить – себя веселить. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив. В чьей семье лад, тот и богат. - Какая пословица выражает основную мысль сказки? (С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.) Работа с басней «Белка и волк» - Что мы знаем о басне? (Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения. Вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня - иносказательное произведение. Она содержит скрытый смысл. В баснях высмеивают недостатки людей. Басня всегда содержит нравоучение – мораль.) - Назовите авторов басен? (Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Эзоп (прозаические басни), Сергей Михалков.) - Назовите несколько басен. (И.А. Крылов: «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица», «Петух и Жемчужное зерно», «Волк и Ягненок», Эзоп: «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград» и др.) Чтение басни учителем (2 мин). Выполнение заданий к тексту (учебник с. 111) (2 мин): - Почему волк отпустил белку? (Она пообещала сказать ему причину веселья белок). - Кто оказался хитрее? (Белка) - Кто произносит мораль басни? (Белка) - Найдите и прочитайте мораль? (Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем). Чтение басни обучающимися по ролям (7 мин). 4.Самостоятельная работа (выполнение заданий к басне «Белка и волк» в тетради) (5 мин). Проверка самостоятельной работы.(1 мин) 5. Подведение итогов (1 мин). - Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились? (Со сказкой «Два брата», с басней «Белка и волк»). 6. Выставление оценок (1 мин). 7. Домашнее задание (1 мин): задания в тетради к сказке «Два брата», пересказ сказки, выразительное чтение басни «Белка и волк». Авторские права: Колесова А.В. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня "Белка и волк". Сказка "Два брата": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
37458 |
Конспект прислал: Anna6480 25 августа 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||