Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, математика, 3 класс » Конспект урока математики:"Скорость. Время. Расстояние." |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока математики:"Скорость. Время. Расстояние." |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок 1.
Тема: «Скорость. Время. Расстояние.» Основные цели: 1) Сформировать представление о новой величине «скорость», единицах ее измерения, вывести формулу скорости. 2) Актуализировать знания о величинах: время, длина, площадь. 3) Тренировать навыки устного счёта, умение решать задачи. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение. Демонстрационный материал: 1) карточки с темой: 2) изображение транспортных средств: 3) карточки с именованными числами : 4) числовой луч; 5) карточка с определением формулы: 6) эталон «Формула площади прямоугольника» 7) эталоны по темам: «Время», «Длина» 8) карточки с буквами: 9) подробный образец выполнения пробного действия: 10) эталон для самопроверки самостоятельной работы: 11) эталон по теме «Скорость. Время. Расстояние.»: Раздаточный материал: 1) карточки с заданием для пробного действия: 2) карточки для работы в группах и числовые лучи (по количеству групп); 5) цветной луч: 6) эталон по теме «Скорость. Время. Расстояние.» из пособия «Построй свою математику»: Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности: Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятель-ность через прослушивание и обсуждение слов песни; 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3) установить тематические рамки урока: знакомство с новой величиной. Организация учебного процесса на этапе 1: Включить аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь» (1 куплет) – Как вы понимаете слова этой песни? ( Когда рядом друзья, они помогут в трудной ситуации, с ними интересно, весело…) – А как дружба помогает вам на уроках? (Работая вместе, нам легче преодолевать трудности в учебной деятельности) – Какие шаги учебной деятельности вы выполняете, преодолевая трудности? (Сначала мы повторяем необходимое, потом будет задание на пробное действие. Мы постара-емся его выполнить и, наверное, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель, составим план действий и, работая по плану, откроем новый способ…) – Итак, мы все вместе отправляемся в путешествие за новыми знаниями. Прикрепить карточку со словом «путешествие» на доску. – Назовите синонимы к слову «путешествие». (Дорога, путь) – О какой величине мы говорим, называя эти слова? (О длине) – Какие еще величины вы знаете? (Время, масса, объем, площадь) – Как вы думаете, все ли вы знаете о величинах? (Нет) – Хотите узнать больше? (Да) – В какой теме мы продолжим делать открытия? (В теме «Величины») Прикрепить карточку с темой «Величины» на доску. – Итак, отправляемся в путь. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. Цель: 1) актуализировать представление о величинах, единицах измерения длины и времени; знание формулы площади; знания о числовом отрезке; 2) тренировать вычислительные навыки; 3) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобще-ние; 4) уточнить представление учащихся о скорости, ввести определение скорости; 5) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2: - Что вы должны сделать в начале пути? (Повторить материал, необходимый для открытия но-вого) 1) Математический диктант. – Ребята, сейчас я буду читать вам задачи. Вы должны устно выполнить решение и записать на экранах только ответы. Не забудьте про наименования! • У Тани дорога в школу занимает 13 мин, а у Кати в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Катя? • Друзья в первый день путешествия прошли 14 км, а во второй день – в 2 раза меньше. Какое расстояние они прошли за 2 дня? • Стороны прямоугольника 120 м и 4 м. Чему равна площадь прямоугольника? • Саше до бассейна нужно пройти 870 м, а Коле – 430 м. На сколько метров Коля живет ближе, чем Саша? • От Москвы до Нижнего Новгорода идет 120 ч, это в 4 раза больше, чем до Владимира. За сколько часов дойдет письмо от Москвы до Владимира? – Проверим первую задачу. Покажите свой ответ. Если ошибок нет, то задача не разбирается. Если в классе есть хоть один неверный ответ, то задача разбирается. Например, для задачи № 1: расскажите, как получили этот ответ. (Нужно 13 мин умножить на 3, т.к. сказано, что в 3 раза больше. Ответ: 39 мин.) Прикрепить карточку на доску. Аналогично разбираются остальные задачи. – Если есть неверные ответы – исправьте. На доске появляется ряд именованных чисел: 39 мин, 21 км, 480 м2, 430 м, 30 ч. – Что общего у чисел данного ряда? (Это именованные числа, результат измерения величин) - Разбейте эти числа на группы. (В первую группу относим 39 мин и 30 ч, т.к. это результат из-мерения времени. Ко второй группе отнесем 21 км и 430 м, т.к. это результат измерения длины. В третьей группе будет число 480 м2 – результат нахождения площади ) На доске карточки переставляются в соответствии с названным признаком. Возможны другие варианты ответов – главное, чтобы ученики могли назвать признак разбие-ния. – Какой формулой вы пользовались для нахождения площади прямоугольника? (Формулой площади прямоугольника). Озвучьте ее. (Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон) На доске открывается эталон: – Что такое формула? (Формулой называют верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами) На доске открывается эталон: – Назовите единицы измерения времени в порядке возрастания. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) Учитель вывешивает соответствующий эталон на доску: – В математике принято время обозначать латинской буквой «t» Учитель на эталон добавляет карточку с буквой – Назовите единицы измерения длины в порядке убывания. (Километр, метр, дециметр, санти-метр, миллиметр) Учитель вывешивает соответствующий эталон на доску: – Длина пути, т.е. расстояние обозначается строчной буквой «s» Учитель на эталон добавляет карточку с буквой 2) Уточнение представления о скорости. Введение определения скорости. – Давайте составим маршрут нашего путешествия. На доске открывается числовой отрезок: 0 – Как вы думаете, какое расстояние мы можем пройти за 1 ч? (Высказывания детей) – Мы будем каждый час проходить по 4 км. Покажите на числовом отрезке, где мы будем нахо-диться через час. Какое расстояние мы преодолеем за это время? Ученик на доске обозначает числом 4 первый единичный отрезок. 0 4 Аналогично разбирается расстояние, пройденное через 2 ч, через 3 ч. 0 4 8 12 – Что происходит с расстоянием во время движения? (Расстояние увеличивается.) – А о чем еще в реальной жизни можно сказать «увеличивается» или «уменьшается»? (О массе, объеме, площади, температуре, т.е. о величинах.) – Что вы знаем о величинах? (Их можно измерить, сравнить, их можно складывать, вычитать, умножать и делить, если они выражены в одинаковых мерках.) – Итак, что вы повторили? (Величины, числовой отрезок, понятие формулы.) – Для чего вы это повторили? (Чтобы нам было легче, когда будем открывать новое знание.) На доске учитель вывешивает картинки: – А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстрее. Что вы выберете: велосипед или автомобиль? (Автомобиль.) – Почему? (Он движется быстрее, с большей скоростью.) – Что вы сравниваете у этих объектов? (Скорость.) – А измерить скорость можно? (Да, в машинах устанавливают спидометры.) – Если скорость можно сравнить и измерить, то какой вывод можно сделать? (Скорость – это величина.) – Какое свойство объекта характеризует скорость? (Быстрее или медленнее движется объект.) На доске открыть задачу № 1: Саше идти до школы 520 м, а Коле – 480 м. Кто ближе живет? Кто быстрее дойдет? – Прочитайте задачу. Как вы ответите на первый вопрос? (Коля живет ближе, т.к. расстояние от его дома до школы меньше.) – Можно ли ответить на второй вопрос? (Нельзя, т.к. мы не знаем, сколько времени они тратят на дорогу.) – Итак, расстояние вы знаете, а время нет, и поэтому не можем ответить на вопрос: кто быстрее дойдет? Подводя итог обсуждению задачи, учитель обращает внимание на эталоны с величинами рас-стояние и время. На доске открыть задачу № 2: Катя идет до школы 10 мин, а Маша – 12 мин. Кто тратит больше времени на дорогу? Кто из девочек ходит быстрее? – Прочитайте задачу. Как вы ответите на первый вопрос? (Маша тратит больше времени.) – Можно ли ответить на второй вопрос? (Нельзя, т.к. мы не знаем, какое расстояние девочки проходят до школы.) – Итак, в этой задаче вы знаете время, но не знаете расстояние, и поэтому не можете ответить на вопрос: кто быстрее ходит? Подводя итог обсуждению задачи, учитель обращает внимание на эталоны с величинами рас-стояние и время. – Какая величина характеризует быстроту движения? (Скорость.) – Так что же такое скорость? Выберите правильное определение. На доске открыть варианты ответов. Скорость – это расстояние. Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. Скорость - это время движения Лишние варианты убрать, оставить верное определение скорости. – Скорость в математике обозначают буквой «v» Учитель добавляет карточку с буквой рядом с определением скорости. 3) Задание для пробного действия. – Что вы будете делать дальше? (Будем выполнять задание на пробное действие.) – Верно. Вам надо рассудить спор двух друзей – Миши и Игоря, они не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах, ведь на лыжах спидометры не устанавливаются. Прочитайте на карточках задачу и скажите, что для вас в этом задании является новым. (В задаче надо определить скорость.) – Что общего в этой задаче с теми, которые вы решали в начале урока? (Есть знакомые величи-ны – длина и время.) – Попробуйте разрешить спор ребят и запишите на карточке имя мальчика, который, по вашему мнению, бежал быстрее. – Кто не смог ответить на вопрос задачи? В чем ваше затруднение? (Я не смог найти скорость) – Кто выполнил, какое имя вы записали? Выписать на доску 2 варианта ответов детей. Ниже приведены все возможные варианты отве-тов детей. – Что же получилось? (Мнения разделились.) – Правильный ответ – Миша. – У кого не получился правильный ответ? В чем ваше затруднение? (Не знаю, как найти ско-рость.) – Кто получил правильный ответ? Вы можете обосновать? (Мы не можем доказать, что решили задачу верно.) – Кто сможет обосновать? (Мы знаем, что Миша за 20 с проехал 80 м, значит за 1 с он проезжа-ет 80 : 20 = 4м, а Игорь за 1 с проезжает 45 : 15 = 3м. Значит, Миша едет быстрее.) – Почему ты применил именно это правило нахождения скорости? Откуда ты его знаешь? (Не могу объяснить, почему применяю именно это правило.) 3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталоны; 2) организовать выявление учащимися места и причины затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3: – Вы выяснили, что у вас есть затруднение, значит, … (Надо остановиться и подумать.) – Какое задание вы выполняли? (Решали задачу на нахождение скорости.) – В чем отличие этого задания от предыдущих? (В задаче есть известные величины: длина и время, и новая величина – скорость, которую нужно найти.) – Чем вы пользовались, решая эту задачу? (Интуицией, знаниями о длине и времени, определе-нием скорости, числовым лучом …) – Что не получилось? (Применить известные правила для решения данной задачи.) – Почему же возникло затруднение? (У нас нет нужного способа для нахождения скорости.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) сформулировать цель учебной деятельности; 2) согласовать тему урока; 3) выбрать способ и средства для построения нового знания. Организация учебного процесса на этапе 4: – Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Выяснить, как скорость связана с временем и расстоянием и открыть способ нахождения скорости.) – Исходя из данной цели, уточните тему урока? (Скорость. Время. Расстояние.) Повесить карточку с темой на доску: – Итак, вам необходимо построить способ для нахождения скорости. В виде чего может быть записан новый способ? (В виде формулы, чтобы установить взаимосвязь между величинами.) – Что вы должны сделать? (Вывести формулу нахождения скорости.) – Что вам поможет? (Числовой луч, понятие формулы, определение скорости…) – Составим план наших дальнейших действий. – Где обозначите значения расстояния и времени? (На числовом луче.) – А потом? (Подумаем, каким арифметическим действием можно найти скорость.) – К какому результату вы должны придти? (Вывести формулу нахождения скорости.) Учитель на доске фиксирует план действий. 1. Работа с числовым лучом 2. Обоснованный выбор арифметического действия. 3. Результат - формула. 5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) создать условия для построения детьми нового способа для нахождения скорости с исполь-зованием числового луча; 2) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; 3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона; 4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения; 5) выяснить, в каких единицах измеряется скорость. Организация учебного процесса на этапе 5: – По данному плану работаете в группах. Разделить детей на группы по 4-5 человек, как это принято в классе. - Что надо помнить при работе в группах? (…) Учащиеся воспроизводят правила работы в группах. – Вам предлагается карточка с заданием, прочитайте задания. Есть ли вопросы? Приступайте к работе. – Проверим работу (по заданиям карточки). 1. По одному представителю от каждой группы вывешивают на доску числовые лучи с обозна-чениями. Ошибки – исправляются. 2. Как вы решили задачу? (Представитель одной группы объясняет решение 180 : 3 = 60. Про-верка выполняется сигнальными карточками). - Как дополнили предложение? (Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.) Проверка сигнальными карточками 3. Какую формулу вы получили? (v = s : t) – У кого такая же формула? (дети показывают сигнальные карточки) – Кто не согласен? Почему? (мнения детей) – Что разрешит ваши сомнения? (учебник) – Обратимся к выводам в учебнике на стр. 1. Дети читают вслух правило нахождения скорости. – Совпал ли ваш вывод с выводом учебника? (Да, мы сделали правильный вывод.) – Как найти скорость? (Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.) – Что означает формула скорости? (Скорость равна расстоянию, деленному на время.) – Давайте подумаем, в каких единицах измеряется скорость. Рассмотрите следующие единицы измерения и скажите, в каких из них может измеряться скорость. На доске учитель выполняет следующие записи: км ч кг т/мин км/ч см/мин кг/км см2 (км/ч, см/мин, т.к. здесь показана взаимосвязь между единицами длины пути и времени) Лишние записи с доски стереть. – Какие еще можете назвать единицы скорости? (…) – Найдите в учебнике предложение о единицах измерения скорости и прочитайте его. (Читают.) – На числовом луче скорость обозначается над стрелкой, показывающей направление движения объекта. Учитель на доске демонстрирует обозначение скорости 60 км/ч на числовом луче. На доске учитель вывешивает эталон из пособия «Построй свою математику» Если пособие «Построй свою математику» есть, то раздать детям соответствующий лист. – Какой ваш следующий шаг? (Мы должны вернуться к пробному действию.) – Сможем справиться с решением задачи? (Да.) – Что вам поможет? (Формула скорости.) – Пользуясь формулой скорости, докажите, что Миша шел на лыжах быстрее. Дети работают индивидуально на карточке с этой задачей. – Проверьте по подробному образцу: – У кого получился такой же ответ? (Дети показывают сигнальные карточки соответствующего цвета.) Если есть неверные ответы, решение задачи разбирается. – Что вам позволяет новый способ? (Находить скорость объекта.) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6: – Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Надо потренироваться в решении задач на но-вый способ.) 1) № 2, стр. 2. – Откройте учебник на странице 2. Выполнив задание № 2, мы узнаем, на каких видах транс-порта можно путешествовать, и с какой скоростью. Прочитайте задачу под буквой а). Вывешивается картинка с изображением космического корабля – Объясните решение задачи. (Чтобы найти скорость космического корабля, надо расстояние 56 км разделить на время 8 с. Скорость равна 7 км/с) Один ученик объясняет решение задачи, работая на доске. Остальные дети записывают реше-ние в тетрадях. Рядом с картинкой фиксируем скорость объектов. – Задачи под буквами б) и в) решите в парах, проговаривая формулу нахождения скорости. Одна пара работает на закрытой доске. Учитель в случае необходимости оказывает помощь этим ученикам, в результате получается подробный образец. – Проверьте по образцу. (Дети показывают сигнальные карточки.) Рядом с картинками фиксируем скорость объектов. – У кого есть ошибки? В какой задаче? Почему допущена ошибка? – Что нужно знать, чтобы не допустить ошибок? (Формулу скорости, единицы измерения ско-рости, быть внимательными при вычислениях) – Кто решил задачи верно? Вы усвоили новый способ? (Да) – Что будете делать дальше? (Проверим себя, выполнив самостоятельную работу.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых задач на применение нового способа действий; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. Организация учебного процесса на этапе 7: – Выполните самостоятельно задание № 2 под буквой д). – Проверьте свою работу по эталону для самопроверки. Рядом с картинкой фиксируется скорость велосипедиста . – Оцените свою работу знаками «+» или «?» – У кого есть ошибки? Где вы допустили ошибку? Кто допустил ошибку, проговаривает решение по формуле или повторяет единицы измерения скорости. – Над чем вам надо поработать, чтобы не допускать ошибок? (…) – Не расстраивайтесь, у вас все получится. – У кого ошибок нет? Хорошо. Мы все вместе двигаемся дальше. 8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: научиться применять полученный новый способ действий в жизненных ситуациях Организация учебного процесса на этапе 8: – Где вы можете применить новое знание? (В решении любых задач, где нужно найти скорость; в жизненных ситуациях.) – Объясните смысл подписей под иллюстрациями на доске. (Скорость космического корабля 7 км/с, значит, он каждую секунду пролетает 7 км.) Аналогично: велосипед, автобус, плот. – С какой скоростью может двигаться автомобиль по улицам города? (Ответы детей) Обратиться к иллюстрации автомобиля. – Как вы думаете, какое животное на земле самое быстрое? (Гепард.) – Какую скорость он может развить? (120 км/ч) – У какого животного скорость передвижения самая маленькая? (Варианты детей) – На самом деле самое медлительное на планете животное – трехпалый ленивец, обитающий в тропических лесах Южной Америки. - С какой скоростью он движется, вы узнаете, решив задачу, решение записывайте на экранах. Задача. Трехпалый ленивец за 4 часа может преодолеть расстояние 8 м. Какова его скорость? – Покажите результат. С какой же скоростью двигается трехпалый ленивец? (2 м/ч) – Что вы вспомнили при решении этой задачи? (Формулу скорости.) – Озвучьте формулу. (…) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; 2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соот-ветствия; 3) зафиксировать в речи новый способ действия, изученный на уроке; 4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 5) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9: – Какую цель вы перед собой ставили? (…) – Достигли цели? Докажите. (Мы узнали, что такое скорость, открыли формулу скорости.) – Вспомним формулу. (Дети проговаривают еще раз v = s : t ) – Научились ли использовать новый способ? (Да.) – Кому сегодня был учеником? Как вы можете доказать? (Мы не умели, попробовали – не по-лучилось, построили план, работали по плану и сами открыли новый способ.) – Все ли вам удалось в вашем путешествии? Оцените свою деятельность на уроке. Дети оценивают свою деятельность на цветном луче, который есть у каждого на парте. Ставят флажок в том месте луча, где, по их мнению, они сейчас находятся. Цветовая гамма выбирается, как принято в классе. – Какие трудности еще остались? – Где можно потренироваться? (дома) О – обязательное задание В – задание по выбору Т – творческое задание (выполняется по желанию) Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока математики:"Скорость. Время. Расстояние.": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
15700 |
Конспект прислал: oksana1988 12 января 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||