Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока чтения в 4 классе на тему "Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Весна в лесу" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока чтения в 4 классе на тему "Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Весна в лесу" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Класс: 4
Предмет: чтение Тема: Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Весна в лесу» Цель: знакомство со стихотворением Н. А. Заболоцкого «Весна в лесу» Задачи: 1. Образовательные: познакомить учеников со стихотворением Н. А. Заболоцкого «Весна в лесу», с краткой биографией Н. А. Заболоцкого, с его творчеством; познакомить учеников с картиной И. И. Левитана «Март»; познакомить с произведением П. И. Чайковского «Песня жаворонка. Март»; формирование понятия особого восприятия природы поэтами 20 века. 2. Развивающие: развивать память, мышление, внимание, творческое воображение; развивать речь, умение передавать свои чувства с помощью слов; совершенствовать навык чтения. 3. Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному стихотворению; воспитывать любовь к красоте, музыке; воспитывать любовь к природе. Оборудование: • Учебник чтения Н. А. Чураковой, 4 класс, 2 часть; • Портрет Н. А. Заболоцкого; • Репродукция картины И. И. Левитана «Март»; • Музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Песня жаворонка. Март»; • Иллюстрации признаков наступления весны; • Карточки для словарной работы; • Плакаты с пословицами и поговорками о весне; Методы и приемы: • беседа; • рассказ учителя; • выборочное чтение с заданием; • словесное рисование; • деление текста на части; • отгадывание загадки; • работа с пословицами; • рассматривание репродукции картины; • прослушивание музыкального произведения; • просмотр мультфильма. ХОД УРОКА: I. Организационный момент II. Сообщение темы урока - Ребята, для того, чтобы узнать то, о чем мы будем с вами сегодня говорить, предлагаю вам отгадать мою загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года) - А как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить сегодня? Почему вы так думаете? - Итак, сегодня речь наша пойдет о весне. Ребята, а по каким признакам мы узнаём весну? Что происходит такого в природе, что мы понимаем, что наступила весна? - Верно. Посмотрите вот на эти веселые картинки. Вы видите, на них изображены сосульки, проталины, скворец в скворечнике, солнышко. И все это говорит нам о том, что наступает весна. Все, что мы сейчас назвали, отмечалось народом с давних времен. Люди замечали изменения в природе, делились своими открытиями друг с другом, записывали их в краткие, содержащие глубокий смысл, изречения. Как мы их называем? (Пословицы и поговорки). Существует множество пословиц и поговорок о весне и о весенних месяцах. Вот несколько из них (вывешиваются на доску): Матушка - весна всем красна. Красна весна, да голодна. Вода потекла, весну принесла. Весна цветы рассыпает, зима снег простилает. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. - О чем говорится в этих пословицах? - Ребята, весна приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. Каждая из названных примет весны отражает какой-то определенный её период (ранняя весна, средняя весна, поздняя весна). Первый месяц весны – март – это ранняя весна, апрель – середина, а май – поздняя весна. - А сейчас какая весна? (Ранняя). III. Изучение нового материала 1. Знакомство с картиной И. И. Левитана «Март» - Сказочную красоту весны, ее приметы изображали на своих картинах и русские художники. Загадка Беседа Демонстрация иллюстраций Работа с пословицами а) Знакомство с художником И. И. Левитаном - В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был Исаак Ильич Левитан. - Знаете ли вы что такое пейзаж? (Изображение природы). Левитан написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. Картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. Сейчас вы сами в этом убедитесь. б) Рассматривание картины И. И. Левитана «Март» - Сейчас март, и мы остановимся на картине Левитана «Март». Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. 2. Знакомство с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Песня жаворонка. Март» - Вы сказали, что, глядя на картину Левитана, можно услышать множество звуков природы. А какими мелодиями вы бы дополнили эту картину? Каков их характер, настроение? - Мы видим, что весну можно представлять не только визуально, но и с помощью звуков, мелодий, музыки. - И сегодня нам предстоит узнать, как известный композитор П.И.Чайковский представляет себе весну. Рассказ учителя Демонстрация репродукции картины художника а) Знакомство с композитором П. И. Чайковским Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил родную природу. Он мог часами гулять по лесам и полям. Эти прогулки доставляли ему громадное удовольствие. В каждом времени года Чайковский находил свою прелесть. Настроение и чувства, навеянные картинами природы, он выражал в своей музыке. б) Прослушивание произведения П. И. Чайковского «Песня жаворонка. Март» - Сейчас мы прослушаем произведение П. И. Чайковского «Песня жаворонка. Март», которое входит в альбом композитора «Времена года». В этот альбом включены целых три произведения композитора о весне: по одному произведению на каждый весенний месяц: «Песня жаворонка. Март», «Подснежник. Апрель», «Белые ночи. Май». Но мы послушаем только одно из них. - Ребята, музыка соответствует названию произведения? Вам удалось услышать эту весеннюю песню жаворонка? - Что вы представляли себе во время прослушивания? Физкультминутка 3. Знакомство со стихотворением Н. А. Заболоцкого «Весна в лесу» А) Знакомство с новой главой учебника. - Мы увидели, как художники изображают весну в своих картинах с помощью красок и кисти, услышали, как композиторы изображают это время пробуждения природы при помощи звуков, мелодий. Как вы думаете, кто же еще может так талантливо изобразить весну? При помощи каких средств? (Писатель, поэт посредством слова). - Откройте учебники на с. 133. Мы начинаем знакомство с новой главой учебника «Поэт, природа, время». Как вы думаете, что мы узнаем из этой главы? (О поэтах, которые пишут о состоянии природы в различное время года). - Перелистните страницу. Вверху вы видите небольшую статью. Послушайте (Учитель читает). - Как вы понимаете первое высказывание (Поэт не оторван от времени, он идет в ногу с ним). - А теперь откройте с. 138. Послушайте, что еще здесь говорится о поэте, природе и времени (Читает). - А как вы понимаете это высказывание? (Поэт 20 в. под влиянием развития науки и техники воспринимает природу не только как картину, которой можно любоваться, но и как объект изучения, «лабораторию»). Прослушивание музыкального произведения Беседа Работа со статьей в учебнике Б) Знакомство с поэтом Н. А. Заболоцким - Сегодня мы познакомимся еще с одним из поэтов 20 в., который смог по – особому изобразить весну во всем ее великолепии. Это Николай Алексеевич Заболоцкий. Внимательно рассмотрите его портрет, а я вам расскажу о нем немного. Н. А. Заболоцкий гордился своей родословной. Его дед был солдат, отец – сельский агроном. Как вам наверняка известно, Заболоцкий был нашим с вами земляком. Детские годы поэта прошли в селе Сернур. Впечатления от природы Марийского края, ее «целомудренной прелести», как он писал позже, на всю жизнь сохранились в душе поэта, а также сказались на его творчестве. За свою недолгую жизнь, Заболоцкий написал немного стихотворений. Николай Заболоцкий работал также над переводами произведений зарубежных поэтов. В) Первичное восприятие стихотворения Чтение стихотворения учителем. Г) Вопросы после первичного восприятия - О чем это стихотворение? (О пробуждении природы весной). - Какой из образов стихотворения во время чтения вам представился лучше всего? Д) Вторичное восприятие стихотворения. - Ребята прочитайте стихотворение про себя и подумайте, можно ли разделить его на части. Чтение стихотворения про себя. Е) Анализ стихотворения - На какие части вы бы разделили это стихотворение? Почему? О чем идет речь в первой части? Во второй части? - Посмотрите на иллюстрацию на с. 138. К какой из частей она относится. Что на ней изображено? Найдите это место в стихотворении и зачитайте. - А иллюстрация на с. 139 к какой части относится? Что здесь изображено? Прочитайте, как это место описывается автором. - Какова особенность каждой части стихотворения? Вы заметили, чем они отличаются? - Как они отличаются по стилю? (В одной преобладает деловое описание, используется научная лексика, в другой – образное описание). Подтвердите это словами из текста. Демонстрация портрета поэта Рассказ учителя Чтение с заданием Деление текста на части Работа над иллюстрацией Выборочное чтение - Вам понятны слова косогор, лаборатория? Учитель вывешивает карточки со словами на доску и объясняет их значение. - Верно ли, что в разных частях стихотворения поэт создает два разных образа весенней природы? Какие? - Для чего он это делает? - Автор по – особому воспринимает природу, не так как все. Мы опять возвращаемся к названию главы, к статье в учебнике перед стихотворением. У автора вырисовываются два образа: с одной стороны, это красота весенней природы, когда все радуется весне, с другой стороны – значение природы, особенно явно проявляющееся в наше время. Автор показывает то, как природа, а особенно весной, важна, интересна для развития науки, для различных исследований. Ребята мы можем с этим согласиться? IV. Итоги урока - А сейчас словесно опишите то, что бы вы нарисовали по этому стихотворению, по какой - либо одной его части. Какие краски вы использовали бы, чтобы нарисовать иллюстрацию. V. Просмотр мультфильма «Весенние мелодии» - Итак, сегодня мы познакомились со стихотворением русского поэта, рассмотрели репродукцию картины русского художника, прослушали музыкальное произведение композитора, посвященные прекрасной поре – весне. Подумайте, а еще как можно изобразить весну? Какое еще существует искусство, о котором мы сегодня не говорили? (кино). - Верно. И я предлагаю посмотреть мультфильм «Весенние мелодии». Обратите внимание, этот мультфильм можно разделить на части. Посмотрите и скажите, на какие. Домашнее задание: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Подготовить словесное рисование по одной из частей стихотворения. На следующем уроке устроим небольшой конкурс на самое выразительное чтение и самое лучшее словесное рисование. Словарная работа Словесное рисование Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока чтения в 4 классе на тему "Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Весна в лесу": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10132 |
Конспект прислал: vikaf 27 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||