"); Конспект урока ознакомления с окружающим миром .О почве. Земля-кормилица. » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Конспект урока ознакомления с окружающим миром .О почве. Земля-кормилица.


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока ознакомления с окружающим миром .О почве. Земля-кормилица.


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

О ПОЧВЕ. ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА.

Цели: - закрепить знания детей о структуре почвы;
- познакомить детей с различными видами почв и их составом;
- развивать умение работать с картой, развивать мышление, наблюдательность, любознательность, умение делать выводы;
- расширять кругозор, пополнять словарный запас;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: геологическая карта ПМР, таблицы «Типы почв», «Состав почв», материал для опыта, образцы почв, раздаточный материал для опроса, кроссворд.

Ход урока.

I Организационный момент.
- Ребята, сегодня в названии темы нашего урока «…. – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав мою загадку.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу. (Земля)
- Сегодня наш урок посвящён теме о земле. Только нам необходимо уточнить конкретное значение этого слова, потому что оно обладает многозначностью. Подумайте над лексическим значением. (земной шар, Родина, суша) Правильно называть землю, на которой растут растения и извлекают своими корнями из нее питательные вещества, не землей, а почвой. Но всякую ли землю можно назвать почвой? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему. Объектом нашего изучения сегодня будет почва. Вы узнаете состав почвы и её свойства.
- Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

II Повторение.
- Прежде, чем перейти к теме нашего урока, нужно вспомнить само понятие слова почва. (почва – это слой земли, на котором растут растения).
- Что ёще вам известно о почве? А знаете ли вы, что образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других - достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

III Работа по теме.
Практическая работа. Схема «Состав почвы»
- Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
- Рассмотрите почву. Что мы можем наблюдать? (В почве есть старые листья, остатки травы, насекомых) Эти образования остатков растений и насекомых называют гумусом или перегноем. Эти вещества необходимы для питания растений. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
Опыт 1 (наличие воздуха)
- Возьмём стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (из почвы идут пузыри)
- О чём это говорит? (В почве есть воздух)
- Запишите вывод в тетрадь.
Опыт 2 (наличие воды)
- Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток. Что осталось на салфетке? (влажное пятно)
- Вывод? (В почве есть водя)
- Запишите вывод в тетрадь.
Опыт 3 (наличие песка и глины)
- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной)
- Что вы видите на дне стакана? (на самом дне видны песчинки, а сверху – глина)
- Какой вывод делаем? (В состав почвы входит песок и глина)
ВОЗДУХ

ВОДА ПОЧВА

ПЕСОК ГЛИНА
- Сегодня мы исследовали почву и составили схему состава, однако схема не завершена, потому что мы с вами выяснили несколько компонентов, а на следующем уроке мы узнаем о других.
- А пока отложите всё в сторону и поднимайтесь на разминку.

IV Физминутка.
В нашем классе все друзья
И раз, два, три
Вы, и мы, и ты, и я
И раз, два, три
Повернись к тому, кто слева,
Повернись к тому, кто справа –
Очень счастлив я.
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа –
Очень счастлив я.
Усади того, кто слева,
Усади того, кто справа –
Очень счастлив я.

V Продолжение новой темы.
- Ребята, о составе почвы мы с вами узнали, а теперь давайте разберёмся с её свойствами.
Когда мы рассматривали почву, мы обратили внимание на наличие перегноя в ней. И мы акцентировали внимание на том, что перегной необходим для питания растений. Следовательно, от количества перегноя что зависит? (плодородие)
- Запишите в тетрадь главное свойство почвы – плодородие.
- Ребята, обратите внимание на слово «плодородие». Что вы можете сказать о нём?
- Это сложное слово, состоит из корней плод и род. Определите значение этих слов. (Плод- часть растения; организм человека в утробе; результат чего-то (плод размышлений). Род – корень слова Родина)
- В зависимости от того, какое количество песка, глины, перегноя и других веществ содержится в почве, выделяют несколько типов почв.
- Прочитайте в учебнике на с. 117 какие бывают почвы. (работа с учебником)
- Изучением почв занимаются учёные-почвоведы. Один из русских Василий Васильевич Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности земли подчинено закону зональности. - Объясните, почему?
- К какой природной зоне относится наш край? (Лесо-степной)
- На карте вы можете увидеть какой тип почвы преобладает в нашем крае. (Чёрнозём)
- Что вам известно об этом типе почв? (Рассказ ученика, демонстрация макета)
- Мы познакомились с составом почв, свойством, типами почв, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?». А ведь вы знаете, что есть такое выражение: посеешь горсточку зёрен, а соберёшь сто горстней; спрячешь картофелину – вытащишь много. Чем это обусловлено?
- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожай. Но и она – наша кормилица – нуждается в защите. Об этом мы будем говорить на следующих уроках. А сейчас я предлагаю вам выполнить письменную работу для проверки ваших приобретённых знаний.

V Закрепление.
Кроссворд:




1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных частей почвы. 3 Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы.
Работа по карточкам.
1. Дополни определение: почва – это…………………………………………………………….
2. Перечисли состав почвы.
3. Назови главное свойство почвы – это…………………………………………………………
4. В нашем крае преобладает тип почвы ………………………………………………………..
5. Изучением почв занимаются учёные - ……………………………………………………….

VI Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу и мне бы хотелось узнать, какое задание вам больше понравилось?
- Что нового вы узнали?

VII Домашнее задание.
Так мы с вами сегодняшнюю тему продолжим и на следующем уроке, то домашним задание будет следующим:
1ряд подбирает пословицы о земле;
2 ряд готовит стихи о земле;
3 ряд – загадки о земле.


Авторские права: Савчук Т.Ю.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ознакомления с окружающим миром .О почве. Земля-кормилица.:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Разработка урока по окружающему миру:"Тема: «Почва» 4 класс
  • Проект земля
  • Презентация урока "Почва" , 4 класс, ознакомление с окр. миром
  • Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме:"Защита почв. Охрана се ...
  • конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Почва" 1 класс
  • Конспект урока окружающего мира, 1 класс. Тема: почва – важная часть экоси ...
  • Конспект урока окружающего мира по программе «Школа 2100» 3 класс Тема: Поч ...
  • Конспект урока по окружающему миру «О почве» (4 класс)
  • Конспект урока природоведения во 2 классе по теме:"Берегите почву! Состав ...
  • Конспект урока в 3 классе по окр. миру:"Что такое почва".


  • 4966
    Конспект прислал: Эвген Савчук 14 января 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата