Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока:"Напиши мне письмо..." 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока:"Напиши мне письмо..." 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: «Напиши мне письмо…»
Цели: - показать значение переписки в жизни людей; - обогатить речеведческие знания учащихся; - познакомить с историей возникновения письма; - познакомить с письмом как разновидностью текста; - способствовать овладению учащимися речевым этикетом, культурой выражения чувств. Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, инсценировка. Оборудование: плакаты для словарной работы; видеофильм, составленный из отрывков кинофильмов «Сказка о царе Салтане…», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Мимино», «Любовь и голуби», «Трактористы», «Волга-Волга»; книжная выставка, портреты Цицерона, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Эпиграф: …для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. (из древнегреческого сочинения «О слоге») Ход урока 1. Вступительное слово учителя «История души человеческой едва ли не интереснее истории всего народа», - утверждал М.Ю.Лермонтов. Но «душу можно ль рассказать»? Вопрос риторический. И все же время от времени люди прибегают к одному из способов это сделать: они пишут письма, делясь своими горестями и радостями. 11. Инсценировка Учитель: Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне? Это он! Это он! Это Печкин! Почтальон! (Входят почтальон Печкин, почтальон Харитоша и письмоносица Стрелка) Печкин: - Здравствуйте! Это здесь проходит урок письма? Или я ошибся дверью? На днях я получил письмо-приглашение. Вот оно. (читает) «Уважаемый господин Печкин! Приглашаем Вас к нам в гости на урок письма. Надеемся, что Вы придете и расскажите нам много интересного про почтовую службу. Ждем Вас 17-го апреля 2011 года. 4 а класс» - Это вы писали? Вот спасибо за приглашение! А то засиделся я в своем Простоквашине. Но я пришел не один, а с коллегами: почтальоном Харитошей из кинофильма «Трактористы» и письмоносицей Стрелкой из кинофильма «Волга-Волга». Мы расскажем вам много интересного из истории почтовой службы, научим вас писать письма, объясним значение письма в жизни человека. Но сначала мы хотим загадать вам для разминки загадки. Подсказываю: все ответы связаны с почтовым делом. Стрелка: Синий домик у ворот. Угадай, кто в нем живет. Дверца узкая под крышей - Не для белки, не для мыши, Не для вешнего жильца, Горделивого скворца. В эту дверь влетают вести, Полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят, Во все стороны летят. (почтовый ящик) Харитоша: С подружками и сестрами Она приходит к нам, Рассказы, вести новые Приносит по утрам. (газета) Стрелка: Почту - письма и журналы По домам разносит он. Ходит он во все кварталы И заходит в каждый дом! (почтальон) Харитоша: С чего начинается почта? ( с буквы П) Печкин: - Молодцы ребята! Учитель: - Уважаемый Печкин! Вы пока отдохните с дороги, а мы с детьми проведем небольшую словарную работу: должны же они понимать, о чем пойдет речь на уроке. А помогут мне консультанты, учащиеся 6-го класса. 111. Словарная работа. (На доске плакат со словарной статьей слова письмо и плакат со словарными словами) ПИСЬМО, -а, мн. письма, -сем, -сьмам; ср. 1. Написанный текст, рассылаемый для сообщения чего-нибудь. Написать письмо. 2. Умение писать. Учиться письму. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. Иероглифическое письмо. 4. Манера художественного изображения. Икона старинного письма. ПИСЬМОВНИК. В старину: Сборник образцов для составления писем. ПИСЬМОНОСЕЦ. То же, что почтальон. ПОЧТАЛЬОН.(французское) Почтовый служащий, доставляющий на дом адресатам поступающую на их имя корреспонденцию. Появилось слово в русском языке в начале XV111 века. ПОЧТА. Государственное учреждение, осуществляющее функции связи, в ведении которого находится пересылка и доставка писем, денег, посылок и т.п. Первые случаи употребления слова почта в письменных памятниках относятся к 1668 году. ПОЧТАМТ. (Восходит к немецкому Postamt)Главное почтовое учреждение в большом городе. Известно с XV111 века. Зачинателем эпистолярного жанра в литературе считается Цицерон. Его письма предназначались для широкой публики, и их стиль и построение определялись риторикой. Позднее жанр письма станет ведущим в публицистике. Эпистолярный роман - роман в форме писем, которыми обмениваются главные герои. Возникает он в европейской литературе в ХУ111 в. Самые известные эпистолярные романы - «Памела» и «Кларисса» С.Ричардсон, «Страдания молодого Вертера» И.В.Гете. В традиции эпистолярного романа написана повесть Ф.М.Достоевского «Бедные люди». Ученик 2: Включать отдельные письма в произведения тоже стало традицией во всей мировой литературе. Эти письма играют определенную композиционную роль. Кроме того, в художественных произведениях письмо служит дополнительным средством социально-психологической характеристики героя. Например, письмо Хлестакова своему другу Тряпичкину из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», письмо Обломова Ольге Ильинской из романа И.А.Гончарова «Обломов», переписка княгини Марьи с подругой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», письмо Григория Мелехова семье из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». И этот список можно продолжать и продолжать. Ну и как тут не вспомнить письмо Татьяны к Онегину А.С.Пушкина. (чтение письма Татьяны Лариной Евгению Онегину, ученица 11-го класса) V111. Хит-парад «Самые-самые…» - А я вашему вниманию хочу предложить хит-парад «Самые-самые…» История сохранила много ценных образцов, например, письма Галилео Галилея, Бенедикта Спинозы, Гете, Шиллера… Взять,, например, Пьетро Джордани (1774 -1848 гг.), письма которого были собраны и изданы в семи томах. Он много путешествовал по Италии, был знаком с известными людьми своего времени. Таким образом, накопилась любопытная информация о той эпохе. Ученик 1: У Галилея в монастыре воспитывалась дочь. С мая 1623 по декабрь 1633 (год ее смерти) она отправила отцу 124 письма, переполненные фактами, чувствами, радостями, сомнениями и страданиями, поведав таким образом о монастырской жизни в ХУ11 веке. Ученик 2: Вице-министр казначейства и министр строительства Японии Вичи Нод написал из заморских поездок своей жене Мицу с июля 1961 до ее смерти в марте 1985 года 1 307 писем, состоящих в общем из 50 тысяч иероглифов. Эти письма были опубликованы в 25 томах на 12 404 страницах. Ученик 1: Письмо самого большого размера хранится в национальном музее Турции и представляет собой пергамент длиной 9 метров. Его отправил в ХУ1 столетии персидский шах турецкому султану Сулейману Великолепному. Ученик 2: Самое большое «по объему» личное письмо состоит из 1 миллиона 402 тысяч 344 слов. Его писал ровно 2 года англичанин Элан Форман своей жене Дженет, начав его 3 января 1982 года и отправив по почте 25 января 1984 года. Ученик 1: Самое маленькое письмо в 40 слов ереванский мастер Эдуард Казарян написал на сантиметровом кусочке человеческого волоса. Ученик 2: Семьдесят пять лет переписывались между собой Ида Макдугал из австралийского города Тасмания с Ритой Нортон из английского графства Кент. Причем обе подруги отвечали на письма сразу после их получения. Ученик 1: Великий философ Вольтер написал своим друзьям 210 тысяч писем, и каждое из них можно считать литературным произведением. Впрочем, в эпистолярном жанре лидирует английский писатель Бернард Шоу - 250 тысяч писем! Ученик 2: Что же касается самой короткой переписки, то она превратилась просто в классический пример. Виктор Гюго, желая узнать, как продается его новый роман «Отверженные», , отправил в адрес издателей Харстома и Блакетта письмо: «?» Издатели, не мудрствуя лукаво, также лаконично ответили: «!» Печкин: - Вот это да! Столько лет работаю почтальоном, а такого не слышал. Но, к сожалению, нам пора на работу. Всего вам хорошего! (поют песню) Пойдем по Бандеролевой, Свернем мы на Гибридную, На Телеграфной улице мы постоим в тени, Сургучные, Шпагатные, Конвертные, Доплатные, Как будто в мир почтовый Позвали они нас. Учитель: - Вот и подошел к концу наш урок. Старые письма… «Свидетели немые…». Мгновения, пережитые другими, незнакомыми нам людьми, запечатленные в письмах, начинают оживать для нас, приобретать цвет, запах и звук, мистический смысл сверкающего потока времени. Письма - попытка остановить мгновения жизни. Письма - это история. Письма - состояние души, запечатленное в слове. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока:"Напиши мне письмо..." 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3527 |
Конспект прислал: lilia.09 8 апреля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||