Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть с сюжетом видео

Официальный сайт rnns 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка: "Устаревшие слова", 4 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока русского языка: "Устаревшие слова", 4 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ТЕМА УРОКА: «Устаревшие слова».
ЦЕЛИ: способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;
дать общее понятие об историзмах и архаизмах;
учить пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших слов;
расширить познания учащихся по истории родного города.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, тексты с заданием, памятки, схема «Устаревшие слова», фотографии, рисунки, иллюстрации к рассказу «Муму», музейные экспонаты (рубель, ухват, чугун, рушники, лапти, ступа, коромысло).
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
День добрый, гости званые!
Присаживайтесь.
- Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек. (?)
- Все потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.
- Сегодня мы попытаемся совершить путешествие в прошлое.
И отправимся с вами в Белгород с начала ХХ века, узнаем, о чем нам могут рассказать устаревшие слова.
II. Сообщение темы и цели урока.
а) Слово учителя.
- Тема нашего урока: “Устаревшие слова”.
- Вы готовы? Тогда отправляемся в путь, но прежде нужно взять с собой “Багаж знаний”.
- В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?
(?)
- Да потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, кольчуга, вместе с ним уходит и слово.
- Такие устаревшие слова называют Историзмами.
- Есть и другая группа устаревших слов, которые называют Архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например: перст - палец.
б) Запись в справочную тетрадь.
Устаревшие слова.


Историзмы Архаизмы
( ушли из жизни предметы, ( слова устарели, а предметы
которые этими словами остались)
назывались)
кольчуга перст

в) Путешествие в “Старый Город”
- Выйдем пораньше. Только рассвело, и на улице еще мало народу. Смотрите, вон кто-то на улице Старо-Московской (улица Попова) приставил к столбу лестницу и взбирается по ней. Это фонарщик.
- Утром он меняет керосиновые лампы в фонаре, а вечером зажжет их. Не очень-то светло на улицах от такого освещения, но старый фонарь и старый фонарщик честно несут свою службу.

Ты помнишь фонарщика, старый фонарь,
К тебе приходил вечерами он встарь
С огнем и с твоею ровесницей,
С такою же старою лестницей?
(Задание: распределить слова в два столбика: историзмы и архаизмы)
- Отправимся дальше. Город совсем проснулся. Открылись лавки. Зайдем в одну из них. За кассой торжественно восседает хозяин лавки - купец.
- ¬¬¬¬¬¬А на улице все больше народа. Городовой (полицейский, наблюдающий за порядком в городе) вытянулся, приветствуя проезжающего в карете по улице Ново-Московской ( проспект
Б. Хмельницкого ) начальника полиции - полицмейстера.
-Спешит на работу мастеровой люд. Вот мимо нас пробежал какой-то паренек с картонкой. А вон другой несет что-то. Почему они не учатся? А ничего удивительного. Прежде ребятишки бедняков, научившись кое-как читать и писать, часто шли работать в подмастерья, “мальчиками” в лавку, в парикмахерскую. Так назывался человек, обычно мальчик-подросток, который выполнял самую разную работу - подавал, приносил, относил. А делать все нужно было быстро, вот и бегал он целый день. От старых времен у нас осталось только выражение “ мальчик на побегушках”.
Мальчик не бегает с мячиком,
И не смеется он весело,
Мальчик работает “мальчиком”.
“Мальчик” - такая профессия.
(Ю .Яковлев “Мальчик”)
- И вот мы в избе на улице Корочанской (проспект Ленина). Чего здесь только нет ... рубель, лапти, ступа, рушник, ухват, коромысло.
- Что это архаизмы или историзмы? (Объясните).
- Вот мы и совершили короткое путешествие в старый Белгород.
г) Практическая работа.
- При распределении слов у вас возникли затруднения. Поэтому сейчас мы выполним такое задание: к данным устаревшим словам подберём синонимы. Если задание вызвало затруднение, воспользуйтесь памяткой.
- Как называются такие слова? (Архаизмы)

Перст палец
Чело лоб
Ланита щека (Памятки для слабых
Око глаз учащихся)
Выя шея
Смерд крестьянин
Уста губы
Десница правая рука

- Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались. Попробуйте вспомнить слова, которые образовались от данных. (Очки, перстень, перчатки, устная речь).
- Где вы можете узнать значение незнакомых слов?
III. Закрепление изученного.
- Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: бить баклуши - бездельничать. А что такое (бить) баклуши? Ведь должно же это слово иметь свой собственный смысл?
(?)
-Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
-Бить челом - в Древней Руси, низкий поклон с прикосновением лбом к земле.
- Где мы можем встретить устаревшие слова?
(?)
- А в художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны писателю для характеристики той или иной эпохи, которую он описывает, а также могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности.
(Задание: Определить автора и название произведения. Подчеркнуть в тексте устаревшие слова, объяснить их значение)

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли...
(И. С. Тургенев “МУМУ”)

Антресоль - в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками.
Барыня - человек из привилегированных классов (помещик, чиновник).
Челядь - дворовые слуги помещика.
Вершок - 4,5 см (Герасим - 196 см).
Избушка - деревянный крестьянский дом (уменьшит.)
Тягловый - государственная повинность крестьян в России XIX в.
Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Дело спорилось - удавалось, протекало успешно.

IV. Подведение итогов урока.
- Уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, умирают слова, которые нам показались нужными. Наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, хорошо нам понятных слов.
- Какие слова, по вашему мнению, должны исчезнуть обязательно?
(?)
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
Трусость и ложь.
Исчезнут слова, как дым,
Ябеда и подхалим.

Но может история выйти такая -
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся ученые мира:
Что означает лентяй и задира?
Что значит неряха, завистник, болтун?
Куда они делись - на Марс, на Нептун?
В. Коркин “Откуда берутся лентяи?”
(Трусость, ложь, ябеда, подхалим, лентяй, задира, неряха, завистник, болтун.)

V. Домашнее задание.
-Выпишите из текста устаревшие слова, определите тип.
VI. Рефлексия.
- Итак, завершая урок, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:
1. Для меня на уроке самым трудным было…
2. Для меня на уроке самым интересным было…
3. Из урока я узнал(а) новое…
4. На уроке мне понравилось…


Авторские права: Демченко И.Г.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка: "Устаревшие слова", 4 класс:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: Ирина Григорьевна 2 ноября 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2016. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн