Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка: "Устаревшие слова", 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка: "Устаревшие слова", 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ТЕМА УРОКА: «Устаревшие слова».
ЦЕЛИ: способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке; дать общее понятие об историзмах и архаизмах; учить пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших слов; расширить познания учащихся по истории родного города. ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, тексты с заданием, памятки, схема «Устаревшие слова», фотографии, рисунки, иллюстрации к рассказу «Муму», музейные экспонаты (рубель, ухват, чугун, рушники, лапти, ступа, коромысло). ХОД УРОКА. I. Организационный момент. - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! День добрый, гости званые! Присаживайтесь. - Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек. (?) - Все потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели. - Сегодня мы попытаемся совершить путешествие в прошлое. И отправимся с вами в Белгород с начала ХХ века, узнаем, о чем нам могут рассказать устаревшие слова. II. Сообщение темы и цели урока. а) Слово учителя. - Тема нашего урока: “Устаревшие слова”. - Вы готовы? Тогда отправляемся в путь, но прежде нужно взять с собой “Багаж знаний”. - В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит? (?) - Да потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, кольчуга, вместе с ним уходит и слово. - Такие устаревшие слова называют Историзмами. - Есть и другая группа устаревших слов, которые называют Архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например: перст - палец. б) Запись в справочную тетрадь. Устаревшие слова. Историзмы Архаизмы ( ушли из жизни предметы, ( слова устарели, а предметы которые этими словами остались) назывались) кольчуга перст в) Путешествие в “Старый Город” - Выйдем пораньше. Только рассвело, и на улице еще мало народу. Смотрите, вон кто-то на улице Старо-Московской (улица Попова) приставил к столбу лестницу и взбирается по ней. Это фонарщик. - Утром он меняет керосиновые лампы в фонаре, а вечером зажжет их. Не очень-то светло на улицах от такого освещения, но старый фонарь и старый фонарщик честно несут свою службу. Ты помнишь фонарщика, старый фонарь, К тебе приходил вечерами он встарь С огнем и с твоею ровесницей, С такою же старою лестницей? (Задание: распределить слова в два столбика: историзмы и архаизмы) - Отправимся дальше. Город совсем проснулся. Открылись лавки. Зайдем в одну из них. За кассой торжественно восседает хозяин лавки - купец. - ¬¬¬¬¬¬А на улице все больше народа. Городовой (полицейский, наблюдающий за порядком в городе) вытянулся, приветствуя проезжающего в карете по улице Ново-Московской ( проспект Б. Хмельницкого ) начальника полиции - полицмейстера. -Спешит на работу мастеровой люд. Вот мимо нас пробежал какой-то паренек с картонкой. А вон другой несет что-то. Почему они не учатся? А ничего удивительного. Прежде ребятишки бедняков, научившись кое-как читать и писать, часто шли работать в подмастерья, “мальчиками” в лавку, в парикмахерскую. Так назывался человек, обычно мальчик-подросток, который выполнял самую разную работу - подавал, приносил, относил. А делать все нужно было быстро, вот и бегал он целый день. От старых времен у нас осталось только выражение “ мальчик на побегушках”. Мальчик не бегает с мячиком, И не смеется он весело, Мальчик работает “мальчиком”. “Мальчик” - такая профессия. (Ю .Яковлев “Мальчик”) - И вот мы в избе на улице Корочанской (проспект Ленина). Чего здесь только нет ... рубель, лапти, ступа, рушник, ухват, коромысло. - Что это архаизмы или историзмы? (Объясните). - Вот мы и совершили короткое путешествие в старый Белгород. г) Практическая работа. - При распределении слов у вас возникли затруднения. Поэтому сейчас мы выполним такое задание: к данным устаревшим словам подберём синонимы. Если задание вызвало затруднение, воспользуйтесь памяткой. - Как называются такие слова? (Архаизмы) Перст палец Чело лоб Ланита щека (Памятки для слабых Око глаз учащихся) Выя шея Смерд крестьянин Уста губы Десница правая рука - Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались. Попробуйте вспомнить слова, которые образовались от данных. (Очки, перстень, перчатки, устная речь). - Где вы можете узнать значение незнакомых слов? III. Закрепление изученного. - Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: бить баклуши - бездельничать. А что такое (бить) баклуши? Ведь должно же это слово иметь свой собственный смысл? (?) -Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья. -Бить челом - в Древней Руси, низкий поклон с прикосновением лбом к земле. - Где мы можем встретить устаревшие слова? (?) - А в художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны писателю для характеристики той или иной эпохи, которую он описывает, а также могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. (Задание: Определить автора и название произведения. Подчеркнуть в тексте устаревшие слова, объяснить их значение) В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли... (И. С. Тургенев “МУМУ”) Антресоль - в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками. Барыня - человек из привилегированных классов (помещик, чиновник). Челядь - дворовые слуги помещика. Вершок - 4,5 см (Герасим - 196 см). Избушка - деревянный крестьянский дом (уменьшит.) Тягловый - государственная повинность крестьян в России XIX в. Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. Дело спорилось - удавалось, протекало успешно. IV. Подведение итогов урока. - Уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, умирают слова, которые нам показались нужными. Наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, хорошо нам понятных слов. - Какие слова, по вашему мнению, должны исчезнуть обязательно? (?) Время листает календари, Пишет новые словари. Слов там таких не найдешь: Трусость и ложь. Исчезнут слова, как дым, Ябеда и подхалим. Но может история выйти такая - Старый словарь где-нибудь откопают. В споре сойдутся ученые мира: Что означает лентяй и задира? Что значит неряха, завистник, болтун? Куда они делись - на Марс, на Нептун? В. Коркин “Откуда берутся лентяи?” (Трусость, ложь, ябеда, подхалим, лентяй, задира, неряха, завистник, болтун.) V. Домашнее задание. -Выпишите из текста устаревшие слова, определите тип. VI. Рефлексия. - Итак, завершая урок, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов: 1. Для меня на уроке самым трудным было… 2. Для меня на уроке самым интересным было… 3. Из урока я узнал(а) новое… 4. На уроке мне понравилось… Авторские права: Демченко И.Г. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка: "Устаревшие слова", 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13655 |
Конспект прислал: Ирина Григорьевна 2 ноября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||