Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Интегрированные уроки » В день свят суеты спят Конспект интегрированного занятия по народоведению, труду. музыке. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
В день свят суеты спят Конспект интегрированного занятия по народоведению, труду. музыке. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема занятия:«В день свят суеты спят, душа радуется
Цель занятия: ознакомление с традициями пасхальных обычаев Задачи: развитие музыкального слуха, совершенствование навыков работы с природным материалом, воспитание интереса к традициям нашего края. 1.Оргмомент. -Ребята, улыбнитесь весеннему солнышку, как говорят у нас на Руси « Да возрадуйтесь новому дню!» Тем более возрадуемся, так как приближается самый светлый праздник - Христианская Пасха, Светлое Христово Воскресенье - великий праздник, посвящённый Воскресению Иисуса Христа, праздник в честь спасения всего рода людского от рабства греха и плена смерти. «Праздник праздников, торжество торжеств» - называет его церковь. 2.Сообщение целей занятия. Сегодня мы постараемся узнать больше об этом празднике, его обычаях, обрядах, приметах, научимся изготавливать сувениры к празднику, познакомимся с церковными песнопениями этого Светлого дня и постараемся увидеть красоту их звучания. 3.Вступительная беседа. Как гласит Евангелие, враги Иисуса Христа решили его убить. Исполнить свой замысел они смогли не сразу. Сначала Христос избежал гибели, покинув Иерусалим. Но затем, чтобы свершилось предсказание, Иисус возвращается в этот город. Он добровольно идёт на встречу страданиям и смерти, зная, что только ими будут искуплены грехи человечества. В Иерусалиме он был взят под стражу и приговорён по ложному обвинению к мучительной и позорной казни - распятию. Приговор был приведён в исполнение: избитый Спаситель в страшных мучениях умер на кресте. Ученики забрали его тело и похоронили в гробнице, вырубленной в пещере, недалеко от места казни. Утром, в субботу, женщины отправились к гробу. Но гроб был пуст, а рядом с ним сидел ангел, который произнёс: «Вы напрасно ищете живого среди мёртвых. Иисус воскрес» Праздник в честь Воскресения Христа стал первым древнейшим христианским праздником, он получил название Пасхи. 4.Проверка домашнего задания Учитель: -Расскажите о том, что вы узнали от своих бабушек и дедушек о приметах праздника, о том, как они его встречали, когда были в вашем возрасте, в какие игры играли. (рассказы детей) Учитель дополняет: С приготовлением пасхальной еды связаны различные поверья, гадания, предсказания. Смотрели, как поднимается кулич, будет ли ровной корочка. Если получались углубления, то в доме ждали несчастье. Остатки пасхальной пищи не выбрасывали. 5.Слушание церковного песнопения. Учитель: -Непременно неотъемлемой частью праздника были церковные песнопения, которые начались со времён распространения Христианства на Руси. Кто из вас был в церкви и слушал церковное пение? Кто из вас обратил внимание на купол, потолок Христа? Наше нёбо устроено так, что когда мы поём, звук идёт в нёбо, тогда он получается звучным. А в церкви создаётся такой архитектурный ансамбль, при котором вверху купола с окнами или без них. Пение, как будто улетает вверх, к Богу, звук делается нежнее, звучнее, прозрачнее, «неземным». Святой Иоанн Златоуст писал: «церковное пение…является торжеством для радующихся, утешением для унывающих возвышает божественный закон, проповедует Бога…Христианское пение должно быть пением сердца, не одних уст. Каждый звук должен быть звуком сердца, выражением мысли.» Исполнение духовных песен - очищение души, пробуждение в себе лучших качеств, желание помочь ближнему, отрешение от земной суеты. Такая музыка лечит душу. Прослушивание музыки церковного композитора и талантливого дирижёра А.А.Архангельского. -Какая это музыка по характеру? (мягкая, плавная, душевная, величавая, мудрая, спокойная) 6.Изготовление сувениров из природного материала. Дарение яиц - один из главных атрибутов праздника. Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. В Священном писании сказывается, что на Пасху Мария Магдалина подарила римскому императору Тиберию яйцо. Яйцо это было красного цвета - цвета крови Христа, пролитой за людей. И на нём была надпись « Х.В.», то есть «Христос Воскрес». Яйцо - это маленькое чудо. В нём таится ждущая пробуждения жизнь, будущий маленький птенец. Чтобы строящийся дом получился красивым и крепким, а жизнь хозяев в нём была счастливой, наши предки закладывали яйцо в фундамент. Прежде чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Считалось, что яйцо убережёт молодые хлеба от заморозков, дождей, града и принесёт обильный урожай. Существовал обычай подолгу хранить в доме пасхальные яйца. Поэтому народные умельцы стали делать яйца из дерева расписывать их разными цветами. Затем появились очень красивые яйца из фарфора, серебра, золота (по заказу царского двора). Мы тоже сегодня будем учиться делать сувениры из яиц, которые вы сможете подарить своим близким к празднику. -показ образца. Посмотрите на этот сувенир, прежде чем его делать. Вы приготовили яйца для работы. Сначала делаем окаёмку из бумаги или ткани (показ учителем), затем закрепляем внутри клеем. Укладываем пластилин во внутрь, на него устанавливаем композицию из сухих цветов, веточек. Затем устанавливаем на подставку (из пластилина). -самостоятельная работа (под звучание церковных песнопений, посвящённых празднику). Ребята, постарайтесь не только красиво, изящно приготовить подарочный сувенир, но и внимательно слушать музыку церковных песнопений. 7.Физкультминутка (под звучание записи в аудиокассете «С добрым утром».) -выполнение импровизированных движений; -слушание с закрытыми глазами сочинений П.Г.Чеснокова «Херувимская». Херувимы - это ангелы. Они охраняют нас. С ними нам спокойно, надежно. Отдохните под их крылом. -Какое у вас настроение было, когда вы слушали это произведение? 8.Завершение работы по изготовлению сувениров (под музыку С.В.Рахманинова). а) Сообщение о композиторе. Много написал для церкви наш земляк - композитор С.В.Рахманинов, в музее которого мы с вами были. Это был замечательный композитор, дирижёр, пианист. Он был достойным продолжателем славной традиции русской музыкальной классики. Это блистательный мастер нашей эпохи. Семья отличалась музыкальностью. Мама учила его играть на фортепиано с 4 лет. Девятилетний мальчик поступил в консерваторию, которую закончил как пианист, а через 3 года ещё класс по композиции. В 1917 году уехал из России, жил и работал в разных странах. Последние годы провёл в США. Но оставался русским человеком. Основной темой была тема Родины, которую он воспевал любовно и вдохновенно. Мы должны гордиться тем, что он жил и работал здесь, у нас, что у нас с ним одна Родина, что наша земля, природа нашего края давали ему силы и вдохновение для его творчества. Именно здесь он написал многие свои произведения. А написано им более 250 произведений, среди которых духовный концерт «В молитвах неусыпающую», песнопения Литургии и Всенощного бдения. Его влекла к себе поэзия родной старины. Каждый голос у него живёт своей многолюдной жизнью. В произведении «Всенощное бдение» духовное торжество, радость православного народа. От встречи с его музыкой становится радостно и спокойно. Не забывайте, что такого известного композитора, дирижёра, пианиста подарила нам наша земля. Всего несколько километров отделяет нас от того места, где жил и творил свои произведения С.В.Рахманинов. Место, в которое ежегодно съезжаются тысячи людей, чтобы соприкоснуться с талантом нашего земляка, послушать его произведения, почтить память и понять, что же здесь в этом уютном земном уголке старинной русской усадьбы помогало творить прямо-таки чудеса. Б) самостоятельная работа (под музыку С.В. Рахманинова) В) выставка работ. Вот какие красивые, изящные сувениры получились. Наверное, вам помогла музыка? 9. Беседа о характере музыки. А сейчас посмотрим, были ли вы внимательны к звучащим мелодиям? Какая мелодия по характеру? Каков её тембр? Что можете сказать о дикции? А каков её темп? 10. Итог занятия. Да, красота музыки, изящность сувенира из яйца, светлость радостного праздника Пасхи - всё это слилось в одно целое. Что понравилось вам на этом занятии? Почувствовали ли вы величие этого дня, его значение Счастливой вам встречи праздника праздников! И пусть ощущение радости и покоя не покидает вас в повседневной жизни. Авторские права: Мешкова Нина Васильевна, учитель начальных классов Тамбовской области Уваровского района, с. Ч -Алабушка Пожалуйста, оцените конспект - В день свят суеты спят Конспект интегрированного занятия по народоведению, труду. музыке.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2110 |
Конспект прислал: nina.meshkowa 25 февраля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||