Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Виды современных образовательных технологий |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Виды современных образовательных технологий |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
1Виды современных образовательных технологий.
Соотношение технологии и методики обучения. До сегодняшнего дня в педагогической науке происходит сме¬шение, некорректное отождествление технологий с методами, ме¬тодиками. Поэтому мы посчитали необходимым остановиться на данном вопросе отдельно. Если методика в большинстве случаев - это совокупность ре¬комендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных мо¬мента: - технология - это гарантированность конечного результата; - технология - это проект будущего учебного процесса. Общеизвестно, что цель, содержание и методика обучения явля¬ются равноправными компонентами методики преподавания отдель¬ной дисциплины. С другой стороны, методика организации индиви¬дуальной учебной деятельности учащихся и методика контроля за ходом обучения являются по уровню ниже, чем названные выше компоненты. Однако именно они определяют технологию обучения, а для сравнения понятий «метод», «методика» и «технология» дают возможность проанализировать сущность каждого из них. Понятие педагогической технологии частнопредметного и ло¬кального уровней почти полностью перекрывается понятием мето¬дик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлены процессуальная, коли¬чественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содер¬жательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные ученики и т. п.). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения. В отличие от «технократичной» методики, как полагает П. С. Лер-нер, именно технология предполагает существование банка способов достижения результатов и целей, допускает применение обходных технологий и поиски рациональных решений с учетом изменяющихся и порой непредсказуемых условий. Слово «технология» приближается по смыслу к педагогическому менеджменту, то есть управлению усло¬виями познавательной деятельности, оно включает и педагогический инжиниринг, то есть материальные (дидактические средства информа¬ции на различных носителях), технические средства обучения, теорию и практику педагогики, инструкционные (указания, задания, алгорит¬мы действий, процедуры контроля и др.), интеллектуальные (программы, структуры представления знаний, списки рекомендованной лите¬ратуры, сценарии игр, массивы вопросов (размышления и др.), средст¬ва воспитательно-образовательного процесса, что называют сегодня учебно-технологическим компонентом или комплексном. 2. Признаки педагогических технологий. В данном случае можно выделить следующие средства и усло¬вия использования НИТ в обучении на вузовском и послевузовском уровнях: - обучение навыкам с помощью информационных полей, адек¬ватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов ре¬ального мира; - внедрение игровых методов активного обучения, формирую¬щих навыки принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов; - овладение опытом применения автоматизированных систем различного назначения и автоматизированных рабочих мест; - обучение навыкам решений типовых задач на ЭВМ. 2. Среди других современных технологий обучения приме¬чательна также адаптированная система обучения (АСО) А. С. Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с па¬рами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары» - пары постоянного состава. Основой для проведения исследований А. С. Границкой послужила разраба¬тываемая в последнее время в дидактике современная тенденция перехода от информативности в обучении к развивающему обу¬чению. Основные положения АСО, сформированные А. С. Гра¬ницкой, предлагают: - резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии; - нормализацию загруженности учащихся домашней самостоя¬тельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях; - совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии; - организацию самостоятельной работы учащихся без посред¬ственного вмешательства преподавателя за счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы; - адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах; - воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося. По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельно¬сти в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося. 3. В современных условиях наблюдается переход на гибкие мо¬дели организации педагогического процесса, который ориенти¬рован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает по¬требность в разработке и внедрении соответствующих техноло¬гий. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориенти¬рованные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, вклю¬чение учебных задач в контекст жизненных проблем, преду¬сматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции ученика в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связа¬но .с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвиже¬ния. Мера эффективности личностно ориентированных педаго¬гических технологий зависит от того, в какой степени представ¬лено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, лю¬дям, самому себе. Из таблицы видно, что основными особенно¬стями технологии ЛОРО являются: содержание: построение индивидуальных гибких самооб¬разовательных программ (траекторий индивидуального саморазви¬тия) для каждого ученика; методика: диалог в системе обучения, направленный на со¬вместное конструирование программной деятельности по личност¬ному развитию учащихся с учетом: 1) мотивации деятельности; 2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 3) готовности к саморазвитию. Методической основой технологии личностно ориен¬тированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса. Условия эффективности педагогической технологии: 1) создание оптимальных условий (разносторонней среды -благоприятного психологического климата и др.) для возможности учащихся реализовать себя; 2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся ин¬дивидуальном опыте - в виде индивидуальных карт развития уча¬щихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» самораз¬вития учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобыт¬ности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в кол¬лективе. 4. В последнее время в различных типах учебных заведений большое распространение получили рейтинговые технологии. Основное назначение этой технологии - повышение качест¬ва подготовки специалистов за счёт использования рейтинговой многобалльной оценки, модульного построения курсов дисцип¬лины, обеспечение условий постоянной соревновательности (конкуренции). Ее отличие заключается в модульном построе¬нии курса, увеличении числа контрольных точек в ходе семест¬ра, оперативном гласном отображении работы всех обучающих¬ся, снижении влияния случайных факторов на итоговый резуль¬тат работы. С точки зрения учащихся эта технология должна обеспечивать справедливую оценку, соответствующие права (на стипендию, перевод на следующий уровень обучения и т. д.). С точки зрения преподавателя и руководителя рейтинговая техно¬логия должна давать достоверную информацию, возможность анализа и управления учебным процесс-ом в рабочем режиме, не дожидаясь «сессионного» завала. Отсюда эффективность прак¬тического применения данной технологии в учебном процессе возможна только на базе использования средств информатики, компьютеров и программного обеспечения. 5. В современной общеобразовательной практике большое рас¬пространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вер¬бицкий, Н. В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностя¬ми альтернативных решений, предполагаемых результатов, крите¬риями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Существуют различные подходы классификации игр: - по характеру моделируемой ситуации; - по характеру игрового процесса; - по способам передачи и переработки информации. Применяются игры познавательные, занимательные, театра¬лизованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практиче¬ских ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактиче¬ской задачи. Технология игр в обучении включает разработку и использова¬ние трех компонентов: организационной формы, дидактического процесса, квалификации педагога. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гиб¬кости игровой технологии, студент сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности - одна из ведущих идей современной педа¬гогики - получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает учащихся к творческому участию в разработке технологического инстру ментария, составлению технологически четких форм обучения и воспитания. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов. 6. Каждая конкретная технология обучения имеет свои призна¬ки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее; не является исключением и проблемно-развивающая технология обучения (М, М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Отметим ос¬новные признаки этой технологии: - вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащих¬ся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информа¬ционных), подсказок, указаний, монологических вставок; - алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся; - постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций. Специфическими функциями проблемно-развиваю¬щей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмо¬ций; организация деятельности преподавателя по построению диа¬логовых конструкций и их реализации в процессе обучения. 7. В связи с переходом на многоуровневую систему образо¬вания вырос интерес к технологии модульного обучения. Суть ее заключается в гибкой ориентации на подготовку кадров оп¬ределенного профиля, по предъявленным заказам на основе мо¬дулей - комплексов учебных дисциплин и учебных занятий, поддерживающих соответствующую специализацию. Здесь возникает весьма сложная задача в проектировании технологии мо¬дульного обучения - сочетание широкой социально-культурной ориентации в предметной области с узкими задачами ближай¬шей профессии. Здесь особенно важна гибкая переориентация преподавания, способность преподавательских коллективов пе¬рестраиваться в новых предметных областях. Особый тип мо¬дульного обучения - подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований. В заключение нам хотелось бы кратко отметить основные особенности технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым. В его понимании педагогическая технология есть модель со¬вместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением для них комфортных условий. Функция данной технологии состоит в радикальном обновлении инструменталь¬ных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогиче¬ской науки и практики. Овеществлением педагогической техно¬логии на начальном этапе является дидактический модуль -проект учебного процесса по отдельной теме курса. Отличи¬тельными чертами новой педагогической технологии, отмечает В. М. Монахов, являются системность, структурированность (дидактический модуль выступает «архитектором» содержания образования), воспроизводимость (условие доступности для ка¬ждого педагога), планируемая эффективность (главный вопрос -возможность разработки новой технологии обучения). В педагогической практике существуют также авторские, инди¬видуальные технологии, например: технология коллективного спо¬соба обучения (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В. Ф. Шата¬лова) и т. п. Пожалуйста, оцените конспект - Виды современных образовательных технологий: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
14796 |
Конспект прислал: gubrienko-e 13 апреля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||