Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Обобщение опыта по теме: «Интеллектуальное развитие личности ребенка на современном уроке» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Обобщение опыта по теме: «Интеллектуальное развитие личности ребенка на современном уроке» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
В настоящее время приоритетами образования признаны его качество, доступность и конкурентоспособность. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся. В том числе за счет создания здоровьесберегающих методик и технологий обучения, эффективных моделей организации учебного процесса.
Мой педагогический стаж 27 лет. Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные). Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются чисто по традиционной программе, испытывают немалые затруднения в дальнейшем обучении. Самое главное – ученики становятся пассивными слушателями на уроке, они привыкают к тому, что знания им дают в готовом виде, да еще объясненные учителем. Потом они и в дальнейшем ждут подсказки и боятся принимать собственные решения. Но главной задачей современной школы является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Сейчас перед школой стоят новые, более сложные задачи, связанные с деятельностным подходом в обучении. От передачи знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к передаче обобщенных способов действия, и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности. Ведь уже современный старшеклассник должен быть хорошо оснащен для выбора продвижения по собственной образовательной траектории, он должен быть готов к самостоятельной учебной, познавательной, исследовательской, проектной деятельности. Для этого в начальной школе ученик должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным участником совместной учебной деятельности. Мои многолетние наблюдения говорят о том, что состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт для общения со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности. Поэтому в своей учительской деятельности я использую здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного. А вот проблемой целостного интеллектуального развития личности ребенка в условиях массового школьного образования я занимаюсь давно. Использую модель обучения, помогающую в решении проблемы модернизации школьного образования. Эта модель обучения называется «Учимся вместе», базируется на современных технологиях и направлена на интеллектуальное развитие младших школьников. Обучение в ней основывается на решении проблемы, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы с ней. Реализуется эта модель обучения через систему различных творческих заданий, учебную работу (индивидуальная и коллективная учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, успеха. Главными целями модели обучения «Учимся вместе» являются: образование личностно-ориентированной модели обучения с учетом методологических подходов, достижений передового опыта и современных реалий; разработка и применение новой педагогической технологии, которая основана на микрогрупповом и индивидуальном подходе обучения детей и обеспечивает их полноценное интеллектуальное развитие в условиях начальной школы. Модель обучения «Учимся вместе» требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса и изменения содержания уроков в начальной школе. Изменение содержания осуществляется за счет введения дополнительной лексики на разных этапах урока, расширения объема работы с понятиями и терминами, включения в содержание урока заданий, насыщенных исследовательскими элементами, решение которых опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка. Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения. Это связано с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, к которым, наряду с общепринятыми, относятся следующие: 1. Принцип свободы, сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности ребенка, его мнению, его точке зрения. Принцип свободы реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, источников информации, партнеров по труду, уровня самостоятельности. 2. Принцип деятельностного подхода к обучению, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Ученик сам осуществляет поиск различных путей решения заданий, в результате чего активизируется его мыслительная деятельность. 3. Принцип обоснованного ответа предполагает последовательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполняемых ими заданий. 4. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает введение в традиционный учебный процесс разнообразных методических приемов, направленных на развитие аналитико-синтетической сферы ребенка, памяти, внимания, мышления и пространственного воображения. Возможность выбора в первую очередь осуществляю через организацию работы в микрогруппах (2-4 ребенка) при реализации учебных задач в соответствии с требованиями учебных тем и познавательными интересами учащихся. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее схватывает новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать вопрос учителю, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только тормозит ритмичное продвижение к всеобщему успеху. Можно учить индивидуально, используя соответствующие методики. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его домашнего задания: поискать ответы на нерешенные вопросы. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации обучения и заканчивается мотивацией для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, каждый этап урока направлен на совершенствование того или иного комплекса интеллектуальных качеств. Принципиальное дидактическое требование – постановка цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия, приводящие к пониманию учебного материала. Модель обучения «Учимся вместе» имеет ряд преимуществ (в сравнении с традиционными формами обучения): • у детей формируются навыки умственной деятельности, логического мышления, актуализируются приобретенные знания и предыдущий опыт; • активизируются и развиваются все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная; • включает детей в систему общественных отношений, содействует укреплению норм и правил поведения в классе, школе, обществе; • открывает широкие возможности для непринужденных отношений с одноклассниками и учителем; • формируется адекватная самооценка личности, ребенок определяет собственные возможности и способности; • формируется познавательная активность школьников, у них возникает потребность в знаниях; • ребенок учится принимать самостоятельные решения и предлагать версии, варианты; • помогает преодолевать трудности, возникающие в процессе учебы; • вносит позитивные изменения в личностные показатели детей. В ходе работы по данной модели дети учатся: • планировать познавательную деятельность на протяжении урока, дня; • рационально распределять время на учебную деятельность; • ставить цели своей познавательной деятельности; • выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке и т.д.; • работать с учебной и справочной литературой; • работать самостоятельно, в парах, группах; • анализировать задание, выявлять в них трудное, непонятное; • выполнять задание разными способами, выбирать рациональный способ; • выделять главное, обобщать, классифицировать, систематизировать по разным приметам и критериям; • ставить вопросы и находить на них ответы; • контролировать себя и своих товарищей, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять; • анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; • составлять алгоритм выполнения задания; • применять знания в нестандартной ситуации; выполнять задания творчески. Для успешной реализации модели «Учимся вместе» в образовательном процессе требуется создание следующих психолого-педагогических условий: 1.Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми: а) свободная атмосфера в школе и в классе; б) доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; в) внимание к интересам каждого ребенка; г) доброжелательность и терпимость к ответам детей на уроках; д) высокий уровень познавательных интересов среди учащихся. 2. Полноценное общение ребенка со сверстниками. 3.Предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую и познавательную активность ребенка, организованная в зависимости от возрастной специфики его развития. 4. Необходимо организовать правильный режим обучения, так как занятие творческой деятельностью связано с большим умственным напряжением. Не следует форсировать раннее обучение детей, увеличивать объем учебного материала и переутомлять их, побуждая решать большое количество сложных заданий. Учитель лишь в максимальной степени должен использовать те преимущества в развитии интеллекта ребенка и овладении им основами курса начальной школы, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста. Исключительно большое значение для развития интеллекта имеет работоспособность и трудолюбие. Подлинное творчество невозможно без длительного, упорного, нелегкого труда. Необходимо постепенно воспитывать у детей эти качества. Частой причиной кажущейся «неспособности» выполнять творческие задания является отсутствие у школьника веры в свои силы в результате ряда неудач или внушение мысли о том, что он не способен к творчеству. Очень важно сразу обратить внимание на такого ребенка, помочь ему в его общем развитии, заставить поверить в себя и свои силы. Ученик не должен все время ощущать себя только исполнителем чужой воли, это подавляет развитие интеллекта. Постепенное увеличение функций учащихся в организации познавательной деятельности обеспечивает высокий уровень субъективизации учебного процесса. Педагогика модели обучения «Учимся вместе» рекомендует незаметно создавать такие ситуации, где ученики чувствовали бы себя хозяевами на уроке. Они самостоятельно определяют содержание всего урока и отдельных его частей, прогнозируют виды своей учебной деятельности, формулируют задания к упражнениям. Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе на всех ее этапах. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. Привлечение ученика к формулированию заданий кроме развития важнейших интеллектуальных качеств увеличивает его статус в учебном процессе. Все это, безусловно, и в большей степени влияет на качество обучения, хотя и требует от учителя больших усилий и временных затрат. Но в то же время эта работа доставляет удовольствие, потому что имеет творческий характер и довольно быстро приносит свои плоды. Хочу с удовлетворением отметить, что у детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач, имеющих несколько вариантов решения, задач на комбинированные действия. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными. Наблюдается хорошая динамика развития свойств внимания. У всех детей моего класса увеличился уровень продуктивности и устойчивости внимания. У 40% детей этот показатель увеличился на 50%. У 60% детей улучшился показатель распределения внимания. Высок уровень качества знаний. Развитие интеллектуальных качеств, в свою очередь, способствовало повышению уровня грамотности учащихся на 22-40%. Их письменная речь в творческих работах стала образной, последовательной, верно построенной. Учебная мотивация к концу 2 класса повысилась на 17%. Развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развивается способность ученика контролировать свои действия, т.е. рефлексия за собственной деятельностью. А именно рефлексия способствует развитию личности ребенка. «Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя…» (Д.Б. Эльконин). На примере урока русского языка, проведенного по теме «Родственные слова» (закрепление), охарактеризую особенности проведения этапов урока. 1.Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока. На доске написаны слова червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок. Прочитайте вслух написанные на доске слова. Разделите их на группы по формуле 3:2:2 и, ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока. (В первую группу отнесем слова червь, червяк, червячок, во вторую – муха, мухоловка, в третью – паук, паучок. Слова каждой группы похожи по смыслу и имеют одинаковый корень, значит, тема сегодняшнего урока «Родственные слова».) Учитель заранее выполняет на доске запись. Цель: - повторить…; -учиться…; -познакомиться с новым словарным словом. Ориентируясь на тему и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте цель урока. (Цель урока: повторить, какие слова называют родственными; учиться подбирать родственные слова; познакомиться с новым словарным словом.) 2. Повторение. - Приступим к реализации первой части урока – повторению. Какие слова называют родственными? Приведите примеры. (Слова, которые имеют одинаковый корень и схожи по смыслу, называют родственными.) Что такое корень слова и как он выглядит в словах? (Корень – это общая часть родственных слов. Он выделяется в словах дугой.) Как по-другому можно назвать родственные слова? (Родственные слова можно назвать однокоренными.) 3. Минутка чистописания. - Работу над родственными словами мы продолжим на минутке чистописания. Мы будем писать букву, которая находится в одном из слов самой большой группы родственных слов, записанных на доске. Это слово состоит из одного слога. Эта буква обозначает в нем согласный парный глухой мягкий звук. (Сегодня мы запишем букву в, так как она находится в односложном слове червь из самой большой группы родственных слов, записанных на доске, и обозначает в нем согласный парный глухой мягкий звук [ф’].) Что вы можете сказать об особенностях написания этой буквы? (Эта буква состоит из маленького овала и петли, которая пересекает верхнюю линию рабочей строки.) Определите и продолжите предложенную закономерность: чв евв рвв…(В каждом буквосочетании сначала идет по одной строчной букве в, причем в каждом последующем буквосочетании количество букв в увеличивается на одну.) 4. Словарно-орфографическая работа. Учитель выполняет на доске запись. Жук-точильщик лакомится старой корой. 3 2 5 3 3 - Прочитайте предложение. Правильно выделив в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово. Расскажите, как вы это сделали. (Новое словарное слово – комар. Я его прочитал, выделив корни в словах предложения и взяв из каждого корня букву, номер которой указан в подсказке.) определите лексическое значение слова, указав родовое понятие и видовые признаки. (Комар – это насекомое маленьких размеров, с острым жалящим хоботком и прозрачными крылышками.) Учитель показывает картинку с изображением насекомого. - Запишите с подробным комментированием новое слово в словарик, разобрав его по схеме СУО (слог, ударение, орфограмма). Назовите грамматические признаки слова. (В слове комар два слога. Второй слог ударный. Безударная непроверяемая гласная о. Подчеркиваем ее и запоминаем. Это имя существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, в форме единственного числа.) Что обозначает поговорка «Комар носа не подточит»? (Сделать что-то гладко, чтобы не к чему было придраться.) а что вы знаете о комарах? (Комар писклявый, злой, нос-хоботок у него тоненький. Только самки комаров сосут кровь человека и животных, так как она необходима для созревания яиц. Личинки очень маленькие и по форме похожи на запятую.) Послушайте отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка и подсчитайте, сколько родственных слов там встретится. Пропищал комарик медведю: - Уходи, а то хуже будет. Я теперь не один Комар Комарович – длинный нос, а прилетели со мной и дедушка, Комарище – длинный носище, и младший брат, Комаришко – длинный носишко! Уходи, дядя!.. Запишите эти слова, докажите, что они родственные, дополните гнездо родственных слов своими примерами. Как пишутся корни родственных слов? Ученики могут записать слова Комарик, Комар Комарович, Комарище, Комаришко, комариный, Комарово. Необходимо помнить, что корни родственных слов пишутся одинаково. 5. Физкультминутка. - Комары летают и кусают. Если я назову родственное слово к слову летать, то девочки садятся на корточки, если к слову кусать – то мальчики. Учитель называет слова полет, кусает, летает, уксус, закуска, летчик, откусил, летун, кусающий. 6. Закрепление изученного материала. - Перед вами текст с пропущенными буквами и словами. Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока. В з..леной тр..ве прячется . Он ждет маму – . Счастливая с.. мейка отправилас.. д..мой. Слова для справок: гусеница, гус.., гусыня, гусята, гусеничный, гус..ком, гусенок, гусиный. Ученики говорят, что нужно списать текст, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу родственные слова; написать продолжение рассказа в соответствии с темой урока. Ученики читают весь текст. - Назовите слова с пропущенными буквами, группируя их по виду орфограмм. (Слова зеленой, траве, счастливая, семейка, домой объединяет орфограмма «Безударный гласный в корне слова», надо подобрать проверочные слова; в словах гуськом, отправились встретилась орфограмма «Мягкий знак- показатель мягкости».) Найдите в тексте слова, в которых все согласные звуки звонкие. (Это слова зеленой, домой.) 7. Итог урока. Рефлексия. - Расскажите все, что вы знаете о родственных словах по плану. План 1. Что такое родственные слова? 2. Как называется общая часть родственных слов? 3. Как по-другому можно назвать родственные слова? 4. Как пишутся корни в родственных словах? Цветодиагностика настроения учащихся. Пожалуйста, оцените конспект - Обобщение опыта по теме: «Интеллектуальное развитие личности ребенка на современном уроке»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6164 |
Конспект прислал: irina2102 11 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||