Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » «Формирование познавательной активности младших школьников с ЗПР через использование дидактических игр на уроках русского |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
«Формирование познавательной активности младших школьников с ЗПР через использование дидактических игр на уроках русского |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Содержание
Введение. ………………………………………………………………3 I. Теоретические и методические основы формирования познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. ……………………………..7 1.1. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития………………………....7 1.2. Игра – как эффективное средство обучения и воспитания детей с ЗПР. …………………………………….16 II. Исследование влияния дидактических игр на уроках русского языка учащихся второго класса с задержкой психического развития на активизацию познавательного интереса……………………………………..22 2.1. База и методика исследования……………………………….22 2.2. Анализ результатов изучения познавательной активности учащихся второго класса с задержкой психического развития………………………………………………………..23 III. Методические рекомендации по использованию дидактических игр, как средство активизации познавательных интересов учащихся с ЗПР, на уроках русского языка……………………………………….27 Заключение…………………………………………………………30 Библиографический список……………………………………….31 Приложения Введение. Актуальность выбранной темы. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении, а также проблема предупреждения и преодоления школьной дизадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социально адаптированной личности, обладающей способностью решать жизненные проблемы. Дети с ограниченными возможностями здоровья VII вида характеризуется нарушениями психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов (нарушения процессов восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления), от которых зависит качество усваиваемых знаний. По особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для многих детей с особыми образовательными потребностями характерны недостаточная гибкость мышления, склонность к стериотпным, шаблонным способам решения интеллектуальных задач. В работах Л.С.Выготского, А.Н.Леоньтьева, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперина и др. при определении понятия мышления подчеркивается, что эта многоуровневая деятельность протекает с включением нескольких компонентов (личностно-мотивационного, операционного, динамического), которые находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Посторонние раздражители, даже самые незначительные, вызывают значительное замедление выполняемой деятельности и соответственно увеличивается количество ошибок. Типичными ошибками для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида являются пропуски или перестановки букв, слогов, недописывание элементов букв, удваивание гласных и т.д. У всех школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, как установлено в исследованиях В.Л.Подобеда, у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может сказываться на успеваемости. В связи с этим возникает проблема исследования: коррекция нарушений в познавательной активности учащихся младших классов с задержкой психического развития. Объект исследования – особенности нарушений познавательной деятельности у учащихся младших классов с задержкой психического развития. Предмет исследования – влияние дидактических игр на активность познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования. Теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность влияния дидактических игр на активизацию познавательной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития. Гипотеза исследования. Процесс активизации познавательной деятельности у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы по программе VII вида будет более эффективен, если: Учитель будет учитывать психологические особенности познавательной деятельности учащихся класса с ЗПР; Будет включать дидактические игры в разные виды уроков и разные этапы урока. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: Определить степень разработанности в теории и практике специальной педагогики, проблемы нарушений познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Изучить и выявить характерные особенности нарушений познавательной деятельности у учащихся с задержкой психического развития. Подобрать специальные методы и приемы коррекционной работы, направленной на активизацию познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Экспериментально апробировать эффективность применения дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка. Методы и организация исследования определялись в соответствии со спецификой предмета и объекта, целью, задачами и гипотезой исследования: 1. Теоретические методы исследования: Первый этап был посвящен изучению специальной литературы, посвященной проблеме активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития, через дидактические игры. В задачу данного этапа входила также разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр на уроках русского языка. 2. Эмпирические методы исследования: наблюдения за процессом обучения, анализ литературы и программ по теме. Основной целью второго этапа являлось проведение эксперимента по выявлению у учащихся 2-х классов специальной (коррекционной) школы обучающихся по программе VII вида, нарушений познавательной сферы, определение характера испытываемых детьми трудностей.; анализ полученных результатов. 3. Статистический анализ и обработка по результатам исследования. На защиту выносится: Формирование активизации познавательного интереса учащихся младших классов с задержкой психического развития через применение дидактических игр на уроках русского языка. I. Теоретические и методические основы формирования познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. 1.1. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т.В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к 1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму; 2) функция формирования психических новообразований; 3) функция формирования собственно учебной деятельности; 4) функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; 5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; 6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей. Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога. Основные условия проведения дидактической игры: 1. наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр. 2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло. 4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность. 5. Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания II. Исследование влияния дидактических игр на уроках русского языка учащихся второго класса с задержкой психического развития на активизацию познавательного интереса. 2.1. База и методика исследования. Исследования проводилось во 2-х классах на базе МОУ специальной (коррекционной) школе – интернат № 8 г.Саяногорска. В эксперименте участвовали 16 детей. Экспериментальная группа – 7 учащихся, контрольная группа – 9 учащихся. Список детей, принявших участие в экспериментальной работе прилагаются (см. приложение 1, таблица). Цель эксперимента явилась разработка и апробация методики применения дидактических игр способствующих активизации познавательных процессов на уроках русского языка учащихся младшего школьного возраста с задержкой психических процессов. На основании поставленной цели были выделены задачи: 1. Провести диагностику развития познавательной активности учащихся 2-х классов (VII вида) на уроках русского языка. 2. Разработать и апробировать методику применения дидактических игр на уроках русского языка для активизации познавательных процессов у учащихся. 3. Провести сравнительный анализ полученных результатов. 2.2. Анализ результатов изучения познавательной активности учащихся второго класса с задержкой психического развития. На этом этапе констатирующего эксперимента учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты, используя варианты ответов “да” или “нет”. Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты (Приложение 2, таблица 1). На первом этапе экспериментального исследования учащимся также было предложено выполнить проверочную работу (В.Н.Рудницкая) с целью сравнения уровня познавательной активности школьников в контрольном и экспериментальном классах. Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности следующим образом: 1. Высокий: o Активная ориентировка в новом материале; o Самостоятельное выделение ключевых понятий; o Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы; o Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений; 2. Низкий: o Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; o Отсутствие понимания смысла учебной задачи; o Малое приложение личных усилий в учебной работе; o Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения. Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкеты и проверочной работы, получили следующие результаты: из 7 учащихся 2 “А” класса 1 имеют высокий уровень познавательной активности, 2 – средний, 4 – низкий. На диаграмме данные выглядят так: (Приложение 3, гистограмма 1) Обработав данные, полученные при проведении анкеты и проверочной работы во 2 классе “Б” получили следующие результаты: из 9 учащихся: 2 имеют высокий уровень активности, 3 – средний, 4 – низкий. На диаграмме (Приложение 3, гистограмма 2) показаны данные наблюдений. Проанализировав работы детей, мы провели формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. Для достижения этой цели во 2 классе “А” были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; применение заданий нешаблонного характера; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание “состязательной” мотивации. Формирующий эксперимент продолжался три недели. “Орфрграфическая минутка” При использовании на этом этапе нестандартных приемов: игровые формы обучения (словарная работа в стихах и картинках, заданий в занимательной форме) количество отвечающих детей возрастает. (Приложение 4, таблица 2, гистограмма 3). Таким образом, интерес к уроку русского языка, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций. На этапе закрепления применялись дидактические игры с применением индивидуальных карточек направленные на закрепление пройденного материала на уроке, активность детей также была высокой. (Приложение 4, таблица 3, гистограмма 4). Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании индивидуальных карточек на уроке, количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит оценку. На этапе подведения итога урока с целью повышения активности детей использовалась игра –соревнование с использованием таблицы, где при помощи знаков “+” и “?” оценивались ответы и выставлялась общая оценка за работу на уроке. (Приложение 5, гистограмма 5) Из графика видно, что активных учащихся больше, когда каждый может видеть результаты своего труда в сравнении с другими. На третьем этапе нашего исследования был проведён второй констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в контрольном и экспериментальном классах. Эксперимент проводился по методикам, аналогичным первому констатирующему эксперименту, результаты оценивались по тем же критериям. Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, проверочной работы, получили следующие результаты: из 7 учащихся 2 класса “А” 3 имеют высокий уровень,3 – средний, 1- низкий. На диаграмме данные выглядят так (Приложение 6, диаграмма 6) Во 2 классе “Б” из 9 учащихся 2 имеют высокий уровень, 4 – средний, 3 – низкий. На диаграмме данные выглядят следующим образом (Приложение 6, диаграмма 7) По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что во 2 классе “А” (экспериментальном) количество школьников с высоким уровнем активизации познавательной деятельности увеличилось на 28,6%, со средним – на 14,3%, с низким уровнем познавательной активности уменьшилось на 57,1%. Во 2 классе “Б” (контрольном) активизация познавательной деятельности школьников осталась близко к первоначально выявленной. Указанная динамика подтверждает необходимость использования дидактических игр на уроках для активизации познавательной активности детей с задержкой психических процессов в учебном процессе. Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечаются следующие специфические особенности внимания: неустойчивость, низкая концентрация, различная степень распределения, малый объем, трудности в произвольном внимании, которые могут коррегироваться в процессе учебной деятельности с применением в уроках дидактических игр. Формирующий эксперимент. На протяжении всего формирующего эксперимента на уроках русского языка мы использовали дидактические игры. Мы предлагаем описание некоторых дидактических игр которые были использованы на данном этапе. (Приложение 7) Использование дидактических игр позволило сделать обучение детей интересным, увлекательным. На уроках все дети были активны, каждый старался поучаствовать в игре. Применение игровых заданий помогают организовать повторение, закрепление изученного провести в нестандартной форме, активизировать все познавательного интереса детей на протяжении всего урока. На уроке наблюдается повышенное внимание учащихся, активизируются все виды памяти. III. Методические рекомендации по использованию дидактических игр, как средство активизации познавательных интересов учащихся с задержкой психических процессов, на уроках русского языка. Основные задачи обучения русскому языку в коррекционной школе – прививать учащимся навыки грамотного письма, вооружить их умением последовательно и правильно излагать свои мысли. Однако успешное решение этих задач существенно осложняются ввиду неполноценности психического развития данной категории детей. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, крайняя ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с ограниченными возможностями здоровья нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов. Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Дидактические игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Как показывает практика, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку. Дидактические игры могут применяться на уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей. А также дидактические игры возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы. Если для игры необходимо разделить класс на команды, то необходимо обратить внимание на то, чтобы в каждой команде были учащиеся разного уровня (команды должны быть равные по силе). Положительный результат возможен лишь при систематическом использовании комплексов игр. Игры одновременно решают различные задачи, близкие по цели: игры на внимание, игры на развитие ручной моторики, игры на развитие мышления и речи, игры по сенсорному воспитанию, игры на развитие практических жизненных навыков, игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции и чувства детей. По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры- упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В методике проведения дидактических игр выделяются следующие компоненты: а) цель игры; б) объем знаний, необходимых для проведения игры, умения и навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения; в) количество играющих; г) наличие подготовительной работы или ее отсутствие; д) правила ведения игры; е) возможные варианты игры; ж) оценивание проведенной игры (наличие интереса к игре, моменты ослабления внимания детей, фиксация реакций отдельных учеников и класса в целом). Источником активизации учебной деятельности школьников с задержкой психических процессов являются также пословицы, поговорки и скороговорки. Они способствуют обогащению словарного запаса учащихся, развитию устной и письменной речи. Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно-следственных связей у детей с ЗПР младшего возраста рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Сформированность игровой деятельности в младшем школьном возрасте позволяет вести целенаправленную, планомерную систематическую работу по развитию кратковременной и долговременной памяти у учащихся с ЗПР. Для организации такой работы необходимы считалки, физминутки и различные правила в стихотворной форме. Такие приемы развития памяти позволяют организовать работу не только во внеурочное время, но и в ходе учебного процесса. Педагогу коррекционной школы важно учитывать, что прочность запоминания материала ребенком зависит от количества повторений. Знание объема памяти учеников очень важно для организации процесса заучивания, а также для определения величины материала, который может воспринять ребенок с ЗПР младшего школьного возраста. Заключение. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики обучения детей с задержкой психического развития. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс детей с трудностями обучения. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя дефектологи. Главная цель нашего исследования была достигнута в ходе экспериментальной работы. Мы изучили и апробировали на практике влияние дидактической игры на формирование познавательной активности детей с ЗПР на различных этапах урока русского языка. Анализ полученных результатов показал, что при использовании нетрадиционных приемов обучения, а именно включение в урок дидактических игр, позволяет увеличить активность познавательной деятельности учащихся младших классов на уроке. Это подтверждает нашу гипотезу исследования. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Библиографический список 1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. М., 1991г. 2. “Активизация познавательной деятельности младших школьников”. Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. М., 1982г. 3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.; «Роспедагентство», 1994г. 4. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. “Обучение детей с задержкой психического развития“.- М., 1981. 5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.; 1991г. 6. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995г. 7. Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”: Начальная школа №12, 1986г. М. Просвещение с. 18-27. 8. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. С – Пб., «Детство-пресс», 2000г. 9. Ю.П.Гиппенрейдер “Введение в общую психологию” М. ИсРО 1996г. с.280. 10. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко “Практикум по возрастной психологии”. Санкт-Петербург “Речь” 2001г. с.411. 11. Данилов И.В. “Системы упражнений“.- М.,1993. 12. “Дети с задержкой психического развития“// Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Ципиной Н.А.- М., 1984. 13. Лурия А.Р. “Внимание и память“.- М., 1975. Авторские права: учитель начальных классов Соколова Е.В. Пожалуйста, оцените конспект - «Формирование познавательной активности младших школьников с ЗПР через использование дидактических игр на уроках русского: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
27676 |
Конспект прислал: Alenushka 11 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||