Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методические рекомендации «Использование компьютерных технологий» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Методические рекомендации «Использование компьютерных технологий» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детско-юношеский «Юный умелец» г.Черногорска Методические рекомендации «Использование компьютерных технологий» Составила: педагог дополнительного образования Колодина Ольга Николаевна г.Черногорск -2010 В данных методических рекомендациях представлены теоретические и практико-ориентированные материалы по актуальным проблемам использования компьютерных технологий в дополнительном образовании детей. Рекомендации предназначены для педагогов, осваивающих новые технологии и внедряющих их в свою практику. Объяснительная записка Современное общество предъявляет новые требования к педагогу дополнительного образования. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают все большее влияние на ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его увлечений, любимой практической деятельности. Педагог должен идти в ногу со временем, без применения новых компьютерных технологий дополнительное образование становится малоэффективным и не привлекательным для школьников. Новые информационные и коммуникационные технологии открывают новые возможности и одновременно ставят новые задачи перед педагогами, которые в меньшей степени являются теперь распространителем информации, и в большей степени – советчиками, воспитателями, штурманами знаний и консультантами. Сегодняшние реалии приводят к необходимости научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Но с другой стороны средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем и его использование не должно превращаться в самоцель. Необходимо найти правильный баланс в применении этих технологий. К тому же, самые распространенные на сегодняшний день мультмедиатехнологии, зачастую применяются не грамотно и приносят только отрицательный эффект. Методические рекомендации по разработке лекционного материала. Психолого-педагогические исследования пока¬зывают, что наиболее оптимальными являются тексты небольшой сложности, соответст¬вующей возрастным возможностям обучающихся, но представляющих определенную трудность. Поскольку трудность зависит от тезауруса, т.е. системы взаимосвязанных представлений, в которой отражается картина мира данного субъекта, то текст, трудный одного ребенка, может не быть таким для другого. При отборе информации исходить из того, какие знания получили школьники при обучении по той или иной программе. Здесь возможны три качественно разных варианта соотношения уже имеющимися знаниями и той информацией: 1. случай. Информация не находит соответствия в тезаурусе, не может быть к нему привязана и потому не меняет его. Такая информация человеком воспринимается как «непонятная» 2. случай. Информация частично соответствует тезаурусу и слегка меняет его. Такая информация воспринимается как «новая», «интересная». 3. случай. Информация полностью соответствует тезаурусу и поэтому не меняет его. Такая информация воспринимается как «банальная». Учебная информация должна быть доступна для понимания обучающимся данного возраста, т.е. учебный материал и лексика должны соответствовать их уровню знаний и сло¬варному запасу. • Смена слайдов и т.п., демонстрируемых с по¬мощью технических средств объектов требует пристального вни¬мания, иначе потом ученик не сможет ответить на вопросы, расска¬зать об увиденных процессах и явлениях, потому что все это на уро¬ке, как правило, повторно не демонстрируется. • Занимательность материалов, представляемых с помощью мультимедиа, безгранична. Компьютерные игры даже познавательного характе¬ра, содержащие анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание самых непоседливых пользова¬телей, какими являются дошкольники и младшие школьники, во много раз выше тех нормативов времени, которые предусмотрены санитарно-гигиеническими требованиями работы с ЭВМ (что при отсутствии контроля со стороны взрослых приводит к отрицатель¬ному результату). В зависимости от целей и задач определяются типы изображений на каждом листе (слайде) презентации. Выбор типа изображения зависит от конкретной дидактической задачи, которую ставит разработчик, планируя включение иллюстрации в учебный материал. Например, если необходимо выделить главное в изучаемом объекте или процессе, то для этого используется схема, если же необходима высокая степень достоверности - чертеж в технических или фотография в гуманитарных дисциплинах. Однако общей дидактической целью всех типов иллюстраций является создание образа изучаемого объекта или процесса. Прежде чем создавать материалы для презентации необходимо учесть психофизиологичекие особенности ученика, которые влияют на восприятие учебного материала, и которые следует иметь ввиду при проектировании компьютерных средств поддержки обучения. Наши органы чувств могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды. Стимулы, исходящие из внешней среды, интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне и поэтому необходимо помнить: • части фигуры имеют характер объекта, фон же имеет характер материала; • части фигуры кажутся лежащими ближе к наблюдателю, чем фон; • фон кажется находящимся за фигурой; • контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону; • в то время как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки. Наш мозг склонен заполнять пробелы в воспринимаемом материале так, что отдельные фрагменты дополняются до простого и законченного контура, а восприятие осуществляется путем группировки элементов по признакам их близости, сходства, непрерывности и симметрии. Зрительное восприятие формы предмета определяется величиной предмета, его расстоянием от глаз, освещенностью, контрастом между объектом и фоном. Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов. При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых воспоминаний. Восприятие зависит от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Содержание восприятия зависит от поставленной перед человеком задачи и мотивации его деятельности. На содержание восприятия также влияют установки субъекта, эмоции. Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула, тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят. Выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, существенно зависит от потребностей и интересов самого человека, так как любая деятельность всегда связана с потребностью. Люди часто склонны обращать внимание только на детали, отвечающие их ожиданиям. Монотоность, шаблоность информации понижает устойчивость внимания, что может привести к снижению мыслительной активности. Чрезмерная простота или сложность материала, а также частая похвала или критика может привести к снижению внутренней мотивации. Планирование презентации начинается с подробного анализа плана занятия. Выделяются элементы занятия, где необходимо представлять учебный материал в виде текста, рисунков, фотографий, схем, таблиц, формул и т.п. Определяется, в каком виде будет отображаться учебный материал, какие элементы будут иметь статическое положение, а какие необходимо анимировать (т.е. придать возможность перемещения или преобразования при отображении). Материал необходимо готовить тщательно, исходя из того, кто слушатель. Для оформления презентации целесообразно использовать эффектные материалы и яркие цвета. Яркий контраст между текстом, графикой и фоном помогает донести до слушателей мысли и эмоции. Создание эффектных слайдов и картинок может быть простым и увлекательным занятием, однако не следует забывать, что PowerPoint не предназначается для автономного использования. Аудитория должна слышать ваше выступление, а не смотреть на изображения, мелькающие на экране. Создавая убедительную презентацию PowerPoint, позаботьтесь о том, чтобы ваши собственные высказывания были не менее яркими. PowerPoint не проводит презентации, а создает слайды, Не следует забывать, что слайды играют роль вспомогательного средства во время устного выступления. Создание презентации это, прежде всего, драматургия информации. Презентация должна быть не о "Предмете", а "Для слушателя". Используйте визуальные образы. Они (а часто только они) запоминаются на всю жизнь. Картинка может сказать больше, чем несколько страниц текста. Не экономьте на оформлении и технологиях, но и не усложняйте презентацию. Наиболее эффектные презентации PowerPoint просты. Такие презентации содержат понятные диаграммы и графику, подчеркивающую речь докладчика. Не следует перегружать презентацию текстом и графикой. Не нужно вываливать все на один экран.. Внимание у зрителя одно, и лучше использовать его концентрированно, чем размазать тонким слоем. Один хороший пример запомнят, а десять распрекрасных нет. Целесообразно использовать несколько слайдов, детализирующих рассматриваемый момент. Детали раскрывают суть, нагромождение суть скрывают. Одним из привлекательных аспектов PowerPoint является возможность представления идей и высказываний докладчика в краткой форме. Сложно донести мысль через нагромождения цифр и статистики. Эффектная презентация PowerPoint не содержит большого количества цифр. Сведите количество цифр и статистики к минимуму. Важным моментом планирования презентации являются временные характеристики презентации. Презентация учебного занятия может быть сквозная (с момента начала и до момента окончания занятия) или же частичная (при раскрытии вопроса). В первом случае общая продолжительность отображения информации составляет 75…80 минут (10…15 минут необходимо планировать на вводную и заключительную части занятия). Во втором случае промежуток времени определяется дидактическими элементами раскрытия вопроса. Временная характеристика покажет предельное количество слайдов, которое можно применить для отображения информации. В среднем один слайд целесообразно отображать не боле 2…3 минут при последовательном изложении информации. В ряде случаев объяснение материала по учебному вопросу можно и при отображении информации на одном слайде, тогда желательно применение элементов анимации, отражающих логику изложения учебной информации. На основе плана занятия и плана проведения презентации составляется структура презентации, в плане проведения занятия разрабатываются методические указания, проводится подготовка отобранного материала и формирование слайдов в соответствии со структурой презентации, выбранными приемами отображения информации с учетом временных характеристик. Информационное наполнение и оформление презентации Слайды презентации PowerPoint состоят из трех основных элементов. • слой оформления (фон). На разных слайдах этот слой либо пуст, либо он содержит элементы оформления: фоновый рисунок, фоновые надписи, фоновую заливку и т.п. Оформление слоя может применяться как ко всем, так и к отдельным слайдам; • слой макета. Этот слой позволяет определить расположение в пределах слайда текстовых элементов, рисунков, таблиц и прочих объектов; • слой содержимого. В этом слое находится фактическое содержимое отображаемых объектов. Оформление фона листов слайдов Заключение Очевидным преимуществом использования компьютеров является расширение возможностей педагога в усилении его воздействия на качество усвоения школьниками материала, а также повышения эффективности обучения в целом. Из этого следует, что использование мультимедийных технологий в образовательном процессе способствует: - росту качества обучения; - снижению затрат на организацию и проведение занятий и воспитательных мероприятий; - перераспределению нагрузки педагогов с рутинной на творческую деятельность, подготовку нестандартных заданий, индивидуальную работу с детьми; - повышению оперативности обеспечения образовательного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения; -уменьшения потребностей в учебно-методических пособиях на бумажных носителях. - повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента - возможность за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Вместе с тем имеются и проблемы в применении ИКТ: • Недостаточная компьютерная грамотность педагогов. • Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. • Нехватка компьютерной техники Исходя из собственного опыта и изученного опыта работы других педагогов можно порекомендовать применение компьютерной техники в следующих направлениях работы: • подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы); • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов); • интерактивное обучение в индивидуальном режиме; • обработка статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов); • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; • использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов • проведение воспитательных мероприятий и конкурсных программ с использованием мультимедиатехнологий. В приложении в качестве примера представлены компьютерные презентации занятий и конкурсов Резюмируя актуальность использования мультимедиа следует сделать вывод о том, что в современной системе дополнительного образования при возникновении потребности в определенных учебно-методических средствах при прочих равных условиях - компьютерным системам обучения будет отдаваться предпочтение перед традиционными формами и методами обучения. Эффективность от внедрения современных средств информационных технологий в образовании напрямую зависит от реализации интенсивных форм и методов обучения, от качества разработки и оптимальности использования в образовательном процессе новых информационных технологий, ориентированных на реализацию педагогических целей обучения. Авторские права: Колодина Ольга Николаевна Пожалуйста, оцените конспект - Методические рекомендации «Использование компьютерных технологий»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2035 |
Конспект прислал: olgga62 14 мая 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||