Видео смотреть бесплатно

Смотреть 4k видео

Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Повышение эффективности орфографической работы, УМК "Гармония" на уроках русского языка


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Повышение эффективности орфографической работы, УМК "Гармония" на уроках русского языка


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ

УМК «ГАРМОНИЯ»

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Повышение эффективности
орфографической работы
за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости
и
орфографического самоконтроля.



Составитель - Шиляева
Ольга
Владимировна,
учитель нач. классов I квалиф. категория




ВВЕДЕНИЕ

В российском образовании в настоящее время принят принцип вариативности, который дает учителю возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет разработка новых программ, предоставляется возможность использования современной дидактики, осуществляется научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Все вышесказанное побуждает учителя к всестороннему анализу своей работы, самооценке сложившейся системы преподавания, к поиску наиболее эффективных способов организации процессов обучения и образования.

Два года назад (в ноябре 2004 года) я участвовала в семинаре для учителей начальной школы «Концептуальные подходы и методические основы преподавания математики и русского языка по УМК «Гармония», под редакцией Н.Б. Истоминой, проводимом Государственным Образовательным Учреждением (центр повышения квалификации) «Центр «Учебная книга» совместно с издательством «Ассоциация XXI век» и авторами комплекта Истоминой Н.Б. и Соловейчик М.С. (г. Москва). Я была увлечена новым методическим подходом к организации учебной работы.

В нашем городе в то время уже третий год работала творческая группа «Гармония». Учителя, ведущие обучение по учебно-методическому комплекту «Гармония», делились опытом, проводили открытые уроки и т.п. Я стала посещать заседания данной группы, чтобы продолжить работу по освоению нового методического подхода.

В апреле 2005 года я побывала на областной научно-практической конференции «Реализация в практике учебно-методического комплекта «Гармония»: результаты и перспективы», где были обобщены результаты работы учителей начальной школы в Свердловской области по данному комплекту.

Проникшись идеями авторов комплекта, доверяя профессионализму педагогов и методистов, в 2005 году с новым набором моих первоклассников начала работать по всем предметам учебно-методического комплекта «Гармония» и считаю, что не ошиблась.

УМК «Гармония» включает в себя следующие программы:
- Н.Б. Истомина («Математика»),
- Н. М. Бетенькова («Обучение грамоте»),
- М.С. Соловейчик («Русский язык»),
- О.В. Кубасова («Литературное чтение»),
- О.Т. Поглазова («Окружающий мир»),
- Н.М. Конышева («Технология (художественно-конструкторская деятельность основы дизайнообразования)»).

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ ИДЕЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ГАРМОНИЯ» ДЛЯ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основное достоинство данного комплекта – ориентация на создание условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифферианциации и интеграции, преемственности и непрерывности.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:
- способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
- способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
- способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает:
- понимание ребенком изучаемых вопросов,
- условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом,
- создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
-активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.


За полтора года нашей учебы ощутила глубокую внутреннюю связь методических подходов к обучению младших школьников, продуманность системы заданий курса каждого предмета, их направленность на достижение цели – формирование приемов умственных действий у учеников.
Усвоение содержания любого учебного предмета, будь то математика, русский язык, окружающий мир или технология, происходит как увлекательное путешествие, побуждающее к анализу, рассуждениям, выводам. Организация живого общения учеников на уроке через включение их в проблемную ситуацию, требующую осмысления и разрешения, ведет к развитию у каждого учащегося умения наблюдать, сопоставлять объекты, обобщать итоги наблюдений, аргументировать свою точку зрения. Знакомство с научными понятиями, усвоение их в ходе обучения, возможность высказать собственное мнение и желание сделать это грамотно вырабатывает у детей стремление, а затем и умение делать это грамотно и понятно для сверстников.
Тщательно продуманная и целесообразно организованная система заданий каждого учебника способствует истинной индивидуализации и дифференциации, осуществляемой педагогом в процессе обучения. Единый методический стержень и нацеленность каждого курса на то, чтобы вооружить ребенка инструментом познания – приемами умственных действий, дает возможность легко перейти от решения орфографических задач к усвоению сути задач математических, от дополнения задач с недостающими данными к редактированию текстов, от изучения понятий симметрии в математике к общему принципу симметричности окружающего мира и изготовлению симметричных фигур на уроках технологии.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ УМК «ГАРМОНИЯ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.)

Очень необычным и интересным для меня стал учебник русского языка. При первом знакомстве он мне показался трудным. Я не сразу все в нем поняла. Но методические рекомендации помогли разобраться, помогают и сегодня обдумывать уроки.

Учебник «К тайнам русского языка» реализует традиционную цель предмета «Русский язык» в начальных классах – обучение умелому владению языком как средством общения в устной и письменной форме. Но при этом делается попытка учесть те серьезные достижения, которые за последние десятилетия накоплены в лингвистике, психолого-педагогических науках, в теории и практике создания учебников.
Все материалы учебника направлены на то, чтобы обучение (формирование осознанных знаний и умений), развитие (мышления, языковой интуиции, учебной самостоятельности) и воспитание младших школьников (становление у них интереса к изучению языка и к себе как его носителю) органично слить в единый процесс.

Решение этой задачи обеспечивается многими методическими средствами:
- формулировками тем;
-способами подачи сведений, требующими раздумий и даже некоторой исследовательской деятельности ребенка;

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 7772

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса



Реализация методических советов (данных М.С. Соловейчик) помогла детям уже в период обучения грамоте приоткрыть некоторые «секреты» русского языка, начать узнавать и понимать, как мы им пользуемся. Учебник «К тайнам нашего языка» продолжил работу.
На уроках русского языка уточняется понятие «правильное письмо», разграничиваются понятия «описка» и «ошибка», систематизируются знания об «опасных местах» и повторяются известные орфографические правила.
Понятия «описка» и «ошибка» разграничиваются только для практических целей. Ребята должны понять следующее: чтобы писать без описок, нужно быть внимательным; а вот чтобы писать без ошибок, надо уметь обнаруживать все «опасные места» и знать разные правила (но нужно внушить им: описки, как и ошибки, делают речь непонятной, а допускать их еще более стыдно, так как уберечься от них легче.)

Благодаря предложенным упражнениям и работе по учебнику «К тайнам нашего языка" именно в 1-ом классе произошло зарождение орфографической зоркости школьников.
Дети
- усвоили признаки «опасных мест» при письме гласных и согласных;
- умеют: обнаруживать все орфограммы («опасные» при письме места) в любой предложенной записи и отмечать их условными значками: подчеркивать места на известные правила и ставить точки под буквами в других «опасных местах»; самостоятельно списывать; записывать под диктовку предложения (включая отдельные случаи несовпадения звуков и букв, с опорой на составленную слоговую модель); пользоваться при письме изученными правилами, т.е. выделять из всех опасностей письма уже решаемые орфографические задачи и осознанно решать их.

Итоговая работа показала следующие результаты:

Диктант

Оптимальный уровень – 3 человека (14,1 %)
Допустимый уровень – 10 человек (47 %)
Критический уровень – 6 человек (28,2 %)
Недопустимый уровень – 2 человека (9,4 %)

Списывание

Оптимальный уровень – 9 человек (42,3 %)
Допустимый уровень – 9 человек (42,3 %)
Критический уровень – 3 человека (14,1 %)
Недопустимый уровень – 0 человек

Материал, изучаемый во 2-ом классе, очень значим для успешного освоения всего курса русского языка.
По данной программе именно во 2-ом классе решается ключевая орфографическая задача – научить (и в какой-то мере приучить) младших школьников сознательно действовать при письме.

Осознанные же орфографические действия предполагают:
а) обнаруживание орфограмм;
б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться;
в) применение правила, если оно известно;
г) самопроверку написанного.

Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.

1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» - изучается сразу после повторения 1 четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» - охватывает всю 3 четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем. Для определения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

3. На этом же этапе вводится особый вид письма – «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. «Знаю, как написать, - пишу; не знаю – оставляю «окошко»», - вот ход рассуждения второклассника, наученного, во-первых, замечать орфограммы, а во-вторых, оценивать свои знания о способах решения задачи.
Что дает такой способ письма? Многое. Он позволяет приучать ребенка не писать наугад, а контролировать свое письмо, при этом в случае незнания сознательно «уходить» от ошибки. Прием раскрепощает ученика, избавляет его от страха перед нашей трудной орфографией и вместе с тем создает предпосылки для более свободного письменного выражения своих мыслей.

4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен (3 четверть) – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями.

1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, т.к. в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной.

2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: КАК искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач – это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка, суффикс) вводятся в 4 четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова».

В два приема идет освоение правила использования разделительных знаков, которые в начале года предъявляются одновременно. Здесь ребята осваивают общий способ действия: слышу звук [й'] после согласного перед гласным – надо писать разделительный знак. Но какой? На данном этапе они выбирают нужный по предложенной подсказке (ъ никогда не пишется в конце слова) или пишут два знака сразу в виде буквенной «дроби»: ь/ъ. Орфографическое правило выбора знака учащиеся «открыли» после изучения состава слова (в 4-ой четверти).

Новым для традиционной системы обучения являются рассмотрение еще одного вопроса письма – правописания ь для обозначения мягкости согласного, стоящего перед согласным (письмо, дальше, но гости, бантик и т.п.).

Так обеспечивается движение от общего к частному: от нахождения всех (или большей части) орфограмм – к постепенному освоению способов решения задач и применению все новых практических знаний в процессе письма.
Учебник в сочетании с тетрадями на печатной основе (с тетрадями-задачниками) помогает организовать все учебные действия школьников.

Результаты обучения детей моего класса по русскому языку следующие

Диктант (2 класс) писали 21 человек

Оптимальный уровень – 1 человек (4,7 %)
Допустимый уровень – 10 человек (47 %)
Критический уровень – 9 человека (42,3 %)
Недопустимый уровень – 1 человек (4,7 %)

Грамматическое задание

Оптимальный уровень – 4 человека (18,8 %)
Допустимый уровень – 11 человек (51,7 %)
Критический уровень – 6 человек (28,2 %)
Недопустимый уровень – 0 человек (0 %)

Списывание

Оптимальный уровень – 7 человека (32,9 %)
Допустимый уровень – 10 человек (47 %)
Критический уровень – 4 человек (18,8 %)
Недопустимый уровень – 0 человек (0 %)


Больше всего трудностей встречали дети при нахождении орфограмм парных по глухости-звонкости согласных (особенно в середине слова перед другим парным согласным). Хорошо научились обнаруживать орфограмму безударного гласного. Письмо с «окошками» дети осваивают, но используют пока только при прямом на него указании: «Запишите с «окошками»». Несколько человек стараются пользоваться им при создании собственных предложений, высказываний и т.д.
Но это лишь одна сторона полученных результатов.
А вот другая сторона. Моим ученикам нравится позиция активного участника в открытии «тайн» русского языка. Это стало пробуждать интерес к родному языку.




Учебник, по которому я учу детей, мне нравится. Я разделяю реализованные в нем идеи. Все уроки строю, стараясь следовать методическим рекомендациям. Конечно, иногда бывает очень трудно. Приходится долго готовиться к урокам, обдумывать каждый свой шаг, отказываться от многих стереотипов. Нелегко и родителям, ведь их учили совсем по-другому. Специально для них в учебнике помещено «Слово к взрослым», в котором авторы объясняют родителям столь необычный для них подход к обучению и дают ряд советов и рекомендаций для оказания «правильной» помощи ребенку.
Трудностей, которые встречаются при работе с учебником, постепенно становится меньше. Меньше становится и вопросов, которые непонятны родителям (ведь они учатся вместе с нами: дома – с детьми, в школе на родительских собраниях и консультациях – вместе со мной). Так шаг за шагом мы открываем «тайны» нашего языка.

Очень бы хотелось, чтобы преемственность в изучении предметного содержания курса русского языка в начальной школе (обучение грамоте – русский язык) не прервалась при переходе в среднее звено школы. Учебником, который позволит реализовать принцип преемственности и перспективности в обучении, является:
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (М.М. Разумовская, С.И. Львова, Г.А. Богданова и др./ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта). – М.: Просвещение, 1995, Дрофа, 1999.





Пожалуйста, оцените конспект - Повышение эффективности орфографической работы, УМК "Гармония" на уроках русского языка:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: OOO098 11 августа 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн