Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Повышение эффективности орфографической работы, УМК "Гармония" на уроках русского языка |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Повышение эффективности орфографической работы, УМК "Гармония" на уроках русского языка |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ
УМК «ГАРМОНИЯ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости и орфографического самоконтроля. Составитель - Шиляева Ольга Владимировна, учитель нач. классов I квалиф. категория ВВЕДЕНИЕ В российском образовании в настоящее время принят принцип вариативности, который дает учителю возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет разработка новых программ, предоставляется возможность использования современной дидактики, осуществляется научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Все вышесказанное побуждает учителя к всестороннему анализу своей работы, самооценке сложившейся системы преподавания, к поиску наиболее эффективных способов организации процессов обучения и образования. Два года назад (в ноябре 2004 года) я участвовала в семинаре для учителей начальной школы «Концептуальные подходы и методические основы преподавания математики и русского языка по УМК «Гармония», под редакцией Н.Б. Истоминой, проводимом Государственным Образовательным Учреждением (центр повышения квалификации) «Центр «Учебная книга» совместно с издательством «Ассоциация XXI век» и авторами комплекта Истоминой Н.Б. и Соловейчик М.С. (г. Москва). Я была увлечена новым методическим подходом к организации учебной работы. В нашем городе в то время уже третий год работала творческая группа «Гармония». Учителя, ведущие обучение по учебно-методическому комплекту «Гармония», делились опытом, проводили открытые уроки и т.п. Я стала посещать заседания данной группы, чтобы продолжить работу по освоению нового методического подхода. В апреле 2005 года я побывала на областной научно-практической конференции «Реализация в практике учебно-методического комплекта «Гармония»: результаты и перспективы», где были обобщены результаты работы учителей начальной школы в Свердловской области по данному комплекту. Проникшись идеями авторов комплекта, доверяя профессионализму педагогов и методистов, в 2005 году с новым набором моих первоклассников начала работать по всем предметам учебно-методического комплекта «Гармония» и считаю, что не ошиблась. УМК «Гармония» включает в себя следующие программы: - Н.Б. Истомина («Математика»), - Н. М. Бетенькова («Обучение грамоте»), - М.С. Соловейчик («Русский язык»), - О.В. Кубасова («Литературное чтение»), - О.Т. Поглазова («Окружающий мир»), - Н.М. Конышева («Технология (художественно-конструкторская деятельность основы дизайнообразования)»). ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ ИДЕЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ГАРМОНИЯ» ДЛЯ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Основное достоинство данного комплекта – ориентация на создание условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифферианциации и интеграции, преемственности и непрерывности. В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: - способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; - способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; - способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: - понимание ребенком изучаемых вопросов, - условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, - создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий: - целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); - приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; -активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; - соблюдение баланса между интуицией и знанием; - разноплановое рассмотрение одного и того же объекта; - опору на опыт ребенка; - параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними; - взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений; - единство интеллектуальных и специальных умений; - создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний. За полтора года нашей учебы ощутила глубокую внутреннюю связь методических подходов к обучению младших школьников, продуманность системы заданий курса каждого предмета, их направленность на достижение цели – формирование приемов умственных действий у учеников. Усвоение содержания любого учебного предмета, будь то математика, русский язык, окружающий мир или технология, происходит как увлекательное путешествие, побуждающее к анализу, рассуждениям, выводам. Организация живого общения учеников на уроке через включение их в проблемную ситуацию, требующую осмысления и разрешения, ведет к развитию у каждого учащегося умения наблюдать, сопоставлять объекты, обобщать итоги наблюдений, аргументировать свою точку зрения. Знакомство с научными понятиями, усвоение их в ходе обучения, возможность высказать собственное мнение и желание сделать это грамотно вырабатывает у детей стремление, а затем и умение делать это грамотно и понятно для сверстников. Тщательно продуманная и целесообразно организованная система заданий каждого учебника способствует истинной индивидуализации и дифференциации, осуществляемой педагогом в процессе обучения. Единый методический стержень и нацеленность каждого курса на то, чтобы вооружить ребенка инструментом познания – приемами умственных действий, дает возможность легко перейти от решения орфографических задач к усвоению сути задач математических, от дополнения задач с недостающими данными к редактированию текстов, от изучения понятий симметрии в математике к общему принципу симметричности окружающего мира и изготовлению симметричных фигур на уроках технологии. РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ УМК «ГАРМОНИЯ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.) Очень необычным и интересным для меня стал учебник русского языка. При первом знакомстве он мне показался трудным. Я не сразу все в нем поняла. Но методические рекомендации помогли разобраться, помогают и сегодня обдумывать уроки. Учебник «К тайнам русского языка» реализует традиционную цель предмета «Русский язык» в начальных классах – обучение умелому владению языком как средством общения в устной и письменной форме. Но при этом делается попытка учесть те серьезные достижения, которые за последние десятилетия накоплены в лингвистике, психолого-педагогических науках, в теории и практике создания учебников. Все материалы учебника направлены на то, чтобы обучение (формирование осознанных знаний и умений), развитие (мышления, языковой интуиции, учебной самостоятельности) и воспитание младших школьников (становление у них интереса к изучению языка и к себе как его носителю) органично слить в единый процесс. Решение этой задачи обеспечивается многими методическими средствами: - формулировками тем; -способами подачи сведений, требующими раздумий и даже некоторой исследовательской деятельности ребенка; Реализация методических советов (данных М.С. Соловейчик) помогла детям уже в период обучения грамоте приоткрыть некоторые «секреты» русского языка, начать узнавать и понимать, как мы им пользуемся. Учебник «К тайнам нашего языка» продолжил работу. На уроках русского языка уточняется понятие «правильное письмо», разграничиваются понятия «описка» и «ошибка», систематизируются знания об «опасных местах» и повторяются известные орфографические правила. Понятия «описка» и «ошибка» разграничиваются только для практических целей. Ребята должны понять следующее: чтобы писать без описок, нужно быть внимательным; а вот чтобы писать без ошибок, надо уметь обнаруживать все «опасные места» и знать разные правила (но нужно внушить им: описки, как и ошибки, делают речь непонятной, а допускать их еще более стыдно, так как уберечься от них легче.) Благодаря предложенным упражнениям и работе по учебнику «К тайнам нашего языка" именно в 1-ом классе произошло зарождение орфографической зоркости школьников. Дети - усвоили признаки «опасных мест» при письме гласных и согласных; - умеют: обнаруживать все орфограммы («опасные» при письме места) в любой предложенной записи и отмечать их условными значками: подчеркивать места на известные правила и ставить точки под буквами в других «опасных местах»; самостоятельно списывать; записывать под диктовку предложения (включая отдельные случаи несовпадения звуков и букв, с опорой на составленную слоговую модель); пользоваться при письме изученными правилами, т.е. выделять из всех опасностей письма уже решаемые орфографические задачи и осознанно решать их. Итоговая работа показала следующие результаты: Диктант Оптимальный уровень – 3 человека (14,1 %) Допустимый уровень – 10 человек (47 %) Критический уровень – 6 человек (28,2 %) Недопустимый уровень – 2 человека (9,4 %) Списывание Оптимальный уровень – 9 человек (42,3 %) Допустимый уровень – 9 человек (42,3 %) Критический уровень – 3 человека (14,1 %) Недопустимый уровень – 0 человек Материал, изучаемый во 2-ом классе, очень значим для успешного освоения всего курса русского языка. По данной программе именно во 2-ом классе решается ключевая орфографическая задача – научить (и в какой-то мере приучить) младших школьников сознательно действовать при письме. Осознанные же орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм; б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться; в) применение правила, если оно известно; г) самопроверку написанного. Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии. 1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» - изучается сразу после повторения 1 четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» - охватывает всю 3 четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов. 2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем. Для определения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах. 3. На этом же этапе вводится особый вид письма – «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. «Знаю, как написать, - пишу; не знаю – оставляю «окошко»», - вот ход рассуждения второклассника, наученного, во-первых, замечать орфограммы, а во-вторых, оценивать свои знания о способах решения задачи. Что дает такой способ письма? Многое. Он позволяет приучать ребенка не писать наугад, а контролировать свое письмо, при этом в случае незнания сознательно «уходить» от ошибки. Прием раскрепощает ученика, избавляет его от страха перед нашей трудной орфографией и вместе с тем создает предпосылки для более свободного письменного выражения своих мыслей. 4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен (3 четверть) – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо. 5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями. 1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, т.к. в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной. 2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: КАК искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач – это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой. Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка, суффикс) вводятся в 4 четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». В два приема идет освоение правила использования разделительных знаков, которые в начале года предъявляются одновременно. Здесь ребята осваивают общий способ действия: слышу звук [й'] после согласного перед гласным – надо писать разделительный знак. Но какой? На данном этапе они выбирают нужный по предложенной подсказке (ъ никогда не пишется в конце слова) или пишут два знака сразу в виде буквенной «дроби»: ь/ъ. Орфографическое правило выбора знака учащиеся «открыли» после изучения состава слова (в 4-ой четверти). Новым для традиционной системы обучения являются рассмотрение еще одного вопроса письма – правописания ь для обозначения мягкости согласного, стоящего перед согласным (письмо, дальше, но гости, бантик и т.п.). Так обеспечивается движение от общего к частному: от нахождения всех (или большей части) орфограмм – к постепенному освоению способов решения задач и применению все новых практических знаний в процессе письма. Учебник в сочетании с тетрадями на печатной основе (с тетрадями-задачниками) помогает организовать все учебные действия школьников. Результаты обучения детей моего класса по русскому языку следующие Диктант (2 класс) писали 21 человек Оптимальный уровень – 1 человек (4,7 %) Допустимый уровень – 10 человек (47 %) Критический уровень – 9 человека (42,3 %) Недопустимый уровень – 1 человек (4,7 %) Грамматическое задание Оптимальный уровень – 4 человека (18,8 %) Допустимый уровень – 11 человек (51,7 %) Критический уровень – 6 человек (28,2 %) Недопустимый уровень – 0 человек (0 %) Списывание Оптимальный уровень – 7 человека (32,9 %) Допустимый уровень – 10 человек (47 %) Критический уровень – 4 человек (18,8 %) Недопустимый уровень – 0 человек (0 %) Больше всего трудностей встречали дети при нахождении орфограмм парных по глухости-звонкости согласных (особенно в середине слова перед другим парным согласным). Хорошо научились обнаруживать орфограмму безударного гласного. Письмо с «окошками» дети осваивают, но используют пока только при прямом на него указании: «Запишите с «окошками»». Несколько человек стараются пользоваться им при создании собственных предложений, высказываний и т.д. Но это лишь одна сторона полученных результатов. А вот другая сторона. Моим ученикам нравится позиция активного участника в открытии «тайн» русского языка. Это стало пробуждать интерес к родному языку. Учебник, по которому я учу детей, мне нравится. Я разделяю реализованные в нем идеи. Все уроки строю, стараясь следовать методическим рекомендациям. Конечно, иногда бывает очень трудно. Приходится долго готовиться к урокам, обдумывать каждый свой шаг, отказываться от многих стереотипов. Нелегко и родителям, ведь их учили совсем по-другому. Специально для них в учебнике помещено «Слово к взрослым», в котором авторы объясняют родителям столь необычный для них подход к обучению и дают ряд советов и рекомендаций для оказания «правильной» помощи ребенку. Трудностей, которые встречаются при работе с учебником, постепенно становится меньше. Меньше становится и вопросов, которые непонятны родителям (ведь они учатся вместе с нами: дома – с детьми, в школе на родительских собраниях и консультациях – вместе со мной). Так шаг за шагом мы открываем «тайны» нашего языка. Очень бы хотелось, чтобы преемственность в изучении предметного содержания курса русского языка в начальной школе (обучение грамоте – русский язык) не прервалась при переходе в среднее звено школы. Учебником, который позволит реализовать принцип преемственности и перспективности в обучении, является: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (М.М. Разумовская, С.И. Львова, Г.А. Богданова и др./ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта). – М.: Просвещение, 1995, Дрофа, 1999. Пожалуйста, оцените конспект - Повышение эффективности орфографической работы, УМК "Гармония" на уроках русского языка: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4838 |
Конспект прислал: OOO098 11 августа 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||