"); Методическая тема:"Учим решать орфографические задачи в корне слова." » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методическая тема:"Учим решать орфографические задачи в корне слова."


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Методическая тема:"Учим решать орфографические задачи в корне слова."


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Учим решать орфографические задачи в корне слова.
ЛЫСЕНКО С. Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1
ст. Полтавская, Красноармейского района
Безошибочное письмо, или орфографическая грамотность, является одним из важнейших показателей общей культуры человека. Умение пишущего соблюдать нормы правописания формируется ещё в школе, в результате длительного выполнения специальных упражнений под руководством учителя на основе знаний о языке, а также самостоятельной работы учащихся.
От учителей нередко можно услышать, что причина сложностей состо¬ит в скудости словарного запаса младших школьников, в их неумении извлечь из памяти нужное слово, которое отвечало бы необходимым для успешной проверки требованиям. Думается, причина в другом. Во-первых, дети не умеют свободно пользоваться словом (изменять его, преобразовывать в другие слова), а во-вторых, среди различных вари¬антов они часто просто не узнают проверочное слово.
Допустим, ученик обнаружил орфограммы в слове зв.рю.кии при¬ступает к решению поставленных орфографических задач. Для безудар¬ного гласного он без труда подбирает проверку: звери. А как быть с пар¬ным по глухости-звонкости согласным? Изменять форму слова он привык по образцу: один - много, много - один, то есть зверюшки -зверюшка. Но такой способ в данном случае не работает. Сумеет ли ученик без специальной подготовки так изменить слово, чтобы «опасное место» стало безопасным, узнает ли в словоформе зверюшек проверку?
Если же учесть, что в традиционной практике школьники в боль¬шинстве случаев имеют дело с именами существительными, то мож¬но представить, как нелегко им узнать в различных формах глагола проверочные слова и увидеть в них один и тот же корень, например: скажет и сказанный для ск.зать, развертывать и развернутый для р.зв.рнула
Как же снять возможные затруднения в поиске проверок для безудар¬ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных, как вооружить младших школьников, еще не владеющих многими грамматическими понятиями и умениями, гибким и универсальным способом действий? Покажем, какие ответы дает учебник «К тайнам нашего языка».
Традиционно трудности подбора слов для проверки орфограмм корня связывают с не¬достаточным речевым развитием младших школьников, точнее, отсутствием в их словарном запасе проверочного однокоренного слова. Но это не главная и не единственная причина затруднений учащихся при решении орфографических задач в корне слова.
Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфог¬раммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепо¬ту» наших учащихся и повысить практическую значимость изу¬чения правил. Надо сформировать способность их обнаруживать, то есть орфографическую зоркость. Однако она, хоть и является базовым орфографическим умением, сама по себе не гарантирует грамотного письма. Не менее важно научить младших школьников решать орфографические задачи, то есть делать «опас¬ное место» безопасным. Если ученик не знает, каким должно быть проверочное слово и как нужно действовать, чтобы его найти, веро¬ятность появления ошибки в его тетради довольно велика.
В III четверти 2-го класса учащиеся должны овладеть способом осознанного реше¬ния орфографических задач в корне слова. К этому времени они научились обнаруживать орфограммы, то есть ставить перед собой орфографические задачи, в той или иной мере овладели приемом письма с пропуском орфограмм, у них появилась потребность познакомиться со способами решения возни¬кающих орфографических проблем, чтобы писать «нормально», как пишут взрослые. У второклассников возникла практическая готовность, необходимая для осознанного выполнения. Если у учащихся плохо развиты эти умения, то им трудно будет решать орфографические задачи в корне. Это и является причиной затруднений. Кроме того, учащиеся должны владеть такими понятиями как родственные слова, корень слова, однокоренные слова, изменение слова и окончание.
Также второклассники должны усвоить открытые ими « секреты»
-Родственные слова -это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.
- Опознавательный призна¬к родственных слов - наличие общей части.
- Корни родственных слов пишутся одинаково.
- Звуки в корнях родственных слов, как гласные, так и согласные, могут быть разными, но буква на их месте одна и та же. Этот «секрет корней» вооружает детей определенными действиями: если знаешь, как пишется корень в одном из родственных слов, можешь написать корни и во всех других.
Учебник М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» позволяет ус¬пешно решать главные орфографические задачи в корне слова. Овладение приемом письма с пропуском орфограмм обеспечива¬ет ученикам внутреннюю потребность в знакомстве со способами решения возника¬ющих орфографических проблем. В 3 четверти 2 класса изучается тема « Как искать проверочные слова для корня». К этому времени учащиеся обнаруживают орфограммы, видят орфографические задачи, владеют письмом с «окошками», т.е. сформировалась потребность осознанного выполнения задач.
Дети должны уметь свободно пользоваться словом (изменять его, преобразовывать в другие слова), а также видеть проверочное слово из предложенных вари¬антов.
Особую значимость одного из приёмов подбора проверочного слова для корня - объясни значение слова с помощью однокоренного мы можем увидеть в учебниках « К тайнам нашего языка» ( автор М.С.Соловейчик).
В нем особое внимание уделяется приёмам подбора проверочного слова для корня, с которыми дети знакомятся в 3 четверти 2 класса. Изучение правил о корневых безудар¬ных гласных и парных по глухости — звон¬кости согласных в учебнике «К тайнам на¬шего языка» отличается от того, как их обычно принято изучать. Во-первых, правила о корневых безу¬дарных гласных и парных по глухости — звонкости согласных рассматриваются не отдельно, а вместе, отрабатывается единый подход к решению соответствующих орфографических задач: о написании «опас¬ного места» узнаем по «безопасному». Во-вторых, учащимися не только дается общая установка на подбор проверочного слова и ее традиционная расшифровка: для этого измени слово или подбери родственное... — но и характеризуются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи.
Уже имеющиеся у второклассников знания опознавательных при¬знаков орфограмм помогают им сделать правильные выводы:
- какая орфограмма имеется в словах каждой группы (Зв...нить, зв…нок, зв...нки, звон и зу…ки, зу..., зубы, зубной);
- какие места в слове являются «безопасными» для гласных и со¬гласных.
После введения понятий проверочные и проверяемые слова уточ¬няется, каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня: это такое слово, в котором «тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным»
Выполняя тренировочные упражнения, учащиеся рассуждают:
Чтобы правильно выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно: подобрать однокоренное слово; изменить проверяемое.
Узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом
В течение нескольких уроков школь¬ники учатся подбирать проверочные слова для названий предметов. Второклассникам предъявляются два спосо¬ба изменения слов, называющих предметы: по числам (постановка в единственное или множественное число), «по команде» воп¬росов кто? или что? Для знакомства с эти¬ми способами в учебнике даются задания.
Задание: На месте каких орфограмм ос¬тавлены «окошки»? Выпиши последние слова строк в таком порядке: сначала про¬верочное, а потом проверяемое. Объясни выбор букв. Что называют слова?
На берегу растет с…сна, А рядом с нею сосны. Горит прекрасная зв…зда, А рядом с нею звёзды.
Как изменилось слово с орфограммой в корне, чтобы стать проверочным?
Задание: Над словами укажи число. Есть ли в корнях орфограммы парных со¬гласных? Как доказать?
лбы — …… супы — ……. львы— ……..
Устно измени слова: поставь их в другое число; надпиши его. Какие орфограммы бу¬дут при письме?
Запиши слова с «окошками». Называй буквы, которые «спорят».
Реши орфографические задачи, вставь и объясни буквы.
Слова какого числа были проверяемы¬ми, а какого — проверочными?
При выполнении одного из заданий уче¬ники сталкиваются с тем, что к слову с х.лма знакомым способом не получается подобрать проверочное. Тогда под руковод¬ством учителя и по заданию авторов учащи¬еся, чтобы найти проверочное, пробуют по-другому изменить данное слово (с х.лма — холм). На этом уроке дети знакомятся с двумя способами подбора проверочных слов для названий предметов:
Также выполняются задания знакомящие школьников с новыми спосо¬бами проверки: путем подбора однокоренного слова и постановки слова в родитель¬ный падеж.
Задание: Попробуй открыть еще один способ подбора проверочных слов.
Прочитай слова. Что и как они называ¬ют?
Подбери и запиши слова, для которых названные нами будут проверочными. Объ¬ясни выбор букв.
Какие орфограммы (гласных, соглас¬ных) удалось узнать с помощью записан¬ных слов?
Какой способ проверки помог?
Третий урок отведен на тренировку обобщение:
— Чтобы узнать букву в корнях слов - названий предметов, можно:
1. Изменить:
1) Ед. число Мн. число
проверяемое 2) что? кто? (ед. или мн. число)
слово 3) много кого? чего?
2. Подобрать к нему однокоренное слово.
Работа над темой «Как узнать буквы корня в названиях действий?» рассчитана на два урока. На первом уроке учащиеся уз¬нают разные способы проверки, на втором — закрепляют умение ими пользоваться.
Задание: Каким способом в каждом столбике можно решить орфографические задачи? Устно подбирай проверочные сло¬ва и выписывай буквы.
Что (с)делал?
Чтобы найти проверочное слово для орфограмм корня в словах — названиях действий, можно:
1. Изменить проверяемое слово по команде вопроса что (с)делает?
2. Подобрать к нему однокоренное слово, ко¬торое отвечает на вопрос что?
Предлагается задание, выявляющее еще один способ выбора буквы, — изменить проверяемое слово по команде вопроса что (с)делал?
Например:
... — д..ла, ... — зав..ду, ... — отн.су. Буквы согласных в корнях названий действий можно узнать, если изменить сло¬во так: что (с)делал? - что (с)делаю? - что (с)делали
Очень важно учитывать, что при записи проверочных слов часто возникают новые орфографические проблемы в суффиксах и окончаниях. В свя¬зи с этим необходимо приучать второклассников использовать «окош¬ки» в проверочных словах. В первых же упражнениях темы «Узнаем буквы корня в названиях признаков предметов» языковой материал подобран так, чтобы ребятам снова «открылся» способ, требующий объяснения значения слов.
Даются задания, помогающие узнавать буквы корня в названиях признаков пред¬метов: у..кая, ле..кая, мя..кая, кре.пкий,
Без труда проверяя корни в словах у…кая, ле…кий, кре…кая с помо¬щью прилагательных узенький, легонький, крепенький, второкласс¬ники продолжают действовать по инерции и для слова ги…кая в каче¬стве проверочного подбирают гибенький. Но в русском языке такого слова нет (в учебнике оно перечеркнуто), поэтому данный способ для прилагательного гибкий неприменим. Созданная ситуация и обес¬печивает мотивированный переход к освоению названного выше спо¬соба - изменению по команде вопроса каков! — после чего предлагается вывод:
Чтобы в названиях признаков предметов уз¬нать буквы согласных в корне, можно:
1. Изменить слово по команде вопроса каков? (Узок.)
2. Подобрать однокоренное слово.
В течение целого ряда уроков, второклассники научились, выбирая букву на месте «главных опасностей» письма, правильно действовать со словами разных частей речи.
Далее надо включить освоенные ими умения в структуру орфо¬графического действия. Этой цели подчинены уроки обобщающего характера, на которых определяется поиск ответа на вопрос: «Как действовать, чтобы найти проверочные слова для кор¬ня?» Он будет полным и четким, если все знания обобщить и упоря¬дочить. Такую возможность предоставляет таблица в тетради-задач¬нике, которую учащиеся сами заполняют. К концу работы таблица должна приобрести тот вид, в котором она представлена на справоч¬ных страницах учебника
В учебнике в помощь даются памятки « Как писать без ошибок», в которой отражается всё узнанное и освоенное детьми в ходе работы над разделом «Учимся ре¬шать главные орфографические задачи в корне слова» . Памятка дополняется рекомен¬дацией: реши, в корне ли орфограмма. Положительный ответ на этот вопрос предполагает выполнение следующего действия: « поста¬райся подобрать проверочное слово», отрицательный - ос¬тавление «окошка».
Работая по учебнику «К тайнам нашего язы¬ка», открывая секреты русского языка, учащиеся очень хорошо понимают, что знания и умения — это разные вещи, что для того, чтобы чему-то на¬учиться, нужно тренироваться, что бывает де¬лать нелегко. Более того, в нашем языке есть много секретов, которые еще нужно открывать.
Литература
1. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Учебник «К тайнам нашего языка». Издательство « Ассоциация XXI век» г. Смоленск, 2010г
2. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко.Тетрадь-задачник. Издательство « Ассоциация XXI век» г. Смоленск, 2010г
3. Л. Д. Мали. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Издательство « Ассоциация XXI век» г. Смоленск, 2008г
4. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Пособие для учителя.. Издательство « Ассоциация XXI век» г. Смоленск, 2006г
5. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки? М.: Просвещение, 1999.


Авторские права: Лысенко С. Н.


Пожалуйста, оцените конспект - Методическая тема:"Учим решать орфографические задачи в корне слова.":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока "Решение орфографических задач"
  • Конспект урока русского языка:"Правописание безударных гласных в корне сло ...
  • Тематическое планирование русский язык 2 класс
  • Причины и коррекция трудностей обучения младших школьников
  • Конспект урока "Тренировка правописания корня слова"
  • Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к сл ...
  • Конспект урока по русскому языку, 2 класс:"Непроизносимые согласные"
  • Конспект урока русского языка по теме "Когда командует словарь " 2 класс
  • Формирование интереса к русскому языку и развитие орфографической зоркости
  • Тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по учебнику Рам ...


  • 5164
    Конспект прислал: svetlana-lysenko12 25 августа 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата