Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ИЗО, 1 класс » Конспект урока ИЗО:"Узоры на стекле", 1 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока ИЗО:"Узоры на стекле", 1 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тип урока: интегрированный, комбинированный.
Цели: - учить детей эмоционально откликаться на явления зимней природы и воплощать свои наблюдения и впечатления в композиционной работе; - раскрыть красоту зимних ледяных узоров, расширить представления детей о связях искусства с природой и жизнью человека через наглядный материал (зрительный, литературный, музыкальный); - развивать образную речь, речевые умения; любознательность, память, мышление; - способствовать развитию лучшей координации кисти движений руки, большей свободе действий и раскованности всего локтевого сустава в процессе работы; - создать на уроке атмосферу сотворчества, сотрудничества учителя и ученика для решения общей учебной задачи через ролевые ситуации-игры «зритель», «художник», «Мороз Иванович». Оборудование: 1. а) На парте у каждого ребенка: - подставка для кисточек на двоих (спич коробок); - кисточка; - краски и краска «белила цинковые»; - стаканчики для воды (например, из-под йогурта «Бамбини» от ВодопьяновойГ.Г.); - черная бумага в рамке (заготовка для работы); - тряпочка; - подкладной лист; - закладки для гостей. б) Учителю: - вода, кисть, краска, тряпочка, основа. 2. Для демонстрации учителем: а) зрительный ряд: на доске: - мои рисунки (растит. мотивы); - образец рисунка для обоев; -образец платка (рисунок); -рисунки «Узоры на стекле» - 4 шт.; -аппликации – 2 шт.; -картина – черный фон; в руках: - иллюстрации в книге ИЗО (№ 3: с. 82 - 83, 84 – 85; № 2: с. 92 – 93); - разделочная доска от Барабанщиковой М.; - блюдо «Хохлома», железный поднос от Трубниковой Н .В.; -железный сундучок; -иллюстрации в книге ИЗО, (№ 2, с.96 – 97, 98 – 101); - брошь, колье, серьги (на черной бархатной бумаге); стенд: - «Золотые узоры» (по книге); - репродукции – школьные пособия «Хлебница», «Ларец», «Миска», «Набор из хохломы»; - салфетки «Цветок», «Роза», «Снежинка» воротничок от Поляковой Н.В.; на столе: - ткань (для свадебного наряда); - хрусталь: ваза с искусственными цветами, конфетница, подсвечник; Дополнительно: - кнопки твердые, булавки одностержневые; - печенье «Русские узоры». б) литературный ряд: - стихи, загадки, рассказ (см. в конспекте «Ход урока»); - пословицы; - лексическая работа – фразеологизм «Мастер на все руки». в) музыкальный ряд: - П. И. Чайковский. Декабрь (из цикла «Времена года»); «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»); - А. Вивальди. Зима (из цикла «Времена года»); - Э. Григ. «Утро»; - магнитофон; - кассета от Дувановой Н. А. 3.Оформление доски: - тема урока мелом или с помощью вывески «Зимние узоры»; - другие пособия (см. № 2, а) зрит. ряд.). 4.Оформление помещения: - стенд с книгами из библиотеки «В гости к зиме» («Твоя книжная полка»); - плакат «С Новым Годом» от Григоровой Н. В. Литература: 1. Есенин С.А. Собрание сочинений: - Вступ. ст., сост. и комм. А.А.Козловского. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,1998., с.7. 2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобр. искусство в начальной школе. 3 – 4 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений: В 2Ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 1997.,с. 77, с.92 –101. 3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобр. искусство в начальной школе.1 – 2 кл.:Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2Ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 1997.,с. 82 –83, 84 –85. 4. ж- л НШ, №1,1996, с. 56 – 59, Л.В.Орлова, «Как рождаются хохломские узоры в детском творчестве?». 5. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост.В.В.Волина. – М.: Просвещение.1991. 6. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для нач. шк. – М.: АСТ – ПРЕСС,1997., с. 26. 7. Корабельников В.А. Краски природы: Кн. для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989., Глава «Морозные узоры». 8. Брошюра: «Поиск. Находки. Опыт.», Липецк, 1996, с.11. 9. г-та «Золотой ключик», № 2, 20 января 1998., с. 9. 10,11. Н.М.Конышева. Наш рукотворный мир., 1 класс – с.50., 2 класс – с. 135. 12.Программы. ИЗО и худож. труд. 1 – 9 классы, М.: Просвещение, 1994, с.19. 13.ИЗО и худож. труд. (1 – 4 классы) Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 1991., с. 74. 14.ж-л НШ, № 12, 1994, с.49 – 52, Меновщикова Н.А. и др. «Уроки творчества». Ход урока. I.Оргмомент. Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. II. Эпиграф к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Вступительное слово учителя. - Сегодняшний урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения. Действительно, «перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи.» - Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красот и человеком. III. Работа над новым материалом. Рассказ учителя. Демонстрация объектов. Введение в проблему. 1. – Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм, линий и цветовых оттенков. Например, узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев различных растений и плодов привлекали его внимание. Используя свои наблюдения, человек стал создавать растительные, травные узоры, в которых можно увидеть «усики», «завитки», «травинки», «капельки», «кустики», «ягоды», «цветы». (Показываю на своих рисунках и в книге по ИЗО – №2, с.82 – 83, 84 – 85; №3, 92 – 93.) Растительные узоры люди стали не просто зарисовывать, а украшать с их помощью: - изделия из дерева, например… (- разделочная доска от Бараб. М.В.; - блюдо «Хохлома» от Труб.Н.В.;) - изделия из железа, например… ( -поднос желез. от Труб. Н.В.; -сундучок желез.); - изделия из кости, глины; - предметы быта людей, например… (образец рисунка обоев для дома). Настоящим чудом кажутся - золотые узоры Хохломы (- стенд «Хохлома. Золотые узоры»; - - № 2, с. 94 –95; - - фото из школ. пособия.); - лаковая миниатюра Палеха (№ 2, с. 96 – 97); - узоры, роспись Жостова, Полхов-Майдана, Гжели (№ 2, с. 98 –101). Растительные мотивы можно увидеть запечатленными на коврах, платках… (образец платка), в узорах кружев… ( - салфетка «Роза»; - салфетка «Снежинка»; - воротничок; - салфетка «Роза» от Поляковой Н.В.) Современные технологии позволяют вырабатывать самые необыкновенные, красивые ткани, например, вот эта ткань… ( ткань как для свадебного наряда) мне напоминает снежное покрывало, которое искрится, играет задорными льдинками при свете зимнего солнышка. Из такой ткани наверное, можно было бы сшить платье для сказочной принцессы. Поистине, природа для человека стала источником вдохновения и фантазии. Наша Россия богата талантливыми людьми, народными умельцами. И думаю, вы согласитесь, что человека, который многое умеет делать сам, вправе называть мастером на все руки . 2. Лексическая работа. - Про такого мастера говорят: Не от скуки на все руки; Дело мастера боится. А вот родилась поговорка «мастер на все руки» в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли встарь умельца, который мог сделать перчатки на любую руку. - Нам сегодня тоже предстоит узнать, какие вы мастера рисовать, но это произойдет чуть позже, а сейчас разминка. IV. Физкультминутка №1. Раз – согнуться, разогнуться; Два – высоко потянуться; Три – в ладоши три хлопка; Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. V. Постановка учебной задачи. Словесное рисование. Демонстрация образцов работы. 1. – Говоря о том, что могут сделать человеческие руки, нельзя не вспомнить и про изделия из стекла, которые, на мой взгляд, особенно красивыми. Вот эти изделия сделаны из стекла ( брошь, колье, серьги), а кажется при свете, что это алмазы, драгоценные камни. А на самом деле это самое обыкновенное стекло, умело выгравированное. Но еще любопытнее, интереснее рассматривать сложные, замысловатые узоры на стекле (хрусталь: ваза, конфетница, подсвечник). Каждый узор здесь особый: то крупные прямые веточки, то закругленные, то мелкие иголочки побежали в разные стороны. Елочки, кустики, травинки – что ни стекло, то новый узор. 2. Проблемный вопрос. Сообщение темы урока. - Ребята, а на каком стекле еще можно увидеть необыкновенные узоры? - У кого мог подсмотреть человек ледяные узоры? А ну-ка ответьте: Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз) - Верно, молодцы! - Тема сегодняшнего урока – «Узоры на стекле». - А теперь закройте глазки, и постарайтесь представить себе ту картину, которую словесно рисует нам автор Гумилевская в рассказе «Снежные узоры на окнах». М.Гумилевская. «Снежные узоры на окнах». За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стеклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками. Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера. Откуда появились снежные узоры? Их рисует Мороз Иванович. Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе. На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на стекле сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце. - Открываем глазки. Понравилось? - А чтобы картина была более полной, послушайте стихи, которые для нас подготовили ребята. Увидеть ты можешь В морозном окне, Как бродит олень По волшебной стране, В сверкающем воздухе Птицы парят, Снежинки пушистые Тихо летят. На стекло легли узоры всей земли, Небеса, поля и горы зацвели. Снежной выдумкой, загадкой ледяной Украшает окна Дед Мороз лихой. - Неисчерпаема фантазия природы. В мастерской Деда Мороза рождаются снежные кружева, колкие кристаллики, прохладные ледышки. - К сожалению, я не нашла фотографий или слайдов, где запечатлены ледяные узоры. И потому попыталась подражать Морозу, изобразила ледяные узоры сама. Вот что у меня получилось. Показываю и комментирую: голубой фон желтый фон лиловый фон - Если быть наблюдательным, то можно заметить, что морозные узоры цветные: то голубые - в пасмурную погоду, то жёлтые – на солнце, то розовые и лиловые – на закате. А вот так выглядят узоры в вечернее время, когда за окном становится совсем темно и стекло выглядит черным. черный фон - И именно на последней картине хорошо прослеживается яркая особенность зимней природы – контраст белого и черного, о котором мы говорили, рассматривая зимние пейзажи, первый снег. - Перед работой разомнемся. V.Физкультминутка № 2. Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. VI.Формулировка задания. Подготовка рабочего места. - Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать узоры на стекле. Для работы нам потребуется: - основа – бумага черного цвета; - вода, мягкая кисть; - краска белая – «белила цинковые»; - тряпочка, чтобы промокнуть кисточку, вытереть руки. - Рисовать мы будем вместе. Я на доске, вы на парте. Теперь каждый из вас – Мороз Иванович. И пусть он – настоящий волшебник, а мы только учимся, у нас тоже получатся прекрасные ледяные узоры. А.Бортняк. Зима - композитор Одевшись в белый свитер, К роялю ветра сев, Зима, как композитор, Слагала свой напев. В десятый раз и в сотый Мурлыкала «Гу-гу», Записывала ноты На льду и на снегу. У ветра струн немало И песнями зима До марта исписала Поля, луга, леса. - А напев зимы подслушал известный композитор П.И.Чайковский. Работа будет спориться лучше, если мы послушаем музыку, напев зимы в произведениях Чайковского и других композиторов. (Включаю магнитофон.) VII.Самостоятельная работа. (Я помогаю каждому ребенку.) VIII.Демонстрация работ. Награда. Похвалы. - Молодец… (ручкой по голове – я и все дети). - Пока вы работали, наше «снежное покрывало» превратилось в скатерть-самобранку. Спасибо вам за работу. Покушайте печенье. Кстати, оно называется «Русские узоры». IX.Итоги. Дарим гостям закладки. Примечание и рекомендация от Стюфляевой З.М.: На уроке по данной теме в одной из Московских школ учитель использовал настоящее стекло с узорами, выполненными белилами с одной стороны и закрашенными с другой. В процессе урока учитель стерла белый «налет» с одной стороны стекла и «проявились» узоры на другой стороне. Таким образом, картина выглядела эффектно и реально. ЕСЛИ НА УРОКЕ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ - Ребята, наш сундучок совсем пустой. Давайте наполним его загадками на зимнюю тему. 1. Заполнение сундучка загадками. Учитель: Когда все укрыто седыми снегами, И солнышко рано прощается с нами? (Зимой) Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. А со мной придут холодные ветра, Прогоняя осень со двора. Кто я? (Зима) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг – вспорхнули яблоки. Ведь это … (Снегири) Дети: 1. Бел да не сахар, Ног нет, да идет. (Снег) 2. Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы. (Санки) 3. Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) 4. Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла – И пропала. (Снежинка) 5. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце её припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька) 6. Гуляет в поле, да не конь, Летает не воле, да не птица. (Вьюга) 7. Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки) 8. Льется речка – мы лежим, Лед на речке – мы бежим. (Коньки) 9. Очень любят дети Холодок в пакете. Холодок, холодок, Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое) 10. Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, Днем – домой. (Валенки) 11. Две сестрёнки, Две плетенки, Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) 12. Не галстук он, не воротник, А шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) 13. Черна, а не земля, Пушиста, а не снег, Греет, а не печка. (Шуба) 2. Стенд « В гости к зиме» Обзор книг. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ИЗО:"Узоры на стекле", 1 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13007 |
Конспект прислал: extruders 23 сентября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||