Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, азбука, лит. чтение, 1 класс » Конспект урока. Литературное чтение в 1 классе.Е. Чарушин «Томка». Стихи А. Барто «Я одна ничья сестра», В. Орлов «Кто кого обидел первый?», В. Берестов «Обида». |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока. Литературное чтение в 1 классе.Е. Чарушин «Томка». Стихи А. Барто «Я одна ничья сестра», В. Орлов «Кто кого обидел первый?», В. Берестов «Обида». |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок литературного чтения в 1 классе
Каждому человеку и особенно ребенку важно знать, что он необходим этому миру и любим им. В благодарность за любовь мы рады взаимно источать улыбки и здороваться с незнакомыми людьми на улицах. А если нет? Что-то не сложилось? Холодной шершавой рукой обида проникает в сердце, пытаясь отвоевать побольше места для своих черных дел. Научим ребят уметь постоять за себя перед лицом этого недуга. Тема: Е. Чарушин «Томка». Стихи А. Барто «Я одна ничья сестра», В. Орлов «Кто кого обидел первый?», В. Берестов «Обида». Монолог. Диалог. Цель урока: Обобщение начальных представлений о сюжете (элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка), введение самого понятия «сюжет». Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведениями Е. Чарушина, А. Барто, В. Орлова и В. Берестова, а также с литературными понятиями: сюжет, диалог, монолог. 2. Развивать навыки сравнения литературных произведений, умение различать художественную литературу и научную, прозу и поэзию, развивать навыки выразительного чтения. 3. Воспитывать у учащихся бережное отношение друг к другу, любовь к близким, умение прощать своих близких, друзей. Оборудование: Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Учебник для 1 класса / Под ред. Н.А. Чураковой - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2001; азбука; плакаты на тему «Страна Литературия»; выставка книг Е. Чарушина; энциклопедии; словарь С.И. Ожегова; портреты Е. Чарушина и А. Барто; дидактический материал; лента времени. ХОД УРОКА I. Оргмомент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Как ваши дела? Дети: Спасибо. Хорошо. Нормально. Отлично. Учитель: Что все это за слова такие, которыми мы с вами поприветствовали друг друга? Дети: Это слова вежливого обращения. Речевой этикет. Учитель: В «Азбуке» мы знакомились с речевым этикетом не только современным, но и старинным. Давайте вспомним его. А как поприветствовали бы вы гостей 100 лет назад? Дети: Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйста! Давно мы вас ждем-поджидаем. - У нас для каждого найдется и местечко и словечко. - Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило? Учитель: Молодцы! А теперь сравним его с современным. Что скажете? Дети: Раньше слова были более вежливыми, видно отношение хозяев к гостям, более ласковые слова. II. Новый материал. Проза Е. Чарушина. Поэзия А. Барто, В. Орлова, В. Берестова. Учитель: Ну вот, молодцы, верно заметили, а теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться. Звучит музыка. Вам знакома эта музыка? Куда она нас зовет? Дети: В страну Литературию. Учитель: Верно, продолжим нашу исследовательскую работу. Вооружитесь знаниями, полученными во время наших путешествий по стране Литературии. Вам помогут наши красочные плакаты с литературными понятиями: завязка, кульминация, развязка. Откройте ваши книги на страницах 42-45. Внимательно просмотрите произведения и скажите, с чем мы будем сегодня работать? Дети: С прозой, поэзией, рассказами, иллюстрациями. Учитель: Какой же рассказ мы будем читать? Кто его написал? Дети: «Томка», автор Евгений Чарушин. Учитель: А кому из вас родители уже читали рассказы Евгения Чарушина? Вижу, что мало кто из вас знаком с его творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас еще все впереди. Вы научились читать, и теперь сами сможете их прочесть. А сегодня мои помощники подготовили для вас небольшой обзор произведений Евгения Чарушина. Пожалуйста, ребята. Дети выходят, показывают книги Е. Чарушина, называют их, говорят, о ком рассказ, и зачитывают отрывок. Ну что, захотелось вам прочитать эти рассказы? О ком же пишет писатель? Дети: Он пишет о природе, о животных. Учитель: Да, ребята, Евгений Чарушин (показывая на портрет) - настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг - это звери и птицы. Он не только писатель, но еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Евгений Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40-50-е годы 20 века. Куда ставим флажок на ленте времени? (Лента времени - стр. 36 учебника.) Дети определяют место на ленте времени. А теперь предлагаю вам познакомиться с рассказом. Кто такой Томка? Как вы думаете? Дети: Может быть, это собака? А я думаю, кошка... Корова? Это может быть и попугай! Учитель: Давайте проверим! Послушайте рассказ. (Чтение рассказа учителем). Верны ли ваши предположения? Внимательно просмотрите текст рассказа и найдите слова, доказывающие, что это щенок. Дети: Загрызать, хвост кверху, нюхает. Учитель: Достаточно ли этих слов, чтобы точно определить, кто это? Дети: Нет. Это может быть и взрослая собака. Учитель: А что еще помогает? Дети: Иллюстрация. Учитель: Да, ребята, это действительно, щенок, охотничий щенок, и у писателя есть целая книга о нем. Как вы считаете, этот рассказ героический или юмористический? Дети: Юмористический. - Героический. - Томка очень смешной, он никогда не видел корову. Он не знает, что когда приближаешься к предмету, то он увеличивается. Учитель: Рассмотрите иллюстрации на следующей странице и найдите в рассказе предложения, соответствующие им. Дети читают первое и второе предложение - к 1-му рисунку; третье предложение - ко 2-му рисунку; четвертое, пятое предложения - к 3-му рисунку; шестое, седьмое предложения - к 4-му рисунку; восьмое предложение - к 5-му рисунку; девятое предложение - к 6-му рисунку. Стр. 43 - вопросы из учебника. Учитель: А теперь попробуем прочитать так, чтобы было слышно, где Томка герой, а где он удирает. Вспомните трех сестриц: завязку, кульминацию, развязку. Выразительное чтение детей. Учитель: Еще раз внимательно посмотрите на рисунки и определите, какие из них соответствуют нашим литературным сестрицам. Дети: Завязка - 1-й, 2-й рисунки, кульминация - 5-й рисунок, развязка - 6-й рисунок. Учитель: А знаете, как называется отец этих сестриц? Прочитайте внизу, на странице 43. Дети: Сюжет. Учитель: Верно, а теперь определите сюжет в рассказе. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации и развязке. Дети читают первое и второе предложения - к завязке, восьмое предложение - к кульминации и девятое предложение - к развязке. Учитель: А теперь давайте сравним «Котенка Гав» Григория Остера и «Томку». Где рассказ, а где сказка? Докажите! Дети: «Котенок Гав» - это сказка. Такого не может быть, это вымысел, потому что животные разговаривают. - «Томка» - это рассказ. Такое может быть на самом деле. Учитель: А кто знает, как бы о щенке мог написать ученый? Дети: Щенок - это детеныш собаки. Надо сказать про его цвет. Учитель: Как называется цвет шерсти? Дети: Окрас. - Цвет его шерсти рыжий с черными пятнами. - А еще можно сказать, что этот щенок относится к породе охотничьих собак. Учитель: Послушайте, вот что сказано в словаре о собаках. Это сообщение подготовил для нас Максим. Максим (читает): Собака - домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая собака. Охотничья собака. Сторожевая собака. Вот где собака зарыта! - вот в чем суть дела, в чем причина. Дети: Здесь коротко говорится о том, что означает слово собака. Учитель: А я нашла такие сведения в энциклопедии. «Домашняя собака относится к роду волков. Судя по всему, домашние собаки происходят от волков, шакалов и сходных с ними хищников, которые одомашнены еще в каменном веке несколько тысяч лет назад». Можем ли мы это отметить на ленте времени? Дети: Нет. Учитель (продолжает): «Все породы собак делят на три группы: служебные, охотничьи и декоративные. Группа охотничьих собак охватывает большое число пород: лаек, гончих, легавых, спаниелей, борзых и других». К какому виду литературы относится это описание? Дети: К научной литературе. Учитель: А рассказ, который мы читали? Дети: Это художественный текст. Автор описывает Томку, какой он, чего он боится. Учитель: А если вы напишете интересный рассказ о своем животном, в какой роли вы выступите? Дети: Писателей или ученых. Смотря какой рассказ получится. Учитель: Вот вам домашнее задание. Отмечаем на странице 42 внизу. Прочитайте другие рассказы Евгения Чарушина. Расскажите о своем домашнем животном. А еще задание на странице 43, вверху над картинкой есть слова «малюсенький...», нашли? Дети: Да. Учитель: Дома внесите их в рассказ и прочитайте, что у вас получится. Ребята, я вас специально отвлекла от рассказа и его героя. Напомните, кто был героем этого рассказа? Дети: Томка! Учитель: Скажите, а как чувствует себя Томка, столкнувшись с коровой. Дети: Испугался, обиделся. Учитель: А на кого же он обиделся? Дети: На всех, на мир, он еще глупый. Потому что маленький. Учитель: Вам его жалко или нет? Дети: Жалко... - Даже страшно было... - Очень жалко... - А мне нет, потому что он глупый, ничего не понимает... - Но он же маленький... - Ну и чего обижаться по пустякам? - Он научится правильно реагировать, когда вырастет. Учитель: А вы помните такую потешку «Федул, чего губы надул»? Дети: Да. Учитель: Что означает выражение «губы надул»? Дети: Обиделся, разозлился. Учитель: Кто может инсценировать эту потешку? Дети: - Федул, чего губы надул? - Да кафтан прожег. - А велика дыра? - Да один ворот остался. Учитель: К какому виду литературы она относится? Дети: Это устное народное творчество. III. Работа над стихотворениями. Учитель: Вот так же, наверное, чувствовала себя и девочка из стихотворения Агнии Львовны Барто. Переверните страницу, рассмотрите иллюстрацию. Прочтите стихотворение и подумайте: это стихотворение смешное или грустное? Почему девочка жалуется? Дети: И грустное, и смешное. Девочке больно, вот она и жалуется всем. Ее поцарапала кошка. Учитель: Давайте представим себя на месте героини и прочитаем стихотворение счастливым, злым, капризным и строгим голосом. Детям выдаются портреты человечков с разными выражениями лица. Учитель: Ребята, так это точно стихотворение было? А может, это рассказ? Дети: Нет, здесь рифмы: сестра - вчера, царапай - с папой. Учитель: А с кем же девочка разговаривала? Дети: Сама с собой, одна. Учитель: Вспомните из «Азбуки», как называется речь одного человека? Дети: Монолог. Учитель: А когда двое разговаривают? Дети: Диалог. Учитель: Прочитайте, что о нем сказано. Дети: Одно - монолог, два - диалог. Учитель: Теперь прочитайте стихотворение Виктора Орлова на странице 45 и скажите, можно ли назвать этот текст диалогом. Дети: Это - диалог. Автор разговаривает с мальчиками. Он задает вопросы, а дети отвечают. Учитель: Давайте инсценируем это стихотворение. Дети читают по ролям, стараются передать свое отношение к поступкам героев. IV. Итог урока. Учитель: Сегодня мы читали разные произведения. Что их объединяет? Дети: Герои обижаются. Учитель: А что такое «обида»? Ее можно увидеть, потрогать? Дети: Нет! Учитель: А как мы узнаем, что кто-то обиделся? Дети: Это чувствуется. Учитель: Как вы чувствуете? Дети: Сердцем, душой. У обиженного человека на душе грустно, печально, плохо. Учитель: А какого отношения от окружающих ждет каждый человек? Дети: Чтобы его любили, понимали... Учитель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение Валентина Берестова «Обида». Постарайтесь понять, что же нам советует поэт. Дети: Прощать, быть добрыми. Учитель: А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло своему другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. На этом мы и закончим наше путешествие в страну Литуратурию. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. СОВЕТ: Виктория Юрьевна Свиридова, автор учебника «Литературное чтение» для 1 класса, советует: Продолжая и развивая одну из дидактических линий урока - разговор о различиях научной и художественной литературы - прочтите и обсудите с детьми стихи Николая Рубцова. Обсудите авторское отношение к героям, эмоциональный настрой каждого стихотворения. Николай Рубцов ПРО ЗАЙЦА Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шел домой, - Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой веселый крик. И еще, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под елкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого. ВОРОНА Вот ворона сидит на заборе, Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны... КОЗА Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. - Как не стыдно тебе, егоза? - И коза опустила глаза. А когда разошелся народ, Побежала опять в огород. Авторские права: Лилия Фентисова, http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=27&article=254 Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока. Литературное чтение в 1 классе.Е. Чарушин «Томка». Стихи А. Барто «Я одна ничья сестра», В. Орлов «Кто кого обидел первый?», В. Берестов «Обида».: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
15760 |
Конспект прислал: FeuerbaX 8 августа 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||