Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока- исследования научно-познавательной статьи и художественного рассказа: «Слон»; 2) рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». 3 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока- исследования научно-познавательной статьи и художественного рассказа: «Слон»; 2) рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». 3 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок-исследование:
сравнение научно-познавательной статьи и художественного рассказа Тема: 1) научно-познавательный рассказ «Слон»; 2) рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». Цели: сравнение и анализ научно-познавательного и художественного рассказов; нахождение их отличительных черт и особенностей. Задачи:1. познакомить учащихся с отличительными признаками научно-познавательного рассказа; учить их анализировать, сравнивать, делать выводы; 2. развивать монологическую речь учащихся, их воображение, память; формировать интерес к литературе разных жанров; 3. воспитывать любовь к природе, к животным; по¬вышать интерес к урокам литературного чтения. Оборудование: выставка энциклопедий, карточки для словарной работы, карточки для сравнительного анализа рассказов, портрет Б. С. Житкова, картинки с изображением слона и зубра. Оформление доски к уроку Карточка для словарной работы УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ Борис Тема исследования: Степанович сравнение и анализ научно-познава- ЖИТКОВ тельного рассказа «Слон» и художествен- ного рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». Цельуоока: (Портрет найти отличительные черты научно- писателя) познавательного рассказа в сравнении с художественным рассказом. Залачи: Знакомство с научно-познаватель- ным рассказом. Определить тему рассказа. Обозначить тип текста. Сформулировать основную мысль. Найти особенности каждого рассказа. Речевая разминка (Картинки Скороговорка: с изображениями Сразу сто скороговорок, животных) Сразу сто скороговорок, Сразу сто чистоговорок, Сразу сто и неспроста. Слон Словарь Исследование: • щетинистые волосы, • переимчивый, • развитое животное, Зубр • индус, • ручной слон. План урока 1. Организационно-психологический момент. 2. Речевая разминка. 3. Сообщение темы и целей урока-исследования. 4. Восприятие и анализ научно-познавательного рассказа «Слон». 4.1. Первичное восприятие научно-познавательного рассказа. 4.2. Выявление первичного восприятия текста. 4.3. Сообщение научных сведений о зубрах. 4.4. Словарная работа. 4.5. Повторное изучающее чтение научно-познавательного рассказа «Слон». 4.6. Анализ научно-познавательного рассказа «Слон» и составление плана. 5. Восприятие и анализ рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». 5.1. Знакомство с творчеством Б. С. Житкова. 5.2. Первичное восприятие рассказа. 5.3. Выявление первичного восприятия текста. 5.4. Словарная работа. 5.5. Повторное изучающее чтение рассказа. 5.6. Обобщение результатов изучающего чтения рассказа «Как слон спас хозяина от тигра». 6. Выводы исследований и наблюдений. 7. Подведение итогов. Рефлексия. 8. Домашнее задание. Ход урока 1. Организационно-психологический момент 2. Речевая разминка — Проведём речевую разминку для подготовки к беглому выразительному чтению. Возьмите карточку и попробуйте произнести скороговорку без запинки: Сразу сто скороговорок, Сразу сто скороговорок, Сразу сто чистоговорок, Сразу сто и неспроста. 3. Сообщение темы и целей урока — Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок-исследование. Вспомните, что означает слово «исследование»? — Тема нашего исследования (на доске): сравнение и анализ научно-познавательного рассказа «Слон» и художественного рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». Цель: найти отличительные черты научно-познавательного рассказа в сравнении с художественным рас¬сказом. 4. Восприятие и анализ научно-познавательного рассказа «Слон» — Давайте вспомним, от какого слова образовалось слово «рассказ»? (Рассказывать.) — Что лежит в основе рассказа? (Какой-нибудь факт, история, событие.) — Эти истории, события могут быть... Какими? (Вымышленными и настоящими.) — Теперь можем приступить к решению одной из задач нашего исследования: познакомиться с научно-познавательной статьёй или научно-познавательным рассказом. 4.1. Первичное восприятие научно-познавательного рассказа - Сейчас мы прочитаем научно-познавательный рассказ «Слон». Во время чтения постарайтесь запомнить интересные сведения об этих необычных животных. Текст читает подготовленный ученик. 4.2. Выявление первичного восприятия текста — Произведение какого жанра мы прочитали? — Какие интересные сведения про слона вы по¬лучили? — Но слонов в нашей стране можно увидеть только в зоопарке. А какие самые крупные животные водятся у нас? (Зубры.) — Что вы знаете об этих благородных животных? 4.3. Сообщение научных сведений о зубрах Выступление подготовленного ученика. «Зубр — это самый крупный представитель наземных млекопитающих на территории нашей страны. Длина тела до 3,5 м, высота в холке до 2 м, масса до 1 тон¬ны, самки мельче. Телосложение тяжёлое. Волосяной покров густой, в передней части тела длинный, в зад¬ней — короткий; особенно удлинены волосы на подбородке в нижней части шеи. Рога относительно небольшие (у самок меньше), с гладкой поверхностью. Основными местами обитания зубров являются широко-лиственные, лиственные и смешанные леса. К XX веку зубр сохранился лишь в заповедниках. К1927 году осталось 48 особей во всем мире. Благодаря разведению и расселению в Советском Союзе и Польше удалось сохранить чистокровных зубров как в питомниках, так и на воле. В неволе размножается успешно. В Беларуси обитает постоянно, численность зубров за последние годы неуклонно увеличивается. Зубр был включён в 1-е и 2-е издания Красной книги Беларуси. Большую роль в увеличении численности зубра сыграла разработка национальной «Программы по сохранению, расселению и использованию зубров» 4.4. Словарная работа — Выясним лексическое значение слов и выражений, которые могут вызвать трудности в понимании содержания и основного смысла рассказа. Найдите на карточке следующие слова: • щетинистые волосы — похожие на щетину: жёсткие, стоячие, твёрдые, короткие [4]; • переимчивый — способный перенимать, подражать, учиться наглядно, самоучкой [2]; • развитое животное (обратите внимание на ударение!) — достигшее высокой степени развития [4]. 4.5. Повторное изучающее чтение научно-познавательного рассказа «Слон» — Сейчас мы прочитаем текст «Слон» ещё раз и подготовим ответы на следующие пункты нашего исследования: первое — определим тему рассказа, второе — подготовимся к составлению плана («жужжащее»чтение). 4.6. Анализ научно-познавательного рассказа «Слон» и составление плана — Чтобы достигнуть основной цели нашего исследования мы должны подробно проанализировать рассказ и составить его план. Возьмите карточки для сравнения рассказов, вы будете постепенно заполнять их. — Давайте определим тему этого рассказа. (Научное описание слона.) — Запишем тему... — А сейчас мы проанализируем рассказ и составим его план. На сколько частей вы бы разделили этом текст? (На 4.) — Какие сведения даются в начале рассказа? (Характеристика и описание внешности слона.) — Прочитайте эту часть. — О чём рассказывается в следующей части? (Описание назначения хобота.) — Расскажите, зачем слону хобот? — Зачитайте следующую часть. — Какие сведения о слонах она содержит? (Питание и особенности жизни слонов.) — Какой важный факт о слонах мы должны знать? (Слон — развитое животное.) — Продолжаем анализировать научно-познавательный рассказ. Следующие наши задачи: определить тип текста и основную мысль. — Вспомните, какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение.) — Какой тип данного текста? (Описание.) — Определите главную мысль текста. Конечно, в тексте даются интересные факты и важные сведения о слонах. Но какие сведения о слоне вы сообщили бы одним предложением? (Слон — развитое и самое большое из сухопутных животных.) 5. Подготовка к первичному восприятию рас¬сказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» — Вы, наверное, слышали такое выражение: «Всё познаётся в сравнении»? Давайте приступим к работе над художественным рассказом. Мы будем находить особенности каждого рас¬сказа, отличия между ними. Всё это вы запишете в свои карточки. 5.1. Знакомство с творчеством Б. Житкова Выступление подготовленного ученика. «Борис Степанович Житков — не только детский писатель. Он и химик, и учитель, и инженер. Писать Борис Степанович Житков начал поздно. Ему исполнилось сорок лет, когда появилась первая книга. Свои рассказы он посвящал морю, так как очень его любил. Также у писателя есть технические и научные книги, рассказы о животных. За свою жизнь Борис Степанович Житков написал более 500 произведений» [3, с. 948-949]. Увидев книгу с именем Борис Степанович Житков на обложке, не сомневайтесь — вас ожидает интересное чтение! Физкультпауза 5.2. Первичное восприятие рассказа — Во время чтения подумайте, чем заинтересовал вас рассказ Б. Житкова. Текст читает подготовленный ученик. 5.3. Выявление первичного восприятия текста — Чем вас заинтересовал рассказ, какие моменты в рассказе понравились больше всего? — Кто автор рассказа? (Б. Житков.) — А теперь сравните этот текст с предыдущим рассказом, есть ли у него автор? (Нет.) — Запишем эту особенность: нет автора. — В научно-познавательных рассказах не всегда указывается автор. Чаще всего такие статьи собираются в один сборник под названием энциклопедия. И люди, работавшие над составлением текстов, указываются отдельно. (Демонстрируется выставка книг.) 5.4. Словарная работа — Выясним лексическое значение слов и выражений, которые могут вызвать трудности в понимании содержания и основного смысла рассказа: индус — житель Индии, исповедующий вид религии индуизм [4]; ручной слон — приручённый, смиренный, приваженный к рукам, прикормленный, домашний [2]. 5.5. Повторное изучающее чтение рассказа — Сейчас мы прочитаем рассказ ещё раз, а во время чтения определим его тему и проанализируем сюжет рассказа. Чтение «цепочкой». 5.6. Обобщение результатов изучающего чтения рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» — Кто герои рассказа? —Давайте пронаблюдаем сюжетную линию рассказа и составим план. -- Обратите внимание, как автор использовал свою наблюдательность и знания о повадках животного. — Как дальше развивались действия? Расскажите. — А теперь зачитайте самый напряжённый момент рассказа. — Вы заметили, как этот момент рассказа насыщен действиями? Какая часть речи обозначает действие? (Глагол.) — Зачитайте глаголы, которые употребляются в кульминации. Какие чувства и эмоции они вызывают? — Зачитайте, как продолжались действия. — Расскажите, какие эмоции вызвал у вас этот отрывок? — Каким способом этого добился автор? — Перескажите развязку рассказа. Какое чувство вы испытали в конце рассказа? Как автор сумел этого добиться? — Во время анализа рассказа мы всё время обращали внимание на художественный эмоциональный язык писателя. Есть ли такая эмоциональная окраска и художественная выразительность в научно-познавательном рассказе? (Нет.) — Запишем вторую особенность научно-познавательного рассказа: нет художественной выразительности и эмоциональной окраски. — Мы работали над сюжетной линией художественного рассказа, а есть ли сюжет в научно-познавательном рассказе о слоне? (Нет.) — Запишем следующую особенность: нет сюжета. — Дома вашей задачей будет составить план художественного рассказа и записать его. — Определим тему художественного рассказа. (Ручные слоны на службе у человека.) Запишем это. — Давайте определим тип текста. (Повествование.) — Каким предложением вы бы выразили главную мысль этого рассказа? (Друг познается в беде.) 6. Выводы исследований и наблюдений — Давайте подведём итоги наших исследований и наблюдений. Чем же отличается научно-познавательный рассказ от художественного рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»? — Мы должны найти ещё одно отличие научно-познавательного рассказа. Что же он содержит? Об этом легко догадаться по названию вида этого рассказа «научно-познавательный». (Научные сведения и факты.) — Запишем эту особенность: научные сведения и факты. — А теперь попробуйте самостоятельно назвать особенности художественного рассказа (Автор... , ге¬рои... , средства художественной выразительности..., сюжет....) — Дома вы самостоятельно запишете эти особенности. — Цель нашего исследования достигнута. Теперь мы попробуем пересказать оба рассказа, учитывая их особенности. Начнём с художественного, главное — мы должны передать голосом и словами чувства и эмоции, задуманные писателем. Пересказывание текстов. 7. Подведение итогов урока. Рефлексия — Как назывался наш урок? — Какова была цель исследования? — Что нового вы узнали? 8. Домашнее задание Составить план, записать особенности художествен¬ного рассказа и подготовить пересказ рассказов. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока- исследования научно-познавательной статьи и художественного рассказа: «Слон»; 2) рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». 3 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
19000 |
Конспект прислал: vstrok 21 апреля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||