Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: «Весна идёт, весне дорогу!»
(Идейно-художественное содержание детской литературной классики: стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень»). Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» и миниатюры М. Пришвина «Капля и камень». Задачи: Образовательные: в процессе анализа вышеназванных произведений учить воспринимать эмоциональное содержание поэтических текстов и видеть связь между образной картиной стихотворения, миниатюры и их смыслом. Развивающие: развивать образное мышление, память, внимание, воображение, речь. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, истине в ходе анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» и миниатюры М. Пришвина «Капля и камень». Оборудование: Литературное чтение: любимые страницы: учебни для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. Ч. 3 /О.В. Кубасова. – 5-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. – 176 с.: ил; портрет Ф.И. Тютчева и М.М. Пришвина. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. - С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке? («Мамин день»). - А кто автор? (Г. Виеру). - О чем это стихотворение? (О подснежнике) С каким настроением говорится об этом весеннем цветке? - Кто может рассказать стихотворение наизусть? 3. Сообщение темы и цели урока. Активизация внимания учащихся. - Ребята, какое у вас самое любимое время года и почему? (Учащиеся называют разные времена года и объясняют причину своего выбора). - Но если бы мы провели опрос, то обнаружили бы, что большинство людей (с нетерпением ждут прихода весны. Как вы думаете, чем это объясняется? (Дети указывают на благоприятные изменения в погоде, на обилие солнечных дней, на цветение растений, на пение птиц и т.д.). - Можно дополнить ваши ответы тем, что весной в душе у многих людей появляется неизбывная радость. Что это за чувство, почему оно связано с приходом весны, мы не будем спешить отвечать, просто обратимся к стихотворению замечательного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева и миниатюре Михаила Пришвина. Возможно, именно эти произведения помогут нам с ответом. Чтобы вы лучше представляли себе поэта Фёдора Ивановича Тютчева, я вам немного расскажу о нем. Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября в усадьбе Овстуг Орловской губернии. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой. Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов. В 1819 поступил Московский университет и сразу принял живое участие в его литературной жизни. По окончании университета служил в Коллегии иностранных дел. В 1854 г. вышел первый сборник стихотворений Тютчева. На Родине Тютчев продолжал служить и Министерстве иностранных дел, не став профессиональным писателем. Тютчев воспел все времена года, в отличие от Пушкина – поклонника осени, - поэт больше любил весну и лето, чаще посвящал им свои стихи. Тютчев умел наблюдать первые признаки каждого времени года: первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады. Сейчас я вам прочитаю стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...», а затем миниатюру М. Пришвина «Капля и камень». 4. Анализ стихотворения и миниатюры. - Вам понравилось чтение стихотворения и миниатюры? А само стихотворение и миниатюра? Какое из них понравилось больше и почему? (Ученики дают исчерпывающие пояснения). - Какова общая тема произведений, о чём в целом идёт речь в стихотворении и миниатюре? (Вопрос не вызывает затруднений, дети легко указывают на тему весны). - И всё-таки, ребята, стихотворение и миниатюра чем-то отличаются друг от друга. Чем? (Учитель помогает детям обратить внимание на изображение: в стихотворении изображается столкновение весны и зимы, а в миниатюре — изображается вода в форме капель и льда, а также камень, противостоящий воде). - Какой же вывод можно сделать? (Вопрос достаточно трудный, требуется ещё раз объяснить: изображение в стихотворении и миниатюре разное, но оба они о весне! Значит, одна и та же тема может раскрываться в произведениях по-разному!). - Рассмотрим более внимательно стихотворение. Для начала прочтём про себя стихотворение и ответим на вопрос, о ком или о чём идёт речь в нем? (Вопрос «с подвохом», учащиеся могут не заметить этого и ответить: речь идёт о весне и зиме. Следует повторить вопрос, акцентируя внимание на его содержании). - Подумайте, почему, зная, что «зима», «весна», — нарицательные неодушевлённые существительные, нам хочется сказать, что здесь речь идёт не о чём, а о ком? (Учащиеся указывают на то, что в данном случае зима, весна — это поэтические «герои», главные образы стихотворений, они представлены как живые существа). - Ребята, поэтические тексты чаще всего отличаются такой насыщенной метафоричностью (много олицетворений), что даже неживые предметы или явления выступают в них в качестве живых, как, например, в стихотворении Ф.И. Тютчева. И эта особенность характерна не только для произведений известных вам поэтов, это — важная особенность всех поэтических текстов! Посмотрим, какими существами изображаются зима и весна в стихотворении Тютчева? Найдём нужные строчки в тексте и обратим внимание на то, что слова «зима» и «весна» здесь пишутся с заглавной буквы как имена собственные! (Дети легко справляются с заданием: зима — «ведьма злая», весна — «прекрасное дитя» - На какие качества поэт обращает внимание, изображая зиму «злой ведьмой», а весну - как «прекрасное дитя»? Найдите нужные строчки в стихотворении и подчеркните их легонько цветными карандашами: всё, что относится к зиме, одним цветом, к весне - другим! (Учащиеся отмечают приблизительно следующее: «Зима... злится... хлопочет... ворчит... взбесилась ведьма злая... и, снегу захватя, / Пустила, убегая, /В прекрасное дитя»; «Весна... стучится /И гонит со двора... Весне и горя мало: / Умылася... румяней стала /Наперекор врагу»). - Проверим, что же вы и каким цветом подчеркнули? И главное - почему? (Проверка убеждает детей, что они, не сговариваясь, подчеркнули всё, что связано с зимой, тёмными цветными карандашами, а всё, что связано с весной, — голубыми, розовыми, зелёными, даже жёлтыми по той причине, что выбор цветовой гаммы позволил им выразить своё отношение к этим образам). - Вот видите, оказывается, свои чувства, своё отношение можно раскрыть при помощи красок, то есть выразительно-изобразительных средств, к которым относятся и подобранные автором нужные слова. Они помогают поэту создать-нарисовать определённую образную картину: зиму поэт характеризует как злое существо, ведьму! Весну - как прекрасное дитя! К всеобщей радости столкновение весны с зимой завершилось победой: весна - прекрасное дитя - победила! Образ ведьмы часто встречается в сказках, и, наверное, вы легко себе его представили, а вот как вы представляете весну в качестве прекрасного дитя? (Весна детям представляется маленькой девочкой-шалуньей, которая «хохочет», «шумит», заражая своим весельем всё вокруг). - Как видим, этот образ, наполненный весёлым задором, создаёт ощущение ликования и радости. А что ещё позволяет поэту выразить чувство радости в стихотворении? Какие картины? (Ученики обращают внимание на фразу «И всё засуетилось, / Всё нудит Зиму вон - / И жаворонки в небе / Уж подняли трезвон», в которой много движения и радостного звука). - На самом деле, зимой вся природа находится словно «в спячке», а весной она оживает, наполняется звуками и движеньем. Именно это - движение и звук - и передаёт в стихотворении радостное чувство. Мы радуемся тому, что всё вокруг наполняется жизнью! Послушаем, как поют жаворонки весной. (Прослушивание пения жаворонков). - Какое чувство в вашей душе вызвало пение этих птичек? (Дети делятся впечатлениями и выражают желание поскорее побывать в лесу). - Ну, что же! Прекрасный повод обратится к миниатюре М. Пришвина «Капля и камень», но перед тем как обратится к ней, я немного расскажу о его творчестве. Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Первые печатные труды создал по практической агрономии. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 г. Пришвин составил книгу «В краю непуганых птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом. Писатель умеющий наблюдать природу, видеть такие в ней закономерности, которые распространяются на людей, важны для осознания людьми. Пришвин благодаря тому, что только создавал какие-то природные картины в своих произведениях, но он учил людей как нужно видеть природу. - Что мы узнали о Пришвине? (Что он как никто другой умеет наблюдать в природе). - А что мы еще узнали? (Благодаря своим наблюдениям и умению может рисовать природные картины в своих произведениях) - Как мы уже говорили, и здесь звучит тема весны, но главным «героем» миниатюры, его главным образом является образ «воды», в виде отдельных капель, находящихся в потоке времени. - На самом деле, ребята, здесь вода переходит из твердого состояния (т.е льда), в жидкое. - Вот и в этой миниатюре, писатель раскрывает, говорит о весне, о капели, но он не ограничивается в этом, он дает урок людям. - Какой урок давайте его посмотрим, давайте раскроем этот урок. - Откройте стр. 136. Рассмотрим более внимательно миниатюру. Для начала прочтём про себя ее и ответим на вопрос, о чем же идет речь? (О капле и камне) - Какой же урок дает писатель? (Если капельки объединятся, то они делают одну и ту же работу «кап-кап-кап-кап», и не только в течение весны, а в течение долгих лет весной, когда вот капает-капает-капает, даже камень, оказывается, твердый, такой могучий, он уступает, разрушается под воздействием капели ). - Какой же урок? (Если целенаправленно, что-то делать, то будет результат, главное усилие направлять в нужное русло). - Вот какой урок дает нам Пришвин. Пришвин один из немногих писателей в русской литературы, который умел наблюдать за природой, выявлять какие-то закономерности, как он говорил делать открытия и потом эти открытия он нес людям. - Какие открытия сделал писатель Пришвин, изображая весеннюю капель? (Маленькая, казалось бы, совершенно беспомощная капелька, настолько точно, направлена в одну цель, в одну точку, вот эти капли могут разрушить даже огромный камень). - Итак, ребята, какой же урок дает писатель? (Если объединить усилия и направить их в нужное русло, то обязательно будет результат, даже при маленьких усилиях, отдельного участника процесса. Вот какой урок). - Какими слова автор «оживляет» капель? («Я», «Мы»). - И вот теперь, наверное, вам будут понятны выражения «боль бессилия», «капля долбит камень»? 5. Подведение итогов. - Подведём итоги нашего урока. - С какими произведениями мы познакомились? («Зима недаром злится…», «Капля и камень»). - А кто же авторы этих произведений? (Тютчев Ф.И., Пришвин М.М.) - При помощи чего же раскрывается чувство радости от весеннего пробуждения и обновления жизни в стихотворении Тютчева? И ещё: если бы мы задались целью нарисовать иллюстрации самых ярких образов стихотворений Ф.И. Тютчева о весне, то что бы мы нарисовали, прежде всего? (Учащиеся называют образ зимы-ведьмы, весны-прекрасного дитя и др. Делается вывод о том, что данные образы позволяют раскрыть чувство радости: стихотворении чувство радости возникает, когда весна одерживает победу над зимой. В создании эмоционального фона стихотворения Тютчева активно участвуют движенье и звук). - А какие иллюстрации, вы бы нарисовали к миниатюре Пришвина. 6. Оценивание 7. Домашнее задание. Нарисовать по желанию один из названных образов стихотворения и миниатюры. Выучить стихотворение наизусть. (стр. 134-136). Авторские права: Шепетько Ольга Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13186 |
Конспект прислал: ztv-88 28 марта 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||