Online video hd

Смотреть ева элфи видео

Официальный сайт ejnews 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема: «Весна идёт, весне дорогу!»
(Идейно-художественное содержание детской литературной классики: стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень»).
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» и миниатюры М. Пришвина «Капля и камень».
Задачи:
Образовательные: в процессе анализа вышеназванных произведений учить воспринимать эмоциональное содержание поэтических текстов и видеть связь между образной картиной стихотворения, миниатюры и их смыслом.
Развивающие: развивать образное мышление, память, внимание, воображение, речь.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, истине в ходе анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» и миниатюры М. Пришвина «Капля и камень».
Оборудование: Литературное чтение: любимые страницы: учебни для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. Ч. 3 /О.В. Кубасова. – 5-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. – 176 с.: ил; портрет Ф.И. Тютчева и М.М. Пришвина.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке? («Мамин день»).
- А кто автор? (Г. Виеру).
- О чем это стихотворение? (О подснежнике)
С каким настроением говорится об этом весеннем цветке?
- Кто может рассказать стихотворение наизусть?
3. Сообщение темы и цели урока. Активизация внимания учащихся.
- Ребята, какое у вас самое любимое время года и почему?
(Учащиеся называют разные времена года и объясняют причину своего выбора).
- Но если бы мы провели опрос, то обнаружили бы, что большинство людей (с нетерпением ждут прихода весны. Как вы думаете, чем это объясняется?
(Дети указывают на благоприятные изменения в погоде, на обилие солнечных дней, на цветение растений, на пение птиц и т.д.).
- Можно дополнить ваши ответы тем, что весной в душе у многих людей появляется неизбывная радость. Что это за чувство, почему оно связано с приходом весны, мы не будем спешить отвечать, просто обратимся к стихотворению замечательного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева и миниатюре Михаила Пришвина. Возможно, именно эти произведения помогут нам с ответом. Чтобы вы лучше представляли себе поэта Фёдора Ивановича Тютчева, я вам немного расскажу о нем.
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября в усадьбе Овстуг Орловской губернии. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.
Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов.
В 1819 поступил Московский университет и сразу принял живое участие в его литературной жизни. По окончании университета служил в Коллегии иностранных дел.
В 1854 г. вышел первый сборник стихотворений Тютчева. На Родине Тютчев продолжал служить и Министерстве иностранных дел, не став профессиональным писателем.
Тютчев воспел все времена года, в отличие от Пушкина – поклонника осени, - поэт больше любил весну и лето, чаще посвящал им свои стихи.
Тютчев умел наблюдать первые признаки каждого времени года: первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...», а затем миниатюру М. Пришвина «Капля и камень».
4. Анализ стихотворения и миниатюры.
- Вам понравилось чтение стихотворения и миниатюры? А само стихотворение и миниатюра? Какое из них понравилось больше и почему?
(Ученики дают исчерпывающие пояснения).
- Какова общая тема произведений, о чём в целом идёт речь в стихотворении и миниатюре?
(Вопрос не вызывает затруднений, дети легко указывают на тему весны).
- И всё-таки, ребята, стихотворение и миниатюра чем-то отличаются друг от друга. Чем? (Учитель помогает детям обратить внимание на изображение: в стихотворении изображается столкновение весны и зимы, а в миниатюре — изображается вода в форме капель и льда, а также камень, противостоящий воде).
- Какой же вывод можно сделать?
(Вопрос достаточно трудный, требуется ещё раз объяснить: изображение в стихотворении и миниатюре разное, но оба они о весне! Значит, одна и та же тема может раскрываться в произведениях по-разному!).
- Рассмотрим более внимательно стихотворение. Для начала прочтём про себя стихотворение и ответим на вопрос, о ком или о чём идёт речь в нем?
(Вопрос «с подвохом», учащиеся могут не заметить этого и ответить: речь идёт о весне и зиме. Следует повторить вопрос, акцентируя внимание на его содержании).
- Подумайте, почему, зная, что «зима», «весна», — нарицательные неодушевлённые существительные, нам хочется сказать, что здесь речь идёт не о чём, а о ком?
(Учащиеся указывают на то, что в данном случае зима, весна — это поэтические «герои», главные образы стихотворений, они представлены как живые существа).
- Ребята, поэтические тексты чаще всего отличаются такой насыщенной метафоричностью (много олицетворений), что даже неживые предметы или явления выступают в них в качестве живых, как, например, в стихотворении Ф.И. Тютчева. И эта особенность характерна не только для произведений известных вам поэтов, это — важная особенность всех поэтических текстов!
Посмотрим, какими существами изображаются зима и весна в стихотворении Тютчева? Найдём нужные строчки в тексте и обратим внимание на то, что слова «зима» и «весна» здесь пишутся с заглавной буквы как имена собственные!
(Дети легко справляются с заданием: зима — «ведьма злая», весна — «прекрасное дитя»
- На какие качества поэт обращает внимание, изображая зиму «злой ведьмой», а весну - как «прекрасное дитя»? Найдите нужные строчки в стихотворении и подчеркните их легонько цветными карандашами: всё, что относится к зиме, одним цветом, к весне - другим!
(Учащиеся отмечают приблизительно следующее: «Зима... злится... хлопочет... ворчит... взбесилась ведьма злая... и, снегу захватя, / Пустила, убегая, /В прекрасное дитя»; «Весна... стучится /И гонит со двора... Весне и горя мало: / Умылася... румяней стала /Наперекор врагу»).
- Проверим, что же вы и каким цветом подчеркнули? И главное - почему? (Проверка убеждает детей, что они, не сговариваясь, подчеркнули всё,
что связано с зимой, тёмными цветными карандашами, а всё, что связано с весной, — голубыми, розовыми, зелёными, даже жёлтыми по той причине, что выбор цветовой гаммы позволил им выразить своё отношение к этим образам).
- Вот видите, оказывается, свои чувства, своё отношение можно раскрыть при помощи красок, то есть выразительно-изобразительных средств, к которым относятся и подобранные автором нужные слова. Они помогают поэту создать-нарисовать определённую образную картину: зиму поэт характеризует как злое существо, ведьму! Весну - как прекрасное дитя! К всеобщей радости столкновение весны с зимой завершилось победой: весна - прекрасное дитя - победила!
Образ ведьмы часто встречается в сказках, и, наверное, вы легко себе его представили, а вот как вы представляете весну в качестве прекрасного дитя?
(Весна детям представляется маленькой девочкой-шалуньей, которая «хохочет», «шумит», заражая своим весельем всё вокруг).
- Как видим, этот образ, наполненный весёлым задором, создаёт ощущение ликования и радости. А что ещё позволяет поэту выразить чувство радости в стихотворении? Какие картины?
(Ученики обращают внимание на фразу «И всё засуетилось, / Всё нудит Зиму вон - / И жаворонки в небе / Уж подняли трезвон», в которой много движения и радостного звука).
- На самом деле, зимой вся природа находится словно «в спячке», а весной она оживает, наполняется звуками и движеньем. Именно это - движение и звук - и передаёт в стихотворении радостное чувство. Мы радуемся тому, что всё вокруг наполняется жизнью!
Послушаем, как поют жаворонки весной. (Прослушивание пения жаворонков).
- Какое чувство в вашей душе вызвало пение этих птичек?
(Дети делятся впечатлениями и выражают желание поскорее побывать в лесу).
- Ну, что же! Прекрасный повод обратится к миниатюре М. Пришвина «Капля и камень», но перед тем как обратится к ней, я немного расскажу о его творчестве.
Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Первые печатные труды создал по практической агрономии. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 г. Пришвин составил книгу «В краю непуганых птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом.
Писатель умеющий наблюдать природу, видеть такие в ней закономерности, которые распространяются на людей, важны для осознания людьми. Пришвин благодаря тому, что только создавал какие-то природные картины в своих произведениях, но он учил людей как нужно видеть природу.
- Что мы узнали о Пришвине? (Что он как никто другой умеет наблюдать в природе).
- А что мы еще узнали? (Благодаря своим наблюдениям и умению может рисовать природные картины в своих произведениях)
- Как мы уже говорили, и здесь звучит тема весны, но главным «героем» миниатюры, его главным образом является образ «воды», в виде отдельных капель, находящихся в потоке времени.
- На самом деле, ребята, здесь вода переходит из твердого состояния (т.е льда), в жидкое.
- Вот и в этой миниатюре, писатель раскрывает, говорит о весне, о капели, но он не ограничивается в этом, он дает урок людям.
- Какой урок давайте его посмотрим, давайте раскроем этот урок.
- Откройте стр. 136. Рассмотрим более внимательно миниатюру. Для начала прочтём про себя ее и ответим на вопрос, о чем же идет речь? (О капле и камне)
- Какой же урок дает писатель? (Если капельки объединятся, то они делают одну и ту же работу «кап-кап-кап-кап», и не только в течение весны, а в течение долгих лет весной, когда вот капает-капает-капает, даже камень, оказывается, твердый, такой могучий, он уступает, разрушается под воздействием капели ).
- Какой же урок? (Если целенаправленно, что-то делать, то будет результат, главное усилие направлять в нужное русло).
- Вот какой урок дает нам Пришвин. Пришвин один из немногих писателей в русской литературы, который умел наблюдать за природой, выявлять какие-то закономерности, как он говорил делать открытия и потом эти открытия он нес людям.
- Какие открытия сделал писатель Пришвин, изображая весеннюю капель? (Маленькая, казалось бы, совершенно беспомощная капелька, настолько точно, направлена в одну цель, в одну точку, вот эти капли могут разрушить даже огромный камень).
- Итак, ребята, какой же урок дает писатель? (Если объединить усилия и направить их в нужное русло, то обязательно будет результат, даже при маленьких усилиях, отдельного участника процесса. Вот какой урок).
- Какими слова автор «оживляет» капель? («Я», «Мы»).
- И вот теперь, наверное, вам будут понятны выражения «боль бессилия», «капля долбит камень»?
5. Подведение итогов.
- Подведём итоги нашего урока.
- С какими произведениями мы познакомились? («Зима недаром злится…», «Капля и камень»).
- А кто же авторы этих произведений? (Тютчев Ф.И., Пришвин М.М.)
- При помощи чего же раскрывается чувство радости от весеннего пробуждения и обновления жизни в стихотворении Тютчева?
И ещё: если бы мы задались целью нарисовать иллюстрации самых ярких образов стихотворений Ф.И. Тютчева о весне, то что бы мы нарисовали, прежде всего?
(Учащиеся называют образ зимы-ведьмы, весны-прекрасного дитя и др. Делается вывод о том, что данные образы позволяют раскрыть чувство радости: стихотворении чувство радости возникает, когда весна одерживает победу над зимой. В создании эмоционального фона стихотворения Тютчева активно участвуют движенье и звук).
- А какие иллюстрации, вы бы нарисовали к миниатюре Пришвина.
6. Оценивание
7. Домашнее задание. Нарисовать по желанию один из названных образов стихотворения и миниатюры. Выучить стихотворение наизусть. (стр. 134-136).


Авторские права: Шепетько Ольга


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и миниатюра М. Пришвина «Капля и камень»:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: ztv-88 28 марта 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн