Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема " Жуковский В.А. " Спящая царевна" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема " Жуковский В.А. " Спящая царевна" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Учитель начальных классов Завалишина Елена Анатольевна
Предмет : литературное чтение . Класс 4 « А» Тема урока: В.А. Жуковский « Спящая царевна» Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока: организовать работу по ознакомлению со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»; Задачи: Создать условия для формирования представлений об особенностях литературной сказки. дать представление учащимся о своеобразии художественного мира В.А. Жуковского. научить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; научить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; закрепить знания учащихся о литературных понятиях ( сказка, народная сказка, литературная сказка); совершенствовать навыки выразительного и беглого чтения; расширять словарный запас учащихся формировать систему ценностных ориентаций. Метод: репродуктивный Форма проведения: фронтальная работа Оснащение: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Литературное чтение « В океане света» часть 1»,презентация, мультимедийный проектор. Схема конспекта урока Этапы работы Содержание этапа (заполняется педагогом) 1. Организационный момент, Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: подготовить к работе на уроке; проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм, создать положительный, эмоциональный настрой у учащихся. Взаимные приветствия учителя и учащихся, организация внутренней готовности обучающихся и их внимания. Посмотрите на экран., кого вы видите? Какие вам в детстве мама читала книги? Кто пишет сказки ? Какой вопрос задает себе писатель, когда пишет для детей ? Как называется раздел, который мы изучаем ? Вот мы на страницах учебника « В океане света». Результат: готовность учащихся к сотрудничеству. 2 Актуализация опорных знаний Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: расширить свои знания о писателе на материале учебника и дополнительной информации, добытой самостоятельно. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: актуализация имеющихся знаний и способов действия учащихся, обеспечение мотивации и формулирование ими задач. Беседа с учащимися о писателе, фактах его жизни, взглядов на жанр литературной сказки. Работа с материалами учебника. Вспомните, где оказались наши герои Оля и Игорь во время последнего путешествия на машине времени? Кого они встретили в Царском селе ? Что вы знаете о А.С. Пушкине ? О В.А. Жуковском ? Что произошло во время беседы поэтов ? О каком споре, состязании идёт речь ? Какую сказку написал Александр Сергеевич . Пушкин в результате поэтического состязания ? В каком жанре написана « Сказка о царе Салтане..» ? Что послужило сюжетом для написания «Сказки о царе Салтане..» Результат: готовность учащихся к активной деятельности на основе мотивации. 3 Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: формулирование учебной задачи на основе изложенного домашнего материала. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учащимися, совершенствовать при этом умения выразительного чтения, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Проверка домашнего задания с помощью фронтальной беседы и индивидуального опроса. Участие в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы. Создание атмосферы важности работы. Организация подготовки учащихся к чтению произведения, организация учащихся на умение формулировать учебную задачу на основе известного материала и что необходимо знать. Какие признаки литературной сказки вы наблюдаете в произведении Пушкина ? О чудесах сказки нам расскажут ребята . Понравилась сказка ? Результат: скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, выявить качество знаний изученного материала учащимися дома. 4 Постановка проблемы Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения. Постановка проблемного вопроса. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: стимулирование познавательной активности через прием: удивления – столкнуть разные точки зрения учеников по данному вопросу. В чем, по мнению А.С. Пушкина, польза сказки для детей? Что говорил по этому поводу В.А. Жуковский ? Что нужно сделать, чтобы определить победителя в этом поэтическом состязании ? 5 Сообщение темы и целей урока Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: сформулировать, осмыслить и принять учебную задачу. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: постановка темы и определение целей урока с учетом общей ( учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической ) готовности учащихся к поиску решения поставленных задач. Урок посвящен знакомству со сказкой В.А. Жуковского « Спящая царевна». На какие вопросы вы хотели бы ответить, прочитав сказку. Прочитаем и увидим: действительно произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» -литературная сказка? удалось ли Василию Андреевичу написать для детей увлекательную сказку? -На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы Результат: определить образовательную цель урока, показать чему должны научиться в ходе урока. 6 Работа с текстом до чтения Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: Сопоставить имеющиеся знания на основе личного опыта с фактами, представленными в произведении. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: прогнозирование содержания с опорой на читательский опыт Приемы: антиципация- прогнозирование содержания при обращении на название произведения, иллюстрации Прогнозирование содержания произведения и тематической эмоциональной направленности в соответствии с возрастными особенностями учащихся. По названию сказки и иллюстрациям, можете, предположить сюжет сказки ? Результат: воспринять содержание произведения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. 7 Работа с текстом во время чтения Первичное чтение Комментированное чтение Чтение по ролям Выборочное чтение Комбинированное чтение с опорой на прослушивание отрывка аудиосказки «Спящая царевна» Беседа по содержанию в целом Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понимание сущности, содержания произведения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: установить степень усвоения обучающими связей между фактами, событиями и их причинно-следственными закономерностями. Приемы- выявление фактуальной информации, вопросы на понимание фактического содержания; вопросы на выяснение представления детей о данном факте( уровень текста: фактуальный) Как автор пишет про царя Матвея ? Как относится к царице Как вы понимаете смысл слова пророк ? Консультанты подготовили толкование непонятных для вас слов Организация вдумчивого чтения, ведение диалога с автором через прочитывание текста, проведение словарной работы: определение по толковому словарю непонятных для детей слов. Соотнесение первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение коррективов в работу. Словарная работа - Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов. Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно. Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава. Дотоле — до сих пор, до этого времени. Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь. Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин. Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица. Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли. Ланиты — щеки. Какое настроение задается в самом начале сказки ? Какое событие происходит в сказке ? Почему царь не пригласил 12-чародейку ? Найдите слова, подчеркивающие отношение автора к поступку царя Матвея. Предположите что могло произойти во время пира ? Как вы себе представляете колдунью ? Подтвердите словами сказки. Что символизирует черный цвет одежды ? Что она предсказала маленькой царевне ? С каким чувством она говорит предсказание ? Почему колдунья предсказала печальное событие ? Зачитайте, кто пришел на помощь царю с царицей ? Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери ? Прочитайте, как описывает автор колдунью. Кого вам напоминает этот образ ? Найдите слова , подтверждающие злой замысел старушонки ? Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено старушоночка . Прочитайте, чем закончилась встреча старушоночки и царевны. Почему смерть царевны обернулась лишь сном ? Что произошло во всем царстве ? Почему автор усыпил царя с царицей ? Объясните смысл выражений: И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном. Почему мертвым сном ? Послушайте описание замка в исполнении актера Вениамина Смехова. Какими бы красками вы нарисовали замок ? Почему автор так описывает замок и дорогу к нему ? Как вы думаете , чем закончится сказка ? Почему царевич решил освободить спящую царевну ? Чего ему не хватало ? Найдите слова, говорящие об авторском отношении к царевичу ? Что увидел царевич ? Какие слова использует автор, описывая царевну ? Что взволновало царевича? Что он испытывает ? Что победило злые чары старой колдуньи? Почему в царстве все проснулись ? Характеристика героев с опорой на текст. Находить в тексте слова героев и автора, определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя, воспроизводить его при чтении вслух. Постановка учащимися оценочных вопросов. Обобщение прочитанного и выявление совпадений с предположениями, выдвинутыми в начале работы. Приемы: читательский комментарий к тексту; составление вопросов во время чтения, постановка обобщенных вопросов к тексту и автору и поиск ответов на них, вопросов на выяснение причинно-следственных связей Необходимый комментарий текста (уровень текста: подтекстовая информация). Организация внимания, обеспечение восприятия, осознания материала обучающими. Оптимальный темп урока путём смены видов деятельности на уроке. Результат: умение использовать в работе формы интерпритации содержания текста, интегрировать в содержании текста детали, объяснять их, соотносить с идей текста и содержанием. Формулировать простые выводы, опираясь на текст, жанр, язык произведения, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций, вести диалог с автором. 8 Работа с текстом после чтения. Прослушивание отрывка из балета П.И. Чайковского « Спящая красавица». Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понимание смысла произведения, подтвердить, что произведение « Спящая царевна» написана в жанре литературной сказки. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: проникновение в смысл при помощи анализа текста. Постановка концептуального вопроса к тексту, подведение учащихся к авторской позиции, формирование основной идеи текста, его концепта. Соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией. Обсуждение смысла заглавия, обращение к готовым иллюстрациям Постановка и обсуждение вопросов на уточнение авторской позиции. Учащиеся выделяют существенные признаки понятия « литературная сказка», уточняют тематику произведения. Выполняют сравнение, сопоставление, анализ текста. Осознанно строят речевые высказывания в устной форме, отстаивая свою точку зрения. Какие признаки литературной сказки вы увидели в сказке В.А. Жуковского ? С каким настроением читали текст сказки ? Поэты пишут стихами, а композиторы передают свои чувства о прочитанном с помощью мелодии. Великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету « Спящей красавица». Послушайте отрывок из балета П.И. Чайковского « Спящая красавица». Какие картины напомнила вам музыка ? Найдите наиболее созвучные с музыкой строки сказки. Результат: умение определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям, доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение. 9 Рефлексия. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: умение воспроизводить основные идеи произведения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия замыслу и условиям. Мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности. Прогнозирование саморегуляции и сотрудничества. Вернемся к целям, мы их достигли ? С кем из героев сказки « Спящая царевна» вам жаль расставаться ? Что случилось со злой колдуньей ? Почему ? Как вы думаете, кого можно считать победителем в этом поэтическом состязании ? Результат: осознание учащимися содержания произведения и осмысление эстетической ценности художественного текста. 10 Итог урока. Оценка и самооценка Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: развитие навыков самооценки, определение уровня достижения поставленных задач в течение урока. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: понимание темы и идеи текста, выявление качества знаний, обеспечение коррекции знаний и способов действий, получение информации о достижении учащимися планируемых результатов. Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. Осознание учениками полученных результатов и готовность к достижению новых учебных целей. Подведение итогов работы, как работал класс, кто особенно старался, кому необходима помощь, что нового узнали, о чем хотели бы рассказать окружающим. Чем интересна сказка современному читателю ? Результат: соотнесение целей урока и результатов работы. 11 Задание на дом. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понимание содержания домашнего задания и путей их реализации. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: сообщить учащимся о домашнем задании, проверить уровень овладения нового материала. Учитывая индивидуальные особенности учебной деятельности каждого обучающегося, предложены варианты домашнего задания, для проверки содержания прочитанного произведения. Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Вариативные домашние задания с учетом возможностей и желаний учащихся. Задание: составить план сказки; выучить понравившийся отрывок сказки наизусть; написать свою сказку про спящую царевну. Результат: овладение на практическом уровне приемами устной и письменной речи. Авторские права: Завалишина Елена Анатольевна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема " Жуковский В.А. " Спящая царевна": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9783 |
Конспект прислал: lenchik77 25 июня 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||