Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения, А.И.Куприн « Слон», 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения, А.И.Куприн « Слон», 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект открытого урока
по литературному чтению, проведённого в 4 «А» классе МОУ СОШ № 13, с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова, учителем начальных классов Жигалиной Любовью Ивановной Тема урока: А.И.Куприн « Слон». Цели урока: 1) провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста; 2) развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям; 3) развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников; 4) приобщать детей к восприятию решения непростых житейских проблем, учить понимать замысел и творчество взрослого автора; 5) раскрыть композиционно-языковые особенности текста. Задачи урока: 1) показать красоту человеческих отношений внутри семьи и вне её , красоту мечты и поведенческие изменения при её достижении; 2) пробудить желание у учащихся и стремление делать добро; 3) помочь ученикам понять глубокие гуманистические идеалы, которые несёт изучаемое произведение. Оборудование: 1) портрет А.И.Куприна, его произведения для детей; 2) карточки для характеристики героев рассказа; 3) карточки для словарной работы; 4) план для краткого пересказа; 5) памятка для составления рассказа о герое изучаемого произведения; 6) карточки с афоризмами философов и учёных о доброте; 7) сочинения учащихся «О чём я мечтаю»; 8) рисунки детей по результатам изучаемого произведения. Ход урока. I. Проверка знаний о прочитанном. - С каким произведением познакомились? - Какое впечатление оно на вас произвело? - Чем бы вы хотели поделиться с нами? (высказывания детей) II. Сообщение темы урока. - Сегодня продолжим работу над произведением А.И. Куприна «Слон».(слайд № 1). - Давайте определим его жанр.(художественный рассказ). (дети доказывают) У.: - Нам он даётся в адаптированном варианте, т.е. в сокращении. Мы прочитали его целиком, так как написал автор. Это поможет нам проникнуть в замысел автора и лучше понять его идейный смысл. - В основе содержания лежит – сюжет. - Какой он по характеру? ( Сюжет – доступный, занимательный, динамичный. Держит в напряжении на протяжении всего чтения.) - Какова композиция сюжета? ( Композиция – последовательная, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода, и диалоговая.) - Какие элементы сюжета присутствуют? (Завязка – кульминация – развязка – эпилог. - Будем работать над сюжетной линией художественного рассказа и составлять портретные характеристики главных героев. III. Слово учителя перед чтением. Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого. Иногда невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает даже у самого сильного человека отчаяние, у него просто опускаются руки. И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой помощи. Очень хочется! И каждый подобный случай, услышанный или рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Каждое произведение литературы всегда «загадка». А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст. Вот сегодня на уроке будем пытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесёт рассказ А.И. Куприна «Слон». Читая его, постараемся ответить на очень важные вопросы: - О каком чуде идёт речь в рассказе? - В какие чудеса надо верить людям? Работа предстоит непростая. И ещё об одной проблеме хотела бы с вами поговорить. - Здесь даны афоризмы: Афоризм – краткое выразительное изречение. - Давайте прочитаем их: Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. И. Шевелёв (совр. рус. учёный) Во всех случаях лучше надеться, чем отчаиваться. И. Гёте (нем. поэт и мыслитель) Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. X. Кульминация. - Какой момент в рассказе на ваш взгляд самый напряженный? (чтение в лицах) Даём характеристику слону ( слайд № 10). добрый смешной громадный - Почему этот момент самый напряженный? (Да, ситуация непредсказуема) (чтение в лицах) Поучимся говорить за героев. - Как читать за Надю? (радостно, и немного с испугом). - А за хозяина зверинца? – уверенно. - Почему Надя сразу поверила, что слон у них в доме? - Какое чувство вызвала встреча Нади со слоном? ( слайд № 11). - Почему? - Какой слон? (заботливый) (Да, встреча со слоном вызвала чувство радости и счастья – исполнилась мечта. Жизнь Нади осмыслена новым содержанием.) - Какие отношения сложились между Надей и слоном?(дружба). ( слайд № 12). (Рисунки детей о слоне, и какой он в рассказе?) - Похожи? XI. Чтение развязки. Давайте прочитаем, чем закончилась эта история. Привязанность девочки достигает своей развязки. XII. Краткий пересказ. Давайте вспомним, как Надя шла к этой развязке. - Заметны ли изменения в состоянии девочки? - Отчего это произошло? - А представьте, что могло бы быть – если бы папе не удалось исполнить желание Нади? ( Мечта сбылась – и произошло чудо!) - Да, желание Нади увидеть слона, придавало ей силы бороться с болезнью и помогло ей выздороветь. XIII. Герои рассказа. - Составим рассказ по плану. * Сколько же героев в рассказе? * А кто самый главный? - Рассказ называется «Слон», можно ли дать другое название? Рассказ о герое.(слайд № 13 ). Памятка для составления рассказа о герое: ( слайд № 14) 1. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя? 2. Что прежде всего обратило ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует? 3. Обратите внимание на речь: есть ли особенности? О чём они говорят? 4. Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми? 5. Кто о нём говорит и как именно? Как в поступках проявляются его ум и характер, нравственные качества? 6. Как вы полагаете, что думает о своём герое автор, и что он хотел сказать, изображая его таким? 7. Что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл? - Название имело принципиальное значение для автора, оно отвечает замыслу писателя. Это подчёркивает значительность и бескорыстие этого животного; его доброту и попытку помочь семье и её горю. И это удалось. - Есть ли в рассказе герои, которые не нравятся автору? - А вам? XIV. Обобщение. Я думаю, настал тот момент, когда мы можем ответить на вопрос. - О каком чуде идёт речь в этом рассказе? (О чуде случайной встречи, способной сделать невероятное.) - В какие чудеса надо верить людям? Верить в такие чудеса, которые может совершить любой человек с чутким сердцем, о чудодейственной способности человека даже в самых невыносимых условиях стараться оставаться человеком, способным сопротивляться любым мнениям. - Смогли ли мы разгадать загадку произведения «Слон»? (эпиграф раскрывает идейный смысл произведения.) - Чему учит рассказ? XV. Творческая работа. - Что из сложных признаков отсутствует в рассказе «Слон»? ( нет эпилога – сообщение дальнейшей судьбы героев.) - Придумайте эпилог. (заслушивание вариантов) Как у автора. XVI. Итог. - Какое настроение вызвало произведение? - Кому из героев сочувствовал? - Как поняли замысел автора? - Какие мысли запомнили? - Чем обогатил рассказ? - Чему научил? (Деятельное сострадание, помощь человеку в трудную минуту может совершить поистине настоящее чудо. Главное – при первой необходимости протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам, а самое главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами.) ( слайд № 15) XVII. Домашнее задание. 1.Составить рассказ об одном из главных героев по плану. 2. Сделать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. 3. Подготовить отзыв о произведении для литературного бюллетеня Аннотация урока. Работа ведётся по учебнику «Литературное чтение». Автор В.Ю. Свиридова под редакцией Н.А. Чураковой. Методическое обеспечение – «Литературное чтение». Н.А. Чуракова «Методический комментарий к учебнику. 4 класс. Москва. 2005г.» Художественный рассказ А.И. Куприна- это итоговый урок по изучаемому произведению. Рассказ «Слон» заключает в себе большие идейные, эстетические и воспитательные возможности. Основная направленность этого произведения – это любовь к человеку, призыв к человечности. Проходит урок в форме беседы, которая даёт возможность постоянно обращаться к тексту, чтобы на примере главных героев произведения – Нади, её папы, дрессировщика, слона – показать мир взаимоотношений людей в трудные для них минуты и показать их нравственную красоту. Идея автора воспитывает в читателях уважение к человеку, доброту и благородство, когда они сопереживают вместе с героем. При подготовке учитывался характер этого произведения, его своеобразие, большой объём. Это потребовало избирательности и целеустремленности в работе с текстом, что приобщило детей к общей работе в классе, создало необходимую эмоциональную атмосферу, способствовало развитию творческого воображения. Анализ ответов детей показал, что дети сопереживали главному герою. Они выражали свои чувства и переживания, связанные с наиболее эмоциональными эпизодами произведения. У них возникло желание помочь им. Подводя итог тому, о чём говорилось на уроке, сделали вывод, что творчество А.И. Куприна раскрывает движение учащихся к пониманию взаимоотношений между людьми. Изучаемое произведение завоевало сердца. Урок заканчивается рекомендацией прочесть другие рассказы А.И. Куприна о взаимоотношениях людей. Форма проведения итога урока – праздничная, это радость за то, что у девочки сбылась её заветная мечта, благодаря чему она смогла выздороветь. Проведённый урок послужил хорошей рекомендацией для дальнейшего самостоятельного чтения классических произведений. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения, А.И.Куприн « Слон», 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
27215 |
Конспект прислал: gigalina68 1 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||