");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Интегрированные уроки » Конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языкаМ.М.Пришвин. "Моя Родина". (Из воспоминаний). Род и число имён существительных. 3 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языкаМ.М.Пришвин. "Моя Родина". (Из воспоминаний). Род и число имён существительных. 3 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема : М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.)
Род и число имён существительных.
Дидактическая цель: знакомство с произведением М. Пришвина «Моя Родина.»
(Из воспоминаний);
закрепление умения определять род и число имён существительных.
Задачи:
образовательные: посредством интеграции урока литературного чтения и русского
языка способствовать формированию умения наиболее глубоко анализировать литературное произведение, определять его тему и основную мысль; закрепить умение определять род и число имён существительных;
развивающие: развивать речь учащихся, наблюдательность, воображение, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: воспитывать патриотические чувства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, любовь и бережное отношение к природе, интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, метод ИКТ, репродуктивный,
практический, метод наблюдения, частично-поисковый.
Формы организации учебной работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
групповая, работа в парах, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебник «Родная речь», рабочий лист на печатной основе,
карточки для индивидуальной работы, материал для дополнительного чтения, толковый словарь русского языка В.И. Даля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Исправление осанки.
2. Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
3. Сообщение темы урока ( русского языка).
— Сегодня у нас необычный урок: урок литературного чтения и русского языка. По русскому языку мы продолжим изучать то, что начали изучать на предыдущих уроках. ( Слайд №1: Род и число имён существительных.)
4. Актуализация опорных знаний.
Лингвистическая разминка. ( Учащимся II группы даются индивидуальные задания тестового характера. Приложение 1).
1. Слайд №2: Закончить высказывания:
• Существительные - это слова ...
• Существительные могут обозначать ...
• Все существительные, кроме имён собственных ...
• Существительные, отвечающие на вопрос кто? называются ...
• Существительные, отвечающие на вопрос что? называются ...
2. Проверка работы учащихся II группы. Верные утверждения:
• Имена существительные изменяются по числам .
• Бывают существительные, которые употребляются только в единственном числе .
• Бывают существительные, которые называют один предмет, а сами относятся к множественному числу .
• Род существительных определяется при помощи местоимений: он, она, оно .
• Существительные бывают трёх родов: женского, мужского, среднего.
5. Создание проблемной ситуации.
- У вас на рабочем листе в задании №1 - шифровка. Чтобы её расшифровать, отгадаем загадки. (Читают учащиеся III группы. Приложение №2).
Слайды №№3-11: Иллюстрации к отгадкам.
6. Работа по теме урока русского языка.
1) Слайд №12:
лягушка крапива
подорожник солнце
подосиновик филин
тюлень орехи
бобры


 К какой части речи относятся эти слова?
 На какие группы можно распределить эти имена существительные?
2) Разноуровневые задания:
III гр. Распределить имена сущ. ед.ч. по родам.
II гр. Распределить все им. сущ. по родам.
I гр. Распределить им.сущ. на одушевлённые и неодушевлённые.
3) Проверка. Слайд №13: подорожник лягушка солнце
подосиновик крапива
тюлень
бобры
филин
орехи
 Как определили род у сущ.мн.ч.?
4) Проверка. Слайд №14: лягушка подорожник
тюлень подосиновик
бобры крапива
филин орехи
7. Определение темы урока литературного чтения.
Шифровка
1234 12345
1234 76623
I ряд цифр - номер слова в столбике
II ряд цифр - номер буквы в слове
 Какие получились слова? ( Люби живое ) Слайд №14.
 Это название раздела учебника, к изучению которого мы приступаем сегодня на уроке. Первое произведение, которое мы прочитаем (Слайд №15: М.М.Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний)).
8. Сообщение об авторе.
Подготовленный ученик. (Слайд № 16: Портрет писателя, даты жизни.)
9. Чтение рассказа.
Читает учитель и подготовленный ученик.
 Кому понравился рассказ?
 На какую тему это произведение?
 Как понимаете смысл выражения из воспоминаний?
10. Работа по развитию речи.
 Какое воспоминание согревает душу писателя? Выберите нужные слова и вставьте в предложение в задании №3 на рабочем листе (Слайд №17: Грустное, печальное, светлое, радостное.)
11. Работа по теме урока русского языка.
1) Характеристика предложения с указанием главных членов и связи слов в предложении.(Учащиеся III группы работают по памяткам.)
2) У имён существительных указать род и число.
12. Чтение рассказа учащимися.
Работа в парах. Дети читают друг другу вполголоса по абзацам.
Задание: деление рассказа на части по готовому плану
(Слайд №18: План.
1. Вкусное угощение.
2. Восход солнца.
3. Находки в природе.
4. Обращение к молодым друзьям. )
13. Анализ 1 части.
1) Чтение.
2) Беседа.
– Какое событие произошло в жизни писателя, которое повлияло на всю его жизнь?
– Как называется тот момент, когда солнце ещё не взошло, а уже стало светло? ( Рассвет)
3) Работа по развитию речи и по теме у р. рус.яз.
– Измените предложение Пришвин привык вставать до солнца. ( Запись предложения на рабочем листе в задании №4: Пришвин привык вставать на рассвете.)
Морфологический разбор существительного - на рассвете - (неполный), по схеме. Индивидуальное задание: разбор слова по составу.
14. Анализ II части.
1) Чтение.
2) Выборочное чтение.
– Как повлияла привычка вставать до солнца на всю жизнь писателя?
– В чём заключается работа растений? (Подготовленный ученик зачитывает справку. В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям, которые также используют животные и люди. При этом растения выделяют кислород. ( Из учебника « Мир вокруг нас», часть 1. стр. 79)) (Слайд №19 : Схема питания растений.)
– В чём заключается работа животных?
3) Работа по развитию речи. Рабочий лист, задание №5.
– Дополните предложение. ( С восходом солнца пробуждается всё живое.)
4) Физминутка. (Слайд №20: Восход солнца в лесу. Фонограмма — голоса птиц в природе.)
– Давайте представим, что мы в этот момент оказались в лесу.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно подняли –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
5) Прочитайте высказывание о солнце. (Слайд №21:
Восходишь — все оживает.
Заходишь - и все умирает.
Ты жизни мерило и первопричина ее.
6) Проверка домашнего задания. Пословицы и загадки о солнце.
7) Рабочий лист. Задание №6.
– Закончить предложение. (Солнце - источник жизни на земле.)
– Сравнить роль существительного солнце в двух последних предложениях.
– Почему окончания разные?

15. Анализ III части.
1) Чтение.
– О какой охоте говорит писатель?
2)Чтение стихотворения (читают учащиеся I группы по одному четверостишию. Текст на каждой парте).
Когда ты идёшь по тропинке лесной .
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно " почему " меж деревьями мчится.
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
" Кто" мышкой шныряет под листьями в норах.
” Что“ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит ” отчего “ на зелёном листке.
’ Куда ' полетело верхом на жуке.
“ Зачем “ вслед за ящеркой влезло на пень ...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром.
16 Анализ IV части.
1) Чтение.
2) Слово учителя.
С этим обращением Пришвин выступил перед участниками слёта юных туристов.
3) Словарная работа.
Значение слова кладовая определяет по толковому словарю русского языка В.И.Даля подготовленный ученик.

– Подберите синонимы к этому слову.
– Как понимаете значение слова сокровища?
4) Беседа.
– О каких сокровищах говорит автор в выражении Кладовая солнца? (Запись предложения в задании №7 на рабочем листе. Кладовая солнца - природные богатства.)
– Что означает выражение Хозяин природы?
5) Работа в парах у доски.
Задание I пары - выписать из последнего абзаца им.сущ.одушевлённые, подчеркнуть сущ.ед.ч.
Задание II пары - выписать из последнего абзаца им.сущ.неодушевлённые, подчеркнуть сущ.мн.ч.
6) Определение основной мысли рассказа.
– В каких строках заключается главная мысль произведения? В задании №8 на рабочем листе восстановить предложение.
7) Проверка работы у доски:
рыба вода
животные водоёмы
птица леса
зверь степи
человек горы
Родина
 Что обозначают слова первого столбика ? (Живая природа)
 Что обозначают слова второго столбика? (Неживая природа)
 Является ли слово человек лишним по смыслу? (Человек — часть живой природы)
 Почему слово Родина написано с большой буквы?
8) Слайд №22: Пейзаж: горы, река, небо.
 Как советует Пришвин сохранить живую природу? (Чтобы сохранить живую природу надо бережно относиться к неживой природе )
17.Работа по развитию речи.
1) Чтение задания №6 на стр. 59 учебника «Родная речь».
Задание I группе - написать на рабочем листе в задание №9 что для вас значит слово Родина.
Задание III группе - подбор однокоренных слов к слову Родина.
I группа выполняет задание по выбору.
Индивидуальное задание: разбор слов Родина и природа по составу.(Имеют ли слова общий корень?)
2) Проверка.
18.Рефлексия.
 Пригодятся ли нам те знания, которые мы получили на уроке?
 Что главное мы должны запомнить?
19.Домашнее задание.
1) Чтение текста стр.58-59 учебника.
2) В тетради по чтению на печатной основе: I гр. - цитатный план, з.№33; II гр. - по выбору; III гр. - з.№32, 34.
20. Оценки.

Приложение 1
Тест № 1
Имена существительные
1) изменяются по числам
2) не изменяются по числам
Тест № 2
1) Бывают существительные, которые употребляются только в единственном числе
2) Не бывает существительных, которые употребляются только в единственном числе
Тест № 3
1 )Бывают существительные, которые называют один предмет, а сами относятся к множественному числу
1) В русском языке не бывает существительных, которые употребляются только во множественном числе
Тест № 4
Род существительных определяется при помощи местоимений
1. он, они, оно
2. он, она, оно
3. они, она, он
Тест № 5
1) Существительные бывают трёх родов
2) Существительные изменяются по родам
3) Существительные не изменяются по родам
Приложение 2
Загадки
1. Над рекой - водицей —
царевна круглолица.
Поёт царевна.
Да так напевно.
Что все на суше
Затыкают уши.
2. Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги.
3. Схоронился паренёк
За осиновый пенёк.
Только шляпка паренька
Для любого грибника.
Как маяк для моряка.
4. Лежит пень.
В имени - лень.
5. Эти строители –
Речные жители.
Пилят древесину.
Строят плоти ну.
6. Растёт зелёный кустик.
Дотронешься - укусит.
7. Шар воздушный, золотой
Над рекой остановился.
Покачался над водой.
А потом за лесом скрылся
8. Прилетел бывалый
Разбойник старый:
Когти, как кинжалы.
Глаза, как фары.
9. На тонкой, гибкой ветке
Выросли конфетки.
Для мальчика и девочки,
И для рыжей белочки.


Авторские права: Авраменко О.И.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языкаМ.М.Пришвин. "Моя Родина". (Из воспоминаний). Род и число имён существительных. 3 класс:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:"Изменение имён сущес ...
  • Текущий контроль по теме существительные
  • Конспект урока "Составное именное сказуемое."
  • Конспект урока в 4 классе по русскому языку:"Понятие о местоимении"
  • Конспект урока "Имя существительное".
  • Конспект урока "Род имен существительных"
  • План проблемного урока по русскому языку "Определение имени существительно ...
  • Конспект урока "Склонение имён существительных".
  • Конспект урока русского языка : " Склонение имён существительных" 3 класс
  • Конспект урока русского языка в 3 классе:"Имена существительные собственны ...


  • 2219
    Конспект прислал: o.i.avramenko 20 августа 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата