Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методы и прёмы развития творческого мышления на уроках литературного чтения |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Методы и прёмы развития творческого мышления на уроках литературного чтения |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Методы и приёмы развития творческого мышления учащихся на уроках литературного чтения»
г. Новороссийск Долгое время в начальной школе основой содержания уроков чтения являлось обучение собственно чтению. В настоящее время имеются благоприятные условия для того, чтобы изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений и творческой деятельности в учебной работе младших школьников. Новое содержание литературного чтения, вариативность и возможность выбора программ и учебников открывает широкие возможности приобщения детей к литературе как к искусству, обеспечивают условия для практического включения ребёнка в мир литературы, позволяют учителю развивать литературные способности, организовывать самостоятельную творческую деятельность учащихся. Средствами предмета развиваются личностные качества ребёнка. Для развития творческого мышления у детей на уроках чтения по книгам серии « Свободный ум» используется технология формирования у детей типа правильной читательской деятельности, которая предлагает несколько отличающуюся от традиционной методику работы с текстом. Авторы считают, что в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т.е. ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, уметь делать элементарный анализ прочитанного. Этапов работы с текстом три: до начала чтения, в процессе чтения, после чтения. Внутри каждого этапа – определённая последовательность « шагов». Целью работы на первом этапе является развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Это позволяет активизировать мысль школьников, включив в работу воображение и наглядно – образное мышление. Цель второго этапа – достижение понимания текста на уровне содержания. Дети читают текст про себя или вслух по небольшим фрагментам с установкой проверить свои предположения. По ходу чтения учитель задаёт уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить. По ходу чтения ведётся и словарная работа, само слово толкуется в контексте, а не вне его. Вопросы учителя во время чтения – это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, что предстоит почитать. Таким образом, идёт процесс «вчитывания» в текст: дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, создают образы. Потом задаётся уточняющий вопрос на понимание содержания главы в целом. 1 Результатом на этом этапе может стать озаглавливание части текста. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста. Работа с текстом после чтения направлена на достижение понимания на уровне смысла - понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк». Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Результатом последующей беседы должно стать понимание авторского замысла. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации помогает прояснить его связь с темой, мыслью автора. Затем следует выполнение творческих заданий. Описанная технология предлагается авторами к использованию уже в период обучения грамоте. Такое чтение можно назвать творческим. На развитие творческого мышления направлено выполнение следующих видов практических заданий: выразительное чтение, слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, иллюстрирование произведений, сочинения разного жанра по картинам и живым впечатлениям, игровые формы уроков. При их выполнении развивается гибкость мышления, способность к сближению понятий, способность к переносу опыта, формируется самостоятельность при оценке того, что дети читают, слышат и пишут, а так же критическое отношение к результатам творчества и его процессу. Кроме того, у учащихся развивается стремление найти новый подход, новый тип решения или ориентации на творчество. На развитие творческого мышления на уроках чтения направлены литературные игры, которые направлены на творческую самореализацию ребёнка как читателя художественной литературы и построены на основе дивергентного подхода к восприятию. Деятельность детей организована в виде мысленного путешествия по маршруту, проходящему через текст произведения к самому читателю. По результатам игры могут быть определены номинации: «читатель – психолог», «читатель – мыслитель», «читатель – фантазёр», «читатель – мечтатель», «читатель – творец», «читатель – художник». На пути следования ребят ждут остановки и варианты заданий: 1. «Залив созерцания» (активизация образного мышления). 2. «Бухта радости и печали» (проявление способности к эмоциональному резонансу). 3. «Мыс проникновения» (погружение во внутренний мир персонажей и авторский подтекст). 2 Например, стихотворение А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» раньше в учебниках для начальной школы заканчивалось словами: «Все весны дыханьем согрето, все вокруг и любит, и поет». Т.е. предлагалась только первая часть стихотворения, очень светлая, жизнерадостная. Но этим нарушался замысел автора, разрушалась структура произведения. Для юного читателя совершенно неожиданно настроение второй части: «Утром небо ясно и прозрачно, Ночью звезды светят так светло! Отчего ж в душе моей так мрачно И зачем на сердце тяжело? Грустно жить тебе, о друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль: Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль». Ликующая природа в контрасте с настроением автора. Маленький читатель может только этим переживаниям сочувствовать, строя различные предположения о его причинах. От эмоционального переживания ученик переходит к размышлению. Это и есть специфическое воздействие художественного произведения. Очень интересно наблюдать, как неожиданно дети чувствуют перемену настроения в стихотворении А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы». Дети отличают, что сначала настроение светлое, спокойное, а потом вдруг становится тревожным и больше не меняется. На вопрос «ПОЧЕМУ?» ребята отвечают по разному: - тревожно за мальчика: вдруг он шагнёт в омут за стрекозами; - тревожно за маму: она проснётся, а мальчика нет; - тревожно за людей, у которых фантазия сильнее разума. Учитель не отвергает никакую точку зрения, даёт детям подумать, не навязывает своего мнения, он учит толерантности, уходит от однозначного толкования. Это очень важно, потому что именно такой подход позволяет найти в изучаемом произведении то, что ему наиболее близко. Так постепенно формируется личностный подход, который превращает 4 пассивного читателя в заинтересованного. Для создания яркого эмоционального фона урока интересно объединить стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» и «Зимнее утро» для изучения на одном уроке. «Зимний вечер» - настроение тревожное, переходящее в отчаяние. О причинах такого настроения у дети знают. Природа усиливает его. Дети отмечают смену тональности настроения: беспокойство, тревога, печаль, тоска. Теплый лучик - няня. Но она дремлет. А буря то, как зверь завоет, то, как дитя, рыдает. Музыка Свиридова помогает ощутить душевную смуту - метель, пурга в душе поэта. Но всё проходит. Душевная боль стихает. И природа успокаивается. Наступает лучезарное утро. Не должно отчаяние овладевать человеком. Великолепный вальс Свиридова соответствует настроению радостной надежды и восхищения красотой зимнего утра. Маленькое стихотворение А.С.Пушкина «Птичка» побуждает к размышлениям. «Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!» Почему Пушкин не пишет: я утешился, а «стал доступен утешенью»? Автор после большой душевной работы сделал для себе открытие: разве можно роптать, если ты можешь помочь хотя бы маленькой птичке. Не ропщи, радуйся! Задача учителя заключается не только в том, чтобы вывести учащихся на интуитивно – художественный уровень восприятия текста, но и в том, чтобы научить соотносить художественное произведение с реальной жизнью. В этом отношении очень интересны две сказки: Андерсен «Гадкий утёнок» и Гаршин «Сказка о жабе и розе». Глубина содержания сказки «Гадкий утёнок» постигается не сразу. Когда, пережив злоключения утёнка, дети отвечают на традиционный вопрос: «О чём эта сказка?» ответы звучат примерно так: - это сказка про бедного утёнка, который сначала был некрасивым, а потом превратился в прекрасного лебедя; - это сказка про то, как все обижали утёнка, потому что он был некрасивый. Но вот учитель обращает внимание детей на то, как мать относилась к утёнку. Сначала она говорила, что он очень большой, неуклюжий, но плавает замечательно. Потом, когда она с утятами пришла на птичий двор, она сказала его обитателям немного по – другому: - Он некрасив, но у него доброе сердце. Кроме того, он селезень, а селезню красота ведь и не так нужна. Зато у него доброе сердце. И вдруг совершенно неожиданно для читателей её мнение резко меняется: 5 - Глаза б мои на тебя не глядели! Хоть бы кошка утащила тебя несносного урода! Что же произошло с уткой? Почему она так изменилась? Дети объясняют: потому что на птичьем дворе все так говорили о нём. После недолгой беседы дети начинают понимать, что дело вовсе не в утке, а в обитателях птичьего двора, которые кроме этого двора ничего не видели и обо всём судят по себе. Ребята с удивлением замечают, что дикие утки, хотя и называют утёнка уродом, но не клюют, не прогоняют, а говорят, что им просто до него нет дела. Дикие же гуси, которые видели так много всякого, согласны даже вместе с утёнком «поухаживать за барышнями». То, что утёнок не похож на них, не вызывает у них злобы. Зато курица и кот, которые не высовываются из избушки, дружно дают понять утёнку: если ты не умеешь нести яйца и пускать искры, то, право, ничего не стоишь: сиди и не высовывайся. И снова звучит вопрос: «О чём же эта сказка?» Дети делает открытие: - это сказка о том, как часто люди незаслуженно обижают тех, кто не такой, как они; - кто глуп, ничего не видел, черств сердцем, тот никогда не поймет другого, он зол и агрессивен. Потом разговор принимает неожиданный оборот. Учитель спрашивает: - Как вы думаете, почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора. Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка или ущипнуть ту же птичницу? Давайте представим, что утёнок из тех, кого учили «дать сдачи». Дети импровизируют, утёнок груб, задирист. Учитель поясняет: да, в жизни могло такое быть, но почему этого нету Андерсена? И снова обращение к тексту. Когда утёнок увидел прекрасных лебедей, он не завидовал их красоте, а искренне восхищался и был счастлив, что может принять от них смерть. «Лучше быть убитым этими прекрасными птицами, чем сносить щипки и насмешки кур и уток». «А как вы думаете?»- спрашивает учитель. Мнения разные. Многие считают, что нужно уметь постоять за себя. Учитель не спорит, но говорит: «Это вы так думаете. А Андерсен думал по-другому. Ведь в конце сказки случилось чудо! Гадкий утёнок стал прекрасным лебедем». Нужно помочь детям понять замысел автора. Снова возвращение к тексту, где значимо каждое слово: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий – он мог лучше оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие. Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости». Андерсен считал кротость большой добродетелью. Он был убеждён: кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья. Так постепенно дети в течение урока поднимаются от примитивного понимания художественного произведения до достижения его глубинного смысла. 6 Сказка Гришина о жабе и розе выводит детей на философические размышления о добре и зле, красивом и безобразном. После первого прочтения сказки на вопрос учителя: «Кто из героев сказки вам понравился, а кто нет?» дети дружно отвечают: понравилась роза, она красивая, нежная, - а жаба безобразная, злая, хочет съесть розу. Но в тексте дети находят слова, которые заставляют их задуматься: «Когда жаба в первый раз увидела цветок своими безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и всё смотрела и смотрела». Ей очень понравилась роза. Она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов: «Постой, - прохрипела она, - я тебя слопаю!» И вдруг девочка говорит: - Мне жаль жабу. Роза такая красивая, её все любят, а жабу никто не любит! Разговор переходит в другую плоскость: - Роза гордая, она не замечает, что нравится жабе. - Если жаба такая, значит так нужно. Если бы на свете были одни розы, никто бы не знал, что они красивые. Постепенно дети приходят к выводу, что, если на свете розы, то должны быть и жабы, как день и ночь, свет и тень, и мы принимаем их такими, какие они есть. Так постепенно день за днём, растёт стремление и умение ребят постигнуть тайну художественного текста. А когда это происходит, то каждый делает какой-то шаг к пониманию мира и своего отношения к нему. Долгое время проверялся уровень восприятия художественного текста. И всё меньше детей оставались на фрагментарном и сюжетно – логическом уровне. И когда вдруг сразу, после первого прочтения, открывался глубинный смысл, радости не было границ. Так на вопрос: «О чём стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая»? – один мальчик просто выдохнул ответ: - Понял! Это же просто любовь! Это про мужчину и женщину! Может быть, кто-то усомнился в этом. Но все задумались… 7 Библиографический список: 1. Маяцкая В.А. Технологические аспекты литературного чтения в начальной школе. – Ставрополь, 2001 год. 2. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – понятие и содержание. – Ставрополь, 2000 год. 3. Малкевич Л.В. Методы и приёмы развития творческого мышления учащихся на уроках литературного чтения. – Ставрополь, 2006 год. 4. Гревцева Е.А. Приоритетные направления развития творческих подходов в работе с одарёнными детьми. – Москва, 2007 год. Пожалуйста, оцените конспект - Методы и прёмы развития творческого мышления на уроках литературного чтения: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13392 |
Конспект прислал: Lenok 18 декабря 2008 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||