Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Текстовая иллюстрация как средство формирования типа правильной читательской деятельности. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Текстовая иллюстрация как средство формирования типа правильной читательской деятельности. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Текстовая иллюстрация как средство формирования типа правильной читательской деятельности.
Чтение в жизни человека- важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Умение читать – это универсальное умение для постижения всех наук. Для учителей первой ступени одной из важнейших задач является формирование у младших школьников типа правильной читательской деятельности. В последние годы и методисты, и учителя всё острее чувствуют ограниченность и неэффективность традиционного подхода к обучению чтению, при котором содержание и цель обучения задаётся как изолированная отработка навыка чтения и отдельных операций по смысловому преобразованию прочитанного. Между тем, современные исследования показывают, что сегодня научно оправданным подходом к разработке стратегии обучения чтению может и должно быть понимание чтения как произвольной деятельности, в ходе которой читающий декодирует графические знаки и, опознавая их, присваивает опосредованно представленную этими знаками авторскую картину мира. Иными словами, чтение – это способ активного общения читателя с автором, в результате которого читатель получает возможность построить ту или иную модель мира. Переориентация современной проблемы обучения чтению на деятельностный подход предполагает прежде всего обучение младшего школьника способам освоения читаемого до чтения и по мере чтения. В ситуации типичного урока чтения, когда мотив и цель, и, соответственно им, контроль чтения берёт на себя учитель, ученик не овладевает структурой деятельности. Поэтому главная задача методики обучения чтению заключается сегодня в разработке такой технологии обучения, которая бы сразу задавала чтение как произвольную деятельность. Большие возможности для разработки такого обучения таит в себе текстовая иллюстрация ( графическое изображение, принадлежащее непосредственно данному тексту). Именно иллюстрация как важнейшая конструктивная черта любого печатного материала, адресованного ребёнку, помогает ему моделировать тот фрагмент действительности, который в произведении опосредован словесно. Предположение. О чём текст, позволяет появлению «самокоманды» на чтение. Предвосхищение в общих чертах сюжета или темы рекомендуемого для чтения произведения является также условием включения механизма самоконтроля, так как явно или неявно целью чтения в этом случае становится проверка собственной версии сюжета или установление тематических ограничений текста. Показательна в этом отношении работа по иллюстрации к рассказу Геомара Куликова «Как я влиял на севку»( книга для чтения в 3 классе «В одном счастливом детстве» Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева). работу над иллюстрацией можно начать так: – Рассмотрите иллюстрацию, кто на ней изображён? – Что делают персонажи, где они находятся? – Прочтите название произведения. Кто из ребят Севка? Докажите. – Почему на севку нужно «влиять»? – Кто будет «влиять « на севку? Почему вы так решили? – Что можете предположить об этом мальчике? – А как бы вы «влияли» на севку? Расскажите. В ходе чтения ребята сверяют свои предположения, пытаются прочесть между строк авторскую оценку героев, мотивом к такой мыслительной деятельности и станет предшествующая работа с иллюстрацией. Обучение чтению по программе «Школа 2100» носит литературоведческий характер. В начальных классах дети должны усвоить ряд литературных терминов и оперировать ими. И в этой работе поможет иллюстрация. Например, к стихотворению Константина Бальмонта»Снежинка». На этапе работы с текстом до чтения ребята вряд ли скажут, что на иллюстрации художник изобразил девочку-снежинку, они выскажут другие предположения. В ходе анализа текста стихотворения иллюстрация поможет учителю в доступной форме указать на использование автором приёма олицетворения. Приведённые варианты включения иллюстраций в читательскую деятельность младших школьников, естественно не решают всей проблемы формирования у них типа правильной читательского поведения. Раскрывая некоторые приёмы использования текстовых иллюстраций как средства мотивации чтения и предвосхищения его результатов (освоения произведения до чтения), а так же как средства корректировки и углубления понимания и переживания младшими школьниками произведений, хотелось показать, что иллюстрация и её рассматривание – мощный канал для установления обратной связи между читателями и их собеседником писателем. Формирование типа правильной читательской деятельности имеет глубоко важное значение, ибо та или иная способность будучи развита до определённого совершенства, создаёт самостоятельную, любознательную, умеющую работать творчески, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми личность, успешную, способную совершенствоваться, учить самого себя. Пожалуйста, оцените конспект - Текстовая иллюстрация как средство формирования типа правильной читательской деятельности.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1172 |
Конспект прислал: Шмак 29 октября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||