Видео смотреть бесплатно

Смотреть 365 видео

Официальный сайт fresher 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности младших школьников


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности младших школьников


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности – одна из важнейших, на мой взгляд, проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
Реалии современной жизни таковы, что без постоянного обмена информацией, без использования новейших систем коммуникации прогресс общества становится невозможным. В этих условиях возрастают требования к уровню владения всеми членами общества как устной, так и письменной формами речи.
К сожалению, речь ребёнка очень часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочётами.
Большую группу речевых погрешностей учащихся составляют недочёты, вызванные неумением пользоваться в практике общения языковыми средствами: неумение включить слово в словосочетание, а через него в предложение с учётом оттенков значений, особенностей употребления; неумение расставить слова в предложении так, чтобы они правильно передавали заключённую в них мысль; неумение выбрать языковые средства с учётом требований контекста и т.д. Всё это погрешности, связанные с нарушением правильности речевых норм.
Основные разновидности речевых недостатков:
1. Неправильное использование слова.
"Обратно пошёл дождь".
"На полях появились молодые восходы ржи и пшеницы".
2. Неудачный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости.
"В голове у него метнулась мысль".
"Ёж смотался в клубок".
3. Неудачное употребление местоимений.
"На столе лежала шляпа. Он заметил, что на шляпу села муха".
4. Неудачный порядок слов.
"Жучка помогала рыть снег лапами и мордой людям".
"Я достала и стала читать из тумбочки книгу".
5. Смешение видов и времён глагола.
"Кот ел мышей, птиц, разоряет гнёзда".
"Костя сидел у окна и смотрит на птичку".
6. Употребление лишнего слова (плеоназм).Этот недочёт связан с избыточностью в использовании языковых средств при выражении мысли. Как правило, причина недочёта – в непонимании или недопонимании значения слова.
"Река замёрзла льдом".
"Небо покрылось синей голубизной".
7. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология).
"Осенью сажают саженцы деревьев".
"Нападающие игроки нападают смело, решительно".
"Вот такие со мной случаются случаи".
8. Повтор слова.
Повтор слова – это недочёт, являющийся ещё более ярким, чем предыдущий, проявлением лексической бедности речи.
"Лосиха с лосёнком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке".
"Охотник зашёл к дедушке и остался у дедушки ночевать".
"Был солнечный день. День был тёплый".
9. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций.
Отрывок из детского сочинения: "Мы пошли в рощу на экскурсию. День был солнечный, небо было нежно-голубое. Ветерок был тёплый, нежный. Трава была салатная…" На первый взгляд может показаться, что бедность этого отрывка связана с наличием лексического повтора (слова был). Однако это не так. Если его убрать, впечатление от текста почти не изменится. Бедность вызвана синтаксическим однообразием. Обращает на себя внимание одинаковость конструкции – они двусоставны, не распространенны, с подлежащим, выраженным существительным, на первом месте и сказуемым с прилагательным в именной части на втором.
10. Нарушение стиля высказывания.
"Красиво в лесу! Под ногами лежат разные листья: жёлтые, красные, багряные, и т.д.".
В этом отрывке неуместна с точки зрения стиля не только его заключительная часть (выражение и так далее), но и вся конструкция, такое присоединение однородных определений к обобщающему слову. Подобная конструкция была бы уместна в деловом, научном тексте, но нецелесообразна в художественном описании.
"Когда я пришла домой, мамы не было. Я подалась к соседям".
Просторечное податься не уместно в литературной речи. Если в устной речи оно нежелательно, то в письменной – просто недопустимо.
Усвоение речи ребёнком зависит:
-от натренированности мускулатуры его органов речи;
-от понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;
-от развития у ребёнка восприимчивости к выразительной речи;[ sms]
-от развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
-усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
-темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворной системы ребёнка.
Приёмы и методы, направленные на развитие памяти и повышение грамотности.

Опираясь на всё выше изложенное, я строю работу по развитию и совершенствованию основных видов речевой деятельности.
На уроках я использую специальные упражнения, направленные на развитие памяти и повышение грамотности.
Данные упражнения эффективны в период обучения грамоте. Например, запоминание букв.
1.Для ряда гласных букв:
а) разделить ряд последовательно на две или три группы и про себя пропеть «песенку», делая остановку в конце каждой группы (например, ауио-эеё или ау-иоэ-её);
б) повторить «песенку»;
в) записать по памяти.
Для тренировки: у, и, а, я, е, ё.
2.Для ряда букв из гласных и согласных:
а) объединить буквы в группы, удобные для чтения, например, влош-зрик (это ничего, что получаются не существующие в русском языке слова, главное – запомнить.);
б) повторить про себя, записать.
Материал для тренировки: ж, л, е, т, ч, и, г, а, н, ф.
3.Для ряда согласных букв:. [/sms]
а) мысленно добавить к каждой букве гласную, но одну и ту же (это обогатит буквы каким-нибудь смыслом и облегчит запоминание); разделить на удобные группы, прочитать: жунулу-пувуту, жуну-лупувуту;
б) повторить про себя, записать, отбрасывая гласные.
Ребята упражняются самостоятельно: в, р, н, ш, з, д, ч.
Для слухового запоминания звуков. Приёмы такие же, как при зрительном запоминании, только надо научиться мысленно причитывать каждый следующий услышанный звук к предыдущему.
Алгоритм записи звуков по памяти:
а) причитывая звуки, объединить их в группы;
б) повторить про себя, записать соответствующими буквами.
Тренировочные упражнения:
у, е, ы, о, а, и, э;
п, э, х, т, а, ч, в, о, л;
ц, к, н, г, ш, щ, з, х
Для поэтапного увеличения объёма запоминаемого материала и развития точности памяти, считаю необходимым проведение слуховых и зрительных диктантов.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ.

Цель данного вида работ – развивать точность зрительного восприятия. Зрительные диктанты также направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Текст для диктанта пишется на доске заранее. Для лучшего восприятия текста учащимися каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА.

1. Даётся установка на зрительное запоминание первого предложения.
2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно (этот момент очень важен, так как в первые секунды увиденное воспроизводится в памяти максимально точно).
3. Предложение записывается в тетрадь по памяти.
4. То же со вторым предложением и т.д.
5. Проверка под руководством учителя.
Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛУХОВЫХ ДИКТАНТОВ.

Цель данного вида работ:
1) развивать слуховое восприятие и память;
2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
3) направлять учащихся на увеличение объёма их слуховой памяти от месяца к месяцу.
В начале каждого месяца ребятам даётся установка на запоминание и написание предложений с определённым объёмом (количеством слов). Объём предложений может быть увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и класса в целом.
Вот приблизительный объём предложений:
Сентябрь – из 4-5 слов;
Октябрь – из 5 слов;
Ноябрь – из 5-6 слов;
Декабрь – из 6 слов;
Январь – из 6-7 слов;
Февраль – из 7 слов;
Март – из 7 слов;
Апрель – из 7-8 слов;
Май – из 7-8 слов.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУХОВОГО ДИКТАНТА.

1. Даётся установка на запоминание первого предложения с одного раза. Учитель читает предложение, чётко проговаривая незнакомые орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.
2. Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя (как и в случаях со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления). При повторении про себя ребята должны приучиться копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и чёткий выговор учителем отдельных слов – это развивает, помимо объёма, ещё и качество слуховой памяти.
3. Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.
4. То же самое со вторым предложением и т.д.
5. Проверка под руководством учителя.
Для развития памяти, умения соотносить содержание текста с невербальным компонентом (мимикой, жестами и пантомимикой - телодвижениями) я использую приём "рассказывания стихов руками".
Для развития воображения эффективны предтекстовые задания: показываю ученикам иллюстрацию к произведению и спрашиваю, о чём будет текст. Выслушиваются все мнения, а потом вместе проверяем, как оправдались предположения. Затем сравнивается видение художника и детей, которые рассказывают, как бы они проиллюстрировали это произведение; те, кто хочет, делают рисунки.

Приёмы развития речи в играх.

На уроках часто использую решение сканвордов, кроссвордов, шарад, ребусов. Такая работа обогащает речь детей, учит их формулировать лексическое значение слова; перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что косвенно влияет на усвоение орфографии, словообразования и морфемики. Ребусам, на мой взгляд, следует уделить больше внимания в коллективной и групповой работе, потому что детей следует специально учить разгадывать ребусы (решение кроссвордов предполагает тренировку, а разгадывание ребусов – понимание разных принципов их создания). Ребус требует, чтобы ребёнок удерживал в памяти части слова (в сложных случаях - фразы), одновременно осуществляя перебор вариантов. Поэтому сначала я беру короткие, даже односложные слова, чтобы показать принцип решения: 100л, смо3, а также ребусы, в которых фраза состоит из первых букв названий нарисованных предметов. Затем берутся более сложные случаи, когда буквы (буквосочетания) или рисунки предметов находятся над, под, за, перед, вместе, с другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами. Такого рода задания требуют от ребёнка подбора синонимов, перебора грамматических вариантов, что способствует формированию нешаблонного, творческого, мобильного мышления, а также создаёт ранее не существующие в мозгу связи между словами, развивая тем самым речь.
Ещё один приём развития мышления и речи в игре – отгадывание и сочинение загадок. Большинство загадок дети не угадывают, а называют давно известный им ответ. Знакомые загадки можно использовать для анализа того, как строится загадка, какие признаки предмета в ней названы, т.е. для формирования аналитических умений (Как догадаться, что речь идёт о …? Какие признаки … указаны?). Новые для учеников загадки большинство детей отгадать затрудняется. Чтобы научить их этому, сначала играем в сравнения ("Что на что похоже?"),учимся подбирать слова для словесного рисунка, играем в рифмы. Этой подготовкой обеспечивается база для коллективной творческой работы.

Приёмы развития монологической речи учащихся.

Для развития у детей монологической речи на уроках считаю целесообразным проводить своеобразные речевые разминки.
Например:
1.«Игра в ассоциации». Слово «ассоциации» для детей не произносится, а предлагается вопрос: «Какое настроение, цвет, предмет, возникает, когда произношу слова … осенний листок, весеннее солнце, капель и т.д.?»
2.Найти в тексте неудачные слова, запутавшиеся не в своём предложении.
Например:

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 314

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Для того, чтобы развить у детей интерес, вкус к слову, облегчить их подготовку к сочинению на ту или иную тему, я учу детей вести свои словарики. Эта работа способствует расширению словарного запаса. Называется наш словарик "Речевичок". Дети фиксируют в новые для них слова, образные выражения, синонимы, антонимы, пословицы, поговорки и т.д.

Методы и приёмы развития навыка чтения.

Как известно, навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю практически в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Упражнения для развития беглости чтения.
I. Упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по таблицам Шульте.
6 1 18 22 14
12 10 15 3 25
2 20 5 23 13
16 21 8 11 24
9 4 17 19 7

14 18 7 24 21
22 1 10 9 6
16 5 8 20 11
23 4 25 3 15
19 13 17 12 2

2. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
Радость, радовать, обрадовать, порадовать, отрада, радостный;
радость, веселье, отрада, оживление.
3. Назови по порядку.
беда, несчастье, горе, печаль;
буря, вьюга, позёмка, метель;
страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет;
ветер, вихрь, ураган, шторм;
плач, рёв, слёзы, рыдания.
4. Наборы зрительных диктантов Т.Н.Федоренко, а также диктанты Я.В. Беспаловой и В.С.Беспалова, основанные на русских народных пословицах и поговорках.
5. Чтение с "решёткой".
II. Упражнения для активизации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика: гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги.
2. Скороговорки.
3. Чистоговорки.
4. Различные виды чтения:
а) хоровое чтение;
б) чтение одновременно с ведущим;
в) жужжащее чтение;
г) чтение в темпе скороговорки;
д) чтение с переходом на незнакомый текст;
е) чтение с убыстрением темпа;
ж) чтение шёпотом, затем громко, затем про себя.
Упражнения для формирования правильности чтения.
I. Упражнения со словами.
1. Чтение "перевёртышей".
Лев ел волов. А роза упала на лапу Азора. Иди искать такси, иди.
2. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;
мышка – мошка – мишка – миска;
полка – палка – пилка – вилка.
3. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
4. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;
красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое;
кукла, мама, папа, лапа, ложка.
5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговый или морфемный состав.
II. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.
1. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
2. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
3. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.
4. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на первый слог (второй, третий) (показываю 5-6 предметов, картинок).
5.Опиши предмет (показываю и убираю).
6. Опиши движущийся предмет (беру в руку, показываю и убираю).
Упражнения для развития сознательного
(осознанного) чтения.
I. Логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Платье, кофта, юбка, брюки;
клён, берёза, ива, тополь, дуб;
тигр, волк, лиса, лев;
тарелка, кастрюля, стакан, чашка;
жаворонок, ворона, стриж, снегирь.
3. Какое слово лишнее почему?
Капуста, огурец, картофель, яблоко;
лопата, грабли, ведро, пила;
Коля, Федя, Иванов, Анна;
зеленый, красивый, белый, синий;
гриб, ландыш, фиалка, ромашка.
4. Чем похожи следующие слова?
Лампа, крыша, кино, столы, Юля, чашка, мыло.
Выбери правильный ответ:
- они одного рода;
- у них одинаковое количество букв;
- они состоят из двух слогов.
5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог (второй, последний).
6. Путём перестановки букв составь слово.
мзроо; роажй; сноас.
II. Игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
Поднос; коса; ярмарка.
2. Подбери пару.
Слова записаны в два столбика: в первом – предметы, во втором – признаки предметов.
3. Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
III. Работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
IV. Работа с текстом (учебник).
1.Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос(вопросы написаны на доске).
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте.
Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8.Составление плана текста.
Упражнения для развития выразительности
чтения.
1. Чтение по ролям, в лицах.
2. Чтение с разными оттенками интонации.
3. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
4. Чтение, передающее определённое настроение (радость, печаль, злость и т.д., в зависимости от текста).
5. Использование "памятки":
1) Представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении.
2) Читай чётко слова и выражения.
3) Выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приведённые в данной работе приёмы и методы обучения способствуют развитию и обогащению речи, развитию памяти, совершенствованию речетворной системы учащихся, повышению грамотности, совершенствованию техники чтения.





Пожалуйста, оцените конспект - Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности младших школьников:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: Lex431 14 января 2009 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн