Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Коррекция детских страхов. Программа. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Коррекция детских страхов. Программа. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Пояснительная записка
Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Данная программа рассчитана для групповой психологической работы со страхами в 1-м классе (6-7 лет) Число участников группы от 3 до 8 человек. Программа направлена на работу с социальными страхами. Безусловно, в зависимости от выявленной у детей проблематики содержание программы может и должно меняться. На подготовительном этапе формировании группы рекомендуется проводить индивидуальную углубленную диагностику каждого ребёнка. Для этого можно использовать следующие методики: «Страхи в домиках» (по А.И.Захарову) Проективные рисунки «Несуществующее животное», «Рисунок человека» и др. САТ – Детский апперцептивный тест Условия проведения и организация занятий по программе требуют наличия просторного помещения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение часа. С целью рефлексии произошедших в детях изменений и отслеживания динамики по завершении программы рекомендуется проводить анкетирование и беседу, как с родителями, так и с непосредственными участниками группы – детьми. Помимо анкетирования по окончании занятий целесообразным представляется проведение повторной диагностики тревожности с целью получения более объективных показателей динамики общего эмоционального состояния и количества страхов у детей Цель программы: коррекция детских страхов и сниже¬ние тревожности. Задачи программы: снятие эмоционального напряжения у детей; развитие чувства доверия к ведущим и участникам группы; повышение уровня рефлексии и эмоциональной де¬центрации; обучение навыкам преодоления страхов. ПЛАН ЗАНЯТИЙ Занятие 1.Знакомство 1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками, ножками и носиками и пр. 2. «Мое имя - мое ласковое имя» (по кругу). 3. «Испорченный телефон эмоций». 4. «Путаница». 5. «Снежки». 6. Релаксация «Волшебное путешествие». 7. Ритуал прощания. Салют: все складывают ладошки и со словом «Ура-а-а-а!» поднимают руки вверх. Занятие 2. «Один в школе» (социальные страхи) 1. Ритуал приветствия. 2. «Море волнуется раз» (изобразить разные эмоции). 3. «Один дома». Беседа о фильме. Бывают ли подоб¬ные ситуации в жизни и как в них себя вести? 4.«Один в школе». Группа делится на две части: «бандиты» и «школьники» (в нее входят дети, для которых страхи нападения, бандитов и одиночества актуальны ). В каждой из групп есть взрослые ведущие. Сюжет игры: дети представляют, будто они слу¬чайно остались в школе одни и в школу залезли бандиты. Группа «бандитов» нападает на «школьников», которые встречают первых заготовленными баррикадами и забра¬сывают мягкими 3. «Победи Бабу-ягу». Один ребенок (либо ведущий) в образе Бабы-яги нападает на детей. Дети борются с Ба¬бой-ягой мягкими игрушками и побеждают ее. Реквизит: платок, страшная маска, веник для Бабы-яги. 4. «Беседа с Бабой-ягой». Баба-яга повержена и плачет. Дети расспрашивают ее, как она стала злой, почему она пугаете людей, как ей можно помочь. Дети могут пожа¬леть ее и по желанию подружиться с ней. 5. Релаксация « Цветовой экран». 6. «Что понравилось, что не понравилось?» Обратная связь. 7. Ритуал прощания. Салют со словами: « Мы победим все страхи занятие 5. Тетенька Темнота (страх темноты) 1. Ритуал приветствия «Что радостного было на выходных?». 2. «Жмурки». 3. «Тетенька Темнота». Один из ведущих становится тетенькой Темнотой, облачается в длинное темное покры¬вало и заранее прячется в комнате. Другой ведущий рас¬сказывает детям историю про тетеньку Темноту, которой грустно, потому что с ней никто не хочет дружить, все ее боятся и включают свет, как только она появляется на пороге. Ведущий говорит и про темные уголки комнат -маленьких деток Темноты, которые грустят вместе с ней. После этого дети вместе с ведущим идут искать тетеньку Темноту и находят ее. Реквизит: длинное темное покрывало (можно темные шторы), затемненная комната. 4. «Беседа с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота рассказывает детям про свою печаль и просит их подру¬житься с ней. Дети по желанию трогают Темноту, жалеют ее, говорят ласковые слова. Затем желающие могут пре-вратиться в саму тетеньку Темноту, накинув на себя ее темное покрывало. Остальные дети продолжают жалеть ее. 5. «Танец с тетенькой Темнотой». Взявшись за руки, дети под музыку водят хороводы с тетенькой Темнотой. 6. «Игры с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота предлагает детям сыграть с ней в игры, которые любят дети (дети выбирают сами). 7. Релаксация «Пляж» 8. «Что понравилось, что не понравилось?» Обратная связь. 9. Ритуал прощания. Салют. Занятие 6. Страшные сны (страх снов) 1. Ритуал приветствия «Как хорошо, что в нашей группе есть Сережа...» Слова говорятся нараспев и пере¬числяются имена всех участников группы. 2. «День-ночь». 3. «Страшные сны ». Проводится беседа о снах, веду¬щий рассказывает, что такое сони сновидения. Детям пред¬лагается вспомнить свои самые страшные сны и нарисо¬вать их. После рисования участники по желанию показы¬вают рисунки и рассказывают о своих снах. Далее всем предлагается дорисовать свой рисунок так, чтобы страш¬ный сон окончился благополучно или стал забавными смеш¬ным. Если остается время, наиболее интересно и смешно «дорисованные» сны разыгрываются по ролям. Кроме того, в процессе коллективного обсуждения дети могут давать «рецепты» друг другу, как победить ночные кошмары. 4. «Гармоничный танец». Дети по парам ладошка к ладошке медленно танцуют под спокойную музыку. 5. Ритуал прощания. Салют. Занятие 7. Пес Барбос (страх животных) 1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками, нож¬ками, носиками и пр. 2. «Изобрази животных с разным настроением». 3. «История про пса Барбоса». Ведущие за ширмой. Разыгрывается кукольная сценка про пса Барбоса, кото¬рого все боялись, а он страдал из-за этого. поскольку в душе был очень добрыми дружелюбным. История закан¬чивается тем, что пес Барбос обретает новых друзей. Реквизит: игрушки, изображающие людей и собак, ширма. 4. Беседа о собаках. Ведущие беседуют с детьми о том, как они относятся к собакам. 5. Истории из рассказов детей. Ведущие помогают детям рас¬пределить роли и разыграть историю на игрушках за шир¬мой. 6. Обсуждение мини-спектакля. Обсуждается, кто как чувствовал себя в своей роли, понравилось ли участвовать в Спектакле. Проговариваются возможные стратегии пове¬дения в подобных ситуациях. 7. «Подарки и пожелания псу Барбосу». Дети рисуют подарки и пишут пожелания. 8. Ритуал прощания. Салют. Занятие 8. « девушка и Луна» (страх смерти) 1. Ритуал приветствия. 2. «Снеговик». Дети стоят в позе снеговиков, напрягая все мышцы тела, как будто они скованы морозом. Веду¬щий говорит: «Пришла весна, и солнышко стало пригре¬вать снеговиков, они стали понемногу таять: руки, голова, плечи, ноги (дети медленно опускаются на коврик). Сне¬говики превратились в лужи (дети лежат на ковре). Солнце пригревало лужицы, и вода из них стала испаряться и подниматься в небо. Лужицы превратились в облака, и ветер погнал их по небу (дети встают, поднимают руки вверх и плавно двигают ими)». Цикл может проигрывать¬ся 2-3 раза под медленную музыку. 3. Сказка «О девушке и Луне». Детям читается сказка о девушке, которая спасла своего любимого в борьбе с Луной. Луна украла у девушки любимого и хотела навсег¬да оставить его у себя. Но любовь девушки оказалась сильнее. Луна в сказке выступает прообразом смерти. 4. «Борьба с Луной» (авторы - Е.М. Мжельская, Л.М. Новикова). Детям для разыгрывания предлагается момент борьбы девушки и Луны. Поединок происходит в форме танца, который является метафорой борьбы со смертью. Роль Луны принимает на себя один из ведущих. Другой ведущий вместе с детьми надвигается на Луну по «лунной дорожке». Несколько раз Луна в ответ наступает на детей, в конце концов, оказывается полностью Поверженной. Реквизиты: страшная маска желтого цвета, «лунная дорожка - желтые Листы бумаги на полу, напряженная музыка. 5.Рисунок понравившегося момента из сказки. Обратная связь. Обсуждается, что понравилось, не понравилось на занятии, были ли страшные моменты, что помогли девушке победить Луну. Бывали ли у детей по¬добные ситуации, когда они совершали смелые поступки ради своих близки. 6. Релаксация «Солнечный зайчик». Н. Ритуал прощания. Салют. Занятие 9. Сказочное превращение (страх смерти) 1. Ритуал приветствия. 2. «Росток». Дети превращается сначала в зернышко (лежат на полу), потом в стебелек (встают на колени), затем в цветок (встают на ноги, поднимая руки вверх). Ведущий: « Зернышко превратилось в прекрасный цветок, который жил... Сколько лет жил ваш цветок? (Дети отвечают.) Потом цветок стал постепенно слабеть, терять ле¬пестки и опадать, пригибаться к земле и снова превратился в зернышко» (дети лежат на полу). Цикла развития ростка проигрывается 2-3 раза под медленную музыку. 3. «Комиксы». Детям предлагается представить процесс развития ростка в динамике и нарисовать его поэтапно, в виде комикса, на бумаге, разделенной линиями на 4-6 квад¬ратов. По окончании дети рассказывают о своих рисунках (рисунок и рассказ несут в себе большие диагностические возможности). 4. «Сказочное превращение». К детям приходит волшебник и предлагает превратиться в любого персонажа, человека или предмет. Участники готовятся и продумыва¬ют свое выступление (самопрезентацию своего героя) в течение 5-7 минут. По окончании игры обязательно снятие ролей) Реквизит: платки, шали, шляпы, шапки, театральный грим, очки, цветная бумага, фольга, клей, скотч и Т.Д. 5. Обратная связь. 6. Ритуал прощания. Салют. Занятие 10. Заключительное (выход из цикла занятий) 1. Ритуал приветствия. 2. «Слепой и поводырь» (по парам). 3. «Прыжки». 4. «Испуганный ежик». 5. «Я боюсь - не боюсь». Дети передают мячик по кругу и отвечают на вопрос, чего они перестали бояться или стали бояться гораздо меньше. 6. «Рисунок моего смелого поступка». 7. наполнение детьми анкет с келью рефлексии про¬изошедших изменений. 8. Ритуал прощания. Салют Пожалуйста, оцените конспект - Коррекция детских страхов. Программа.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8816 |
Конспект прислал: olga 19 января 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||