Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Учебная программа по стилистике |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Учебная программа по стилистике |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАРАГАНДЫ СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Отдел образования г.Караганды Директор гимназии №45 Методический кабинет Набиев В.А. Протокол МС №1от 5 сентября « 6 » сентября 2009г. Программа по стилистике (1 – 4 класс) Караганда 2009 г. Содержание Пояснительная записка………………………………3 Содержание обучения и роль учителя………………5 1 класс ………………………………….……………..7 2 класс …………………………………………….…..8 3 класс …………………………………………….......9 4 класс ………………………………………………..10 Примерное календарно-тематическое планирование…………………………………………12 Методические рекомендации………………………..19 Контрольно-измерительный материал……………...20 10.Список литературы……………………………….36 Пояснительная записка Социально-экономические реформы в Казахстане обусловили необходимость дальнейшего совершенствования школьного образования. Обновление общеобразовательной школы стало необходимым. Существенно изменилось обучение русскому языку. В частности, усилилась личностно развивающая функция языка, всё более чёткой становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития сливаются в единый процесс. В соответствии с педагогическими принципами И. Н. Толстого, основной целью обучения становится обеспечение свободного развития языковых и речевых способностей каждого ребенка. При этом под языковыми способностями понимается умение устанавливать связи между формой и значением языковых единиц. Под речевыми - умение использовать ресурсы языковой системы в соответствии с поставленной речевой задачей и в конкретной речевой ситуации. Кроме того, языковые и речевые способности проявляются в свойственном каждому ребенку «чувстве языка», на существование которого указывал и на развитие которого обращал особое внимание Л. Н. Толстой. В связи с этим возникает необходимость более углубленного изучения русского языка. Здесь на помощь приходит «Стилистика» Стилистика происходит от слова стиль (stylus), которым древние называли заострённую палочку, стерженёк для написания на восковых дощечках. Затем приобрело значение «почерк», а позднее ещё более расширилось и стало означать «манеру, способ, особенности речи». Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения. Стилистика имеет прикладной характер, обучая языковому мастерству, вырабатывая сознательное отношение к языку, т. е. умение находить «единственно нужное размещение единственно нужных слов». (Л.Н. Толстой) в) Держать ухо востро. 3 класс Контроль знаний №1 1. Вставь пропущенные слова. Ученье - …, а неученье - …. Знай …., говори …. Не бойся врага …, бойся друга …. 2. Дайте лексическое значение данным словам. Замок, мука, промокнуть, засыпать, уже. 3.Кроссворд. Синонимы: 1. Трудный (вопрос). 2. Внезапный (удар). 3. Молодой. 4. Крепкий. 5. Настойчивый. 6. Необыкновенный. 7. Дождливый. 8. Влажный (лес). С л о ж н ы й н е о ж И д а н н ы й ю Н ы й п р О ч н ы й у п о р Н ы й у д И в и т е л ь н ы й п а с М у р н ы й с Ы р о й 4.Вопросы, касающиеся омонимов: Что общее есть у пальто и у речки? (рукав) Кашу и птицу назвали….(овсянка) Животное и ямка, а слово одно. (норка) Что есть у девушки, у моря и у крестьянина? (коса) 5.Образуй формы множественного числа, запиши с ними предложения: мастер, учитель, облако, ветер, торт 6.Замени фразеологизм одним словом Не ударить лицом в грязь. Завязать разговор. Делать вид. Пускать пыль в глаза. Буква в букву. 7.Дополни текст именами существительными: Звоном и солнцем наполнена весна -…. Чудесная … капели, первое … птиц, …кристальных ручейков. В воздухе … весны. Сколько …, … и … в каждом мгновении весеннего дня! Как весело бегают по залитой светом комнате солнечные …! Скоро лопнут большие набухшие …, проклюнутся первые зелёные … и к чудесному аромату весны прибавится чарующий … сирени. Словно маленькие …, зацветут на лицах прохожих …. Тест №2 1. Наречие - это… а) изменяемая часть речи; б) неизменяемая часть речи; 2. Определите синтаксическую роль наречий в предложении: а) обстоятельство б) определение в) дополнение 3. Выберите группу словосочетаний, одно из которых является наречием: а) ярко блещет, начало мая, рано засияло; б) мягко стелет, медленно говорит, приехала издалека; в) проведет лучиком, лучше говорить, часто навещали; 4. Выберите группу вопросов, на которые отвечают наречия: а) когда? где? как? откуда? б) за чем? откуда? который? в) сколько? для чего? зачем? 5. В какой группе словосочетаний наречия поясняют глаголы: а) пишут аккуратно, смело отвечать; б) всегда тепло, сильно грело; в) вечером весело, далеко впереди; 6. В этом предложении обстоятельство выражено наречием: а) Мы долго добирались до лагеря. б) На лесную поляну выбежал заяц. в) Тропинка спускалась к морю. 7. Найдите предложение, в котором наречие отвечает на вопрос когда? а) Внизу слышались какие-то шаги. б) Летом мы ездили с классом на озеро. в) Быстро растаял первый снег. 8. Сколько наречий в данной группе слов? Веселый, ярко, слева, издали, вечером, впереди, высказался, без лета. а) 6 б) 5 в) 4 9. Выберите пословицу, которая заканчивается наречием. а) Нет худа без ….. б) Любишь кататься, люби и саночки …… в) Одна голова хорошо, а две - ….. 10. Выберите группу наречий-синонимов: а) гладко, тихо, надежно; б) быстро, проворно, стремительно; в) тихо, громко, медленно. 4 класс Тест №1 1.… Выбери слово, соответствующее по смыслу слову СВИТЕР: а) пушной б) пушистый 2. В каком из текстов допущена стилистическая ошибка? а) Миша написал диктант. Он сдал тетрадь учителю. б) В лесу мы нашли ежа. Он сопел и топотал в кустах. в) Мальчик любил щенка. Он любил побегать. 3… Подберите подходящее слово в предложение: У меня в тетради десять ……… задач. а) решенных б) решающих в) решительных 4. Объясните значение фразеологизма: бросаться в глаза а) привлекать внимание своим видом б) проявить себя достойно в) вызывать кого-нибудь на спор, соревнование 5. Монолог - это …. а) общение между людьми б) разговор двух человек в) речь одного человека 6… Перечисленные слова: делать, мастерить, сооружать, творить, создавать это: а) синонимы б) омонимы в) антонимы 7. … Выберите слово, которое является антонимом к слову умный: а) мудрый б) глупый в) рассудительный 8. В какой строке слова употреблены правильно? а) водный пар б) водяной пар в) водянистый пар 9. Подбери синоним к словосочетанию СВЕЖИЙ ХЛЕБ. а) чистый б) чёрствый в) недавно испечённый 10… Выбери нужное слово НА МОРЕ РАЗЫГРАЛСЯ СИЛЬНЫЙ ...: а) шторм б) штурм Тест №2 Предложение. Главные и второстепенные члены. 1. В каком предложении подлежащее выражено существительным? а) Мы собираем богатый урожай осенью. б) Природа наградила подарками человека в) Она принесла деревьям новые разноцветные платья. 2. Второстепенные члены предложения - это… а) все члены предложения; б) дополнение, определение, обстоятельство; в) подлежащее и сказуемое. 3. Найди повествовательное предложение: а) Где можно найти книгу о животных? б) Берегите книги! в) В нашей классной библиотеке много интересных книг. 4. … Укажите группу слов, которая является предложением. а) Пришла зима. б) Белый и пушистый снег. в) Медленно падают. 5. Однородными членами прдложения могут быть… а) Только главные члены предложения. б) Только второстепенные члены предложения. в) Любые члены предложения. 6. Дополнение чаще всего выражено … а) существительным или личным местоимением; б) глаголом; в) наречием. 7. В каком предложении есть обстоятельство? а) Медленно падают осенние листья б) Кружат белые снежинки. в) Лес отдыхает. 8. Предложение - это… а) слово, или группа слов, связанных по смыслу , которые выражают законченную мысль; б) группа слов; в) не связанные по смыслу слова. 9. … Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? а) тире, дефис б) точка, вопросительный и восклицательный знаки в) запятая и двоеточие 10.//…… В каком предложении есть не только главные члены предложения, но и дополнение ,определение, обстоятельство? а) Палящее солнце сильно греет землю. б) Летняя прогулка закончилась удачно. в) В реке быстро нагрелась вода. Тест №3 Предложение. Главные и второстепенные члены 1.… В каком предложении подлежащее выражено местоимением? а) Я люблю золотую осень. б) Осенью ко мне приходит вдохновение. в) Для меня всегда осенняя погода приподносит сюрпризы. 2. Грамматическая основа предложения - это… а) все члены предложения. б) подлежащее и сказуемое. в) второстепенные члены предложения. 3. Найди побудительное предложение: а) В саду стоит бочка для полива. б) Какие грядки нужно поливать? в) Возьми лейку для полива цветов. 4.… Найди предложение, в котором нет второстепенных членов: а) Светит солнце. б) Лучи греют землю. в) Все озарилось светом. 5. Нераспространенное предложение - это… а) предложение, в котором мало слов; б) предложение, в котором один главный член; в) предложение, в котором нет второстепенных членов. 6. Найди вопросительное предложение: а) Сколько учеников в классе сегодня? б) Весь класс сегодня в сборе. в) Посчитайте количество учащихся. 7.. В каком предложении есть определение? а) Пришла снежная зима. б) Она принесла метели и вьюги. в) На опушке леса стоят в снегу деревья. 8. В каком предложении есть дополнение? а) Весна для меня еще не наступила. б) Бегут ручьи. в) Кругом грязь и сырость. 9 Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое? а) существительным б) глаголом в) местоимением 10 Выбери главные члены предложения: а) подлежащее и сказуемое б) дополнение и обстоятельство в) определение и подлежащее Тест №4 1.Члены предложения называются однородными, если… а) состоят из одних и тех же частей речи б) пишутся с одной и той же орфограммой в) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения 2Как связаны между собой однородные члены предложения? а) предлогами б) союзами и интонацией перечисления 3. Найди союзы. а) из б) над в) у г) а 4. В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая? а) если однородные члены связаны интонацией перечисления б) если связаны союзами а,но в) если связаны союзом и 5.В каком случае между однородными членами ставится запятая? а) если однородные члены связаны союзами а,но б) если однородные члены связаны союзом и 6. Сколько однородных членов в загадке? Пыль с дороги захватил, А потом набравшись сил , Завертелся, закружился И столбом до неба взвился. а) 2 б) 3 в) 4 7.Какие члены предложения являются однородными? Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. (С.Есенин) а) подлежащее б) сказуемое в) второстепенные члены 8. Есть ли в этом предложении однородные члены? Тут из сугроба выглядывает лесной человечек в огромной папахе. а) да б) нет 9. В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? а) Издавна дружат люди с берёзой, хранят любовь к этому замечательному дереву. б) Растёт наша белоствольная красавица быстро. в) Весной медведи любят пить берёзовый сок . 10. Найди предложение, где нет однородных членов. а) Андрюша боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков. б) Мама этого мальчика печалилась и грустила. в) Трусливых людей никто не любит. Конкурсы - «Владеете ли вы деловым стилем?». Участникам предлагают: написать заявление, (называют на предмет чего) и заметку в стенгазету; написать на небольшую статью рецензию или аннотацию; составить в тезисной форме конспект какой-либо статьи; написать автобиографию или официальную характеристику на одного из товарищей. «Почему мы так говорим» - страничка этимологии слова и выражений; «Чудесные превращения иностранцев» - о фонетическом и грамматическом освоении заимствованных слов; «Слово на карте» - о происхождении географических названий; «Знаете ли вы…» - страничка об интересных фактах языка. Первая страница - «Великое русское слово». Где приводятся высказывания писателей и поэтов о русском языке. Вторая страница - «Жемчужины нашего языка» - посвящённая пословицам, поговоркам и загадкам о русском языке. Третья страница - «Приключения слов» - посвящена словам, изменившим своё значение («знакомые незнакомцы»). Четвёртая страница - «А знаете ли вы…» - о том, что стихотворение И.С. Тургенева «В дни сомнений, в дни тягостных раздумий…» во время Великой Отечественной войны принимало участие в борьбе с фашизмом. Запишите три предложения со словом сирень так, чтобы падежи были разные, а окончания одинаковые. Составьте два предложения: одно – с однородными подлежащими, другое – с однородными сказуемыми. Запишите два предложения с однородными членами: первое предложение с союзами, второе – без союзов. Литература 1. Власенкова А.И,Л.М.Рыбченкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва “Просвещение” 2004г. 2. Галлингер И.В. "Культура речи", М., 1994 г. 3. Галлингер И.В "Обучение работе со словарями", РЯШ - 1979 – 5 4. Иконников С.Н. "Стилистические работы в процессе изучения русского языка"- М, 1977г 5. Новоселова Л.Л. "Виды упражнений по стилистике." "Совершенствование методов обучения русскому языку". - М, 1981г 6. Разумовская М.М. "Организация обучения русскому языку в свете современных требований. Русский язык в школе."-1982-4. Т.И. 7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М: Высшая школа,1977. 8. Розенталь Д.Э. “Практическая стилистика русского языка”, Москва “Высшая школа” 1987 г. 9. Розенталь Д.Э. “Справочник по орфографии и пунктуации”, Москва “Высшая школа” 1999г. 10. Розенталь Д.Э. Домашний репетитор. Москва “Высшая школа” 2000г. 11. Рыбникова М. А. Введение в стилистику. – М, 1937 12. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. – М: Дрофа, 1996. 13. .Ушаков, Г.И. Суворов /Внеурочные работы по русскому языку. - М.,1985. - С.136 14. Чижова "Основы методики обучения стилистике в школе", Специальная литература, 1998 г. 15. Чижова Т.И. "Развитие стилистических умений и навыков в процессе работы над сочинениями разных жанров." "Актуальные проблемы развития речи." - М, 1980 г. 16. Шанский Н.М. и др. /Краткий этимологический словарь русского языка. - 3-е изд. Испр. И доп. - М., 1975. 17. Шустрова Л. В. Лексическая стилистика русского языка. – М: Аз, 1995 Составитель: учитель начальных классов Шрамко Людмила Анатольевна Программма утверждена на ШМО, протокол №1 от «5» сентября 2009г. Руководитель ШМО: учитель начальных классов Иванова Н.Ю. ___________ «____»____________ Одобрена методическим советом гимназии, протокол № ___ от___________ Председатель методического совета: зам.дир.по НМР, Есаулова И.А. Рецензенты: Учитель начальных классов высшей категории С. Колышкина Рецензия на программу по стилистике в 1-4 классах составитель Шрамко Л.А. Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили языка, и нормы, способы их употребления в условиях языкового общения. Стилистика имеет прикладной характер, при обучении языковому мастерству вырабатывается сознательное отношение к языку. Данная программа по стилистике направлена на развитие речи учащихся. Содержание работы в каждом классе осуществляется в четырёх направлениях: обучения слушанию, чтению, говорению, письму. В прцессе реализации данной программы по стилистике осуществляются межпредметные связи, что способствует пониманию и умению использовать изучаемые языковые явления курса. Предлагаемые для каждого класса начальной школы виды работ на уроках стилистики предполагают планомерную подготовку школьников к применению знаний и умений лингвистической науки в учебной деятельности. Рецензируемая программа по стилистике может быть рекомендована для использования в 1-4 классах гимназии №45. Учитель высшей категории Колышкина С. Пожалуйста, оцените конспект - Учебная программа по стилистике: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1441 |
Конспект прислал: shramko78 30 августа 2011 Комментарии (1) |
#1 написал: teslina80 | ||
30 октября 2011 15:11 ICQ:-- |
||
|
||
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||