Видео смотреть бесплатно

Смотреть 365 видео

Официальный сайт openclass 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
У вас есть своя страничка или блог?

Не отправляйте SMS, нажимайте в форме оплаты "Оплатить ссылкой"!
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Рабочие программы в 3 классе УМК "Школа России"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Рабочие программы в 3 классе УМК "Школа России"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

С.А. Болотова




ПРОГРАММА
регионального курса
для младших школьников
Азбука Смоленского края


Издание второе, исправленное и дополненное


Рекомендовано департаментом Смоленской области
по образованию, науке и молодежной политике на основе решения
областного экспертного совета
(Протокол № 2 от 30 мая 2005 г.)





















Смоленск
2006

ВВЕДЕНИЕ

Курс на радикальное обновление содержания образования диктуется сегодня, прежде всего необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также международной образовательной практикой, особенно в гуманитарной ее составляющей.
По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центром проблематики XXI века является: постепенное превращение человека в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ…
Повышение роли регионов России в решении экономических, социальных и политических вопросов обозначило перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска путей обновления содержания регионального компонента образования. В современных условиях решение этой проблемы требует новых подходов в контексте развивающихся в образовании тенденций вариативности и демократизации школы, гуманизации личности.
С целью разрешения данной проблемы разработана программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». В основе предлагаемой программы лежит авторская концепция регионального образования младших школьников.
Предлагаемое издание программы является вторым, исправленным и дополненным. Отличительными особенностями второго издания программы являются следующие аспекты:
1. Учтено увеличение времени, отведенного на изучение регионального курса в Базисном учебном плане Смоленской области. В связи с этим в программе указан минимум (34 ч.) и максимум (68 ч.) времени, предназначенного на изучение «Азбуки Смоленского края».
2. Обновлена структура каждого блока программы за счет введения обязательного вводного занятия в разделы «Мир природы», «Мир истории», «Мир культуры».
3. Обновлено содержание ряда тем программы. Например, в тему «Водоемы» добавлен материал об искусственных водоемах Смоленской области, в теме «Охрана природы» обновлен материал об особо охраняемых природных территориях, в тему «Военное прошлое» добавлены сведения о битве с монголо-татарами под Смоленском и т.д.
4. Учтены различные варианты использования названного курса в практике работы школ.
Реализация концепции регионального курса для младших школьников возможна при обязательном соблюдении ряда условий.
Во-первых, необходимо понимать, что идеи программы курса отражены в содержании и методическом аппарате учебного пособия «Азбука Смоленского края» в 3-х частях.
Во-вторых, недопустимо разрывать целостный курс на части, отрывать одну часть от целой книги и на основе этого строить весь учебный процесс. Не следует допускать деления между классами в параллели отдельных книг «Азбуки Смоленского края». У каждого ребенка, изучающего названный курс, должна быть целая учебная книга, состоящая из трех частей. В противном случае это противоречит концепции и методике формирования у младших школьников целостной картины окружающего мира.
В-третьих, не допускать преподавание данного курса разными учителями, тем более предметниками. Этот курс построен на дидактике и методике начального образования, следовательно, преподавать его должны учителя начальных классов.
В-четвертых, необходимо помнить о том, что в основе построения программы и учебного пособия лежит принцип вариативности. Это позволяет учителю выбрать такой вариант работы с материалом и заданиями курса, который посилен детям его класса. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе изучения краеведческого материала.
В-пятых, при выборе одного из вариантов использования курса необходимо учитывать базисный учебный план школы, особенности организации учебно-воспитательного процесса, уровень подготовленности учащихся и учителя к работе, но региональному компоненту.
Программа построена на основе интеграции различного по содержанию традиционного краеведения: исторического, природного, литературного, искусствоведческого, экономического. Такая интеграция, на наш взгляд, будет способствовать раскрытию неразрывной связи человека с окружающей средой и обществом, формированию у учащихся начальной школы целостной картины мира.






















































Пояснительная записка к программе курса «Азбука Смоленского края»

Программа «Азбука Смоленского края» рассчитана на выпускников начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования: традиционной, системе Л.В.Занкова, системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.
Цели и задачи курса. Основные цели курса - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.
В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
1.2. Принципы построения курса.
Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- формирование у учащихся картины мира, адекватной
современному уровню знаний;
- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей (Конституция Российской Федерации: статьи 2, 14).
Занятия по региональному курсу помогут детям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации: статья 44, часть 3; статья 58) .
Региональный курс «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы.
Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.
Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения. Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном кулыурно-историко- природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться. Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах.
Принцип доступности и посильности. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен учащимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению
общего развития учащихся.
Принцип наглядности. Я.А. Коменский дал этому принципу четкую формулировку в своем известном «золотом правиле» дидактики: все,что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Давая конкретные рекомендации учителю, К.Д. Ушинский писал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще...», а отсюда - необходимость для детей
наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях о словах, а на конкретных образах непосредственного восприятия ребенка». С целью реализации этого принципа на занятиях по региональному компоненту следует использовать слайды и диапозитивы., видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту г. Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края».
Принцип организации краеведческо-познавательной деятельности учащихся (принцип маятника). Этот принцип реализуется следующим образом; например, изучая свой город (село), учащиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города
Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем.
Принцип интеграции. Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органически связанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края».
Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей. Для решения задач эстетического и нравственного воспитания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. Этим принципам большое внимание уделял русский педагог К.Д. Ушинский.
Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. В «Азбуку...» включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города- (села) или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников.
Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.
Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст - иллюстрация, карта-схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся класса. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Количество уроков по теме также может меняться. Вариативен и способ использования регионального курса в практике работы школы.
Методы, формы и приемы работы.
Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки-
путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия учащихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географичсского, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить учащихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве учащихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.
В течение года нужно организовывать экскурсии. Это могут быть: экскурсии по микрорайону, экскурсии в лес (парк), экскурсии в музей Великой Отечественной войны, экскурсии по памятным местам города (села), экскурсии в выставочный зал города, экскурсия в поселок Талашкино, экскурсия в исторический музей, музей природы Смоленщины и др.
Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает учителю большие возможности но интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др.
Например, можно связать занятия по курсу с уроками музыки по темам: «Улица Глинки», «Глинка. Опера «Иван Сусанин»; с уроками внеклассного чтения по темам «Улица Рыленкова», «Творчество Николая Рыленкова»; с уроками трудового обучения по темам «Конструирование из бумаги», «Смоленская крепостная стена» и др.
Предполагаются уроки и праздники с участием школьного фольклорного ансамбля по теме «Игры, хороводы и праздники Смоленского края».
По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы.
Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богатство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.
Результативность работы по курсу «Азбука Смоленского края» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринужденности и взаимопонимания.
Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности дня осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.


Содержание программы курса «Азбука Смоленского края»

Одной из главных особенностей данной программы является ее структура. Программа состоит из двух частей: инвариантной (обязательной) и вариативной (дополнительной).
Инвариантная часть программы рассчитана на максимум - 68 часов в год (по 2 часа в неделю) - и минимум – 34 часа в год (по 1 часу в неделю) - занятий в выпускном классе начальной школы. Отбор материала в эту часть программы осуществлялся с учетом обязательного минимума содержания образовательных областей «Естествознание» и «Обществознание» в начальной школе, с опорой на изученное в 1,2, 3классах.
Вариативная часть программы регионального курса построена с учетом удовлетворения потребности в дополнительном и справочном материалах тех детей, которые проявляют повышенный интерес к краеведению. Эта часть программы включает в себя разделы «Интересно знать» и «Копилка знатока». Определенным количеством времени, отводимым на изучение дополнительного материала, данная часть программы не регламентируется. Содержание дополнительного материала можно использовать как в урочное, так и во внеурочное время.
Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 блок – «Мир истории», 3 блок – «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверьте себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно. В конце учебного года предусмотрено обобщение по всему изученном материалу и подведение итогов работы за год.
Программа обеспечена учебником «Азбука Смоленского края» в трех частях: 1 часть – «Мир природы», II часть – «Мир истории», Ш часть – «Мир культуры», и методическими пособиями для учителя по преподаванию данного курса.
Инвариантная часть программы (34 - 68 часов).
Приведенное в программе курса распределение часок на изучение разделов можно рассматривать как примерное. В зависимости от уровня подготовленности учащихся, их интереса к краеведению, от возникающих в процессе обучения, ситуаций, от условий работы в данном классе учитель может распределять по собственному усмотрению количество часов для изучения отдельных тем. Учитель имеет право сократить количество часов на изучение данного курса, но не менее чем до 34 часов (1 час в неделю), при условии, что в результате будет обеспечено осознанное и прочное усвоение учащимися материала инвариантной части программы курса «Азбука Смоленского края».
Вводное занятие (1 час).
Знакомство детей с задачами регионального курса, с комплектом учебников «Азбука Смоленского края», иллюстрациями данного учебного пособия, его структурой.

Блок I. Мир природы (22 часа).
Вводное занятие (1 час).
Введение в блок «Мир природы». Рассматривание книги «Мир природы», знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о природно-географических особенностях родного края.
Природные особенности.
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.
Климат нашего края.
Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые, заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв. Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.
Полезные ископаемые.
Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля - приток Западной Двины. Река Вазуза - приток Волги. Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сапшо и др.
Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).
Растения.
Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.
Грибы.
Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лен.
Лен - культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.
Продукция смоленского льнокомбината.
Музей «Смоленский лен».
Животные.
Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).
Приспособленность животных к условиям жизни.
Редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы.
Представление об экологических проблемах нашего края.
Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.
Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды.
Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.
Проверьте себя.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваться в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, гидрогеология, гидрология, лимнология, ботаника, микология, биология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.
Практическая работа: нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных 1рибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.
Экскурсии (по возможности): на местный водоем, в лес (парк), в музеи «Смоленский лен», «Природа Смоленщины», в национальный парк «Смоленское Поозерье».

Блок П. Мир истории (26 часов).
Вводное занятие (1 час).
Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.
Наши предки.
Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.
Смоленск - древний город кривичей.
Из варяг в греки.
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины.
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня(XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.
История древнего города Вержавска.
Герб и флаг области.
Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.
Смоленская крепостная стена.
Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое.
Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.
Война с Польшей 1609 - 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609-1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.
Отечественная война 1812 года Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.
Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.
Награды Смоленщины.
Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).
Места боевой славы.
Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.
Наши земляки.
Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флото-водец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие.
Проверьте себя.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориеитироваится в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика.
Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах, рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села);
рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.
Экскурсии (по возможности) в исторический музей, по родному городу (селу), по Смоленской крепостной стене, в музей «Смоленск - щит России»; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 -- 1945 годов≫, по местам боевой славы, в места рождения наших земляков, прославивших Смоленскую область.

Блок III. Мир культуры (10 часов).
Вводное занятие (1 час).
Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края.
Жилища и предметы быта.
Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ.
Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Как одевались в старину.
Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки.
Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы.
Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Письменность.
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.
«Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри.
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы Я соборы Смоленской области.
Культура Смоленщины сегодня.
Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.
Проверьте себя.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.
Обобщение изученного материала.
Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, пасовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология.
Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин C.P. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Сватая Русь».
Экскурсии (по возможности): в районный краеведческий музей, в местный храм, в музеи «Русская кузница», в музей «Теремок», в художественную галерею, в Центр по охране и использованию памятников истории я культуры.
Заключительное занятие (1 час).
Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края».

2.2. Вариативная часть программы.
Блок I. Мир природы.
Интересно знать.
Правила поведения в природе. Как образовалась поверхность земли в нашем крае. «Каменная книга» Смоленской области. Страницы «Каменной книги» о мамонтах и шерстистых носорогах. Страницы «Каменной книги» о «чертовом пальце». Легенда о Семлевском озере. Этажи леса (М.М Пришвин). Ландыш майский. Кислица обыкновенная. Золотой луг (М.М. Пришвин). Над болотом (И.С. Соколов-Микитов). Сфагновый мох. О лекарственных растениях. Кувшинка белоснежная. Грибы. Лен любит поклон. О насекомых. Почему насекомые такие разные. О насекомых, живущих в воде. Колорадский картофельный жук. Пятое имя (Н.И. Сладков). Зачем тритону хвост? (Н.И. Сдадков). О встрече со змеей. Птицы весной. Как птицы делают гнезда, В зимнюю стужу (Г.А. Скребицкий). Дятлы (И.С. Соколов- Микитов). У старой сосны (И.С. Соколов-Микитов). Беличья память (М.И. Пришвин). Медвежья семья (И.С. Соколов-Микитов). Лоси (И.С. Соколов-Микитов). Национальный парк «Смоленское Поозерье». «На опушке зной замешан густо...» (Н.И. Рыленков).

Копилка знатока
Особо охраняемые природные территории Смоленской области.
Растения Смоленской области.
Птицы Смоленской области.
Млекопитающие Смоленской области.

Блок П. Мир истории.
Интересно знать.
Происхождение названия города Смоленска. «Из варяг в греки». Древний город Вержавск. Древние города Смоленщины: Рославль, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Демидов, Велиж. Значение символов герба. О гербе города-героя Смоленска. Башни Смоленской крепости. Обращение Кутузова к смолянам. Осада крепости на Днепре (А.Г. Сергеев). Старое тиха Василиса и вазузский Ахиллес (А.Г. Сергеев). У Громовой башни (А. Г. Сергеев).
Копилка знатока.
Важнейшие даты в истории Смоленского края.

Блок III. Мир культуры.
Правила поведения в театре, клубе, кинотеатре.
Правила поведения за обеденным столом.
Правила поведения в храме.
Интересно знать.
Зачем и как украшали одежду. Головные уборы. Пояс - важнейший предмет костюма. Откуда пришли овощи? Русская игра. Языческие боги. Христианство. Праздник Рождества Христова. Икона Смоленской Богоматери Одигитрии. Обычай дарить крашеные яйца. Пасхальные игры. Святые источники Рославльской земли. О культуре Смоленщины.
Копилка знатока.
Памятники культуры и истории районов Смоленской области.
Календарь с народными приметами и поговорками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Процесс изучения особенностей родного края связывается с формированием определенных знаний и умений по краеведению. Усвоение младшими школьниками элементарных краеведческих представлений, знаний и умений необходимо для применения их в различных видах деятельности: познавательной, коммуникативной, трудовой и других. Оканчивая начальную школу, ученики должны не только владеть знаниями и умениями но краеведению, но и практически их применять.
Контроль за знаниями и умениями следует осуществляться систематически на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить вес то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь по краеведению. При этом можно использовать различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания.
Материал для осуществления контроля заложен в методический аппарат учебного пособия «Азбука Смоленского края»: контрольные вопросы в конце каждой темы, раздел «Проверь себя» в конце изучения каждого раздела программы «Мир природы», «Мир истории», «Мир культуры».
В конце учебного года необходимо провести итоговую проверку и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса по изучению «Азбука Смоленского края». Педагог, вынося оценку и отметку, должен каждый раз обосновывать их, руководствуясь логикой и существующими критериями R методическом письме Министерства общего и профессиональною образования РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 года «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
В целом же итогом систематической работы но данной программе должны стать не узкоспециальные краеведческие знания и умения школьников, а их более высокий уровень общего развития и культуры.

К концу 4 класса дети должны
ЗНАТЬ УМЕТЬ

По природно-географическому краеведению

- географическое положение, границы и
территории Смоленской области;
- определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изученные географические объекты;
- особенности рельефа, климата, почв Смоленщины; - различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование: - различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
названия некоторых рек, озер и водохранилищ Смоленской области; - различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
- названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края; - выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения:
- меры по охране природы и Смоленской области;
-- подготовить рассказ, сообщение,
доклад, реферат природо-краеведческого содержания на основе материалов учебного пособия по краеведению, а также дополнительных источников;

нахождение некоторых особо охраняемых
природных территорий Смоленской области;
- правила поведения в природе.
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели природно-географических объектов.

По культурно-историческому краеведению

- как называли предков смолян, основные их занятия;
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;
- торговые связи смолян в древности;
- подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
- названия древних городов Смоленщины;
проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму
- современную символику Смоленщины (Гep6, флаг);
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
- названия некоторых башен Смоленской крепости;
- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609-1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941 -1 945 гг.
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
- имена некоторых земляком, прославивших родной край;
- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков,
- элементы костюма смолян в древности;
- названия некоторых блюд, которые любили наши предки; - соблюдать правила поведения за обеденным столом;
названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
- День города Смоленска;
- некоторые игры и хороводы прожитых лет; - играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
- историю возникновения письменности у
наших предков;
- название самой почитаемой на Смоленщине иконы;
- названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей
- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры. - выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников

Варианты работы по курсу «Азбука Смоленского края»
Региональный курс для младших школьников разработан с учетом вариативности его использования. При этом каждый учитель должен обязательно учитывать базисный учебный план своего образовательного учреждения, условия организации учебно-воспитательного процесса в своей школе, уровень подготовленности учащихся и ряд других обстоятельств, прежде чем им будет выбран определенный путь работы по «Азбуке Смоленского края».
Данный курс может быть использован в нескольких вариантах:
- во-первых, на самостоятельном уроке регионального компонента в 4 классе (максимально - 68 часов, минимально - 34 часа);
- во-вторых, на самостоятельном уроке регионального компонента в 3-ем классе (34 ч.) и 4-ом классе (34 ч.);
С 2003/2004 учебного года в Базисном учебном плане Смоленской области предусмотрено время на изучение регионального курса «Азбука Смоленского края» в 3-ем и 4-ом классе, в образовательной области «Окружающий мир» отведен 1 час в неделю. Данное обстоятельство привело к появлению этого варианта работы по курсу. Программа рассчитана на 68 часов. Если ее изучать не один, а два года, то есть в 3-ем и 4-ом классах, то она автоматически делится пополам. Следовательно, в 3-ем классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4-ом классе - 34 часа (1 час в неделю). При этом необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство – детям 3-го класса изучать первую часть «Мир природы» будет трудно, так как многие природоведческие категории им еще не знакомы. И это нарушает реализацию одного из ведущих принципов нашей программы - принципа доступности и посильности. Поэтому необходимо после вводного урока и знакомства со всей книгой, состоящей из 3-х частей, приступить к изучению «Мира культуры», затем «Мира истории» и «Мира природы». При этом можно пользоваться предложенным в этой программе Примерным планированием занятий, но в обратной последовательности. Указать точно, на какой теме в конце 3-го класса вы закончите учебный год, практически невозможно, так как темп прохождения материала у каждого свой. Необходимо помнить, что в конце каждого учебного года необходимо проводить обобщение по пройденному материалу.
- в-третьих, как дополнение к курсам естествознания и обществознания.
В этом случае необходимо помнить о следующем:
а) дополнять удобнее уже интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя темы «Естествознания» и «Обществознания»;
б) начинать изучение «Азбуки Смоленского края» можно и.нужно по мере необходимости, продиктованной федеральной программой «Окружающий мир» любого автора, то есть как со 2-го, так и с 4-го класса;
в) состыковывать содержание близких по названию тем курсов при составлении учебно-тематического планирования «Окружающего мира» и «Азбуки Смоленского края»;
г) не обязательно следовать логике построения курса и предложенной расчасовке тем программы «Азбуки Смоленского края» и стремиться ее освоить за 34 и 68 часов, так как в этом случае первостепенное значение имеет выполнение федеральной программы, которая вбирает в себя содержание и часы региональной программы. Главное при этом, что федеральный курс дополнен региональным;
- в-четвертых, на факультативе или кружке в последний год обучения младших школьников:
- в-пятых, как вводный курс краеведения в 5 классе, если он по каким-то причинам не изучался в начальной школе;
- в-шестых, учебник «Азбука Смоленского края» может быть и книгой для самостоятельного чтения.
Предложенные варианты работы по «Азбуке Смоленского края» реализуют основные цели регионального курса при соблюдении важного условия - использования в работе всех частей книги «Азбука Смоленского края».









Примерное тематическое планирование
инвариантной части программы
«Азбука Смоленского края»


п/п Тема раздела, занятия
Кол-во
часов Дата
проведения
1. Вводный урок. 1
2. Блок I. Мир природы. 22
2.1. Вводный урок. 1
2.2.
Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области. 1
2.3. Почвы Смоленской области. 1
2.4.
Урок творчества. Выпуск стенгазеты
«Берегите почву!» 1
2.5. Полезные ископаемые. 1
2.6. Водоемы Смоленщины. 1
2.7. Урок - экскурсия к местному водоему. 1
2.8. Закрепление пройденного материала 1
2.9. Растения леса нашего края. 1
2.10. Растения луга нашего края. 1
2.11. Растения болота нашего края. 1
2.12. Грибы. 1
2.13. Экскурсия в музей «Смоленский лен». 1
2.14. Закрепление пройденного материала. 1
2.15. Животные Смоленской области: насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. 1
2.16. Птицы Смоленской области. 1
2.17.
Урок творчества. Изготовление кормушек для птиц. 1
2.18. Млекопитающие нашего края. 1
2.19. Охрана природы. 1
2.20.
Урок творчества. Изготовление книжки-малышки «Природа края в опасности». 1
2.21. Проверьте себя. 1
2.22 Обобщение по разделу. 1
3. Блок II. Мир истории. 26
3.1. Вводный урок. 1
3.2. Наши предки. 1
3.3. «Из варяг в греки». 1
3.4.
Урок творчества. Изготовление модели ладьи. 1
3.5. Города Смоленщины. 1
3.6. Герб и флаг нашей области. 1
3.7.
Урок творчества. Составление герба своей местности. 1
3.8. Смоленская крепостная стена. 1
3.9. Урок творчества. Изготовление макета крепостной стены. 1
3.10. Война с монголо-татарами под Смоленском. 1
3.11. Война с Польшей 1609-1611 гг. 1
3.12. Отечественная война 1812 года 1
3.13. Война с Германией 1941-1945 гг. 1
3.14. Урок- экскурсия в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 1
3.15. Награды Смоленщины. 1
3.16. Урок-экскурсия по местам боевой славы. 1
3.17.-3.24. Наши земляки. 7
3.25. Проверьте себя 1
3.26. Обобщение по разделу 1
4 Блок III. Мир культуры. 18
4.1. Вводный урок. 1
4.2. Жилища и предметы быта. 1
4.3. Урок творчества. Изготовление макета избы. 1
4.4. Как одевались в старину. 1
4.5. Урок творчества. Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет». 1
4.6. Что ели наши предки. 1
4.7. Урок-праздник «Русская кухня». 1
4.8. Праздники. 1
4.9. Игры и хороводы. 1
4.10. Урок-праздник с играми и хороводами. 1
4.11.-4.12. Письменность. 2
4.13. Урок творчества. Изготовление рукописной книги. 1
4.14. Храмы и монастыри Смоленщины. 1
4.15. Урок творчества. Изготовление модели церкви или колокольни. 1
4.16. Урок-экскурсия «Культура Смоленщины сегодня». 1
4.17. Проверьте себя. 1
4.18. Обобщение по разделу. 1
5 Заключительный урок. Обобщение по курсу «Азбука Смоленского края» 1

Примерное тематическое планирование
инвариантной части программы
«Азбука Смоленского края»


п/п Тема раздела, занятия
Кол-во
часов Дата
проведения
1. Вводное занятие. 1
2. Блок I. Мир природы 11
2.1. Природные особенности Смоленской области. 1
2.2. Полезные ископаемые. 1
2.3. Водоемы Смоленщины. 1
2.4. Растения нашего края. 1
2.5. Растения нашего края. 1
2.6. Грибы. 1
2.7. Смоленский лён. 1
2.8. Животные нашего края. 1
2.9. Животные нашего края. 1
2.10. Охрана природы. 1
2.11 Проверьте себя. 1
3. Блок 11. Мир истории 12
3.1 Наши предки. 1
3.2. «Из варяг в греки». 1
3.3. Города Смоленщины. 1
3.4. Герб и флаг нашей области.
3.5. Смоленская крепостная стена. 1
3.6.-3.7. Военное прошлое Смоленщины. 2
3.8. Награды Смоленщины и города Смоленска. 1
3.9. Места боевой славы. 1
3.10.-3.11. Найти земляки. 2
3.12. Проверьте себя. 1
4. Блок III. Мир культуры. 10
4.1. Жилища и предметы быта. 1
4.2. Как одевались в старину. 1
4.3. Что ели наши предки. 1
4.4. Праздники. 1
4.5. Игры и хороводы. 1
4.6. Письменность. 1
4.7. Храмы и монастыри Смоленщины. 1
4.8. Культура Смоленщины сегодня. 1
4.9. Урок- экскурсия «Проверьте себя». 1
4.10. Обобщение пройденного за год. 1

Составляющие учебно-методического комплекта регионального курса
Для реализации целей и задач регионального курса разработан целостный учебно-методический комплект, рассчитанный на выпускной класс начальной школы.
Сегодня УМК включает:
1. Программу регионального курса для младших школьников.
2. Учебное пособие «Азбука Смоленского края», состоящее из трех частей: 1-ая часть – «Мир природы», 2-ая часть – «Мир истории», 3-я часть – «Мир культуры».
3. Методическое пособие для учителя.
4. Аннотированные справочники статей по школьному краеведению в помощь учителю.
С целью научно-методического сопровождения регионального курса создана учебная программа целевых курсов повышения квалификации учителей начальных классов, работающих по «Азбуке Смоленского края». В рамках реализации этой программы учителя совершенствуют свои знания по разным направлениям школьного краеведения и осваивают методику работы по региональному компоненту.





Пожалуйста, оцените конспект - Рабочие программы в 3 классе УМК "Школа России":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: natali15181 7 октября 2011 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2012. Ссылка на 4 ступени обязательна. | Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата | Сколько стоит продвижение этого сайта?

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн