Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Родительское собрание "Диагностика мыслительных способностей учащихся" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Родительское собрание "Диагностика мыслительных способностей учащихся" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Родительское собрание
«Диагностика мыслительных способностей учащихся» Кое – что о типологии мышления. Диагностика мыслительных способностей школьника, как и любых других психических свойств, основывается на соответствующей типологии. Типология мышления строится прежде всего исходя из природы его объекта. При этом в качестве основных типов выступают: 1. Наглядно – действенное мышление. Осуществление мыслительных операций на основании физического оперирования (манипулирования) объектами или тем, что их может замещать (рисунок, игрушечный макет и т.п.) Ребенок совершает мыслительные операции путем реального наложения предметов друг на друга, деления большой группы на несколько меньших и т.п. 2 Наглядно – образное мышление. Человек имеет дело с предметами, данными ему в живом восприятии – либо в натуральном виде, либо в изображении (наглядно), но при этом оперирует ими только в уме, без непосредственного контакта с ними. 3. Репродуктивно – образное мышление. От предыдущего типа отличается прежде всего отсутствием живого восприятия. Объектом оперирования являются образы репродуктивного воображения – либо следы конкретных образов, возникших в процессе живого восприятия, либо актуализированные (оживленные) представления памяти. 4. Абстрактно – знаковое, или логико – аналитическое, мышление. Выполнение операций с понятиями, представленными в виде абстрактных символов (буквенных, цифровых и т.п.) Педагоги, родители давно обратили внимание на то, что среди детей, воспитывавшихся в совершенно одинаковых условиях, тем не менее наблюдаются существенные межиндивидуальные различия в отношении доминирующего типа мышления. По этому признаку все дети в педагогике условно делятся на три типа: 1. «теоретики» (те, у кого наблюдается направленность на абстрактно – знаковое, или логико – аналитическое, мышление) 2. «Художники» (дети с направленностью на образное мышление - 2 –й и 3 –й типы в приведенной выше типологии) 3. Смешанный тип (те, в ком сочетаются оба типа направленности – без заметного преобладания одного из них) «Теоретики» и «художники» могут заявлять о своем типологическом своеобразии уже в младшем школьном возрасте. «Теоретики» углубляются в детали явлений, докапываются до их сущности; в их мыслях замечается тяготение к рассуждениям, логическим доказательствам. Мечтатели, поэты видят предмет или явление в его общих очертаниях; на них производит большое впечатление красота заката, грозовая туча; они восхищаются игрой красок, в то время как теоретики ставят вопросы: отчего небо в одном и том же месте бывает лазурным, в другое – алым? Дети со смешанным типом мышления характеризуются гармоничным сочетанием черт как логико – аналитического, так и художественного типов. Следует ли считать этот тип самым благоприятным вариантом умственного склада индивида? Такой вывод был бы, пожалуй, чересчур прямолинейным. Лучше, когда у ребенка есть, пусть небольшой, но перевес определенного типа мышления. Это облегчает профессиональное самоопределение. Диагностика №1 «Рифма» Объясняется, что такое рифма (приводятся примеры), после чего предлагается, подобрать как можно больше рифм к словам «лето» и «ночь». Проверяется способность к оживлению словесных ассоциаций, которое является важным элементом мыслительного процесса. Зачёт – не менее трех рифм на каждое из названных слов. №2 «Противоположности» В каждом из четырех заданий дается пять слов, из которых нужно выбрать два, имеющие противоположные значения (эти слова подчеркнуты) 1. Постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда. 2. Любой, некоторый, какой – нибудь, этот, никакой. 3. Принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, разглядывать. 4. Жизнерадостный, незаметный, проникновенный, выдающийся, глубокий. Этот тест проверяет не только знание слов, способность к анализу их значений, но и рассудительность (как черту противоположную импульсивности). Последнее связано с тем, что в каждое задание специально включено провоцирующее слово, которое является мнимым антонимом (слово, противоположное по смыслу) одного из настоящих антонимов (оно набрано в разрядку) №1 Постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда. Так, в первом задании антонимом слова «никогда» является «всегда». Однако некоторые ученики (как правило, импульсивные) вместо последнего ошибочно выбирают «постоянно», хотя для него антонимами являются: «иногда», «время от времени», «нерегулярно», «эпизодически». Зачет – минимум 3 правильных ответа. №3 «Умозаключения» Каждая из трех задач, предлагаемых в данном тексте, содержит две посылки, являющиеся основанием для определенного логического вывода. Какого именно? 1) Все предметы группы М входят в группу Р. Все предметы группы С входят в группу М. Следовательно, … (все предметы группы С входят в группу Р). 2) Все ученики 3 «Г» класса учатся только на «4» и на «5». Алик и Оксана часто получают тройки. Следовательно, … (Алик и Оксана не являются учениками 3 «Г» класса) 3) Некоторые люди скрывают свой эгоизм. Все эгоисты – люди. Следовательно, … 4. Сопутствующее событие 5. Аналоги и сравнения 6. Последствия 3 Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами» Называется какой – либо предмет, например, «дом». Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. Следует ориентироваться на самые разные свойства, характеризующие предмет. В примере со словом «дом» это могут быть следующие свойства: • Размер – собачья конура, улей • Степень комфорта – сарай • Открытое или закрытое пространство – поле • Чужое или свое помещение – больница, вокзал При групповой работе в игре побеждает тот ребенок, который написал наибольшее количество противоположных свойств, четко доказав при этом ответы, распределил противоположные предметы по группам. Эта игра формирует способность изучать свойства предмета, знакомит с такой категорией, как противоположность, что очень важно для развития интеллектуальных способностей ребенка. 4 Игра «Составление предложений» Ребенку предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Дается задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Время выполнения задания ограничено: 10 минут при групповом занятии и 15 минут при индивидуальной работе. Ответы ребят могут быть банальными: «Медведь уронил в озеро карандаш», а могут быть и сложными, с введением новых объектов: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил рыбу в озере». Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов. Можно рекомендовать следующие группы слов для выполнения данного задания: • Река, ручка, собака. • Дерево, тигр, человек. • Мост, человек, тетрадь. 5 Игра «Поиск общих свойств» Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например, блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка. За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты. 6 Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами» Называется какой – либо предмет или явление, например, стрекоза, поезд, пылесос, вентилятор, душ и т.д. Время ограничено, на одно слово 5 – 10 минут. Задание ребенку: написать как можно больше предметов, сходных с названным по каким – либо свойствам, т.е. предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребенок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Например, слово «вертолет». Могут быть названы: «бабочка», «птица» (они садятся и летают), «автобус», «автомобиль», «поезд» - это транспортные средства, «вентилятор» (важные части вращаются) и т.д. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам. 7 Игра «Учимся выражать мысли другими словами» Учащиеся начальной школы часто имеют плохо развитую речь. Им часто легче вызубрить содержание параграфа, чем рассказать его содержание своими словами. Эта игра как раз и направлена на то, чтобы научить оперировать своими словами. Ученику предлагается несложная фраза: «Нынешнее лето будет очень жарким». Инструкция: необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Эта игра учит точно выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли, развивает речь ребенка. Роман Е.В., учитель МОУ ОСОШ №1 п. Октябрьский Пермского края Авторские права: Роман Е.В. учитель МОУ ОСОШ №1 Пожалуйста, оцените конспект - Родительское собрание "Диагностика мыслительных способностей учащихся": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2130 |
Конспект прислал: 1993ru 29 августа 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||