Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем., план., русский язык, 3 класс » Программа внеклассных занятий по русскому языку в 3 классе и 11 конспектов занятий. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Программа внеклассных занятий по русскому языку в 3 классе и 11 конспектов занятий. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» Города Лабытнанги Программа факультативного курса «ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ» Автор: Ершова Галина Ивановна, учитель начальных классов Г. Лабытнанги 2011 ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ. Пояснительная записка. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Необходимость проведения внеклассной работы диктуется , однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Цели внеклассной работы шире, а именно: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; содействовать развитию речи детей; совершенствовать у них навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития; воспитывать интерес к предмету. Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами. Новая программа по русскому языку обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Большее значение придаётся словарной (лексической) работе. Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Внеклассные занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая внеклассные занятия с уроками русского языка и чтения, обогатить знания детей о слове. - Объясните смысл пословиц. 3 Игра «Кто быстрее?» К О Л О Б О К - Нужно составить слова. - Определите род существительных. Составьте с одним из слов предложение. Найдите основу, выпишите словосочетания. 4 Фразеологизмы. - Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более образной, эмоциональной и колоритной. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому их часто можно заменить одним словом, например: бить баклуши – бездельничать, зарубить на носу – запомнить, очки втирать – обманывать. А) Рука об руку - …, из рук вон плохо - …, сбыть с рук - …, мастер на все руки - …, сидеть сложа руки - … . - Какое слово часто встречается? Замените фразеологизмы одним словом. Б) … нитками сшито - … (непрочно) Среди … дня - … (нагло) Сказка про … бычка - … (повторяешься) Чёрным по … написано - … (доступно) - Догадайтесь, какое слово подойдёт ко всем фразеологическим оборотам? Замените их одним словом. 5 Игра «Фразеологический зверинец». Голоден как …, хитёр как …, труслив как …, изворотлив как …, надут как …, нем как …, упрям как …, болтлив как …, колючий как … . - определите род существительных. 6 Итог занятия. - Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Какое настроение в конце занятия? Занятие 8 Цели занятия: Продолжить работу над фразеологическими оборотами; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать интерес к русскому языку. Ход занятия. 1 Организационный момент. 2 Замените одним словом: - Собачья жизнь - …, собака на сене - …, вот где собака зарыта - …, как кошка с собакой - … - Какое слово повторяется? 3 Игра «Что это?» А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело? Б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают. В) Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. - Определите род и число существительных. Составьте с ними предложения. - Какие это предложения? Дайте характеристику. 4 Составьте пары слов- антонимов: Обвинение Замедление Деление Повышение Понижение Отсутствие Вычитание Оправдание Ускорение Сложение Присутствие Согласие 5 Определите правильную последовательность строк в четверостишии. На полянке у тропинки С бугорка ручей бежит Пробиваются травинки А под ёлкой снег лежит. - Найдите основы предложений. - Фонетический разбор слова «Ёлкой» 6 Найдите в предложении лишнее слово: Во дворе бегал маленький щенок. Вася поймал в воде ерша и карася. 7 Итог занятия. Занятие 9 Цель занятия: Учить детей различать пословицу и поговорку; употреблять в речи фразеологизмы; обогащать и активизировать словарный запас; повышать интерес к русскому языку. Ход занятия. 1 Организационный момент. 2 Игра «Четвёртый лишний». - В каждой группе пословиц найдите пословицу, которая не подходит к остальным по смыслу. Докажите. А) У семи нянек дитя без глазу. Семеро одну соломинку поднимают. Дело всех - ничьё дело. Где все стригут – там овцы голы. Б) Не учи собаку лаять. Скажи курице – она всей улице. Яйца курицу не учат. Не учи плавать щуку, щука знает свою науку. 3 Составьте из данных слов пословицу или поговорку. А) Терпеть, быть, казак, атаман. Б) Глаз, бревно, сучок, замечать, видеть, чужой, свой. В) Семь, дитя, глаз, няньки. - Чем отличается пословица от поговорки? 4 «Ни пуха, ни пера!» - Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле. Объясните смысл. Рано утром мама – квочка в класс отправила сыночка. Говорила: « Не дерись, не дразнись, не петушись. Поспеши, уже пора! Ну, ни пуха, ни пера!» Через час, едва живой, петушок идёт домой. Он со школьного двора ковыляет еле-еле, А на нём и в самом деле нет ни пуха, ни пера! 5 Укажите части речи: Бабка Дарья холст чернила. Внучка пролила чернила. Снежное покрывало всё поле покрывало. - Найдите основу предложения. Дайте характеристику. 6 Запишите, какое слово получится, если прочесть его от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы. ЛОГ - …, КУЛЬ - …, ПАРК - … . 7 Составьте пары слов – синонимов. Жалоба Властелин Повелитель Тревога Биография Сетование Волнение Жизнеописание Автономия Самоуправление - Найдите в каждом слове окончание. Что такое окончание? Для чего оно служит? 8 Итог занятия. Занятие 10 Цель занятия: Провести соревнование в виде игры – КВН; проверить полученные знания; повысить интерес к изучению русского языка. Ход занятия. 1 Оформление. Вывешены плакаты: «Учите русский – годы к ряду, с душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, и та награда – в нём самом». Сабир Абдулла. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.И.Куприн. 2 Вступление. - Язык на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен людям всего мира. 3 Приветствие команд (участвуют 3 команды). - Мы весёлые ребята, и не любим мы скучать, С удовольствием мы с вами в КВН будем играть. - Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба владычицей побед. - И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование, Успех решает не судьба, а только наши знания. - И соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней. 4 Все участники поют песню о ВКН (на мелодию песни «Улыбка» композитора В.Шаинского). Любит КВН наш дружный класс, и объявит заседание сейчас. Вот болельщики, а вот жюри. Путь к победе труден, что ни говори. Нам доверено с тобой провести удачный бой, чтоб находчивость и знания проверить. Ты велик, родной язык, ты богат, родной язык, ты наш друг, И в это все мы будем верить. 5 Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы. - Вам и слава, и почёт! Все мы любим точный счёт. 6 Болельщики приветствуют команды. - За команды мы «болеем» и помочь друзьям сумеем! 7 Разминка «Угадай название нашей команды». 1) Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом. 2) Название нашей команды обозначает название действий предмета, Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? В предложении бывает сказуемым. 3) Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ?, в предложении бывает второстепенным членом. 8 Ведущий обращается к болельщикам: - Какое название имеет каждая команда? Какие ещё части речи вы знаете? Какая часть речи не изменяется? 9 Домашнее задание. (Капитан каждой команды читает сочинение, написанное на грамматическое правило, и передаёт его жюри). 10 Конкурс капитанов. Задание: Определить части речи выделенных слов. - Посадила мама в печь пироги с капустой печь. - Снежное покрывало всё поле покрывало. - Ведро дало течь, и вода стала течь. 11 Конкурс болельщиков. Задание: отгадать загадку и определить часть речи. - Стоит дом, Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа) - Белый зайчик прыгает по черному полю. Слёзы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел) - Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь) 12 Конкурс команд «Слово – змейка». Командам предлагается за 1-2 мин. Записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, н-р: адрес, салют,… 13 Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи». - По опорным словам сочинить четверостишие: щенка – пока, помогите – найдите. (У меня есть 3 щенка, кличек нет у них пока. Мне, ребята, помогите, клички для щенков найдите.) 14 Конкурс капитанов «Вспомни правило и докажи примером». - За 1-2 мин. Написать слова на изученные правила, доказать примером. 15 Конкурс команд. Задание: раскрыть смысл крылатых выражений. - Рукой подать -…, В час по чайной ложке -…, морочишь голову - …, во весь дух - …, склонять по падежам - …, засучив рукава - …, спустя рукава - …, прикусить язык - …, ни пуха, ни пера - … 16 Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки). 17 Конкурс капитанов. Задание: раскрыть скобки в предложениях. - Язык (до) Киева (до) ведёт. - Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. - (с) горы (с) бежал поток проворный. 18 Конкурс болельщиков. Задание: отгадать слова. - Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (РАСПИСКА) - Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (ЗАВЯЗКА) 19 Конкурс для команд. «Можем мы диктант писать на 4 и на 5». - Каждый участник команды пишет по 2 слова и передаёт следующему. В конце проверяют вместе и сдают жюри. ТЕКСТ: Русский язык. Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Торжественно мы произносим слова: Родина, мама, мир. Русский язык помогает нам дружить. 20 Конкурс болельщиков. Задание: найти слова, которые спрятались. - Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки. 21 Жюри объявляет счет. Подводятся итоги. 22 Участники читают стихи: - Грамматика, грамматика – наука очень строгая! Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без неё плохое было бы житьё! Не составить телеграмму и открытку не отправить, Даже собственную маму с днём рожденья не поздравить! Отправляя поздравленья, помни правила склоненья. Род, число и падежи крепко в памяти держи! А приставки и частицы – вроде хитреньких зверьков! Им охота порезвиться, обмануть учеников! Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая. Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я! Занятие 11. Цель занятия: Совершенствовать навыки написания предлогов и приставок; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать интерес к русскому языку. Ход занятия. 1 Организационный момент. Блиц «Автомобильный». Определите род существительного. - Водитель машины. Шофёр. - Передвижение на машине или лошади. Езда. - Рабочее место водителя автомобиля. Кабина. - Предприятие, выпускающее машины. Автозавод. - Баранка, но не к чаю, а в руках шофёра. Руль. - Баня для автомобилей. Мойка. - Двухместный двухколёсный велосипед. Тандем. - Тот, кто двигается медленно. Тихоход. - Запишите слова автозавод и тихоход. Кто догадается, какие это слова? Разберите их по составу. Это сложные слова. Кто догадается, почему? - Какое новое слово вы узнали? 2 Заполни таблицу: Набор букв в скобках Предлог Приставка 1 (На) стенный календарь 2 Фотография (на) стене 3 Сбежать (с) горы 4 (В) нести рюкзак 5 (Под) прыгнуть высоко 6 (Об) радовать успехами 7 Задержаться (в) классе 8 Отчалить (от) берега 9 (С) тянул с верёвки - Докажите свой выбор. 3 Запишите предложения под диктовку: - Косили раз косцы у леса. Все ушли на обед. Я остался с собакой Жучкой. Мы валялись в траве. Что-то холодное проползло по руке. Это была гадюка. Она вылезла из сухой травы. Жучка кинулась на змею. Через минуту клочки гадюки лежали на земле. - Найдите в тексте предлоги. Как пишутся предлоги со словами? - Разберите по составу слова вылезла, проползло. 4 Игра: «Буквы потерялись» - Отгадайте названия деревьев, из выделенных букв составьте ключевое слово: название места, где эти деревья можно встретить. Л С А Л Б З Л Н Л (Лесопарк) - Какое это слово? Разберите его по составу. Сколько в нём корней? 5 Итог занятия. - Что особенно понравилось? Что узнали нового? Какие задания вызвали затруднения? Авторские права: Ершова Галина Ивановна Пожалуйста, оцените конспект - Программа внеклассных занятий по русскому языку в 3 классе и 11 конспектов занятий.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2739 |
Конспект прислал: gerchova 89 8 ноября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||