Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть мама и сын видео

Официальный сайт openclass 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
А что за четыре девчулечки на фотографии справа?

А это, дорогие коллеги, мои сегодняшние ученицы! :)
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » конспекты уроков, математика, 1 класс » Фрмирование орфографической зоркости в начальной школе


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Фрмирование орфографической зоркости в начальной школе


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

« Формирование орфографическая грамотности в начальной школе»
Кожина ВН
МОУ СОШ №16
П Хани Якутия

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Лингвистические основы формирования орфографического навыка у
младших школьников 6
1.1. Орфографическая грамотность – основа правописания 6
1.2. Орфографический навык и условия его формирования 7

Глава 2. Пути совершенствования орфографической подготовки младших
школьников 11
2.1. Причины орфографически неграмотного письма учащихся и
пути его преодоления 11
2.2. Учет состояния орфографической грамотности письма 22


Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 29















Введение

Актуальность. Поиск наиболее оптимальных путей формирования навыков грамотного письма у учащихся начальных классов общеобразовательных школ представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему.
Орфографическая грамотность учащихся – проблема, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена. В чем же причина?
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. К сожалению не все учителя понимают правильно смысл этого. Поэтому орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка [1].
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение Г.Г. Граник) и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский [23], М.Р. Львов [18, 19], М.М. Разумовская [22] и др.), «орфографическая сле¬пота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Почему учащиеся, зная правила, не замечают тех мест, которые требуют применения них правил? Ответ прост. В традиционной системе обучения отсутствовало целенаправленное формирование соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить какое орфографическое упражнение раньше было самым распространенным в школьных учебниках? Упражнение на вставку пропущенных букв. В чем оно тренировало? В применении того или иного орфографического правила. Место же в слове, требующее применения правила, всегда было уже показано.
Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.
Отсутствие орфографической зоркости делает непродуктивной еще одну операцию, о которой всегда напоминают учителя при завершении любых письменных работ. Призыв «Проверяйте!» подталкивает учащихся к перечитыванию написанного. Но снова неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки.
Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формированием у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной. При этом так же очевидно, что начинать столь важную работу нужно заблаговременно, до изучения основных орфографических правил, поскольку применение правила – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи.
Особая роль в формировании орфографической зоркости, орфографического навыка принадлежит начальным классам. Словом «орфограмма» младшие школьники начинают пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Еще в период обуче¬ния грамоте опытный учитель включает в пись¬менные упражнения первоклассников не только слова, с алфавитным или фонетико-графическим написанием, основанные на прямом соотноше¬нии между звуками и буквами, — но и слова, в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребенка не воз¬никла иллюзия благополучия (М.Р. Львов): пи¬сать научиться легко – как слышишь, так и пи¬ши. Нужно, чтобы ученик, улавливая несоот¬ветствие в произношении и написании отдель¬ных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно знания алфавита, необходимо ос¬воение и других законов письма [5, с. 32].
Позднее на уроках русского языка ученик открывает для себя эти законы – знакомится с правилами правописания. Но, как показыва¬ет практика, знание правил не может застра¬ховать ребенка от ошибок. Поэтому учителю нужно научить учащихся превращать свои знания в навыки.
Таким образом, проблема формирования навыков грамотного письма является актуальной.
Для решения данной проблемы, я поставила перед собой цель: изучение особенностей формирования навыка грамотного письма учащихся младших классов.
Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи:
1) изучить научные и методические материалы по проблеме формирования навыков грамотного письма;
2) выявить причины орфографически неграмотного письма учащихся;
3) определить пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников;
3) обобщить теоретические и практические выводы и создать методические рекомендации.
Научная новизна и значимость работы заключается в том, что:
- научно обоснованы методы и приемы комплексного обучения орфографической зоркости;
- установлено, что недостаточное развитие словарного запаса затрудняет освоение орфографического навыка;
- теоретически обосновано, успешно апробировано содержание и технология работы по формированию навыков грамотного письма.
Основные методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- анализ школьных программ, учебников, учебных по¬собий, обучающих методик (традиционных и развивающих);
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- педагогический эксперимент в условиях реального обу¬чения.
Практическая значимость. Разработанная методика формирования навыков грамотного письма у младших школьников будет способствовать формированию предпосылок орфографически правильного письма, профилактике дизорфографии в средних и старших классах. В исследовании намечены и обоснованы пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников, представлены рекомендации, которые могут быть использованы на уроках русского языка, на уроках коррекции.
Исследование проходило на базе СОШ № 16 п. Хани Нерюнгринского улуса.

Глава 1. Лингвистические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1. Орфографическая грамотность – основа правописания

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова и других, а также советских методистов и психологов – М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского.
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию, утвердилось направление, учитывающее языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.
Так как наше правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии и синтаксису, и словарная работа; важно также, чтобы параллельно с орфографическими упражнениями шли и речевые упражнения.
Обучая письму, мы обучаем ребенка не только технике письма, но и письменной речи, ее содержательной стороне и внешней, то есть звуковой. В школе обучения языку, письму и правописанию, должно быть поставлено так, чтобы учащиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы они, понимали, что письмо – важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.
В начальной школе в соответствии с возрастными особенностями детей все эти правила приходится изучать постепенно. И учет ошибок, и работа над ошибками, также должна вестись по этим правилам. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова.
Я работаю по программе «Школа 2100», которая, на мой взгляд, наиболее полно позволяет осуществить формирование навыков грамотного письма.
«Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:
1) предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей;
2) введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм» [21, с. 197].
Таким образом, созданная программа по русскому языку, действующая ныне, дает возможность для создания благоприятных условий усвоения орфографического материала, так как обеспечивает связь с занятиями по языку в целом, ставит занятия по орфографии на прочную базу знаний и умений в области языка.


1.2. Орфографический навык и условия его формирования

Как было сказано ранее, один из путей решения проблемы орфографической грамотности – это формирование орфографического навыка.
Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения [26, с. 88].
Термин «автоматизированный» следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнения подвергающегося автоматизации.
Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разрешить на две группы, предложенные М.Р. Львовым:
- навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
- навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).
Но и в той и в другой группе, центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы.
Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае, когда звук в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой.
Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 4447 с текстом kuroku 14816

Стоимость SMS - 39 руб.

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет 39 рублей без НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 



Слова Ошибки
15.01. 22.01. 29.01.
Сорока
Петух
Ворона
+
Заяц
Собака
Баран
Корова

+ +
Девочка
Ученик
Учитель +

+

Данный учет позволяет отследить те словарные слова, на правописание которых следует еще раз обратить внимание учеников.
Для того чтобы увидеть истин¬ную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе, я составляю на класс таблицу грамотности (см. таблица 2).
Таблица 2.
Таблица грамотности, 1 класс
№ Список учащихся Орфограммы
Словарные слова Большая буква Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу Мягкий знак Безударные гласные Парные согласные Предлоги со словами




Для того чтобы проверить умение учащихся пра¬вильно писать слова с отработанными ор¬фограммами провожу разные виды слуховых диктантов: словарные, диагнос¬тические (до 10 слов на 3-4 диагностируе¬мые орфограммы; равное количество слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение; слова даются в текс¬те вперемешку).
Без выявления причин, вызывающих трудности в овладении навыком грамотного письма невозможна эффективная работа по их преодолению. Поэтому в работе использую психодиагностическую таблицу Н.П. Локаловой, которая позволяет определить причины трудностей в усвоении знаний и формировании навыков грамотного письма (см. Приложение № 5).
Следует помнить, что быстрота и проч¬ность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способнос¬тей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, глав¬ными из которых, по моему мнению, явля¬ются: 1) четкое планирование всей работы; 2) тренировочные упражнения, опирающи¬еся на зрительные, рукодвигательные, слу¬хоартикуляционные восприятия; 3) систематический и разносторонний характер ра¬боты по орфографии; 4) постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.
Заключение

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
Условия формирования орфографического навыка:
- знание правила – теоретическая база, т.к. инструкция решения орфографических задач дана в орфографическом правиле;
- знание приёмов применения правила – рассуждение на основе алгоритмов способствует усвоению орфограммы;
- различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.
Умение определять место орфограммы (видеть и слышать орфограмму) – это орфографическая зоркость. Развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звукобуквенному составу слова способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять; школьник не видит орфограммы во время письма.
Только при систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы.
В своем исследовании я решила задачи, поставленные в начале работы: изучены научные и методические материалы по проблеме формирования навыков грамотного письма; выявлены причины орфографически неграмотного письма учащихся; определены пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников.
В работе мной рассмотрены этапы и приемы формирования орфографического навыка.
Формирование орфографической зоркости я провожу по 5 этапам:
1 этап. Ударение
2 этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением.
3 этап. Отработка навыка правопи¬сания безударной гласной
4 этап. Отработка умения про¬верять безударную гласную
5 этап. Восприятие орфограммы на слух
Отработка орфографического навыка осуществляется мной комплексно: обязательная работа с «Тематическим словариком» (начиная с дошкольного возраста); орфографическое чтение; орфографическое списывание; работа над орфографическими ошибками.
Благодаря использованию комплексного подхода в выборе приемов формирования навыков грамотного письма успеваемость в моих классах значительно повысилась.
В заключении, можно сделать вывод, что проблема формирования навыков грамотного письма в начальной школе, является актуальной.
Практическая работа, проведенная мной по этой проблеме, помогла сформировать следующие методические рекомендации:
1. Необходимость проведения планомерной работы по формированию навыков грамотного письма со старшей и подготовительной групп детского сада: орфографическое проговаривание словарных слов.
2. Обязательное разъяснение в буквар¬ный период несо¬ответствия произношения и написания.
3. Введение понятия «ошибкоопасное место», чтобы насторожить детей на появление воз¬можной ошибки.
4. Введение орфографических правил с выполнением нужных упражнений, а так¬же с поэтапным использованием памят¬ки для работы над ошибками.
5. Развитие фонематического слуха.
6. Целенаправленное обучение правильному списыванию текста.
7. Развитие словарного запаса детей.







Список литературы

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
2. Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т. А. Аристова // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 64-67.
3. Бельдина В.В. Развитие орфографической зоркости: Работа со слабоуспевающими учениками / В.В. Бельдина // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 35-38.
4. Богоявленский Д.Д. Психология усвоения орфограмм / Д.Д. Богоявленский. – М.: Просвещение, 1966. – 344 с.
5. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко // Начальная школа. – 2003. – № 7. С. 32-34.
6. Буркова Т.В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию / Т.В. Буркова // Начальная школа. – 2002. – № 10. – С. 28-37.
7. Вачикова В.А. Как сократить количество ошибок по русскому языку / В.А. Вачикова // Начальная школа. – 2005. – № 3. – С. 74-75.
8. Волина В.В. Веселая грамматика / В.В. Волина. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
9. Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах / Л.И. Головина // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 49-51.
10. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
11. Длугашевская С.А. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма / С.А. Длугашевская // Начальная школа. – 2005. – № 6. – С. 11-15.
12. Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение — залог повышения грамотности и развития речи / З.В. Дубовец // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 61-63.
13. Иванова В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: Просвещение, 1995. – 303 с.
14. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассника / В.А. Ильяшенко // Начальная школа. – 2000. – № 6. – С. 29-32.
15. Ковалева О.В. Памятки для работы над ошибками / О.В. Ковалева // Начальная школа. 2005. – № 1. – С. 47-49.
16. Кохичко Л.Н. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии / Л.Н. Кохичко // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 55-60.
17. Краснокутская О.И. Работа с памяткой на уроках русского языка / О.И. Краснокутская // Начальная школа. – 2000. – № 3. – С. 60.
18. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 464 с.
19. Львов М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
20. Межонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать / Г.М. Межонова // Начальная школа. – 2003. – № 7. – С. 89-93.
21. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. – 528 с.
22. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. – М.: Просвещение, 1992. – 183 с.
23. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе / Н.С. Рождественский. – М.: Владос, 1992. – 218 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.
25. Сорокина А.И. Работа над ошибками на уроках русского языка / А.И. Сорокина // Начальная школа. – 2002. – № 10. – С. 85-86.
26. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы / Б.М. Теплов. – Издание 3-е. – М.: Учпедизд, 1949. – 289 с.
27. Трушина С.В. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость / С.В. Трушина // Начальная школа Начальная школа. – 2005. – № 3. – С. 73-74.





Пожалуйста, оцените конспект - Фрмирование орфографической зоркости в начальной школе:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: melnic7 6 октября 2012 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2012. Ссылка на 4 ступени обязательна. | Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата | Сколько стоит продвижение этого сайта?
Проверка работы

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн