Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 2 класс » Конспект урока ознакомления с окружающим миром по теме: Грибы-особое царство природы. 2 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока ознакомления с окружающим миром по теме: Грибы-особое царство природы. 2 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как
особом царстве живой природы. Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков); микроскоп; демонстрационный материал: макеты грибов, упаковка таблеток пенициллина; заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсин); таблички с надписями; презентация «Грибы»; Ход урока I Организационный момент Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе ненадолго и заблудишься! II Повторение пройденного материала - Что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес-это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й ярус – деревья пониже; нижние ярусы: 3-й ярус – кустарники, 4-й – травы, 5-й – мхи, грибы.) - Какое значение имеет лес в природе? (ответы детей) - А какую роль он играет в жизни человека? (ответы детей) Итак, мы отправляемся в лес на природу. - Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа-это то, что нас окружает, но не создано руками человека.) -Какая бывает природа? (Живая и неживая.) На доске появляется схема: ПРИРОДА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ - Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.) - Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу. Игра «Кто внимательный?», если речь идет о живой природе, дети хлопают в ладоши. Например: небо, камень, дерево, солнце… - Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.) На доске схема дополняется: ПРИРОДА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ III Изучение нового материала Сегодня во время лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится? Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке: Землю пробуравил, корешок оставил. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Это гриб. Речь пойдет о грибах.) -Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.) Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? - Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? (опята, подберезовики, сыроежки.) Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока. На доске появляется карточка «Грибы». - Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (живая) - Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…) -А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений) - Почему? (Они растут на земле.) - А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плоды). - Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.) А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют». - В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.) - А к миру животных? (Тоже нет). - Так что же такое – грибы? (Наверное, это особый мир природы: ни растения, ни животные.) Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Дополняем схему на доске). - А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка) - Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.) - Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится под землей, другая – над землей.) - Как их можно назвать? (Надземная и подземная) - Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки) - Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Наверное шляпка) В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А в месте ножка и шляпка, т.е. надземная часть, имеют название «плодовое тело». (Дополняем схему на доске.) - А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба? Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.) - Какое бы вы дали название? (Ответы детей) А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница». Термины «плодовое тело», «грибница» выписываются на доске. - Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.) - Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете¸ почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.) Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия. - А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей). Давайте рассмотрим все возможные способы. Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли? - Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо¸ так собирать нельзя) Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? (Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте) - Подходит нам этот способ? (Да) Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия. - Какие? (Дождь, солнце, ветер) - Что может произойти с этой частью и грибницей? (Может высохнуть, загнить.) Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли (демонстрация на пособии) - Что происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.) - Выберите способ, который наиболее верный. - Итак, что же нового мы узнали о грибах? (Дети повторяют материал с опорой на иллюстрации и пособия на доске.) На доске слова: подберезовик, подосиновик. - Что можно сказать об этих грибах¸ исходя из их названий? (Они растут под осинами, под березами.) Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые под дубами… - Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.) Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагай и минеральными веществами. Вот как важна грибница! А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсин, покрытые плесенью.) - Что это? (Плесень) А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб) - Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.) - Можно назвать ее грибом? (Да) - А чего нет у плесени? (Шляпки.) - Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (нет) - А как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей) Этот вид грибов называется «плесневые». Знали вы об этом? - А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).) А кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами. - А как человек использует грибы? (В пищу) - Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет) - Почему? (Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.) Схема на доске приобретает вид: ПРИРОДА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯДОВИТЫЕ Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить. Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать. - Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся) Слышали такое слово – «антибиотики»? а «пенициллин»? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. (Учитель демонстрирует упаковки таблеток.) Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука¸ посвященная их изучению. Она называется «микология». На доске: микология, микос – гриб, логос – наука. - Как можно перевести слово «микология» с латыни? (Наука о грибах.) (Дети записывают определение слова «микология» в тетрадь: «Микология – наука о грибах.») Домашнее задание Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Авторские права: Лопарева Елена Алексеевна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ознакомления с окружающим миром по теме: Грибы-особое царство природы. 2 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2256 |
Конспект прислал: Лопарева Елена 14 апреля 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||