");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 3 класс » Творческая разработка урока «В царстве грибов», 3 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Творческая разработка урока «В царстве грибов», 3 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Творческая разработка урока
по предмету «Окружающему мир»
в 3-м классе
на тему:
«В царстве грибов»

Тема: «В царстве грибов»

Цель: 1. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Задачи: 1. Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
2. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека. 3. Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.
4. Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.

Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.

Оборудование:
Демонстрационный материал:1.Карточки по схеме: «природа», «живая», «неживая», «растения», «животные», «грибы», «шляпочные», «плесневые», «съедобные», «ядовитые».
2. Карточки новых слов для запоминания: «микология», «плодовое тело», «грибница (мицелий)».
3. Плакат «Строение шляпочного гриба»
4. Указка.
5. Карточка названия грибов «дубовик», «подберезовик», «подосиновик».
6. Карточки для выставки книг: «узнай», «прочти».
7. Книги и открытки: «Красная книга «Грибы»
Ф.Федорова, наборы открыток «Грибы».
8. Мягкая игрушка «Гриб».
9. Большая корзина.
10. Образцы: гриб-трутовик; грибы свежие – вешенки; иллюстрация «Сморчки и
строчки» в книге; банка с консервированными грибами; плесень на
продуктах питания (хлеб, сыр, любой); упаковка «Пенициллин».
11. Халат, шапка и фонендоскоп доктору Пилюлькину.
12. Мобильный телефон.
13. Материал для закрытия схемы и слов.

Раздаточный материал: 1. Микроскопы – 5 штук.
2. Плесень «Мукор» - 5 штук.
3. Раздаточные грибочки (оценка).
4. Тест «Проверь себя» - 5 штук.
5.Рисунки с изображением внешнего строения шляпочного гриба – 5 штук.
6.Рисунки разнообразных грибов по внешнему строению, занесенных в
Красную книгу РФ – 5 штук.
6. Плоскостные корзинки – 5 штук.
7. Карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов – по 6 штук на стол
(итого 30 штук).

План урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Стихотворение.
3. Игра на контакт.
II. Повторение пройденного материала.
1. О лесе.
2. Запись «Голоса леса».
3. О природе (живая и неживая).
4. Схема.
5. Различие живой и неживой природы.
6. Словесная игра «Кто внимательный?» (живая и неживая природа).
7. Деление живой природы на 2 мира (животные и растения).
8. Схема.
III. Сообщение темы и задач урока.
1. Загадка о грибе.
2. Задачи урока.
3. Наука «микология» - на доске.
4. Появление гриба-боровика (запись голоса).
5. Отправление на «тихую охоту» (Сергей Аксаков – писатель, знаток
русской природы).
6. Разделение на группы.
IV. Изучение нового материала.
1. Грибы – особое царство природы. (Сравнивание с растениями и
животными).
2. Схема.
3. Шляпочные грибы.
4. Схема.
5. Строение шляпочного гриба (использование рисунка и слов для
справок: надземная часть: шляпка, ножка – плодовое тело; подземная
часть: грибница (мицелий)).
6. Питание гриба.
7. Содружество грибов с растениями (семейки), определенными
деревьями (карточка «дубовик», «подберезовик», «подосиновик»).
V. Физкультминутка. (запись «Голоса леса»).

VI. Продолжение изучения темы.
1. Разнообразие грибов. (100 тысяч видов).
2. Где можно встретить грибы? (Везде).
3. Показ трутовика.
4. Рассматривание картинок с разнообразным внешним строением.
5. Показ Красной книги Чувашии, книги Ф.Федорова «Грибы».
6. Практическая работа с микроскопом (рассматривание плесени «мукор»)
7. Схема (плесневые грибы).
8. Польза плесневых грибов (упаковка таблеток «пенициллин»).
9. Использование грибов в пищу.
10. Показ маринованных грибов в банке.
11. Связь со временем года (Скоро весна… Показ в книге сморчков и
строчков, вешенки).
12. Тест «Проверь себя» по правилам сбора грибов с проверкой.
13. Обобщение о значении грибов в природе.
14. Грибы бывают съедобные и ядовитые.
15. Схема.
16. Показ «Бледной поганки».
17. Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное» с проверкой.
18. Провокационный вопрос и вывод о сохранении ядовитых грибов.
19. Звонок мобильного телефона.
20. Приход доктора Пилюлькина.
VII. Подведение итогов урока.
1. Вопросы обобщающего характера 5 группам.
2. Подсчет грибков в корзинах групп и объединение в одну.
3. Вручение лесного трофея знаний грибу-боровику.
4. Слова боровика (запись).
5. Угощение ребят съедобными грибами (печенье - грибы).
6. Прощание.

I. Организационный момент.
Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся .
Учитель: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Повторение пройденного материала.
- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.


- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и
звери разбегутся).
- Молодцы!
- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
- Правильно.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
На доске появляется схема:

Природа

живая неживая



- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру «Кто внимательный?» Я называю явления живой или неживой природы, а вы будете хлопать в ладоши, если речь пойдет о живой природе, а если, неживая природа, будете сидеть молча. Готовы?
(Проводится игра: радуга, дерево, трава, камни, птицы, звезды, звери…).
- Молодцы. Какие вы внимательные!
- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир
животных и растений).
Схема на доске пополняется:

Природа







III. Сообщение темы и задач урока.
- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
- Что это? (это гриб). Верно. Речь пойдет о грибах.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.
- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология».
На доске: микология
«микос» - гриб, «логос» - наука.
- Как можно перевести «микология» с латыни? (Наука о грибах).
- Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб-боровик (белый гриб) – всем грибам голова.
Запись голоса боровика: «Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина».
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)
(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля «Война грибов»: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; маслята – дружные ребята; лисички –сестрички и т.д.).


- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на «тихую охоту».
- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)

IV. Изучение материала.
- Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
- А к миру животных? (Тоже нет).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.


Дополняю схему на доске:

природа







- А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)
- Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.
- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными
Дополняем таблицу:












- У меня на доске и на ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.
- Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.
- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.
- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название «плодовое тело».
На доске название
- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).
- Молодцы. Запишите слева.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
- А на самом деле подземная часть называется «грибница (мицелий)»
Выписывается название на доске

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

(Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).
- А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему?
(Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).




Содружество растений и грибов.
- Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!
Написаны слова: «дубовик», «подберезовик», «подосиновик».
- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).
- Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…
- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).
- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.
- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.
- Встаньте, ребята, пожалуйста!
V.Физкультминутка. (под запись «Голоса леса).
Вот мы в лес пришли, (маршируют)
Белый гриб нашли, (руки на поясе, показать важность гриба)
Выросли маслята - (присели и слегка приставать)
Дружные ребята.
А опята - плясуны (выставление пятки, размах руками)
На поляне пляшут
Шапочками машут, (машут правой рукой)
Раз грибок, еще грибок (наклоны вперед)
Положили в кузовок. (кладут грибы в корзину).




VI. Продолжение изучения материала.
- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
- Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов.
- А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.
- Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревьях).

Учебник стр.119

Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки.

А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.
(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)
Практическая работа с микроскопами.
- Что это? (Плесень).
- А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).
- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).
- Можно назвать ее грибом? (Да).
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).
- Почему? (У нее нет шляпки).
- Совершенно верно. Этот вид грибов называется «плесневые» Знали ли вы об этом?
Дополняется схема:













- Скажите, а плесневые грибы человек как - нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).
- Слышали вы такое слово «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.
Демонстрирую упаковку таблеток.




- А люди используют грибы в пищу? (Да).
- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).
- Правильно. Молодцы.
- Я пришла к вам с непустыми руками,
Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами).
- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).
- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.



- Сегодня первый день весны и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:
- Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).
- Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы-
«подснежники». Они занесены в Красную книгу России. А еще есть
грибы – «скороспелки» на деревьях – это вешенки. (Показ настоящих грибов).
Их выращивают у нас в теплицах, налажено их производство.
- А сейчас мы проверим себя при помощи рабочей тетради.
Откройте стр.







Обобщение о значении грибов.
- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают
деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
- Кроме того, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему?

(Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).



Дополняется схема:















- Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба «Бледная поганка».
- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.


- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Съедобное – несъедобное».
Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждый из вас за столом соберет из предложенных карточек «съедобные» грибы в корзину. (там разрезы).

Дети работают.

- Закончили. Давайте проверим.
- Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).
- Молодцы, справились с заданием.
Дети выставляют корзины к доске.

- А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих «охотников» за грибами.
- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?
Провокация: - Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).
Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.
- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач.



Звонит мобильный телефон.
- Ой, ребята, извините, пожалуйста.
- Алло, доктор Пилюлькин?
- Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.
- Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!
Входит доктор Пилюлькин.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, доктор Пилюлькин!
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для
исследования в лаборатории.
- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!
- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
- Ну, мне пора! Рад был вам помочь!
- Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!
Доктор Пилюлькин уходит.
VII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги.
Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство
природы).
2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).
3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и
ядовитые).
4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
5 группе: Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей).
Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему?
(Ими лечатся животные).
- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
- Сегодня мы так много узнали на уроке.
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
- Мы собираемся все дружно со своими корзинками на поляне в кругу. И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на «тихой охоте».
- А какая же группа потрудилась лучше? Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.
- Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику – боровику.
Запись слов боровика: «Вы сегодня все хорошо потрудились и получаете
отличные оценки. А ваш лесной трофей превратился
в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я
вас угощаю».
- Поработали на «5»,
А теперь всем отдыхать!
Детей угощаю съедобными грибами – печеньем «опята».
- Все спасибо за хорошую работу!





Пожалуйста, оцените конспект - Творческая разработка урока «В царстве грибов», 3 класс:
  • 85
 (голосов: 5)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром по теме: Грибы-особое царств ...
  • Конспект развивающего урока по предмету "Окружающий мир". Тема "Царство ...
  • Конспект урока «Царство грибов»
  • Конспект урока по окружающему миру: "Путешествие в царство грибов." 3 кла ...
  • Внеклассное занятие. «В царстве грибов».
  • Конспекта урока по окружающему миру в 1 классе:"Съедобные и ядовитые грибы ...
  • Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают грибы", 3 класс
  • Конспект урока по технологии:"Лепка из пластилина. Грибы." 2 класс
  • Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2 классе. ...
  • Конспект урока окружающего мира по теме :" Грибы", 3 класс


  • 20928
    Конспект прислал: ninadorohina 14 ноября 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата