");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Роспись сувенира - матрёшки


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Роспись сувенира - матрёшки


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема: Русское народное творчество. Роспись сувенира – матрёшки.

Цели а) обучающая: познакомить учащихся с историей создания мат-
рёшки; углубить знания о народном творчестве в росписи мат-
рёшек; расширение кругозора: знакомство с современной росписью
сувениров – матрёшек и средствами и вариантами их росписи;
учить учащихся работать сразу кистью на объёмной поверхности;

б) развивающая: развитие наблюдательности, развитие эстетического
восприятия, зрительной памяти, творческой активности учащихся;
приобщение учащихся к искусству; формирование навыков
рисования кистью декоративных цветов, листьев, ягод на основе
народных приёмов;

в) воспитывающая: воспитать любовь и интерес к народному
искусству, эстетическое восприятие; воспитать бережное
отношение к игрушкам – сувенирам.

Задача: Роспись матрёшек в стиле полхов – майданской росписи,
познакомить учащихся с народным творчеством.

Время: 1 час 45 мин.

Материалы а) для учителя: наглядные пособия: игрушка – сувенир мат-
и рёшка, матрёшка расписанная учителем; иллюстрации из
оборудования: книг изделий мастеров матрёшек из Загорска, Семёнова,
Полхов – Майдана, деревянные заготовки матрёшек для
учеников и подставки для матрёшек из картона; альбомный
лист, ножницы, простой карандаш, фломастеры; загадка о
матрёшке и орнаменте;

б) для учащихся: гуашь, тряпочки, баночки, палитры, кисти;
альбомные листы.


Подготовка Для организации занятия на тему: «Русское народное
к занятию: творчество. Роспись сувенира – матрёшки». Класс
оформляется наглядными пособиями необходимыми для
практической работы: это таблица элементов полхов –
майданской росписи, иллюстрации изображений матрёшек,
оформлен угол класса, где выставляются матрёшки заводского
выпуска и матрёшки, выполненные учителем, разложены книги
по русскому народному творчеству.
Были заранее приготовлены заготовки из дерева для
Занятия, и загрунтованные клеем ПВА. На уроках труда
мальчики выточили заготовки в виде простой формы – овала.
Возможные формы неваляшек могут быть различны.


Это занятие продолжает тему, начатую на предыдущем
занятии. Если на прошлом занятии учащиеся знакомились с
видами игрушек , узнали как мастер - художник создаёт
игрушку и сами выполняли рисунок с натуры, рисовали свои
игрушки, то на этом занятии, дети побывают в роли мастера
украшения и будут расписывать объёмную фигуру
матрешки в стиле полхов – майданской росписи .


План урока

I. Организация рабочих мест. Приветствие (2 мин.)

II. Вступительная часть занятия.(10 мин.)
Беседа о географических центрах народных промыслов.

III. Основная часть занятия.(20 мин.)
Знакомство с созданием игрушки – сувенира матрёшки.

IV. Объяснение первой части практической работы.(2 мин.)

V. Практическая работа. (15- 20 мин.)
Закрашивание больших плоскостей: фартук, платок, сарафан.

VI. Разминка. Коллективная работа в составлении открытки «Матрёшка».(10 мин.)

(Перемена на 15 мин.)

VII. Объяснение второй части практической работы.
Заключительная часть практической работы это роспись матрёшек.(5 мин.)

VIII. Самостоятельная работа. (15-20 мин.)

IX. Анализ работ.(5 мин.)

X. Итог урока.(2 мин.)

XI. Уборка класса и рабочих мест.

Ход занятия

I. Организация рабочих мест. Приветствие.

II. Вступительная часть занятия.

Педагог: Тема нашего занятия: Русское народное творчество.
Наше национальное русское декоративно – прикладное
искусство славится своими традициями. На Руси издавна
существовали географические центры народных промыслов,
такие как Гжель, Палех, Хохлома и т.д. это места , где
сложились и развиваются определённые виды декоративно –
прикладного искусства, где народные мастера создают
изумительные по красоте предметы.
- Назовите бытовые предметы или игрушки с росписью?

Дети: Ложки, чайники, подносы, кухонные доски, лошадки,
свистульки.

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в викторину – путешествие по
народному творчеству. Например: даны два рисунка с
хохломской росписью и два варианта ответа: гжель и хохлома.
Вам необходимо выбрать правильный ответ и рассказать по
каким признакам вы это определили.

( Эти изображения демонстрируются на доске. Такие игровые формы беседы помогают выявить уровень эстетических знаний учащихся, облегчить применение ими навыков художественного труда).

III. Основная часть занятия.

Педагог: Вот мы и вспомнили и просмотрели, как мастера расписывали
различные изделия узорами.
- А как по другому можно назвать узор?

Дети: Орнамент.

Педагог: Верно. Б. Дубровский написал такое стихотворение, которое так
и называется «Орнамент». Послушайте стихотворение.
Орнамент
На вид орнамент не приметен,
Но он столетия живёт,
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря,
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.

Педагог: Сегодня мы с вами побываем в роли мастера прикладного
искусства и будем расписывать узорами …. Впрочем,
отгадайте загадку,
и сами всё поймете. Итак:
Размалёваны подружки
И сидят внутри друг дружки.
Выпускаем их… И вот,
Получился хоровод.
(матрёшки)

Педагог: Правильно, это матрёшки! (показ игрушки сувенира —
матрёшки, учитель раздаёт по рядам матрешки.)
- Ребята, а можно ли это изделие назвать игрушкой?

Дети: Да.

Педагог: - Из какого материала она выполнена? (дерево)
Традиционной игрушкой на Руси с давних времён были
различные деревянные фигурки и тряпичные куклы. Века
крестьянские дети играли в эти куклы и до сих пор пользуются
большой популярностью.

(показ учащимся изображения японской игрушки – талисмана «Фукуруму»)

Педагог: Ребята, рассмотрите внимательно это изображение игрушки,
похожа ли она на русскую матрёшку?

Дети: Нет.

Педагог: Зато, ребята, именно эта фигурка, буддийского мудреца
Фукуруму, с вытянутой головой старичка и с хитринкой в глазах,
была в первые привезена в Россию из Японии. В ней находилось
ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Хоть
игрушка и была привезена с далёкого острова Хонсю, сами
японцы утверждают, что такую игрушку выточил русский
монах.
А деревянную разъёмную куклу, сделанную уже в России,
назвали матрёшкой.
- Кто знает, а почему её так назвали?(ответ детей)
- От какого имени, по вашему, произошло название игрушки –
Матрёшка?

Дети: Маша, Маня, Матрёна.

Педагог: Одни историки утверждали, что имя произошло от любимого на
Руси имени Маня, другие – что это название происходит от
женского имени Матрёна, что в переводе с латыни mater – мать, а
третьи считают, что название «матрёшка» связано с именем
индуистской богини – матери Матри.

(показ нескольких матрёшек в русских сарафанах и нескольких современных матрёшек)

Педагог: Чем отличаются эти матрёшки друг от друга?(ответ детей)

Педагог: Правильно вы заметили. Первые матрёшки, выполненные в наши
дни, а вторые –первые матрёшки выточенные в России.
-Ребята, а вы хотите совершить путешествие и проследить, как
менялся внешний вид в росписи народных игрушек?

Дети: Да!

Педагог: Тогда вернёмся назад, в конец XIX века. Итак, внимание на
доску(показ слайдов), а познакомит нас с историей…(фамилия,
имя ученика).

Ученик: В конце XIX века в семью Мамонтовых, известных промышленников и меценатов, попадает игрушка – талисман «Фукурума», привезенная из Японии(показ). Игрушка была с сюрпризом: она разламывалась на части, а там был спрятан ещё один такой же мудрец, только поменьше. Всего в игрушке насчитывалось 5 кукол(показ).
Первая матрёшка, которая появилась в России, круглолицая и полненькая
весёлая девушка в косынке и русском народном платье . В начале 1890 – х годов токарь – игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, а расписал художник Сергей Малютин. Так из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписная гуашью румяная девица – красавица с петухом в руках, она была восьмиместной .

Педагог: Ребята, а как вы понимаете это слово – восьмиместной? (ответ
детей).












Ученик: Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, а самой
маленькой, «неделимой», была матрёшка – спеленатый
младенец. (показ)
Прошло очень мало времени, и стали выпускать «исторические»
матрёшки с изображением знаменитых людей.(показ) Матрёшки с
персонажами из русских сказок стали наносить всевозможные
жанровые сценки, рассказывающие о быте крестьян, о временах
года, о ярмарках и народных праздниках (с показом).
Позже встречались и мужские персонажи, в виде древнерусского
шлема, была выпущена большая серия бояр, сделаны
матрёшки Тарас Бульба, персонажи комедии «Ревизор», Кутузова,
Наполеона.
Сейчас можно встретить такие ярко- красочные расписанные
матрёшки.
Матрёшки, изготовленные в одном городе, никогда не спутаешь
со сделанными в другом. В селе Полховский Майдан, матрёшки
знамениты своими «розанными» рисунками, основным элементом
является цветок шиповника. Семёновские матрёшки – сделанные в
городе Семёнове Нижегородской области – легко узнать по
большим незакрашенным плоскостям и пышному букету цветов на
фартуке. А самая большая матрёшка была изготовлена также в
Семёнове – это 72 куклы, метр в высоту.
В Загорске(так переименовали Сергиев Посад) матрёшки
украшались несложным узором, одежда её расписывалась
полевыми цветами и травами, ягодами смородины, малины и
клубники.

Педагог: Вот мы с вами и совершили небольшое путешествие и
выяснили, что роспись игрушек менялась и что везде эти куклы
имеют свои особенности.
- А что же осталось неизменным в создании матрёшек?

Дети: Форма схожа, выполнена из дерева.

Педагог: А чтобы расписать любую матрешку, что надо сделать?

Дети: Выполнить заготовки из полена дерева.

Педагог: Правильно! Берёза и липа – деревья, из которых делалась кукла.
Для начала надо было выточить заготовки, без сучка и задоринки.
Начинали работу с самой маленькой куклы, и постепенно её размер
становился всё больше.(показ слайдов с этапами работы над
матрёшкой).

IV. Объяснение первой части практической работы.
(заранее были приготовлены деревянные заготовки для всех учеников, и разложены на партах).

Педагог: Перед росписью матрёшке необходимо приготовить фон. Закрасить
большие плоскости, это платочек, сарафан и фартук.(показ работы
по слайдам). Начинают рисовать сверху вниз, а закрашивать мы
будем гуашью.

V. Практическая работа.

Индивидуальная помощь учащимся. По мере завершения, работы откладываются в сторону, на подставках, для высыхания фона.

VI. Разминка. Коллективная работа в составлении открытки «Матрёшка»
(у доски расположен стол, на нём два альбомного листа, фломастеры, простой карандаш и ножницы).

Педагог: Сейчас, ребята, мы разделимся на две команды и проведём
небольшую разминку, мы выполним с вами коллективную
открытку «Матрёшку» (педагог делит учащихся на два варианта).
Сейчас нужно слушать меня внимательно и
выполнять то, что я вам скажу. Работать надо быстро и аккуратно,
начинаем по очереди с первой парты. Итак, начали (выходят к
доске по одному ученику):

1. Сложите открытку по горизонтали пополам.
2. Сложите заготовку пополам в другом направлении, т. е. по вертикали.
3. От линии сгиба нарисуйте простым карандашом половину матрёшки.
4. Выполните надрез по образцу (показ образца)
5. А теперь разверните открытку по образцу (показ образца).
6. Нарисуйте овал лица и волосы.
7. Нарисуйте глаза, рот и нос.
8. Нарисуйте платок и украсьте его цветами.
9. Нарисуйте фартук и руки.
10. Украсьте цветочными узорами фартук.
11. Обведите матрёшку по краям чёрным фломастером.

Педагог: Молодцы, ваши открытки получились просто замечательными.
А если кому понравилось, дома можете выполнить сами такую
открытку и украсить так, как вам нравится. Эти открытки мы
оставим для украшения выставки матрёшек, которых мы сейчас и
продолжим расписывать. (У той команды, у которой работа вышла
более аккуратной и которая дружнее работала можно вручить
сладкий приз, например по сосульке, а другой команде по
карамельке).

VII. Объяснение второй части практической работы.

Педагог: Следующая заключительная часть нашей практической работы - это
роспись матрёшек. При выполнении работы по росписи, мы будем
использовать цветочные мотивы в стили полхов - майданской матрёшки. Но для начала познакомимся с этой росписью поближе.
- Рассмотрите это изображение матрёшки(показ по слайдам) и скажите, какими узорами расписывали полхов – майданцы эти матрёшки?

Дети: Цеты маленькие и большие, листочки и ягоды.

Педагог: Полхов – Майданские матрёшки расписаны буйным цветочными
орнаментами. Они из семейства весёлых «тарарушек». Основным мотивом полхов – майданской росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зелёные листья.
- А какие цвета применены в полхов – майданской росписи матрёшек?

Дети: Красные, оранжевые, зелёные.

Педагог: Да, и именно эти цвета притягивают внимание яркой декоративной
росписью и создают праздничное настроение, как говорится. Душу веселят.
Перед тем как начать расписывать свои будущие матрёшки, надо знать, что первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник(фартук) с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынка.
-Какой росписью мы будем украшать свои матрёшки?

Дети: Полхов – майданской росписью.

Педагог: -А какие элементы будем применять в росписи?

Дети: Цветы, листочки, бутончики, ягодки.
Педагог: Вот теперь, я думаю, задание всем понятно, приступайте к
заключительной части нашей работы.

VIII. Самостоятельная работа.

Выполнение работы учащиеся начинают с лёгкой прорисовки, цветочных мотивов. сразу кистью. Помощь учащимся при необходимости.
Для создания эмоционального настроения школьников в процессе их самостоятельной работы можно включить музыку.(А. Ventura – Per iucia)
После окончания работы матрёшки выставляются на подставках на общий стол у доски.

IX. Анализ работ.

Я смотрю, многие уже завершили свои работы. Давайте рассмотрим, что же у
нас получилось.
- Какая матрёшка получилась аккуратней?
-Кому удалось передать стиль полхов – майданской росписи?
- А в этой работе красиво и оригинально украшен фартук у матрёшки?

X. Итог урока.

Педагог: Вот сегодня вы были в роли художника по росписи матрёшек, у
всех получились замечательные работы.
- А понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Что нового вы для себя запомнили?
На этом наше занятие окончено. До свидание.

XI. Уборка класса и рабочих мест.





Источники 1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное информации: искусство в начальной школе» 1- 2 кл.(1 часть) М.
Издательский дом «Дрофа» 1997 г.
2. М.И. Гуревич, И.А. Сасова «Технология», 7 класс, М.
Издательский центр «Вента граф» 2008 г.
3. Журнал «Мурзилка» № 1 2009 год
4. Журнал «Детская роман - газета» № 9 2004 год


Авторские права: Богданова надежда


Пожалуйста, оцените конспект - Роспись сувенира - матрёшки:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Красавица матрёшка
  • Декоративная работа. Выполнение эскиза росписи матрёшки (работа в цвете)
  • Сценарий :"Праздник русской матрешки"
  • Конспект урока ИЗО:"В гостях у народных мастеров" 2 класс
  • Конспект урока изобразительного искусства по теме: "Русская матрешка"
  • Тематическое планирование,ИЗО,3 класс
  • Календарно - тематическое планирование уроков ИЗО по программе Кузина В.С. ...
  • Конспект урока по ИЗО в 1 классе: "Знакомство с Городецкой росписью. Урок ...
  • Конспект урока “Уроки мастера Филимона”.
  • Конспект урока, изобразительное искусство,2 класс


  • 4202
    Конспект прислал: nn2n9n0n4n 13 октября 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата