Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Роспись сувенира - матрёшки |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Роспись сувенира - матрёшки |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Русское народное творчество. Роспись сувенира – матрёшки.
Цели а) обучающая: познакомить учащихся с историей создания мат- рёшки; углубить знания о народном творчестве в росписи мат- рёшек; расширение кругозора: знакомство с современной росписью сувениров – матрёшек и средствами и вариантами их росписи; учить учащихся работать сразу кистью на объёмной поверхности; б) развивающая: развитие наблюдательности, развитие эстетического восприятия, зрительной памяти, творческой активности учащихся; приобщение учащихся к искусству; формирование навыков рисования кистью декоративных цветов, листьев, ягод на основе народных приёмов; в) воспитывающая: воспитать любовь и интерес к народному искусству, эстетическое восприятие; воспитать бережное отношение к игрушкам – сувенирам. Задача: Роспись матрёшек в стиле полхов – майданской росписи, познакомить учащихся с народным творчеством. Время: 1 час 45 мин. Материалы а) для учителя: наглядные пособия: игрушка – сувенир мат- и рёшка, матрёшка расписанная учителем; иллюстрации из оборудования: книг изделий мастеров матрёшек из Загорска, Семёнова, Полхов – Майдана, деревянные заготовки матрёшек для учеников и подставки для матрёшек из картона; альбомный лист, ножницы, простой карандаш, фломастеры; загадка о матрёшке и орнаменте; б) для учащихся: гуашь, тряпочки, баночки, палитры, кисти; альбомные листы. Подготовка Для организации занятия на тему: «Русское народное к занятию: творчество. Роспись сувенира – матрёшки». Класс оформляется наглядными пособиями необходимыми для практической работы: это таблица элементов полхов – майданской росписи, иллюстрации изображений матрёшек, оформлен угол класса, где выставляются матрёшки заводского выпуска и матрёшки, выполненные учителем, разложены книги по русскому народному творчеству. Были заранее приготовлены заготовки из дерева для Занятия, и загрунтованные клеем ПВА. На уроках труда мальчики выточили заготовки в виде простой формы – овала. Возможные формы неваляшек могут быть различны. Это занятие продолжает тему, начатую на предыдущем занятии. Если на прошлом занятии учащиеся знакомились с видами игрушек , узнали как мастер - художник создаёт игрушку и сами выполняли рисунок с натуры, рисовали свои игрушки, то на этом занятии, дети побывают в роли мастера украшения и будут расписывать объёмную фигуру матрешки в стиле полхов – майданской росписи . План урока I. Организация рабочих мест. Приветствие (2 мин.) II. Вступительная часть занятия.(10 мин.) Беседа о географических центрах народных промыслов. III. Основная часть занятия.(20 мин.) Знакомство с созданием игрушки – сувенира матрёшки. IV. Объяснение первой части практической работы.(2 мин.) V. Практическая работа. (15- 20 мин.) Закрашивание больших плоскостей: фартук, платок, сарафан. VI. Разминка. Коллективная работа в составлении открытки «Матрёшка».(10 мин.) (Перемена на 15 мин.) VII. Объяснение второй части практической работы. Заключительная часть практической работы это роспись матрёшек.(5 мин.) VIII. Самостоятельная работа. (15-20 мин.) IX. Анализ работ.(5 мин.) X. Итог урока.(2 мин.) XI. Уборка класса и рабочих мест. Ход занятия I. Организация рабочих мест. Приветствие. II. Вступительная часть занятия. Педагог: Тема нашего занятия: Русское народное творчество. Наше национальное русское декоративно – прикладное искусство славится своими традициями. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов, такие как Гжель, Палех, Хохлома и т.д. это места , где сложились и развиваются определённые виды декоративно – прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте предметы. - Назовите бытовые предметы или игрушки с росписью? Дети: Ложки, чайники, подносы, кухонные доски, лошадки, свистульки. Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в викторину – путешествие по народному творчеству. Например: даны два рисунка с хохломской росписью и два варианта ответа: гжель и хохлома. Вам необходимо выбрать правильный ответ и рассказать по каким признакам вы это определили. ( Эти изображения демонстрируются на доске. Такие игровые формы беседы помогают выявить уровень эстетических знаний учащихся, облегчить применение ими навыков художественного труда). III. Основная часть занятия. Педагог: Вот мы и вспомнили и просмотрели, как мастера расписывали различные изделия узорами. - А как по другому можно назвать узор? Дети: Орнамент. Педагог: Верно. Б. Дубровский написал такое стихотворение, которое так и называется «Орнамент». Послушайте стихотворение. Орнамент На вид орнамент не приметен, Но он столетия живёт, Не зря его на белом свете Народ издревле бережёт. Быть может, нитками зигзаги В узоры вытканы не зря, И мы с тобою видим знаки Славянского календаря. Педагог: Сегодня мы с вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем расписывать узорами …. Впрочем, отгадайте загадку, и сами всё поймете. Итак: Размалёваны подружки И сидят внутри друг дружки. Выпускаем их… И вот, Получился хоровод. (матрёшки) Педагог: Правильно, это матрёшки! (показ игрушки сувенира — матрёшки, учитель раздаёт по рядам матрешки.) - Ребята, а можно ли это изделие назвать игрушкой? Дети: Да. Педагог: - Из какого материала она выполнена? (дерево) Традиционной игрушкой на Руси с давних времён были различные деревянные фигурки и тряпичные куклы. Века крестьянские дети играли в эти куклы и до сих пор пользуются большой популярностью. (показ учащимся изображения японской игрушки – талисмана «Фукуруму») Педагог: Ребята, рассмотрите внимательно это изображение игрушки, похожа ли она на русскую матрёшку? Дети: Нет. Педагог: Зато, ребята, именно эта фигурка, буддийского мудреца Фукуруму, с вытянутой головой старичка и с хитринкой в глазах, была в первые привезена в Россию из Японии. В ней находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Хоть игрушка и была привезена с далёкого острова Хонсю, сами японцы утверждают, что такую игрушку выточил русский монах. А деревянную разъёмную куклу, сделанную уже в России, назвали матрёшкой. - Кто знает, а почему её так назвали?(ответ детей) - От какого имени, по вашему, произошло название игрушки – Матрёшка? Дети: Маша, Маня, Матрёна. Педагог: Одни историки утверждали, что имя произошло от любимого на Руси имени Маня, другие – что это название происходит от женского имени Матрёна, что в переводе с латыни mater – мать, а третьи считают, что название «матрёшка» связано с именем индуистской богини – матери Матри. (показ нескольких матрёшек в русских сарафанах и нескольких современных матрёшек) Педагог: Чем отличаются эти матрёшки друг от друга?(ответ детей) Педагог: Правильно вы заметили. Первые матрёшки, выполненные в наши дни, а вторые –первые матрёшки выточенные в России. -Ребята, а вы хотите совершить путешествие и проследить, как менялся внешний вид в росписи народных игрушек? Дети: Да! Педагог: Тогда вернёмся назад, в конец XIX века. Итак, внимание на доску(показ слайдов), а познакомит нас с историей…(фамилия, имя ученика). Ученик: В конце XIX века в семью Мамонтовых, известных промышленников и меценатов, попадает игрушка – талисман «Фукурума», привезенная из Японии(показ). Игрушка была с сюрпризом: она разламывалась на части, а там был спрятан ещё один такой же мудрец, только поменьше. Всего в игрушке насчитывалось 5 кукол(показ). Первая матрёшка, которая появилась в России, круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье . В начале 1890 – х годов токарь – игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, а расписал художник Сергей Малютин. Так из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписная гуашью румяная девица – красавица с петухом в руках, она была восьмиместной . Педагог: Ребята, а как вы понимаете это слово – восьмиместной? (ответ детей). Ученик: Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка – спеленатый младенец. (показ) Прошло очень мало времени, и стали выпускать «исторические» матрёшки с изображением знаменитых людей.(показ) Матрёшки с персонажами из русских сказок стали наносить всевозможные жанровые сценки, рассказывающие о быте крестьян, о временах года, о ярмарках и народных праздниках (с показом). Позже встречались и мужские персонажи, в виде древнерусского шлема, была выпущена большая серия бояр, сделаны матрёшки Тарас Бульба, персонажи комедии «Ревизор», Кутузова, Наполеона. Сейчас можно встретить такие ярко- красочные расписанные матрёшки. Матрёшки, изготовленные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом. В селе Полховский Майдан, матрёшки знамениты своими «розанными» рисунками, основным элементом является цветок шиповника. Семёновские матрёшки – сделанные в городе Семёнове Нижегородской области – легко узнать по большим незакрашенным плоскостям и пышному букету цветов на фартуке. А самая большая матрёшка была изготовлена также в Семёнове – это 72 куклы, метр в высоту. В Загорске(так переименовали Сергиев Посад) матрёшки украшались несложным узором, одежда её расписывалась полевыми цветами и травами, ягодами смородины, малины и клубники. Педагог: Вот мы с вами и совершили небольшое путешествие и выяснили, что роспись игрушек менялась и что везде эти куклы имеют свои особенности. - А что же осталось неизменным в создании матрёшек? Дети: Форма схожа, выполнена из дерева. Педагог: А чтобы расписать любую матрешку, что надо сделать? Дети: Выполнить заготовки из полена дерева. Педагог: Правильно! Берёза и липа – деревья, из которых делалась кукла. Для начала надо было выточить заготовки, без сучка и задоринки. Начинали работу с самой маленькой куклы, и постепенно её размер становился всё больше.(показ слайдов с этапами работы над матрёшкой). IV. Объяснение первой части практической работы. (заранее были приготовлены деревянные заготовки для всех учеников, и разложены на партах). Педагог: Перед росписью матрёшке необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости, это платочек, сарафан и фартук.(показ работы по слайдам). Начинают рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью. V. Практическая работа. Индивидуальная помощь учащимся. По мере завершения, работы откладываются в сторону, на подставках, для высыхания фона. VI. Разминка. Коллективная работа в составлении открытки «Матрёшка» (у доски расположен стол, на нём два альбомного листа, фломастеры, простой карандаш и ножницы). Педагог: Сейчас, ребята, мы разделимся на две команды и проведём небольшую разминку, мы выполним с вами коллективную открытку «Матрёшку» (педагог делит учащихся на два варианта). Сейчас нужно слушать меня внимательно и выполнять то, что я вам скажу. Работать надо быстро и аккуратно, начинаем по очереди с первой парты. Итак, начали (выходят к доске по одному ученику): 1. Сложите открытку по горизонтали пополам. 2. Сложите заготовку пополам в другом направлении, т. е. по вертикали. 3. От линии сгиба нарисуйте простым карандашом половину матрёшки. 4. Выполните надрез по образцу (показ образца) 5. А теперь разверните открытку по образцу (показ образца). 6. Нарисуйте овал лица и волосы. 7. Нарисуйте глаза, рот и нос. 8. Нарисуйте платок и украсьте его цветами. 9. Нарисуйте фартук и руки. 10. Украсьте цветочными узорами фартук. 11. Обведите матрёшку по краям чёрным фломастером. Педагог: Молодцы, ваши открытки получились просто замечательными. А если кому понравилось, дома можете выполнить сами такую открытку и украсить так, как вам нравится. Эти открытки мы оставим для украшения выставки матрёшек, которых мы сейчас и продолжим расписывать. (У той команды, у которой работа вышла более аккуратной и которая дружнее работала можно вручить сладкий приз, например по сосульке, а другой команде по карамельке). VII. Объяснение второй части практической работы. Педагог: Следующая заключительная часть нашей практической работы - это роспись матрёшек. При выполнении работы по росписи, мы будем использовать цветочные мотивы в стили полхов - майданской матрёшки. Но для начала познакомимся с этой росписью поближе. - Рассмотрите это изображение матрёшки(показ по слайдам) и скажите, какими узорами расписывали полхов – майданцы эти матрёшки? Дети: Цеты маленькие и большие, листочки и ягоды. Педагог: Полхов – Майданские матрёшки расписаны буйным цветочными орнаментами. Они из семейства весёлых «тарарушек». Основным мотивом полхов – майданской росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зелёные листья. - А какие цвета применены в полхов – майданской росписи матрёшек? Дети: Красные, оранжевые, зелёные. Педагог: Да, и именно эти цвета притягивают внимание яркой декоративной росписью и создают праздничное настроение, как говорится. Душу веселят. Перед тем как начать расписывать свои будущие матрёшки, надо знать, что первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник(фартук) с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынка. -Какой росписью мы будем украшать свои матрёшки? Дети: Полхов – майданской росписью. Педагог: -А какие элементы будем применять в росписи? Дети: Цветы, листочки, бутончики, ягодки. Педагог: Вот теперь, я думаю, задание всем понятно, приступайте к заключительной части нашей работы. VIII. Самостоятельная работа. Выполнение работы учащиеся начинают с лёгкой прорисовки, цветочных мотивов. сразу кистью. Помощь учащимся при необходимости. Для создания эмоционального настроения школьников в процессе их самостоятельной работы можно включить музыку.(А. Ventura – Per iucia) После окончания работы матрёшки выставляются на подставках на общий стол у доски. IX. Анализ работ. Я смотрю, многие уже завершили свои работы. Давайте рассмотрим, что же у нас получилось. - Какая матрёшка получилась аккуратней? -Кому удалось передать стиль полхов – майданской росписи? - А в этой работе красиво и оригинально украшен фартук у матрёшки? X. Итог урока. Педагог: Вот сегодня вы были в роли художника по росписи матрёшек, у всех получились замечательные работы. - А понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? - Что нового вы для себя запомнили? На этом наше занятие окончено. До свидание. XI. Уборка класса и рабочих мест. Источники 1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное информации: искусство в начальной школе» 1- 2 кл.(1 часть) М. Издательский дом «Дрофа» 1997 г. 2. М.И. Гуревич, И.А. Сасова «Технология», 7 класс, М. Издательский центр «Вента граф» 2008 г. 3. Журнал «Мурзилка» № 1 2009 год 4. Журнал «Детская роман - газета» № 9 2004 год Авторские права: Богданова надежда Пожалуйста, оцените конспект - Роспись сувенира - матрёшки: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2999 |
Конспект прислал: nn2n9n0n4n 13 октября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||