Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Колыбельная песня Урок музыки в начальной школе. Из серии «За страницами учебника». |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Колыбельная песня Урок музыки в начальной школе. Из серии «За страницами учебника». |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Ученые считают, что колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте. Возникли они на заре человечества и своими корнями уходят в глубокую древность. Это подтверждают и этнографы – специалисты по изучению истории и культуры и быта разных народов, которые находят зачатки колыбельной поэзии даже у народов, стоящих и сегодня на уровне первобытнообщинного строя. Русское слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Издавна было замечено, что при монотонном движении младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти
Котегова Т.Н. «Колыбельная в бурю» наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели, зыбки. В старину колыбельный напев начинал звучать над зыбкой тотчас после рождения ребенка. Именно он составлял самые важные музыкальные впечатления малыша, являлся первой музыкальной и поэтической информацией. Традиция петь у колыбели зародилась в глубокой древности. Мать баюкала дитя и напевала ласковые слова. Эту песню потом повторяла дочь, добавляя что-то свое. Шло время, и знакомые слова и мелодия снова вспоминались, когда у женщины появлялся собственный ребенок. Монотонно и однообразно звучала мелодия, в такт качания люльки. Ребенок слушал ласковый родной голос и засыпал. Сегодня научно доказано, что колыбельные успокаивают малыша, гасят тревогу и возбуждение. Ученые из Германии провели эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким. Ученые утверждают: музыкальный слух и чувство ритма рождаются от колыбельных. Колыбельный напев отличается замедленным, однообразно-усыпляющим ритмом. Мелодия его нежная и несколько печальная. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Именно «колыбельные» дети более музыкальны: среди детей, выросших на колыбельных, больше встречается людей с абсолютным слухом. Урок включает в себя: • Ритуал приветствия, который позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, даёт положительный психологический настрой. • Использование аудиозаписи фрагментов песен, звучание некоторых фрагментов a capella в исполнении учителя музыки, что создает особый эмоциональный настрой детей. • Сценку по мотивам стихотворения «Сны» Александра Введенского, роль которой коррекция застенчивости, проявление творчества. • Пение колыбельных песен, развивающее музыкальные способности ребёнка. • В качестве элемента коррекции эмоционального настроя, по окончании урока, ребята получают карточки-задания для домашней работы. • Все приёмы, использованные во время урока, помогают сформировать у детей навыки межличностного общения. Ход урока Задачи: • Раскрыть роль колыбельных песен в жизни ребенка. • Показать художественные особенности колыбельных песен. • Закреплять у детей знания о колыбельных песнях. • Прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни. • Развивать умения исполнять колыбельные песни. • Воспитывать уважительное отношение к близким людям, бережное отношение к искусству. • Воспитывать любовь к колыбельной песне через художественное слово и цвет. • Воспитывать интерес к народным традициям. Материалы и оборудование: • Иллюстрированная книга-сборник колыбельных песен для детей, по выбору педагогов. • Маски для инсценировки: малиновка, корова, кошка, петушок. • Карточки – заготовки для домашнего задания. • Иллюстрации с изображением матери и дитя. • Свеча. • Кукла Нюша, (би-ба-бо). • Модель люльки со всеми постельными принадлежностями: перинка, подушка, простынь, одеяло… • Колокольчик. Предварительная работа: • Учитель музыки знакомит детей с жанром народной «колыбельной» песни, с ее особенностями. • С группой детей учитель готовит театральную миниатюру «У кого какие сны». • Разучивает «Колыбельную». • Готовит конверты с карточками – заданиями для детей. Урок проводится в классе, оформленном предметами русского быта: колыбель, печь, прялка, лавки, и т.п. Дети приходят и рассаживаются на свои места. Звучит «Колыбельная», аудиозапись. Баю-баюшки-баю, Песню тихо я пою. Старый дуб листвой густою В тишине ночной колышет. Месяц – ушко золотое - Тоже эту песню слышит. Даже тучка в поднебесье Не плывет, дослушать хочет, А сынок не слышит песни - Он уснул. Спокойной ночи! (Ю.Яковлев) Учитель показывает детям куклу «Нюшу» (сокращенное от полного имени «Анна») со словами: Сегодня у нас в гостях девочка Нюша. Поздоровайся, Нюшка, с ребятами. Дает возможность детям «пообщаться» с куклой, рассмотреть её. Нюша сегодня много играла и устала, хочется ей отдохнуть. Вы мне поможете уложить её спать, в колыбель? Дети: Да. Учитель: А что такое колыбель? Дети: Так в старину называли кроватку для малышей. Учитель: Колыбель – это люлька. Люлька – квадратная рама, на которую слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление. (Показывает модель люльки, изготовленную заранее, в качестве основы можно использовать картонную коробку, с вырезанным дном). Люлька привешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. На нем качается вверх и вниз деревянная люлька. Почему деревянная? Будет в ней Нюша спать, ножку положит на край и ножка не замёрзнет. Дерево тёплое, сухое. Люлька сделана из берёзы. На Руси о берёзе говорят, что берёза и светит и греет. Вот и моей Нюше в берёзовой люльке будет тепло, она не заболеет и вырастит здоровая. Люлька готова, теперь надо положить перинку. Вот такую (показывает перинку ребятам), кто поможет мне её уложить? Один из детей помогает учителю уложить перинку в колыбель. Мягкая, тёплая, набитая чаще всего мягким, душистым сеном. Хорошо будет Нюше? Она не заболеет? А какую простынку выберем белую, цветную или серую? На серой будет грустно, а цветная зовёт побегать – отдыха не будет. Выберем белую простынку, у русского человека белый цвет – цвет чистоты и спокойствия. На белой простынке у Нюши будет спокойный и здоровый сон. Предлагает одной из девочек постелить простынку. В колыбельке лежит перинка, холщовая простынка, а чего еще не хватает? Дети: Подушки мягкой в белой наволочке, мы её взобьём и положим в люльку, Учитель: Чистота – это здоровье, Нюша не заболеет, потому что у нее чистая постель, правда? А под подушку я положу оберег (мешочек с лекарственными травами), чтобы он охранял мою Нюшу от зла, страха и всего недоброго. Одеяльце выберем, собранное из разноцветных маленьких лоскутков, мягкое, тёплое, зачем? Дети: Нюшу укроем, ей будет тепло и уютно, она почувствует, что мы ее любим, заботимся о ней. Учитель: А ещё у меня есть белый платок. Красивый? Вам понравился? Этим платком (пологом) я закрою люльку, вот так, теперь никто не помешает спать моей Нюше, ни шум, ни разговоры взрослых, ни свет, ни комарики и мухи. Люлька готова. Вы, наверное, хотите пожелать Нюше приятного сна? Дети желают Нюше доброго сна и хороших сновидений. Учитель: Что нужно сделать, чтобы девочка быстрей заснула? Дети: Спеть песню. Учитель: Какую песню спеть? Учитель запевает русскую народную плясовую, по своему выбору. Дети: Нет, эта песня не подходит. Нужна колыбельная. Учитель: А что вы знаете о колыбельной песне? Дети: Эти песни пелись у колыбели, где засыпал младенец. Колыбель - это люлька. В колыбельке лежит перинка, ее набивали душистым сеном. Подушечка, простынка, одеяльце из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку одевался полог, для защиты ребенка от света и мух. С колыбельными песнями к малышу во сне часто приходят Сон, Дрема, Угомон, Котик-Коток, Гули-Гуленьки. Ребенок быстрее успокаивается и крепче засыпает под колыбельную песню. Колыбельную песню поет мама своему малышу, чтобы он быстрее заснул, чтобы не плакал. Учитель: Я знаю, что у каждого из вас есть любимая мама. (Обращает внимание ребят на картину с изображением матери и дитя). Она вас любит и заботится о вас. У неё тоже есть мама, которая любит её. Испокон веков так повелось, что дети любят своих мам, а мамы любят своих детей, и колыбельная песня тому подтверждение. Каким голосом поют колыбельную песню? Дети отвечают хором: Голос должен быть ласковый, добрый и тихий, как у мамы, тогда Нюша будет крепко спать, и ей будут сниться только хорошие сны. Учитель: Давайте вместе споём колыбельную песню. Ребята исполняют колыбельную песню, лучше, если песня прозвучит без музыкального сопровождения, сигналом к началу пения может служить звон колокольчика. Далее учитель предлагает разыграть ребятам сценку: У кого какие сны. по мотивам стихотворения Александра Введенского «Сны». (Александр Введенский Полное собрание сочинений М. Гилея. 1993). Действующие лица: Малиновка, корова, кошка, петушок – дети в масках. Нюша – кукла би-ба-бо. Роль рассказчика исполняет взрослый. Учитель музыки поет колыбельную. Рассказчик (не спеша): Звёзды в небе заблестели, Тишина стоит везде, И на мху, как на постели, Спит малиновка в гнезде. Я к малиновке склонился, Тихо с ней заговорил. — Сон какой тебе приснился?— Я малиновку спросил. Малиновка (с радостью): — Мне леса большие снились, Снились реки и поля, Тучи синие носились, И шумели тополя. О высоких ярких звёздах Распевала песни я, — Встрепенулись птицы в гнёздах И заслушались меня. Рассказчик (подходя к корове): Тяжела, сыта, здорова, Спит корова на лугу. Вот увижу я корову, К ней с вопросом побегу: — Что тебе во сне приснилось? Эй, корова, отвечай! — А она мне… Корова (нараспев): — Сделай милость, Отойди и не мешай. Не тревожь ты нас, коров, — Мы, коровы, спим без снов. Рассказчик (поглаживая кошку): Села кошка на окошко, Замурлыкала во сне. — Что тебе приснилось, кошка? Расскажи скорее мне. И сказала кошка… Кошка (почти шепотом): — Тише, Тише, тише говори… Мне во сне приснились мыши, Не одна, а целых три! Рассказчик: Ночь настала, свет потух, На дворе уснул петух. На насест уселся он. Спит петух и видит сон. Звёзды блещут, ночь тиха. Разбужу я петуха. — Что увидел ты во сне? Отвечай скорее мне. Говорит петух… Петух (бойко): — Мне снятся Сорок тысяч петухов, И готов я с ними драться, Растерзать я их готов! Рассказчик: Спят корова, кошка, птица, Спит петух. И на кровать Стала Нюша спать ложиться, Стала глазки закрывать. Кладет Нюшу в колыбель, наклоняется над ней со словами: Сон какой приснился Нюше? Нюша «не хочет» спать, поднимается со словами: Нюша (мечтательно): Снится мне зелёный сад, Где на каждой ветке груши Или яблоки висят… Снится папа, Снится мама, Снятся бабушка и дед. Снятся куклы и конфеты…потягивается Спать ложусь, Гасите свет! Нюша укладывается в люльку. Рассказчик (берет свечу в руки): Ветер травами колышет, Тишина кругом стоит. Тише, люди, тише, тише, Не шумите: Нюша спит. Задувает свечу, которую зажигали в начале урока. Учитель: Вот и уснула наша Нюша, пусть сон подарит ей здоровье. А вам, гости дорогие, спасибо за помощь. Примите и от нас с Нюшей подарки. Учитель раздает ребятам конверты с карточками – заданиями, это могут быть: • карточки с изображением персонажей колыбельных песен и схемой их изготовления, которые дети выполняют в классе на уроке технологии; • карточки – страницы будущей самодельной книги колыбельных песен, на которых есть нотный текст, но нет картинки. Ее и будут рисовать ребята дома; • карточки – схемы, с объяснением этапов изготовления русской куклы-закрутки. В нашем случае работу по изготовлению куклы можно назвать «Нюшина подружка»; • задание по выбору педагогов. Получив конверты с заданием, тихо, чтобы «не разбудить» Нюшу, ребята уходят в класс. Авторские права: ЛапинаСветлана Пожалуйста, оцените конспект - Колыбельная песня Урок музыки в начальной школе. Из серии «За страницами учебника».: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10981 |
Конспект прислал: лимон 22 апреля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||