");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методические рекомендации по развитию внимания, памяти, мышления младших школьников


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Методические рекомендации по развитию внимания, памяти, мышления младших школьников


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ





( из опыта работы творческой группы
учителей начальных классов
Руководитель Бариева Г.А.)
















Асино 2009










Введение


Многие учителя начальной школы отмечают у обучающихся низкий уровень внимания, памяти, мышления и необходимость их развития. Различные аспекты данной проблемы рассматриваются в современной педагогической и психологической литературе. Однако, учитель - практик в условиях классно-урочной системы не всегда имеет возможность самостоятельно изучать новейшие методики, формы и методы преподавания. Для повышения эффективности и качества обучения и повышения профессионального мастерства учителя в рамках кафедры развивающего обучения МОУ-СОШ №4 была создана творческая группа, которая работала по теме «Развитие внимания, памяти, мышления младших школьников». Участники творческой группы провели диагностику уровня внимания, памяти, мышления обучающихся 3-х классов МОУ СОШ №4. Педагоги изучили методическую литературу, периодические издания, Интернет-ресурсы по интересующей теме. Для апробации были выбраны педагогические приемы и методы, которые соответствуют психофизиологическим особенностям обучающихся, выявленных в результате диагностики. По окончании своей работы мы хотели бы предложить учителям начальных классов сборник упражнений и методических рекомендаций для проведения классных часов, родительских собраний, использования на различных уроках и во внеурочной деятельности.
Мы надеемся, что предлагаемое пособие поможет работающему учителю:
• Расширить и углубить знания в области детской психологии;
• Освоить методы диагностики познавательных процессов;
• Применить различные приёмы, направленные на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников, в практической деятельности;
• Провести тематические классные часы и родительские собрания в начальных классах.


























Внимание

Долбнина О.А.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция.
Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна. Знание психологии внимания важно для решения многих практических задач, встающих перед педагогом, воспитателем. Оно может быть полезно для:
— своевременного выявления детей с синдромом дефицита внимания и обеспечения правильного отношения к таким детям как в школе,так и дома; — решения тактических задач, возникающих в процессе учебной деятельности, на уроке (сфокусировать внимание на определенном объекте, переключить внимание с одного на другое и т. п.); — выстраивания стратегической программы педагогической, воспитательной работы, включающей в качестве необходимой составляющей деятельность, направленную на развитие внимания учащихся (концентрации, способности к переключению и т. п.); — организации образовательной среды, в частности ее материальной части: оформление школы, классного кабинета, специфика используемых наглядных пособий; — развития умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы - возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала детьми разных возрастов, и делать из этого правильные педагогические и воспитательные выводы;
— организации занятий, направленных на развитие внимания детей;
— ведения грамотной консультативной работы с родителями по разъяснению возрастных особенностей внимания детей, особенностей внимания конкретных детей и организации правильной и в семье.
--- родительской помощи своему ребенку;

Что такое внимание ?
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание — это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание — это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Оно также выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее — на собственные мысли, чувства и переживания.
Виды внимания
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на две группы.
Во-первых, это все то, что привлекает внимание своими внешними свойствами: — яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет);
— неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус); — что-то новое (платье у подруги, проехавшая машина неизвестной марки, изменившееся выражение лица человека, с которым только что разговаривали, и пр.); — предметы и явления, вызывающие у человека удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.
Во-вторых, все, что интересно и важно для данного человека. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно.
Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.
Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность. Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников:
— осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;
— интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;
— постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;
— словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать;
— определенная организация деятельности.

Особенности внимания младших школьников

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 4742

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Для ребенка 7—8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (к 10—11 годам) продуктивность опосредованной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а мы, взрослые, должны ему в этом помочь.
Объем непосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц. Количество информации, запомненной опосредованно, например с помощью ассоциаций, может увеличиться вдвое.
Развитие природной и культурной памяти младших школьников:

Возраст Объем природной памяти Объем культурной памяти
7—12 лет 6,75 12,03

Приёмы тренировки памяти
Возможности природной памяти у каждого свои. В среднем количество непосредственно запомненной информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц (7± 2). Причем, объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: человек в обычных условиях может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (расположенных не по алфавиту), 4—5 цифр, 5 синонимов. Количество опосредованно запомненной информации может резко возрастать. Человек может помнить целые поэмы, параграфы, молитвы... Это происходит потому, что данную информацию осмысливает, погружается в нее, пропускает через свой опыт, душу и сердце. Известный советский психолог А. Р. Лурия в течение тридцати лет наблюдал за журналистом С. В. Шерешевским, который запоминал все, никогда ничего не записывая. Его необыкновенные способности объяснялись тем, что он придумал свой способ запоминания: создавал зрительные образы, картинки и ассоциации, связанные с материалом, который требовалось сохранить. Еще до н.э. были известны приемы великих древних ораторов, которые произносили длинные речи без бумажки. Секрет был прост: каждая часть доклада соотносилась оратором с какой-либо комнатой его дома. А свой дом все знают и хорошо помнят. Выступая, оратор как бы переходил из одной комнаты в другую. Этот прием сейчас называют мнемотехническим, или мнемотехникой. Из начальных букв каждого понятия составьте слова, а из этих слов - предложение. По этому принципу миллионы людей выучили, например, из каких цветов составляется радуга. На русском это звучит так: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.” Так же можно запомнить названия валют разных стран, фамилии политиков, актеров. Чтобы запомнить перечень слов, составьте слово из их начальных букв. Это называется принципом акростиха. Пусть то будет полнейшая абракадабра. Но так вы закодируете материал, который хотите запомнить.
Надо всегда помнить, что почти любой материал можно разделить на части, группы. Этот прием называется группировкой. Например, в любом параграфе можно выделить вступление, основную часть, заключение, выводы. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части — классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, существительные и глаголы, знакомые слова и незнакомые, простые и сложные и т. д. Это прием называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен необходимый для запоминания материал.
Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями. Для того, чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это будет зависеть от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т. д. Поэтому не надо отрицать, критиковать, отвергать то, что предлагает ребенок, даже если вам эта ассоциация кажется неудачной, неприемлемой. Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова» неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т. д. Этот прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это будет своего рода план для припоминания, или мнемический план.
В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил, формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Для того, чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно пользоваться приемом аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений, в целом различных. Что означает, например, дать определение? Это означает: отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и отразить только ему присущую индивидуальность. Выучив одно определение как образец, остальные можно запоминать, используя выученное, по аналогии. Например, математика — наука, которая изучает..., биология — наука, которая изучает... и т. д. В ряде случаев материал легче запоминать, . изобразив его основное содержание в виде схемы (это касается грамматических правил, теорем и т. д.). Этот прием называют схематизацией.
Разрозненную информацию (например, иностранные слова) легче запомнить, объединив их, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот прием называется достраивание материала.
Завершая разговор о мнемических приемах, нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот прием позволяет человеку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную...), ибо направлен на упорядочение материала.
Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять мнемический план. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Взрослые должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «Почему?», способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Советы психологов для педагогов и родителей:
1) Оказывается, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Взрослый, при желании, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: «Посмотри, какое красивое слово, необычное, монументальное, странное, отталкивающее...» и т. д.
2) В психологии известен так называемый «Эффект начала и конца».
Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней. Например, дать установку на запоминание: «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка.
Небольшой по объему текст нужно поделить на 3 части. Здесь срабатывает фактор края - есть начальная информация и конечная. Между началом и концом нужно установить логическую связь. Материал большого объема нужно делить на 7 частей. Именно столько объектов легко фиксируется в памяти.
3) Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: много запомнилось ж каким-то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет закрепляющим.
4) Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка.
Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время — около 11 часов. Во второй половине дня — около 16 часов, функциональное состояние человека в это время снова улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.
5) Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном.При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30 уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному, может быть, к тщательному анализу старого положения.
На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7—8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.
6) Материал неоднократно нужно повторять. Используйте для этого даже скучное ожидание в очереди.
7) Двигайтесь. Когда изучаете какой-либо материал, хождение будет оказывать содействие лучшему запоминанию.
8) Чтобы тренировать память, психолог Елена Венгер советует делать простые упражнения. Например, стоя на остановке, внимательно рассмотрите дерево, запомните все детали. А вечером, прийти домой, и по возможности детальнее мысленно описать его. Чаще спрашивайте себя: «Что я делал позавчера в 9 часов?», «Во что вчера был одет мой товарищ?» и т.п.
9) Если вам тяжело запоминать имена и фамилии, во время разговора их нужно повторять несколько раз. Сначала при первых секундах разговора, потом на протяжении беседы несколько раз нужно назвать человека по имени. Это упражнение эффективное даже тогда, когда нужно запомнить даты, числа, адреса.
10)Директор “Центра иностранных языков” Виктор Микулич говорит, что ничто так не развивает память, как чтение книжек. Ведь когда мы читаем, работает воображение, строятся ассоциации, происходит крепкое запоминание. Чтобы запомнить, достаточно вообразить. А смотря телевизор, нам не нужно ничего воображать. Развития нет. А еще врач советует решать кроссворды. При этом приходится часто припоминать то, что знали, но подзабыли, искать неизвестные слова. Это тренирует память.
11)В зависимости от того, какое восприятие - зрительное, слуховое или на прикосновенье, у вас преобладает, эти органы нужно задействовать при запоминании. Если преобладает зрительное восприятие, во время чтения нужно подчеркивать важные слова цветными карандашами, рисовать таблицы, схемы. При лучшем восприятии на слух - нужно читать вслух, слушать записи на кассетах или дисках. А тем, у кого преобладает тактильная чувствительность, нужно создать для запоминания комфортные условия - сделать мягкое освещение, прилечь на диване или в мягком кресле, одеть одежду, в которой вы удобно чувствуетесь.

Анкета для младших школьников:
1. Легко ли тебе заучивать стихи?_________________________________
2. Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?___
3. Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?_________________
4. Можешь ли ты легко вспомнить то, что учил осенью?_______________
5. Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?_________________
6. Помогают ли тебе дома тренировать твою память?__________________

Правила тренировки памяти
 Ставь цель запомнить надолго
 Заучивай с желанием знать и помнить
 Пользуйся смысловыми опорами, группировками
 Тренируй внимание и наблюдательность, вспоминая предмет, вспоминай его детали
 Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки
 Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше учить по одному часу 7 дней, чем семь часов подряд за день
 Начинай повторять до того, как материал начал забываться
 Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить
 Память любит разнообразие: после математики учи литературу.

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
(рекомендации для родителей)
Упражнение 1.Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2. Возьмите тексты диктантов для начальной школы. Положите текст в комнате (не на рабочем столе) и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3. Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4. Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 5.Нарисуйте на листочке бумаги рисунок покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6. Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 8. Для расширения объема восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова. А ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 9. Предложите ребёнку ряды слов , между которыми смысловые связи отсутствуют .Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь. Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слово из первого столбика, а ребёнок называет второе слово пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Родительское собрание
«Значение памяти в развитии школьника»
1 Вступительное слово.
Сегодняшний разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью педагогов и родителей. ( Для беседы использовать материалы, приведённые выше)
2. Анализ диагностики памяти и анкетирования обучающихся.
3. Рекомендации для родителей.
Презентация литературы для родителей. Советы психологов (см. выше). Обсуждение упражнений для тренировки памяти учащихся дома.
4. Подведение итогов.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Будьте готовы к тому, что ребёнок захочет выполнять упражнения вместе с вами. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя увереннее.
Обязательно хвалите ребёнка за достигнутые результаты!
Помните, что позаниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется для улучшения результатов.
Главным достижением будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется в будущем .

Задания, упражнения, игры,
направленные на диагностику и развитие памяти
 Единственное – множественное число
ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слово в единственном числе, а ты должен сказать его во множественном.
1. Кот — коты
2. Плот — плоты
3. Беда —
4. Мука —
5. Крот —
6. Грот 7. Дуга —
8. Рука —
9. Еда —
10. Слива —
11. Грива —
12. Диво —


ЗАДАНИЕ 2. Пожалуйста, вспомни слова в единственном числе, которые я тебе называл.
Примечание. В среднем называют около 6—7 слов. Однако необходимо обратить внимание на то, что стопроцентно запомнятся те слова, к которым трудно подобрать множественное число.

 Мужской и женский род

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе существительное мужского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное женского рода.
1. Повар —
2. Купец —
3. Храбрец —
4. Портной —
5. Моряк —
6. Ученый —
7. Строитель —
8. Оператор —
9. Вахтер —
10. Геолог —
11. Лифтер —
12. Танцор —
ЗАДАНИЕ 2. А теперь вспомни слова по порядку.

 Имена
ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен их запомнить.
Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.

ЗАДАНИЕ 2. Назови имена, которые ты запомнил.
ЗАДАНИЕ 3. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?
ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.

Вариант 2: Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.

ЗАДАНИЕ. Назови имена, которые я тебе только что прочитал. Расскажи, каким образом запоминал.

 Что такое антонимы
Информация всегда запоминается быстрее, когда мы находим какой-либо принцип ее организации.
Вариант I: Сейчас я прочитаю тебе загадку.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылках лимонада,
А зовут меня(прохлада).
В этом стихотворении есть антонимы: зной — прохлада. Антонимы — это слова, противоположные по значению. Думаю, что теперь ты без труда воспроизведешь всю загадку.
Вариант 2:
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я(зима).
Задание 1. Найди антонимы. Задание 2. Повтори загадку.

 Загадки-отгадки

Задание 1. Отгадай загадки.
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.(Лед)
Конь стальной, хвост льняной.(Игла)
Бел, как снег, в чести у всех.(Сахар)
В середине алый, сахарный
А кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)

ЗАДАНИЕ 2. Перечисли все, чему были посвящены загадки. Запомнил ли ты эти загадки!? Повтори!

 Буквы заблудились

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Ты должен исправить ошибку и назвать правильное слово. Ты должен сказать, какая же буква заблудилась!
Внимание!


Закричал охотник:
— Ой! Двери гонятся за мной!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке.
Куклу выронив из рук,
Maша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Тает снег.
Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Мы собрали васильки,
На головах у нас — щенки.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.


ЗАДАНИЕ. Вспомни, в каких словах были ошибки. Назови правильные слова! Назови правильные буквы.


На точность зрительной памяти


 Сложные рисунки
ЗАДАНИЕ 1. Посмотри на рисунки и постарайся запомнить.(Рисунок показывать 2 секунды, затем убрать)
ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй по памяти.
ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, как запоминал.


 Часы
ЗАДАНИЕ 1. Какое время показывают каждые часы?
ЗАДАНИЕ 2.Нарисуй по памяти свои ответы.














 Картинки и слова
Вырезаем следующие картинки: горошек, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня сапог, вилка, рыба, бочка, ваза, корова, диван, голубь, часы, голова, букет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, старик, очки, лампа, нога, рояль.

Задание 1. Я буду показывать тебе картинки, на которых изображены различные предметы. Постарайся их запомнить.
Картинки показываются ребенку с интервалом в 2 секунды. Затем карточка переворачивается и откидывается в сторону. Во время работы старайтесь не разговаривать с ребенком. На все возможные вопросы можно будет ответить после выполнения задания. После того, как были показаны все картинки, необходимо сделать 10-минутный перерыв. После этого ребенок без помощи картинок называет те предметы, которые смог запомнить.
Задание 2. Вспомни, что было нарисовано на картинках.



Задания на развитие двигательной памяти

Вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!
Как ходит корова? Покажи!
Как бодается бык? Покажи!
Как ты поднимаешься по лестнице? Покажи!
Как выходит на помост спортсмен-тяжеловес? Покажи!
Как тормозит машина у светофора?. Покажи!
Как милиционер своей палочкой останавливает машину? Покажи!
Как бабушка поправляет очки? Покажи!

В независимости от того, что получилось у вашего ребенка, его надо ПОХВАЛИТЬ!

ЗАДАНИЕ. А теперь вспомни, чему были посвящены загадки в игре.

Задания на словесную память
 Разрезанные предложения
Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения.
1. Барабан висел на стене.
2. Пчела села на цветок.
3. Грязь — причина болезней.
4. Трусость — низкий поступок.
5. Восход солнца в горах.
6. На фабрике произошел пожар.
7. В комнате очень жарко.
8. Лучший отдых — сон.
9. Москва — древний город.
10. Железо и золото — металлы.
11. Россия — великая держава.
12. Мальчик принес книгу.

Сейчас я прочитаю тебе части этих предложений.

1. Барабан.
2. Села на цветок.
3. Грязь.
4. Трусость.
5. В горах.
6. Произошел пожар.
7. Сон.
8. Москва.
10. Металлы.
11. Россия.
12. Принес книгу.


ЗАДАНИЕ. Я буду зачитывать тебе недостающие части этих предложений, а ты постарайся вспомнить подходящее слово и назвать все предложение в таком виде, в каком я его читал.

1. Восход солнца.
2. Пчела.
3. Лучший отдых.
4. На фабрике.
5. Висел на стене.
6. Древний город.
7. Низкий поступок.
8. Очень жарко.
9. Мальчик.
10. Железо и золото.
11. Причина болезней.
12. Великая держава.


ПРИМЕЧАНИЕ. Результаты этого задания целесообразно фиксировать. Количество правильно составленных предложений (совпадающих с оригиналом) можно считать за приблизительный показатель (объем) логической, т. е. опосредованной, немеханической, культурной памяти ребенка.

 Пословицы
Поиграем в пословицы, которые ты хорошо знаешь. Я буду говорить начало пословицы, а ты должен продолжить. Итак:
1. Ученье свет — неученье тьма.
2. В гостях хорошо — дома лучше.
3. Все за одного — один за всех.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
7. Каков мастер — такова и работа.
8. Что посеешь — то и пожнешь.
9. Терпенье и труд все перетрут.
ЗАДАНИЕ. Повтори пословицы, потом только начало пословиц. Повтори окончание пословиц. Еще раз вспомни все пословицы, о которых мы говорили.

 От слова к рассказу
Вариант 1:
Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их объединить. Придумай рассказ с помощью этих слов:
поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весна, ведро.
ЗАДАНИЯ:
— расскажи рассказ;
— перечисли все слова, которые я просил запомнить.
Вариант 2. Слова:
дружба, весна, цветы, крокодил, вода, песни, деньги, горе, болезнь, январь.
Вариант 3. Слова:
собрание, вечер, ягоды, столб, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос.




Список литературы:
6. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. – М., «ВАКО»,2006
7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. - М., «ВАКО»,2004
8. Журналы «Начальная школа» 2003-2008 гг.
9. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр (сост. Турыгина С.В., Кугач А.Н.) – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык - Ярославль, «Академия развития», 2001
11. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. - Ярославль, «Академия развития», 2001
12. Черемошкина Л.В.Развитие памяти детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997




Мышление

Григорьева С.М.

Людей издавна интересовал вопрос о том, как человек думает. Что такое мышление? Как происходит этот процесс? Почему одним людям не составляет труда мысленно представить себе , например, план здания и проводить с ним всяческие операции, или произвести в уме сложные математические вычисления, а другим это недоступно, зато они прекрасно могут представить себе красочную картину, а затем изобразить ее, подобрать по слуху мелодию или предсказать какое-либо событие, доверяясь исключительно своей интуиции?
В повседневной жизни мы объясняем это чаще всего следующим образом: есть люди с математическим мышлением и с гуманитарным. Иначе говоря, "физики" и "лирики". Мы так привыкли употреблять эти термины, что фактически не задумываемся над тем, что они значат. Кроме того, мы считаем "склад ума" некой данностью, полученной человеком при рождении - кому-то дано быть математиком, а кто-то "чистый гуманитарий". Либо же ни то, ни се…

Что такое мышление?
Согласно определению, принятому в современной психологии, мышление - это процесс познавательной деятельности человека который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением
действительности. Видов мышления в современной психологии выделено
множество:
• словесно-логическое,
• наглядно-действенное,
• наглядно-образное,
• теоретическое,
• эмпирическое,
• логическое,
• интуитивное,
• вербально-логическое и т. д.

Мышление особенно активно развивается в школьные годы. Под целостным мышлением мы понимаем совокупность методов логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, т. е. совокупную работу двух полушарий мозга. Левое полушарие, как известно, отвечает за развитие речи, логического мышления. Правое же полушарие ответственно за интуицию, образное мышление, и регулирующую деятельность. К сожалению, до недавнего времени упор в образовании делался на левое полушарие. При восприятии и запоминании материала от ученика требовалось логически осмыслить прочитанное или рассказанное учителем и связно изложить то, что запомнилось.
Целостное же мышление опирается не только на логические операции, но не меньшее внимание уделяет развитию воображения, образности мышления, интуиции. При


Авторские права: Бариева Г.А.


Пожалуйста, оцените конспект - Методические рекомендации по развитию внимания, памяти, мышления младших школьников:
  • 68
 (голосов: 5)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Организация работы творческой группы учителей
  • "Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста"
  • Коррекционно-развивающая программа для детей с задержкой психического разви ...
  • Тренировка внимания и зрительной памяти
  • Из опыта работы по развитию внимания, памяти,мышления, на уроках технологии ...
  • Классный час:"Развиваем память!"
  • Развитие смысловой памяти младших школьников при изучении темы «Пад ...
  • Родительское собрание в 1 классе на тему: «Как помочь ребёнку стать внимат ...
  • Аналитический отчёт за межаттестационный период
  • Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс (VIII).


  • 41066
    Конспект прислал: barievagala 4 декабря 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата