Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем., план., ознакомление с окруж. миром, 3 класс » Программа по окружающему миру 3 класс учебник Плешакова "Школа России" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
![]() |
Программа по окружающему миру 3 класс учебник Плешакова "Школа России" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направлен¬ность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом треть¬его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве¬ке их решение приобретает характер фактора выживания че¬ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, твор¬ческого, социально активного человека, уважительно и бе¬режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю¬щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов¬ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова¬ние опыта экологически и этически обоснованного поведе¬ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле¬ние подготовки к изучению естественно-научных и общест¬воведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправлен¬но создаются условия для развития у учащихся познаватель¬ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих спо¬собностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп¬росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело¬век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осу¬ществлялся на основе следующих ведущих идей: 1. Идея многообразия мира. 2. Идея экологической целостности мира. 3. Идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко про¬являет себя и в природной, и в социальной сферах. На ос¬нове интеграции естественно-научных, географических, исто¬рических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и наро¬дов. В соответствии с экологической направленностью кур¬са особое внимание мы уделяем знакомству младших школь¬ников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его мате¬риальных и духовных потребностей. В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа¬лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учеб¬но-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения яв¬лений природы и общественной жизни, выполняют практи¬ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха¬рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро¬вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно¬го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул¬ки, встречи с людьми различных профессий, организация по¬сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо¬гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружа¬ющего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома. Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и после¬довательно рассматриваются различные природные компо¬ненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Примени¬тельно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природ¬ного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целост¬ность природы. Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоро¬вый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой предс¬тавлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое вни¬мание уделяется вопросам экологической безопасности. Важнейшие представления детей об обществе, его устрой¬стве, взаимосвязях между человеком и обществом, общест¬вом и природой формируются в теме «Чему учит экономи¬ка». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рас¬сматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представ¬лен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по зна¬менитым местам мира. Такой подход позволяет преподно¬сить в единстве знания из областей географии, истории, эко¬номики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме веду¬щие идеи курса. Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми ок¬ружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно про¬должается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем это¬го процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, нача¬тая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на вне¬классных занятиях. ПРОГРАММА III класс (68 ч) Как устроен мир (5ч) Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии— царства живой природы. Связи в природе (меж¬ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутрен¬ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра¬жение — ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко¬логия — наука о связях между живыми существами и окру¬жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно¬го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри¬цательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, рас¬познавание природных объектов с помощью атласа-опреде¬лителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц. Эта удивительная природа (23 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи¬вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни¬ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо¬мия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч¬вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду¬манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды¬хание и питание растений. Размножение и развитие расте¬ний. Роль растений в природе, и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко¬мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи¬вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира¬мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч¬ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга¬низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продук¬тах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при¬родных объектов с помощью атласа-определителя. Мы и наше здоровье (9 ч) Организм Человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь¬ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан¬ка. Значение физического труда и физкультуры для разви¬тия скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами¬ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ¬ме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз¬ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при неболь¬ших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаков¬ках); подсчет ударов пульса. Полезные привычки (8 ч) Наша безопасность (7 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без¬опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен¬ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без¬опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор¬мационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал¬кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули¬це, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра¬вила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загряз¬ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за¬щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрест¬ностях школы. Практическая работа: знакомство с устройством и рабо¬той бытового фильтра для воды. Чему учит экономика (9 ч) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи¬ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об¬разования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи¬ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем¬ных богатств. Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро¬энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш¬ленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе¬ние. Построение безопасной экономики — одна из важней¬ших задач общества в XXI веке. Практические работы: рассматривание и определение об¬разцов полезных ископаемых; знакомство с культурными рас¬тениями, составление устного описания рассмотренных расте¬ний; знакомство с современными российскими монетами. Путешествие по городам и странам (13 ч) Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча¬тельности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо¬жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па¬мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человече¬ства — долг всего общества и каждого человека. Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. К концу 3 класса учащиеся должны знать: человек — часть природы и общества; что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы; взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); взаимосвязи между природой и человеком (значение при¬роды для человека, отрицательное и положительное воздей¬ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; правила гигиены; основы здорового образа жизни; правила безопасного поведения в быту и на улице, основ¬ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос¬ти, основы экологической безопасности; потребности людей; товары и услуги; роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо¬мике, основы семейного бюджета; некоторые города России, их главные достопримечатель¬ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). Учащиеся должны уметь: распознавать природные объекты с помощью атласа-опре¬делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, прос¬тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре¬зультаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвя¬зи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обос¬новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока¬зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи: обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран — соседей Рос¬сии, стран зарубежной Европы и их столиц. Тематическое планирование учебного материала 68 учебных часов (2 часа в неделю). 36 Проверочная работа Полезные привычки (8 ч) 37 Мой характер. Претест 38 Учусь оценивать себя сам 39 Учусь взаимодействовать 40 Учусь настаивать на своем 41 Я становлюсь увереннее 42 Когда на меня оказывают давление 43 Курение (часть 1) 44 Курение (часть 2). Посттест Наша безопасность (7 ч) 45 Огонь, вода и газ Стр. 4 – 7 46 Чтобы путь был счастливым Стр. 8 - 13 47 Дорожные знаки Стр. 14 - 17 48 Опасные места Стр. 18 - 21 49 О молниях, змеях, собаках и прочем Стр. 23 - 28 50 Экологическая безопасность Стр. 29 - 34 51 Проверочная работа Чему учит экономика (9 ч) 52 Для чего нужна экономика Три «кита» эконо¬мики Стр. 36 – 47 4 четверть 16 часов 53 Полезные ископае¬мые Практическая рабо¬та № 9 «Рассматри¬вание образцов по¬лезных ископаемых» Стр. 48 - 52 54 Растениеводство Стр. 53 – 59 55 Животноводство Стр. 60 63 56 Какая бывает про¬мышленность Стр. 64 - 67 57 Что такое деньги Стр. 68 – 72 58 Что такое бюджет Стр. 73 - 80 59 Экономика и эко¬логия Стр. 81 - 86 60 Проверочная работа Путешествие по городам и странам (13 ч) 61 Золотое кольцо России Стр. 88 - 99 62 Золотое кольцо России Стр. 88 - 99 63 Наши ближайшие соседи Стр. 100 - 109 64 На севере Европы Стр. 110 - 119 65 Что такое Бени¬люкс? Стр. 120 - 133 66 В центре Европы Стр. 134 - 143 67 Контрольная работа за 3 класс 68 Как вести себя летом. Задание на каникулы Пожалуйста, оцените конспект - Программа по окружающему миру 3 класс учебник Плешакова "Школа России": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
27783 |
Конспект прислал: Степанова Н. В. 11 июля 2009 Комментарии (0) |
![]() |
![]() |
|
Информация | ![]() |
|
![]() Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||
![]() |
![]() |