Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Конспект по окружающему миру «Москва – столица Российского государства», 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект по окружающему миру «Москва – столица Российского государства», 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
«Москва – столица Российского государства».
Цели: дать учащимся представление о строи¬тельстве Московского кремля и памятниках архитектуры на территории Кремля и Красной площади, который являются замечательными произведе¬ниями русского зодчества, воспитывать у учащихся глубокое уважение к русскому народу, воспитывать бережное отношение к исто¬рическому достоянию; пробудить у учащихся понимание кра¬соты русской культуры. 1.Оргмомент Учитель проверяет готовность учеников к уроку. 2. Повторение пройденного материала. — Какую тему изучали на преды¬дущем уроке? - Давайте вспомним, что нового вы узна¬ли. Учитель проводит опрос, опираясь на иллюстрацию «Кре¬стьянская изба». - Посмотрите на иллюстрацию и опишите крестьянское жили¬ще; для описания можете использовать слова для спра¬вок (на доске: печь, деревянная изба,оконце, затянутое бычьим пузы¬рем, лапти, прялка, де¬ревянная и глиняная посуда, по¬лати, лавки, красный угол).Если учащиеся испытывают трудности в ответе, то учитель задает наводящие вопросы: -Где жили крестьяне? Что находилось внутри избы? Из какой посуды ели крестьяне? -А теперь посмотрите на доску и выберите из перечисленных предметов те, которые суще¬ствовали в домах крестьян того времени (На доске написаны предметы и дети выбирают и называют нужные, остальное стирают с доски): Кровать, стулья, люстра, полати, чугунок, лучина лавки, подсвечник, чайник, кастрюля, полки, самовар, бадья, сундук. В случае затруднения учитель задает наводящие вопросы: на чем спали крестьяне? существовали ли в то время кровати? На чем сидели крестьяне? - А теперь скажите, чем отличалось жилище знатных людей от жилища крестьян? - У кого жилище было больше? -Вспомните, что такое «Домострой»? Выберите правильный ответ: 1. Советы по строительству дома. 2. Полезные правила и советы, по которым следует жить. 3. Сборник песен, пословиц. 3.Актуализация знаний, объявление новой темы. - Ребята, давайте покажем на карте территорию Российского государства. - А теперь давайте покажем Москву. - Вспомните, когда была основана Москва. Поставьте дату на ленте времени. - Ребята, посмотрите на доску (учитель вывешивает картинки с изображением трех кремлей: во времена Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана 3). - Что вы видите? - Скажите чем они отличаются друг от друга? (первый деревянный, второй белокаменный, а третий из красного кирпича). - Из какого материала построен первый Кремль? второй? третий? - А теперь подумайте, при каком князе и какие были построены стены Кремля? Посмотрите, на доске висят таблички, вам необходимо правильно сопоставить князя и Кремль, который был возведен при нем. Выберите табличку с именем князя и прикрепите её рядом с нужным изображением Кремля. - Ребята, трудом ремесленников был создан не только московский Кремль, но и много других сооружений, которые сейчас являются памятниками архитектуры. Самым красивым городом являлась Москва – столица России. - Итак, тема нашего урока – «Москва - столица Российского государства». - Откройте тетради, запишите число и тему. 4. Изучение нового материала. Словарная работа. - Ребята, посмотрите на доску и прочитайте новые слова, которые встретятся нам сегодня на уроке. (Дети читают новые слова и их определения: Архитектор-строитель, зодчий. Усыпальница – место захоронения русских царей. Надгробие – каменная плита над могилой умершего. Сквернословить – ругаться, говорить плохие слова.) Рассказ учителя (во время рассказа учитель демонстрирует учащимся фотографии, изображения). - Как вы уже знаете, в конце 15 века московским княжеством правил Иван 3. При нем княжество укрепилось и стало могущественным государством. Русь при Иване 3 стали называть Россией или Российским государством. А Москва стала центром Российского государства, т.е. Москва стала столицей. В Москву стали съезжаться со всей России купцы, дворяне и служилые люди, приезжали иностранные послы, чтобы попасть к царю. Поэтому в Москве велось большое каменное строительство. Строились новые боярские и дво¬рянские хоромы, православные храмы. Отстраивался и центр города- А Красная ее называли — от слова «красивая». На Красной площади были построены храмы и лобное место. Лобным местом назывался специальный помост, с которого зачитывали царс¬кие указы и выступали перед народом самые влиятельные люди. Также в 16 веке на Красной площади был построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) построен зодчим Постником Яковлевым в 1555 – 1561 годах. Этот собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. А свое название он получил от церковного праздника Покрова. -Мы уже знаем, что строительство проходило и в самом Кремле. На Собоpной площади Кpемля были построены соборы: Успенский, Благовещенский и Аpхангельский, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и дpугие памятники pусской аpхитектуpы. Учитель рассказывает, показывает иллюстрации. Успенский собор. Он стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля являлся главным храмом Руси, в нем венчали на царство царей, оглашали государственные акты, совершали торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Усыпальница – это место захоронения. Их гробницы стоят вдоль стен. Благовещенский собор. В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенскии собор был домашней церковью русских царей. Пост¬роен он был рядом с царским дворцом и соединен с ним переходом. Цар¬ская семья могла, не выходя на улицу, перейти из дворца в Благовещенский собор, чтобы помолиться. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Аpхангельский собоp. Он был постpоен пpиглашенным из Италии аpхитектоpом Алевизом Новым. Постpойка началась пpи Иване III и была закончена пpи его сыне, великом князе Василии Ивановиче. Аpхангельский собоp еще со вpемен Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и цаpей. Архангельский собор стал усыпальницей русских царей. Внутри хра¬ма хоронили всех умерших царей. Над каждым захоронением ставили ка¬менную плиту — надгробие. Все надгробия сохранились до наших дней. В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из мечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 14 веке примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В начале 16 века эту церковь разобрали и заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. Колокольня была самой высокой башней в Москве. Ее высота составляла 81 метр. Наверху с колокольни можно было увидеть весь город. В Москве запрещалось строить здания выше этой коло¬кольни. Рядом с Благовещенским собором расположилась Грановитая палата. Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал, т.е. там находился царский трон. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в конце 15 века русскими мастерами под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Здесь царь устраивал праз¬дничные обеды и официальные приемы знатных гостей, купцов и иност¬ранных послов. Здесь же проходили заседания Земского собора. За колокольней Ивана Великого располагалась Ивановская площадь. На эту площадь выходили царские слуги и громко зачитывали царские указы. Так люди узнавали об очередном решении царя. На Ивановской площади была установлена Царь-пушка. Отлил ее мастер Андрей Чохов. Весила она 40 тонн. Это сейчас Царь-пушка находится на Ивановской площади, в Кремле, а раньше она стояла в Китай-городе, защищая переправу через Москву-реку и Спасские ворота. Стрелять можно было только с особого лафета. Ныне пушка покоится на новом станке, и ядра, лежащие возле нее, декоративные, отлитые в прошлом столетии. Позже по соседству с Иваном Великим, на Ивановской пощади, на пьедестале стоит Царь-колокол. Отливал Царь-колокол Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом. Такого колокола нигде еще не бывало – весил он двести тонн. Главным же зданием в Кремле был царский дворец. Царский дворец поражал гостей своим великолепием и богатым убранством. Перед двор¬цом постоянно толпились люди. Бояре и дворяне приходили доложить царю о государственных делах. Послы ждали царского приема, чтобы вручить дары и грамоты от своих правителей. Приходили люди с челобитными ис¬кать защиты и справедливости у царя. Но не всякого посетителя пускали в царский дворец. Запрещалось туда входить больным людям, а также вносить какое-либо оружие. Даже инос¬транные послы при входе в царский дворец отдавали свое оружие слугам. Запрещалось во дворце сквернословить, то есть ругаться (определение заранее записано на доске). За бранные сло¬ва царские слуги могли и язык отрезать. В Кремле заседали Боярская дума и Земский собор, работали приказы. Из Кремля царь руководил Российским государством. Московский Кремль был не только центром столицы, но и сердцем России. Работа с учебником. - Ребята, а теперь откройте учебники, давайте прочитаем параграф. После прочтения ученики отвечают на вопросы учителя: - Из какого материала строили новый Кремль? - Почему Красная площадь так называлась? - Для чего предназначалось лобное место? - Сколько всего башен в Кремле? - Расскажите о башнях Кремля. - Какой храм стал усыпальницей русских царей? - Какой храм стал домашней церковью русских царей? 4. Первичное закрепление знаний. Работа в тетрадях. Откройте тетради, запишите новые слова, их определения, а также памятники архитектуры, которые записаны на доске. - Как выглядела Красная площадь в конце 15 и 16в? - Назовите сооружения Московского Кремля о которых вы сегодня узнали. - Назовите сооружения Красной площади. - Ребята, как вы думаете почему в Москве в 16 веке началось активное строительство нового Кремля, возведение соборов? - Вспомните, чем стала Москва по отношению к Российскому государству? - Москва стала столицей Российского государства, т.е. его центром. Как вы думаете почему? - А теперь давайте разгадаем кроссворд (учитель открывает заранее начерченный кроссворд). -Вам надо разгадать 7 слов, и тогда мы получим ключевое слово в кроссворде. 1. Храм, который стал домашней церковью русских царей? 2. Как называется палата, в которой царь устраивал праз¬дничные обеды и официальные приемы знатных гостей, купцов и иност¬ранных послов? 3. Как называется собор, расположенный на Красной площади, построенный в честь взятия Казани Иваном Грозным? 4. Место на Красной площади, с которого зачитывались указы царя. 5. Как звали князя, при котором началось строительство кирпичного Кремля? 6. Место захоронения русских царей. 7. Башня Кремля, на которой в наше время находятся куранты. - А теперь посмотрите внимательно, какое ключевое слово мы получили? (Ученики отгадывают кроссворды и записывают ответы: Успенский.Грановитая.Покровский.Лобное.Иван.Усыпальница.Спасская.Столица.) 5. Подведение итогов. - Ребята, какая тема была сегодня у нас на уроке? - Москва стала столицей Российского государства, т.е. его центром. Как вы думаете почему? - О каких памятниках архитектуры вы сегодня узнали? -Какие новые слова вам повстречались? - Что вам запомнилось и понравилось больше всего на уроке? Пожалуйста, оцените конспект - Конспект по окружающему миру «Москва – столица Российского государства», 4 класс: |
|
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4933 |
Конспект прислал: Karna 27 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||